Политическая культура
приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
подписанную главами 133 стран.
На второй Конференции, состоявшейся в Копенгагене в 1980 году, была
принята программа действий на вторую половину Десятилетия Женщины, в
которой особое внимание уделялось проблемам феминистского движения,
вопросам политики в области образования и здравоохранения, анализировались
планы теоретической и практической деятельности.
За пять лет создана международная сеть для сотрудничества ученых и
практиков. Влияние этой сети и проведение исследований в мировом масштабе
нашли отражение в работе заседаний по программе "Изучение женской
проблематики в мире", состоявшейся в 1985 году в рамках Третьей Всемирной
Конференции, проводившейся в Найроби, (Кения), когда отмечался конец
"Десятилетия для женщин". На ней были произведены обзор и оценка
достигнутых результатов и встретившихся трудностей в рамках Десятилетия
Женщины, а также приняты. Перспективные стратегии в области улучшения
положения женщин на период до 2000 года.
Целью Четвертой Всемирной конференции, проходившей с 4 по 15 сентября
1995 года в Пекине являлось восстановление интереса к проблемам женщин и
сосредоточение внимания на новых включенных во всемирную повестку дня
проблемах. Основными областями, вызывающими наибольшую озабоченность и
препятствующими улучшению положения женщин в мире являются:
1. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами
человека. (В принятых в 1993 году Всемирной конференцией по правам человека
Венской декларации и Программу действий было заявлено, что осуществление
прав женщин является одной из первоочередных задач правительств и ООН.
Права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью
всеобщих прав человека.
2. Участие женщин в принятии решений на всех уровнях. В 1980-1985 годах в
Верховном Совете РФ женщины составляли 35%. В настоящее время в Федеральном
собрании 11,4% женщин (в Совете Федерации — 5,6%, в Государственной Думе —
13,6%). Среди глав администраций субъектов РФ и крупных городов женщины
составляют около 22%. Среди руководителей федеральных органов
исполнительной власти три женщины. Совершенно очевидно, что такое
представительтво женщин на руководящих должностях не позволяет им оказывать
существенного влияния на процессы принятия решений и активно участвовать в
их реализации.
3. Обеспечение равных прав и равного обращения на рынке труда. В ходе
формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции в отношении
женщин. Доля женщин среди безработных на 1 января 1994 года составила
67,9%, причем женская безработица носит более продолжительный и затяжной
характер. Заработная плата женщин в среднем почти на треть ниже, чем у
мужчин.
4. Охрана здоровья женщин. Основные показатели здоровья женщин и детей в
России с середины 80-х годов ухудшаются. Возросла заболеваемость почти по
всем группам болезней. С 1991 года стал повышаться уровень младенческой
смертности.
5. Насилие в отношении женщин. Эта проблема не получила до сих пор
должной оценки и необходимого разрешения. Насилие в отношении женщин имеет
место во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью, и
приобретает различные формы, в том числе принуждение к проституции,
изнасилования, убийства на сексуальной почве, садизм, незаконная
международная торговля женщинами и т.д.
Из всего вышесказанного видно, что женщины оказывают значительное
воздействие на политическую жизнь и политическую культуру общества в рамках
своей субкультуры. Они принимают активное участие в решении многих проблем:
возникающих в процессе жизнедеятельности общества. При этом круг вопросов
не ограничивается сугубо гендерными проблемами, но охватывает и многие
сферы жизни от разоружения до защиты природной среды.
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБКУЛЬТУР. СПЕЦИФИКА РОССИИ. Единство политической
культуры способствует стабильности общества, достоверному прогнозированию
многих политических процессов. В действительности же вследствие социальной
разнородности общества различные политические субкультуры, существующие в
нем, могут оказаться источником дестабилизации общественно-политической
жизни. Не исключено, что "степень совместимости между различными
субкультурами явится главным фактором, влияющим на политическую
стабильность данной страны".
Различные политические субкультуры могут спокойно уживаться друг с
другом, взаимодействуя в рамках единой для всего общества политической
культуры. Такое единство — источник общественной стабильности. В социально
неоднородном обществе существует и контркультура: направленная против
господствующих отношений и играющая роль "возмутителя спокойствия".
При появлении серьезных разногласий, несовпадении интересов культур и
субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной
политической культуры.
Она характеризуется утерей общих идеалов и ценностей, приоритетом
местничества, национализма, группового эгоизма. Фрагментарая политическая
культура — неизбежный атрибут революций, переломых периодов общественного
развития. Примером фрагментарной культуры является политическая культура
Канады. Исследования, проведенные в этой стране, показали, что канадцы не
очень часто идентифицируют себя с федеральным правительством. На вопрос о
том, какое правительство им ближе — федеральное или провинциальное,
большинство респондентов назвали последнее. Также фрагментарную
политическую культуру имеют Германия, Франция, Италия и ряд других стран.
Фрагментарностью отличается политическая культура советского общества.
Серьезными основаниями для формироваания разных политических субкультур
являются социально-этнические различия. Вряд ли подлежит сомнению, что
политические культуры, например, народов Прибалтики и Средней Азии не
совпадают по своим качественным характеристикам. Эти субкультуры нельзя
разделить по принципу "лучше — хуже", "высокая — низкая". Они просто
разные, обусловленные прежде всего особенностями социально-культурного
развития этих народов.
Различия в субкультурах сказываются на восприятии нынешних проблем
российского общества, на подходах к их решению.
Фрагментарность политической культуры особенно проявляется в переломные
периоды общественного развития, когда рушатся привычные представления и
установки, прерывается преемственность норм политической культуры,
образуется определенный разрыв между политической культурой старших
поколений и формирующейся политической культурой новых поколений.
Так, в России ныне рушатся устоявшиеся взгляды, традиции, прерывается
преемственность норм политической культуры. Новое поколение диктует свои
идеалы и ценности. Возникает настоятельная необходимость в согласии
интересов носителей различных культур и субкультур во имя сохранения
гражданского мира.
История многих обществ свидетельствует, что фрагментарность политической
культуры негативно влияет на стабильность политической системы. Поскольку
наличие нескольких политических субкультур — обычное явление, то в обществе
существует проблема их совместимости и согласования интересов их носителей
для обеспечения стабильности всей общественной системы.
Для России свойственна определенная гетерогенность, множественность
субкультур с различными конфликтующими, а зачастую и противоборствующими
установками, ценностями, ориетациями. Кроме того, российской политической
культуре присущи конфликты не только интересов, установок, ориентаций, но и
основополагающих ценностей. Поэтому переустройство России, особенно переход
к демократии, немыслимо без обеспечения влияния разных культурных традиций
на центры власти, невозможно без учета многообразия культур.
Непременной предпосылкой для возникновения демократии в любом обществе
является наличие в нем описанной в классической политологической литературе
гражданской культуры и тесно связанной с ней демократической политической
культуры. В современном российском обществе демократическая политическая
культура только начинает складываться. Однако возникнуть она не может без
опоры на нормы и ценности, укорененные в данном обществе, на принятые в нем
навыки политического поведения. В странах Запада гражданская политическая
культура складывалась постепенно, включая в себя старые ориентации и
дополняя их новыми, которые постепенно сливались с первыми, образуя некий
новый синтез; таким образом обеспечивалась непрерывность, преемственность
развития.
В российской ситуации такой путь значительно осложнен. В XX в. на
характер российской политической культуры сильнейшее влияние оказали
уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества,
гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных
регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической
идеологии, что нарушило российские традиции, преемственность поколений и
развитие ценностей плюралистического образа жизни.
Кроме того, специфика традиционной российской политической культуры
состоит прежде всего в глубоком внутреннем расколе между культурами,
укладами, конфликте ценностей (западничество и почвенничество, анархизм и
этатизм, радикализм и патриархальный консерватизм). Непоколебимая
уверенность в правоте "своих" принципов (обычаев, традиций, лидеров и
проч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромиссов
ориентиров граждан поддерживают в российской политической культуре этот
раскол. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не дает
возможности выработать единые ценности политического устройства России,
совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить
внутреннюю целостность государства и общества. Учитывая противоречивость
российской политической культуры, правильнее, вероятно говорить не о
переходе от традиционной политической культуры к демократической, как это
иногда представляется некоторыми политологам, а — о формировании
демократической субкультуры как одной из субкультур современного
российского общества. Очевидно, что еще в течение длительного времени в
общественном сознании будет весьма сильно влияние других субкультур —
национал-консервативной и коммунистической.
Основная проблема формирования демократической субкультуры состоит в том,
что новые предлагаемые обществу идеи, нормы и ценности должны быть
определенным образом созвучны традиционным для него ценностям, они не
должны вступать в неразрешимое противоречие с основополагающими установками
массового сознания, с базовыми ценностями. Отбор тех идей и ценностей
современной демократии, корые актуальны для россиянина сегодня, произойдет,
вероятно, постепенно, в ходе самого процесса формирования демократической
субкультуры.
Р.А. Даль, американский политолог, утверждал, что общество с ярко
выраженными и противостоящими друг другу субкультурами (этнического,
религиозного, культурного, лингвистического характера) не может стать
обществом развитой, широкомасштабной современной демократии (называемой им
полиархией).
Свой вариант разрешения проблемы перехода к демократии неоднородных,
многосоставных обществ предложил другой американский политолог А.Лейпхарт,
предложивший на такой переходный период метод сообщественной демократии.
Суть его — в создании условий для сосуществования в обществе различных
субкультур, что может разрешить по крайней мере некоторые, самые острые
противоречия между сегментами общества. Хотя этот путь не дает гарантии
установления в многосоставном обществе стабильной демократии, а лишь
предоставляет определенный шанс для этого.
Для России же оптимальной моделью может, вероятно, стать модель
социальной демократии, которая предполагает, что институты власти проводят
политику в интересах большинства народа и опираются на поддержку
многочисленных политических субкультур.
3. Политическая социализация личности
Одной из важнейших функций, которую выполняет политическая культура,
является осуществление ею политической социализации личности. Она связана с
вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе
политических идей, ценностей, норм политического поведения. Политическая
социализация личности — длительный и к тому же достаточно сложный процесс.
Он складывается, с одной стороны, с усвоением новым поколением
основополагающих принципов существующей политической культуры, заложенных в
традициях страны, с другой стороны, с приобретением им в результате участия
в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных
конкретной действительностью.
Политическая социализация личности начинается с семьи, которая
закладывает основы знаний и представлений ребенка о политике, власти,
государстве и т.д. При этом характер и достоверность его понимания
различных политических явлений и событий определяется уровнем политической
культуры родителей и господствующими в семье политическими взглядами,
ориентирами. Далее политическая социализация человека продолжается в школе
и других учебных заведениях. В это время происходит быстрое приобретение
личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению
обществоведческих дисциплин. Постепенно у человека появляется потребность
сопоставлять знания, полученные на занятиях, из учебников, средств массовой
информации с реальной жизнью- Таким образом, возникает критический подход к
оценке достоверности слова. Отсюда уже недалеко до того, чтобы человек смог
самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические
явления. Последующим этапом его приобщения к политической культуре, а,
следовательно, новым шагом по пути политической социализации может служить
участие в тех или иных политических партиях, организациях, политических
событиях, в ходе политического самообразования и других формах
деятельности.
В связи с меняющимися условиями жязни, изменениями ценностных ориентации
человека политическая социализация не может быть односторонним процессом
одного лишь приобретения и накопления личностью политических знаний и
оценок. Наряду с этим процессом осуществляется другой процесс — отказ
человека от всего того, что не соответствует сложившейся конкретной
политической обстановке, его новому подходу к оценке различных политических
явлений. Поскольку же приобретение и утрачивание личностью тех или иных
аспектов политических оценок нс ограничено во времени, постольку этот
противоречивый процесс политической социализации личности происходит
постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта
политики.
В настоящее время в политической науке выделены наиболее существенные типы
политической социализации. К числу их относятся следующие: гармонический
тип политической социализации. Он характеризуется складыванием нормальных
отношений человека к институтам власти, уважительным подходом к
существующим порядкам в обществе, государственному устройству, стремлением
к выполнению своих гражданских обязанностей; гегемонистский тип.
Характеризуется резко критическим отношением человека к любым политическим
порядкам, полити
ческим системам, властям, кроме тех, которые предлагаются им. Этот тип
претендует на особую роль своей собственной персоны в политической жизни
общества, в оценке всего происходящего; плюралистический тип. Это
демократическая личность, которая признает равноправие в обществе,
считается с мнением других граждан и готова изменить свои политические
взгляды, оценки, если ошибочность их будет доказана; конфликтный тип.
Тяготеет к разжиганию противоречий в коллективе, к созданию противостоящей
ему группировки в целях достижения своих интересов и целей.
К числу вышеперечисленных типов политической социализации, на наш взгляд,
следует также отнести конъюнктурный тип, политические взгляды и поведение
которого всецело зависят от ситуации, к которой человек приспосабливается
для обеспечения своих корыстных интересов. Самая отличительная черта этого
типа — беспринципность.
Существует и другая типология, которая рассматривает воздействие
политической социализации не только на формирование вышеупомянутых
личностных качеств человека, но и на пробуждение, развитие его способностей
осуществлять либо административную, либо пропагандистскую, либо
теоретическую, либо какую-то иную политическую деятельность. Главная задача
политической социализации — формирование устойчивых ценностных воззрений,
самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного
выбора им политических ориентиров.
Список литературы:
1. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6.
3. Лафонтен О. Общество будущего. Политика реформ в изменившемся мире.
М., 1990.
4. Бернштейн Э Германская революция, ее происхождение, ход развития и
творчество. Петербург, 1922.
5. Основы политологии. М., 1991. Ч. 2.
6. Браидт В. Демократический социализм: Статьи и речи. М., 1992.
7. Осипова Е.Л. Социология политической культуры
Великобритании//Социологические исследования. 1992. № 4.
8. Бодио Т. Сознание и политическое поведение: ограничения рациональности
политических действии. Элементы теории политики.
9. Предвечный Е.Л. Основы политической социологии. Вып. 2. Ростов н/Д,
1990.
10. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.
М., 1969.
11. Давидович ВЛ., Жданов ЮА. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.
12. БоднерА. Политическая культура общества и ее обус-
ловленности//Политология вчера и сегодня. М-, 1990.
13. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.,1983.
14. Бабосов Е. Политическая культура советского человека//Вопросы теории
в жизнь: Сб. статей. М., 1987
15. Алмонд Г.А. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии/
Политические исследования. 1992. № 4.
16. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
-----------------------
[1] Абсурдность этого в свое время отмечал А.И.Герцен. "Мы сто пятьдесят
лет живем, — писал он, — в ломке старого; целого ничего не осталось, да и
жалеть не о чем... Мы с Петра I в перестройке, ищем форм, подражаем,
списываем и через год пробуем новое" (Герцен А.И. Соч. Т. 7,—М., 1958.—С.
105).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|