МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая власть

    нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры,

    появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда

    считают, что ее обезглавили". Длительное время в истории политической мысли

    господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант

    и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть —

    производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к

    разуму как единственному судье над всем существующим, требовали

    установления разумного общества в соответствии с естественными правами

    человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф.

    Бэкона, для коммунистических утопий от Т. Мора до Э. Кабэ. Философское

    обоснование И. Кантом теории правового государства также базируется на

    принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.

    Широкое распространение получили поведенческие концепции власти.

    Основные идеи поведенческого (бихевио-рального) направления были выдвинуты

    в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета,

    которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать

    политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны

    пройти испытание фактами.

    Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку

    свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек — это

    человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть

    есть политика. Но политика — сфера социального взаимодействия, потому

    индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли

    людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем

    стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть

    этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают

    люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии,

    политические организации, государство. Государственная власть

    воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения,

    борьбы политических субъектов, их воли к власти.

    Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти

    (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения,

    "сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений

    зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы,

    вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает

    наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

    Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре

    побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш

    состоит в увеличении объема власти. Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш

    определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает,

    что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить

    их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра

    охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не

    найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть

    самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее

    самой, а не навязываться извне.

    Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из

    американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором

    всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена

    на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком

    власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и

    предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

    Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов,

    демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача,

    счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить

    свои доллары в голоса избирателей, свою собственность — в политическую

    власть. По Мерриаму, бизнес — диктатор в семье власти. Борьба за власть

    мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым

    характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны

    выигрыши и проигрыши. Основа этого мира — человеческая природа с ее

    истоками всех импульсов человеческого поведения.

    Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное

    отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это

    отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление

    сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками

    властных отношений, раздел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью

    обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться.

    Объект власти может стать ее субъектом.

    3.4. Разделение власти.

    Разделение власти является основным механизмом функционирования всех

    видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из

    свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми

    формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В

    политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения,

    организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение,

    распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически

    сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в

    специализацию власти разных лиц и институтов.

    Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную

    (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество

    между этими властями продолжалось многие столетия. Для многих государств

    оно не завершено и ныне, при этом исход его далеко не однозначен для многих

    регионов мира. В самом светском государстве рано началось разделение

    профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между

    центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть

    разных уровней с разными функциями. Разделение власти на государственном

    уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами

    между королевской властью и парламентами ("Славная революция" 1688 г. в

    Англии, переросшая в войну короля и парламента, смену династий; Французская

    революция). Велась также многовековая борьба за право участия народа в

    правлении — избирательные права, иначе говоря, за разделение власти между

    государством и обществом. Всеобщее избирательное право было установлено

    лишь в XX веке и то не повсеместно.

    Проекты разделения единой государственной власти на несколько

    независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и

    контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода

    принадлежал Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть на

    законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную,

    ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII

    веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на

    законодательную, исполнительную и судебную.

    Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики

    Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе

    разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

    Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они

    взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

    Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере

    судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях

    между властями. Отношения между разделенными властями регулируются

    законами, положениями конституции, традициями политической культуры

    общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно

    это характерно для стран, которые только начинают осваивать систему

    разделения властей. К таким странам можно отнести и Беларусь.

    Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти

    доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто

    формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может

    оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.

    Следует иметь в виду, что власть разделяется не только между легальными

    структурами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы,

    закулисная борьба, законспирированные организации типа органов

    безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и

    нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие

    властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы

    скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия

    для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации,

    политических заговоров и переворотов.

    3.5. Ресурсы власти

    Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование

    которых обеспечивает влияние на

    объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют

    собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо

    средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека

    (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить

    человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь

    (оружие, карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное

    пособие. Часть 1. — 1993. — С. 110).

    Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В

    их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних

    дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами

    и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы,

    обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу,

    опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр

    принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические,

    социальные, культурно-информационные ресурсы.

    Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции

    (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.).

    Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные

    чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом,

    налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за

    жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в

    том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение

    может быть физическим, психологическим, моральным.

    Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык

    власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов

    зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов,

    клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры

    власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных

    политических процессах, избирательных кампаниях.

    К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал

    страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство

    общества, природные богатства, численность населения, его качество

    (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют

    традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие

    населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих

    задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во

    всех ее формах, средства массовой информации. Различные ресурсы

    используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов

    имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные

    объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена

    молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена

    революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше

    распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В

    обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование

    материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за

    жизнь, здоровье, благосостояние.

    Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет

    предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка

    вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих

    военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо

    стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий

    уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и

    принуждения.

    4. Политическое господство и политическая легитимность.

    4.1. Понятие политического господства.

    Для характеристики властных отношений часто используется термин

    "господство". Для того чтобы власть выполняла общественные функции, была

    прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть,

    закреплена в определенных институтах, учреждениях, формах. Тем самым

    воспроизводятся и закрепляются отношения властвования и подчинения,

    разделение управленческого труда и связанные с ними привилегии. Тем самым

    устанавливается определенная социальная иерархия, лестница, и занятие тех

    или иных ступенек этой лестницы позволяет принимать решения, приказывать,

    разрешать или запрещать.

    Формой общественной организации власти является господство. Господство

    определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму

    социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и

    подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение

    особого аппарата управления. Господство — это политический порядок, при

    котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться

    под демократическим контролем вторых.

    Господство включает экономические, политические, идеологические

    аспекты. Многие политологи считают экономическое господство наиболее

    важным, ибо это власть собственников средств производства, денег, других

    общественных богатств. Деньги оказывают сильное влияние на проведение

    избирательных кампаний и итоги выборов, используются для подкупа политиков,

    для влияния на средства массовой информации и т.д. Политическая власть

    санкционирует экономическое господство. Потому государственная власть есть

    верховенство экономически господствующих сил. Идеологическое господство

    призвано обосновать этот порядок, оправдать его, представить как

    справедливый и гуманный.

    В современных демократических государствах всевластие крупного капитала

    сдерживается конкуренцией, участием трудящихся в принятии производственных

    решений, в распределении прибыли, налоговой политикой государства и другими

    способами. В этих странах достаточно самостоятельна политическая власть,

    способная подчинить экономическую власть собственным целям, иметь

    первенство над экономикой. Политическая власть не допускает монополизации

    средств массовой информации в руках определенных лиц и группировок, а также

    правительства, ибо это может помочь определенной группировке длительное

    время сохранять свое господство, невзирая на неэффективность экономической

    и иной политики. Демократический строй предполагает разделение господства

    путем формирования множества центров экономического влияния, разделения

    власти между государством, партиями, группами интересов, а также самой

    государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную,

    утверждения культурно-информационного плюрализма, доступности образования.

    Политическое господство проявляется обычно как средство приобретения

    социального господства, то есть привилегированного положения в обществе.

    Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к

    знаниям для себя и своих детей. Богатство, в свою очередь, повышает шансы

    на вхождение в политическую элиту, доступ к образованию, средствам массовой

    информации. Таким образом, происходит накопление власти, усиление

    господства. Альтернативой господству является самоуправление общества,

    однако, оно возможно в небольших пределах и территориях, а не в рамках

    современных государств.

    4.2. Легитимность власти

    Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление

    восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие

    от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл —

    признание данной государственной власти и территории государства на

    международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция

    против насильственной смены власти и перекройки государственных границ,

    против произвола и охлократии.

    Легитимность означает признание населением данной власти, ее права

    управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается

    им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой,

    авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в

    обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным

    политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти

    означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной

    частью общества.

    В политологии используется также термин "легальность" власти.

    Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти —

    юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность,

    соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими

    функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы,

    даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же

    время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может

    существовать и нелегальная власть, например, мафии.

    Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно

    связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из

    моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести.

    Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а

    если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы.

    Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

    Очевидно, что легитимность может быть, как завоевана, так и потеряна.

    Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от

    обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать

    оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются

    привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно

    только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической

    власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной,

    временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих

    действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а

    не потому, что такова ее добрая воля.

    Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть

    прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям

    (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям,

    реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического

    прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для

    оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и

    врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних

    традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

    Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом

    Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма,

    легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде".

    В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при

    преобладании одного из них.

    4.3. Традиционная легитимность

    Традиционная власть основана на вере в священный характер норм,

    обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают

    основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было

    всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди,

    то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти.

    Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных

    изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения

    на протяжении многих поколений.

    Традиционная власть была характерна для древних восточных империй

    (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная

    легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей

    мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие

    повинуются старшим. Поэтому, как считал М. Вебер, полезно сохранять

    наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять

    авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

    4.4. Харизматическая легитимность

    В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип

    управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма

    означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер,

    по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет,

    Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у

    Ленина,

    Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля,

    Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных

    политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим

    Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина,

    Сталина, Мао Цзэдуна. Харизматический тип властвования развивается в

    условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический

    авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей,

    сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их

    преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет

    "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для

    возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание

    харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со

    стороны последователей. Харизматическая власть является относительно

    нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее

    удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность,

    решать новые задачи.

    В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому

    числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство

    переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

    Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм,

    характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим

    для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность

    нижестоящих вышестоящим и всех вместе — главе клана. Этому типу не всегда

    чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть

    поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к "отцу" нации

    или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная

    идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии

    на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении

    режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном

    развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое

    назначение.

    4.5. Легальная или рационально-правовая легитимность

    Легальная власть основывается на признании юридических норм,

    конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти

    нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом

    процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему

    законодательству, которое предусматривает свободно волеизъявление граждан,

    выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона,

    ограничение сферы деятельности государства.

    Рационально-правовая легитимность характерна для демократических

    государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами

    общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим

    институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства,

    а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

    В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как

    правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а

    новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того,

    каким способом он попытается утвердить свою легитимность. Среди трех

    выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти —

    традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух

    последних.

    Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь

    рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти

    основывается на признании законными ведущими к ней путей. В обществе

    формируется согласие относительно "правил игры" на политической арене.

    Такое согласие может стать основой стабильности режима.

    Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру

    населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому

    большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе

    основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ

    харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и

    источник, и

    осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него

    надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому

    режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить

    репрессии.

    Современная белорусская государственность является режимом

    харизматического типа. Нечеткое разграничение компетенции между

    государственными органами и ветвями власти, пренебрежение существующими

    правовыми нормами, половинчатый характер законов и их игнорирование — все

    это свидетельствует о том, что рационально-правовой способ легитимации

    власти только формируется.

    Возможно также появление этнической легитимности, то есть формирование

    властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность

    развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции

    идеей национального государства, становления этнократии. Этническая

    легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией

    мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип

    легитимности.

    4.6. Средства легитимации власти.

    В литературе выделяются следующие средства легитимации власти:

    политические, идеологические, правовые, этические, психологические.

    Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в

    законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики,

    формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной

    аргументацией является деление участников политических отношений на друзей

    и врагов; апелляция к истории, воле народа, национальным традициям; к

    экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики

    подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость,

    человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая

    легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая

    обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса.

    Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и

    повышение благосостояния населения также является эффективным средством

    легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

    В наше время многие государства переживают кризис легитимности, что

    проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах,

    глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой

    доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих

    политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики

    умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность

    восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных

    качеств политической элиты.

    Заключение.

    Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает

    социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет

    воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств,

    которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти

    политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-

    опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и

    решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство,

    парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между

    конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей

    большие массы людей, регулирует отношения между группами во время

    стабильности, общего согласия.

    Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к

    властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

    Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт,

    и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм

    несправедливости. Политология должна в одинаковой степени охватывать как

    существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные

    величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины.

    Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно

    исследовать проблемы политического господства и правления, господства и

    сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы

    правления в рамках различных государств.

    Список литературы:

    1. Социально-политический журнал № 3 1996г.

    2. Социально-политический журнал № 7 1990г.

    3. Социально-политический журнал № 6,7 1992г.

    4. Введение в политологию.

    5. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.

    6. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.

    7. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.

    8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.

    9. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.

    -----------------------

    Объекты власти.

    Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.

    Источники власти.

    Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна,

    интерес, и др.

    ВЛАСТЬ

    Субъекты власти.

    Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические

    партии.

    Ресурсы власти.

    Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и

    т.д.

    Функции власти.

    Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация,

    организация, мобилизация.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.