МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политические партии и движения

    государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.

    Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений

    является показателем развитости гражданского общества, свидетельством

    многообразия и структурированности его интересов.

    Общественная организация — это добровольное объединение граждан на

    основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную

    структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или

    коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие

    устава, специализированного управленческого аппарата, относительная

    стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее

    имущественной основы (членские, целевые взносы).

    Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести

    профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные,

    женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей,

    композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные

    общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом

    территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные,

    общегосударственные, международные общественные организации.

    Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан,

    преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной

    структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются

    массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной

    аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и

    спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят

    преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

    Типология общественных движений может проводиться по различным

    основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное,

    экологическое, женское молодежное движения, движение за расовое и

    национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные

    движения и многие другие.

    По отношению к существующему строю общественные движения делятся на

    революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные,

    реакционные; по способам и методам действий — на насильственные и

    ненасильственные.

    Общественные движения могут формироваться на различной социальной

    основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-

    освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер.

    Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер — рабочие,

    крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции,

    фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться

    и по половозрастным признакам — молодежное, детское, женское движение,

    движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения

    ученых, врачей, писателей и т.п.

    Деление добровольных объединений на общественные организации и

    движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их

    разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных

    принципов зачастую становятся основой для образования общественных

    организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического

    движения обусловило создание различного рода экологических союзов и

    ассоциаций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. Народные движения

    и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в

    национально-демократические партии.

    2.2. Политическая роль общественных организаций и движений

    Как указывалось выше, общественные организации и движения не ставят

    своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются

    открытого контроля над ней. Они занимаются политической деятельностью лишь

    постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной

    сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной). Но хотя

    общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно

    политических целей, их деятельность объективно носит политический характер.

    Уже сам факт пользования гражданами конституционным правом на объединение

    включает их в орбиту политических действий.

    Степень воздействия различных общественных формирований на

    политические отношения различна. Одни из них — рабочее, профсоюзное,

    национальное движения и др. — оказывают существенное воздействие на

    политическую ситуацию, другие — практически не участвуют в политической

    жизни. Однако в современных условиях всеобщей политизации общества ни одно

    из общественных объединений не может полностью устраниться от прямого или

    косвенного участия в политическом процессе. Политическая роль общественных

    организаций и движений состоит в оказании влияния на процесс принятия

    политических решений органами государственной власти и управления на

    различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные

    структуры.

    Общественные организации и движения выступают как своеобразные группы

    интересов и группы давления. Концепция групп интересов или заинтересованных

    групп разработана американскими политологами А. Бентли, Д. Трумэном и

    другими и давно пользуется признанием в западной политологии. Согласно А.

    Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в

    определенные группы людей за достижение своих целей и интересов. Группы

    интересов— это "добровольные организации, созданные для выражения и

    представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с

    другими группами и политическими институтами, так и внутри самих

    организаций" [1]В конкуренции групп значительная часть организованных

    интересов получает удовлетворение по каналам гражданского общества. Но в

    ряде случаев осуществление коллективных потребностей членов группы требует

    властных решений. Если группа интереса добивается удовлетворения

    собственных интересов путем целенаправленного воздействия: на институты

    публичной власти, то она характеризуется как группа давления. Понятие

    "группа давления" раскрывает динамику превращения социально-групповых

    интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор.

    Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов,

    которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт,

    культурное влияние, этнические и религиозные связи и др.). Профессиональные

    союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей,

    добровольные общества и другие общественные объединения (кроме политических

    партий) представляют собой разновидность групп интересов.

    Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций

    общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их

    место в системе гражданского общества и правового государства, а также

    показать формы, способы проявления их активности. К числу основных, общих

    для всех общественных организаций и движений функций относятся:

    1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов

    объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью

    удовлетворения тех или иных специфический потребностей, связанных с

    профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями,

    индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально М01^

    выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной

    форме. Общественные организаций и движения преобразуют такие расплывчатые

    взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения,

    способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с

    политическими партиями общественные организации и движения решают в

    определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования

    посредством дискуссий множества частных требований и установления между

    ними определенной иерархий и приоритетов. Особое значение эта функция

    общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой

    партийной системы.

    Функция социальной интеграции и мобилизации пред

    полагает объединение и организацию членов группы и их

    сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и

    более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного

    объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание

    общественности к острым проблемам, выдвигают

    свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

    Функция социализации. Привлекая своих членов к

    решению общественно значимых проблем, общественные

    организации и движения способствуют формированию их активной жизненной

    позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению

    граждан к управлению государственными и общественными делами.

    Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов

    своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами.

    Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и

    выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут

    на себя обязательство

    представительства этих интересов, доведения требований

    группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих

    элит.

    Воздействие общественных объединений на властные структуры может

    осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства

    (через избирательные системы); прямого, функционального представительства

    организованных интересов. Основными формами и методами давления

    общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

    . непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав

    представительных и исполнительных органов власти;

    . поддержка, в том числе финансовая, на выборах

    близких политических партий и их кандидатов;

    . участие в разработке, подготовке законодательных и

    других нормативных актов;

    . участие в работе парламентских комиссий, межведомственных

    комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных

    групп при различных государственных органах;

    . организация пропагандистских кампаний в средствах массовой

    информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;

    . забастовки, митинги, демонстрации и др.

    Особо следует указать на такую форму представительства и защиты

    групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ, lobby —

    кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые

    законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых

    интересов. В более узком смысле слова лоббирование означает

    непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом,

    принимающим решения, — как посредством формализованных каналов и структур,

    так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные

    переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы

    добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных

    актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с

    этой целью в институты государственной власти.

    В странах Запада сложилась широкая сеть специализированных лоббистских

    служб — юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям с

    общественностью, оказывающих посреднические услуги в установлении контактов

    между группами интересов и государственными органами. В США и ряде

    европейских стран лоббистская деятельность регламентируется законом и

    находится под финансовым контролем. Однако сама природа лоббизма как

    политического явления исключает возможность его полного контроля. Поэтому в

    практике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотреблений,

    использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия

    (шантаж, подкуп, угрозы, взятки).

    5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является

    функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и

    испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в

    силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый

    канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых

    самоуправленческих форм социальной активности населения.

    2.3. Разновидности современных общественно-политических движений.

    Общественные организации, как было отмечено выше, являются важным

    институтом развитого гражданского общества. Развитость этого сектора в

    структурном, качественном отношениях — своего рода показатель развитости

    демократии как таковой в данном обществе, индикатор уровня социального

    развития, умонастроений, реальных прав, свобод и возможностей граждан.

    Общественные организации являются важнейшим инструментом выражения и

    достижения целей, поставленных перед собой группами (объединениями)

    граждан.

    В зависимости от поставленных целей и задач, способов и методов их

    достижения общественные организации делятся на несколько видов, типов (в

    зависимости от принципа систематизации). Среди множества подходов к

    систематизации типологизации общественных организаций следует выделить

    следующие, наиболее употребимые:

    1) по возрастному составу членов организации:

    а) детские (Белорусская пионерская организация, Белорусский Союз

    Скаутов);

    б) молодежные (Белорусский Союз Скаутов, Белорусский Союз молодежи,

    Лига Добровольного труда молодежи);

    в) ветеранские (организации ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов

    (войны в Афганистане) и др.

    2) по тендерному критерию:

    а) женские; б) сексуальных меньшинств.

    3) по профессиональному составу (целям, сфере деятельности):

    а) рабочих; б) рабочей и сельской интеллигенции; в) научной

    интеллигенции и т.д.

    по социальному составу;

    по способам и методам действий:

    а) радикальные; б) террористические; в) неформальные и др.

    6) творческие союзы:

    а) художников; б) писателей и др.

    7) по административно-территориальному охвату (юрисдикции)

    деятельности:

    а) международные; б) республиканские (общефедеральные); в)

    региональные (областные, федеральные); г) городские; д) сельские и др.

    Среди множества классификаций, применимых к структурному анализу

    общественных объединений, следует учитывать и подходы, точки зрения

    политологов, исследователей, влияющих как на определение критерия

    систематизации; так и на выделение конкретным структурных компонент в ее

    рамках. Пример: марксист, по всей видимости, систематизирует по социальному

    составу общественные объединения на: рабочие, крестьянские, дворянские и

    др. (т.е. по классовому признаку в соответствии с теорией марксизма-

    ленинизма); современные же политологи более склонны брать «на вооружение»

    англо-американские методики систематизации «третьего сектора» , где уже под

    термином «класс» может подразумеваться группа с определенными доходами

    (например, «средний класс») и т.д.

    Переломные моменты общественного развития характеризуются, как

    правило, интенсивным "всплеском" самодеятельной активности масс. Из

    последних изменений в политических системах стран Западной Европы и США

    следует назвать появление и достаточно активную роль в общественно-

    политической жизни так называемых «новых социальных движений» (НСД).

    Как таковые НСД оформляются в 1970-е гг. как результат системных

    изменений в западноевропейских обществах: общий кризис морали и ценностных

    установок западноевропейского общества, НТР и развитие сети коммуникаций,

    нерешенность и усугубление многих социальных проблем (экология,

    милитаризация, региональные конфликты и терроризм, снижение качества жизни

    и др.), скепсис в отношении эффективности демократии, ее институтов,

    недоверие традиционным общественным объединениям (партиям, профсоюзам и

    т.п.), органам государственной власти, стремление граждан к

    непосредственному участию в решении различных вопросов (в т.ч. и

    глобальных). Основные направления НСД: экологическое, антивоенное

    (пацифистское), гражданских инициатив (правозащитное), неофеминизм,

    солидарности со странами третьего мира, коммунитарное движение и, конечно

    же, антиглобалисты, неокульты (секты, новые религиозные движения).

    Новые социальные движения представляют собой демократические движения

    протеста с широкой социальной базой, массовостью, новой проблематикой и

    требованиями. Костяк новых социальных движений составили экологические,

    антивоенные, неофеминистские движения, движения в защиту гражданских прав и

    др. Несмотря на разнообразный социальный состав, мозаичный характер

    концепций, участников данных движений объединяет критическое отношение ко

    многим реалиям современного общества, стремление найти оригинальные решения

    глобальных и некоторых других актуальных проблем.

    Особенностью новых социальных движений стал поиск новых форм, стиля,

    образа жизни, разнообразие и необычность форм и методов социального

    протеста. Широкое распространение получили так называемые альтернативные

    движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-

    политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.