МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая культура

    приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

    подписанную главами 133 стран.

    На второй Конференции, состоявшейся в Копенгагене в 1980 году, была

    принята программа действий на вторую половину Десятилетия Женщины, в

    которой особое внимание уделялось проблемам феминистского движения,

    вопросам политики в области образования и здравоохранения, анализировались

    планы теоретической и практической деятельности.

    За пять лет создана международная сеть для сотрудничества ученых и

    практиков. Влияние этой сети и проведение исследований в мировом масштабе

    нашли отражение в работе заседаний по программе "Изучение женской

    проблематики в мире", состоявшейся в 1985 году в рамках Третьей Всемирной

    Конференции, проводившейся в Найроби, (Кения), когда отмечался конец

    "Десятилетия для женщин". На ней были произведены обзор и оценка

    достигнутых результатов и встретившихся трудностей в рамках Десятилетия

    Женщины, а также приняты. Перспективные стратегии в области улучшения

    положения женщин на период до 2000 года.

    Целью Четвертой Всемирной конференции, проходившей с 4 по 15 сентября

    1995 года в Пекине являлось восстановление интереса к проблемам женщин и

    сосредоточение внимания на новых включенных во всемирную повестку дня

    проблемах. Основными областями, вызывающими наибольшую озабоченность и

    препятствующими улучшению положения женщин в мире являются:

    1. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами

    человека. (В принятых в 1993 году Всемирной конференцией по правам человека

    Венской декларации и Программу действий было заявлено, что осуществление

    прав женщин является одной из первоочередных задач правительств и ООН.

    Права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью

    всеобщих прав человека.

    2. Участие женщин в принятии решений на всех уровнях. В 1980-1985 годах в

    Верховном Совете РФ женщины составляли 35%. В настоящее время в Федеральном

    собрании 11,4% женщин (в Совете Федерации — 5,6%, в Государственной Думе —

    13,6%). Среди глав администраций субъектов РФ и крупных городов женщины

    составляют около 22%. Среди руководителей федеральных органов

    исполнительной власти три женщины. Совершенно очевидно, что такое

    представительтво женщин на руководящих должностях не позволяет им оказывать

    существенного влияния на процессы принятия решений и активно участвовать в

    их реализации.

    3. Обеспечение равных прав и равного обращения на рынке труда. В ходе

    формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции в отношении

    женщин. Доля женщин среди безработных на 1 января 1994 года составила

    67,9%, причем женская безработица носит более продолжительный и затяжной

    характер. Заработная плата женщин в среднем почти на треть ниже, чем у

    мужчин.

    4. Охрана здоровья женщин. Основные показатели здоровья женщин и детей в

    России с середины 80-х годов ухудшаются. Возросла заболеваемость почти по

    всем группам болезней. С 1991 года стал повышаться уровень младенческой

    смертности.

    5. Насилие в отношении женщин. Эта проблема не получила до сих пор

    должной оценки и необходимого разрешения. Насилие в отношении женщин имеет

    место во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью, и

    приобретает различные формы, в том числе принуждение к проституции,

    изнасилования, убийства на сексуальной почве, садизм, незаконная

    международная торговля женщинами и т.д.

    Из всего вышесказанного видно, что женщины оказывают значительное

    воздействие на политическую жизнь и политическую культуру общества в рамках

    своей субкультуры. Они принимают активное участие в решении многих проблем:

    возникающих в процессе жизнедеятельности общества. При этом круг вопросов

    не ограничивается сугубо гендерными проблемами, но охватывает и многие

    сферы жизни от разоружения до защиты природной среды.

    РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБКУЛЬТУР. СПЕЦИФИКА РОССИИ. Единство политической

    культуры способствует стабильности общества, достоверному прогнозированию

    многих политических процессов. В действительности же вследствие социальной

    разнородности общества различные политические субкультуры, существующие в

    нем, могут оказаться источником дестабилизации общественно-политической

    жизни. Не исключено, что "степень совместимости между различными

    субкультурами явится главным фактором, влияющим на политическую

    стабильность данной страны".

    Различные политические субкультуры могут спокойно уживаться друг с

    другом, взаимодействуя в рамках единой для всего общества политической

    культуры. Такое единство — источник общественной стабильности. В социально

    неоднородном обществе существует и контркультура: направленная против

    господствующих отношений и играющая роль "возмутителя спокойствия".

    При появлении серьезных разногласий, несовпадении интересов культур и

    субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной

    политической культуры.

    Она характеризуется утерей общих идеалов и ценностей, приоритетом

    местничества, национализма, группового эгоизма. Фрагментарая политическая

    культура — неизбежный атрибут революций, переломых периодов общественного

    развития. Примером фрагментарной культуры является политическая культура

    Канады. Исследования, проведенные в этой стране, показали, что канадцы не

    очень часто идентифицируют себя с федеральным правительством. На вопрос о

    том, какое правительство им ближе — федеральное или провинциальное,

    большинство респондентов назвали последнее. Также фрагментарную

    политическую культуру имеют Германия, Франция, Италия и ряд других стран.

    Фрагментарностью отличается политическая культура советского общества.

    Серьезными основаниями для формироваания разных политических субкультур

    являются социально-этнические различия. Вряд ли подлежит сомнению, что

    политические культуры, например, народов Прибалтики и Средней Азии не

    совпадают по своим качественным характеристикам. Эти субкультуры нельзя

    разделить по принципу "лучше — хуже", "высокая — низкая". Они просто

    разные, обусловленные прежде всего особенностями социально-культурного

    развития этих народов.

    Различия в субкультурах сказываются на восприятии нынешних проблем

    российского общества, на подходах к их решению.

    Фрагментарность политической культуры особенно проявляется в переломные

    периоды общественного развития, когда рушатся привычные представления и

    установки, прерывается преемственность норм политической культуры,

    образуется определенный разрыв между политической культурой старших

    поколений и формирующейся политической культурой новых поколений.

    Так, в России ныне рушатся устоявшиеся взгляды, традиции, прерывается

    преемственность норм политической культуры. Новое поколение диктует свои

    идеалы и ценности. Возникает настоятельная необходимость в согласии

    интересов носителей различных культур и субкультур во имя сохранения

    гражданского мира.

    История многих обществ свидетельствует, что фрагментарность политической

    культуры негативно влияет на стабильность политической системы. Поскольку

    наличие нескольких политических субкультур — обычное явление, то в обществе

    существует проблема их совместимости и согласования интересов их носителей

    для обеспечения стабильности всей общественной системы.

    Для России свойственна определенная гетерогенность, множественность

    субкультур с различными конфликтующими, а зачастую и противоборствующими

    установками, ценностями, ориетациями. Кроме того, российской политической

    культуре присущи конфликты не только интересов, установок, ориентаций, но и

    основополагающих ценностей. Поэтому переустройство России, особенно переход

    к демократии, немыслимо без обеспечения влияния разных культурных традиций

    на центры власти, невозможно без учета многообразия культур.

    Непременной предпосылкой для возникновения демократии в любом обществе

    является наличие в нем описанной в классической политологической литературе

    гражданской культуры и тесно связанной с ней демократической политической

    культуры. В современном российском обществе демократическая политическая

    культура только начинает складываться. Однако возникнуть она не может без

    опоры на нормы и ценности, укорененные в данном обществе, на принятые в нем

    навыки политического поведения. В странах Запада гражданская политическая

    культура складывалась постепенно, включая в себя старые ориентации и

    дополняя их новыми, которые постепенно сливались с первыми, образуя некий

    новый синтез; таким образом обеспечивалась непрерывность, преемственность

    развития.

    В российской ситуации такой путь значительно осложнен. В XX в. на

    характер российской политической культуры сильнейшее влияние оказали

    уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества,

    гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных

    регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической

    идеологии, что нарушило российские традиции, преемственность поколений и

    развитие ценностей плюралистического образа жизни.

    Кроме того, специфика традиционной российской политической культуры

    состоит прежде всего в глубоком внутреннем расколе между культурами,

    укладами, конфликте ценностей (западничество и почвенничество, анархизм и

    этатизм, радикализм и патриархальный консерватизм). Непоколебимая

    уверенность в правоте "своих" принципов (обычаев, традиций, лидеров и

    проч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромиссов

    ориентиров граждан поддерживают в российской политической культуре этот

    раскол. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не дает

    возможности выработать единые ценности политического устройства России,

    совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить

    внутреннюю целостность государства и общества. Учитывая противоречивость

    российской политической культуры, правильнее, вероятно говорить не о

    переходе от традиционной политической культуры к демократической, как это

    иногда представляется некоторыми политологам, а — о формировании

    демократической субкультуры как одной из субкультур современного

    российского общества. Очевидно, что еще в течение длительного времени в

    общественном сознании будет весьма сильно влияние других субкультур —

    национал-консервативной и коммунистической.

    Основная проблема формирования демократической субкультуры состоит в том,

    что новые предлагаемые обществу идеи, нормы и ценности должны быть

    определенным образом созвучны традиционным для него ценностям, они не

    должны вступать в неразрешимое противоречие с основополагающими установками

    массового сознания, с базовыми ценностями. Отбор тех идей и ценностей

    современной демократии, корые актуальны для россиянина сегодня, произойдет,

    вероятно, постепенно, в ходе самого процесса формирования демократической

    субкультуры.

    Р.А. Даль, американский политолог, утверждал, что общество с ярко

    выраженными и противостоящими друг другу субкультурами (этнического,

    религиозного, культурного, лингвистического характера) не может стать

    обществом развитой, широкомасштабной современной демократии (называемой им

    полиархией).

    Свой вариант разрешения проблемы перехода к демократии неоднородных,

    многосоставных обществ предложил другой американский политолог А.Лейпхарт,

    предложивший на такой переходный период метод сообщественной демократии.

    Суть его — в создании условий для сосуществования в обществе различных

    субкультур, что может разрешить по крайней мере некоторые, самые острые

    противоречия между сегментами общества. Хотя этот путь не дает гарантии

    установления в многосоставном обществе стабильной демократии, а лишь

    предоставляет определенный шанс для этого.

    Для России же оптимальной моделью может, вероятно, стать модель

    социальной демократии, которая предполагает, что институты власти проводят

    политику в интересах большинства народа и опираются на поддержку

    многочисленных политических субкультур.

    3. Политическая социализация личности

    Одной из важнейших функций, которую выполняет политическая культура,

    является осуществление ею политической социализации личности. Она связана с

    вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе

    политических идей, ценностей, норм политического поведения. Политическая

    социализация личности — длительный и к тому же достаточно сложный процесс.

    Он складывается, с одной стороны, с усвоением новым поколением

    основополагающих принципов существующей политической культуры, заложенных в

    традициях страны, с другой стороны, с приобретением им в результате участия

    в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных

    конкретной действительностью.

    Политическая социализация личности начинается с семьи, которая

    закладывает основы знаний и представлений ребенка о политике, власти,

    государстве и т.д. При этом характер и достоверность его понимания

    различных политических явлений и событий определяется уровнем политической

    культуры родителей и господствующими в семье политическими взглядами,

    ориентирами. Далее политическая социализация человека продолжается в школе

    и других учебных заведениях. В это время происходит быстрое приобретение

    личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению

    обществоведческих дисциплин. Постепенно у человека появляется потребность

    сопоставлять знания, полученные на занятиях, из учебников, средств массовой

    информации с реальной жизнью- Таким образом, возникает критический подход к

    оценке достоверности слова. Отсюда уже недалеко до того, чтобы человек смог

    самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические

    явления. Последующим этапом его приобщения к политической культуре, а,

    следовательно, новым шагом по пути политической социализации может служить

    участие в тех или иных политических партиях, организациях, политических

    событиях, в ходе политического самообразования и других формах

    деятельности.

    В связи с меняющимися условиями жязни, изменениями ценностных ориентации

    человека политическая социализация не может быть односторонним процессом

    одного лишь приобретения и накопления личностью политических знаний и

    оценок. Наряду с этим процессом осуществляется другой процесс — отказ

    человека от всего того, что не соответствует сложившейся конкретной

    политической обстановке, его новому подходу к оценке различных политических

    явлений. Поскольку же приобретение и утрачивание личностью тех или иных

    аспектов политических оценок нс ограничено во времени, постольку этот

    противоречивый процесс политической социализации личности происходит

    постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта

    политики.

    В настоящее время в политической науке выделены наиболее существенные типы

    политической социализации. К числу их относятся следующие: гармонический

    тип политической социализации. Он характеризуется складыванием нормальных

    отношений человека к институтам власти, уважительным подходом к

    существующим порядкам в обществе, государственному устройству, стремлением

    к выполнению своих гражданских обязанностей; гегемонистский тип.

    Характеризуется резко критическим отношением человека к любым политическим

    порядкам, полити

    ческим системам, властям, кроме тех, которые предлагаются им. Этот тип

    претендует на особую роль своей собственной персоны в политической жизни

    общества, в оценке всего происходящего; плюралистический тип. Это

    демократическая личность, которая признает равноправие в обществе,

    считается с мнением других граждан и готова изменить свои политические

    взгляды, оценки, если ошибочность их будет доказана; конфликтный тип.

    Тяготеет к разжиганию противоречий в коллективе, к созданию противостоящей

    ему группировки в целях достижения своих интересов и целей.

    К числу вышеперечисленных типов политической социализации, на наш взгляд,

    следует также отнести конъюнктурный тип, политические взгляды и поведение

    которого всецело зависят от ситуации, к которой человек приспосабливается

    для обеспечения своих корыстных интересов. Самая отличительная черта этого

    типа — беспринципность.

    Существует и другая типология, которая рассматривает воздействие

    политической социализации не только на формирование вышеупомянутых

    личностных качеств человека, но и на пробуждение, развитие его способностей

    осуществлять либо административную, либо пропагандистскую, либо

    теоретическую, либо какую-то иную политическую деятельность. Главная задача

    политической социализации — формирование устойчивых ценностных воззрений,

    самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного

    выбора им политических ориентиров.

    Список литературы:

    1. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

    2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6.

    3. Лафонтен О. Общество будущего. Политика реформ в изменившемся мире.

    М., 1990.

    4. Бернштейн Э Германская революция, ее происхождение, ход развития и

    творчество. Петербург, 1922.

    5. Основы политологии. М., 1991. Ч. 2.

    6. Браидт В. Демократический социализм: Статьи и речи. М., 1992.

    7. Осипова Е.Л. Социология политической культуры

    Великобритании//Социологические исследования. 1992. № 4.

    8. Бодио Т. Сознание и политическое поведение: ограничения рациональности

    политических действии. Элементы теории политики.

    9. Предвечный Е.Л. Основы политической социологии. Вып. 2. Ростов н/Д,

    1990.

    10. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.

    М., 1969.

    11. Давидович ВЛ., Жданов ЮА. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.

    12. БоднерА. Политическая культура общества и ее обус-

    ловленности//Политология вчера и сегодня. М-, 1990.

    13. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.,1983.

    14. Бабосов Е. Политическая культура советского человека//Вопросы теории

    в жизнь: Сб. статей. М., 1987

    15. Алмонд Г.А. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии/

    Политические исследования. 1992. № 4.

    16. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

    -----------------------

    [1] Абсурдность этого в свое время отмечал А.И.Герцен. "Мы сто пятьдесят

    лет живем, — писал он, — в ломке старого; целого ничего не осталось, да и

    жалеть не о чем... Мы с Петра I в перестройке, ищем форм, подражаем,

    списываем и через год пробуем новое" (Герцен А.И. Соч. Т. 7,—М., 1958.—С.

    105).

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.