МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Перестройка

    Перестройка

    Введение: А виноваты ли демократы ?

    Многие говорят, что в наших бедах - развале экономики, страны и многого

    другого виноваты демократические силы которые находясь у власти последнее

    время позволяют при себе все эти безобразия, но мне хотелось бы отметить

    что на Руси всегда воровали и разбазаривали все доступное, как то: нефть,

    лес, золото, художественные ценности... Начали это делать именно

    коммунисты. Многие говорят: что в “застое” было лучше, мол колбаса на

    прилавках была, а об инакомыслии в психушке, железном занавесе, торговле

    нефтью за зерно по демпинговым ценам, продажей ценностей из Эрмитажа никто

    вспомнить не хочет.

    Я думаю, что изменения были необходимы, плохо ли, хорошо, но нужно было

    менять Систему, ее устройство и т. д.

    Другой вопрос: были ли они до конца проведены и могли ли они быть

    произведены, в виду сложного общего положения вещей в международной

    политике и на “внутренних фронтах”. Мне самому было очень интересно узнать

    ответ на вопрос: ”А с чего все началось?” И по этом у я попытался

    раскрыть тему первых попыток внесения изменений в привычный ход истории:

    КРАХ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ

    ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕСТРОЙКИ.

    К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала

    возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени.

    Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла

    далее провести модернизацию, т. е. глубокие преобразования, охватывающие

    все стороны жизни общества. Прежде всего она оказалась неспособной в

    кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие

    производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный

    авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и

    самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской

    экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и

    качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не

    заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых

    технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики

    отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов

    СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в

    которой он успешно соперничал с Западом, -- в сфере военных технологий.

    Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой

    мировой державы и нуждалась в срочном обновлении.

    Одновременно громадный рост образованности и информированности народа

    за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и

    репрессий, сформировали более высокий уровень материапьных и духовных

    потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в

    основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой

    экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно

    перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались.

    Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

    Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского

    общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась

    ведомственность, социальное неравенство.

    Изменился характер производственных отношений внутри предприятий,

    начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие,

    воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше

    зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое

    принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения

    произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по

    совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная

    мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических

    идеалов.

    В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества

    испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело

    понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была

    различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции

    все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры,

    изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала

    на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской

    войны.

    Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

    Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей

    организацией и оплатой труда, более справедливым распределением

    общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными

    хозяевами своей земли и своего труда.

    Однако в конечном счете совсем другие силы определили направление и

    характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические

    интересы номенклатуры -- советского правящего класса. Его эволюция к началу

    80-х годов завершается. Номенклатура тяготится коммунистическими

    условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения.

    Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она стремится изменить

    общественный строй в своих интересах. Чтобы стать независимой от власти,

    стать настоящим собственником, номенклатуре необходимо было уничтожить

    общественную социалистическую собственность и соответствующую ей

    государственную надстройку, которые в течение десятилетий являлись основой

    ее господства и благополучия. Этот шаг расколол единый правящий класс. По

    одну сторону “баррикад” оказались так называемые партократы, привыкшие

    рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что

    не отвечать. В узко-эгоистических интересах “партократы” стремились во что

    бы то ни стало сохранить отжившую систему. Другая, большая часть правящего

    класса, объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно

    поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и

    реформ.

    Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система

    фактически лишается поддержки значительной части обществе.

    В условиях монопольного господства в обществе одной партии -- КПСС,

    наличия мощного репрессивного аппарата перемены могли начаться только

    “сверху”. Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика

    нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства

    Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление

    этих перемен.

    Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия

    каких- либо мер по оздоровлению экономики в качестве панацеи предлагались

    все новые трудовые почины, новые формы “социалистического соревнования”.

    Громадные средства отвлекались на многочисленные “стройки века”, подобные

    Байкало-Амурской магистрали. С каждым днем становилось очевидным: для

    перемен необходимо обновление руководства страны.

    КОНЕЦ БРЕЖНЕВСКОЙ ЭПОХИ.

    Смерть в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более

    здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на

    возможное изменение жизни к лучшему.

    Ю. В. Андропов, много лет возглавлявший КГБ, яснее других видел

    катастрофическое состояние советской экономики, коррупцию и разложение в

    обществе. От многих политических деятелей своего поколения он отличался

    более высоким уровнем культуры, политическим реализмом. Андропов стремился

    видеть общество в реальной динамике со всеми его возможностями и нуждами.

    Новый советский руководитель поставил целью подъем страны, преодоление

    экономических трудностей, укрепление дисциплины на производстве, в

    партийном и государственном аппарате. Плохое состояние здоровья не

    позволило Андропову выполнить все задуманное, в том числе в области

    национальной политики. Но в течение тех 15 месяцев, которые он находился у

    власти, привычные победные реляции стали уступать место критическим оценкам

    состояния советского общества. Началом самокритики стал призыв к

    обществоведам и политикам лучше узнать советское общество, “трезво

    представлять, где мы находимся”. Были сделаны первые шаги к анализу

    противоречий в обществе, к пониманию необходимости совершенствования

    хозяйственного механизма. Основную ставку новое руководство сделало на не

    всегда законные меры по наведению порядка и дисциплины на производстве,

    включая “отлов” опоздавших на проходных, прогульщиков в магазинах и даже в

    банях.

    Лозунгом дня стало наведение элементарного порядка. Были сняты с работы

    некоторые высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра

    внутренних дел Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома

    Медунова. В ряде районов страны начали работать группы следователей.

    Кампания против коррупции нашла широкую поддержку в народе, но была быстро

    свернута.

    Далеко идущие последствия имела кадровая политика нового руководства. В

    короткое время было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей

    обкомов. Андроповская “команда” собиралась им заново из самых разных мест:

    Н. И. Рыжков -- с Урала, Е. К. Лигачев -- из Сибири, В. И. Воротников -- из

    Воронежа, М. С. Горбачев -- из Ставрополя. Эти люди, разные по жизненному

    опыту, взглядам на обновление экономики, принесли с собой в Москву реальные

    знания местных экономических и социальных проблем. В высшем эшелоне

    руководства страны стало складываться новое соотношение сил, которое в

    конечном итоге открыло путь М. С. Горбачеву к политическому руководству

    страной.

    Меры по укреплению дисциплины и порядка дали лишь краткосрочный

    результат в виде незначительного повышения производительности труда в

    промышленности. В целом же в народном хозяйстве мало что изменилось.

    Продолжалась непопулярная война в Афганистане, а с ней непомерно росли

    военные расходы. Все изощреннее становились методы борьбы с инакомыслием.

    Диссидентов незаконно помещали в психиатрические больницы, высылали за

    рубеж, лишали советского гражданства. По этой причине практически

    прекратились гражданские выступления. Открыто действовала лишь небольшая

    группа “За доверие между Востоком и Западом”, продолжали борьбу за выезд из

    СССР отказники евреи. Политические заключенные оставались в тюрьмах. Не

    содержала принципиально новых подходов и внешняя политика Ю. В. Андропова.

    Ей недоставало гибкости и рациональности. Напряженность между Востоком и

    Западом достигла в этот период своего апогея. К этому были причастны обе

    стороны. Президент США Р. Рейган, объявив о начале работ над программой

    Стратегической оборонной инициативы (СОИ), известной под названием

    “звездных войн”, втянул СССР в новый разорительный виток гонки вооружений.

    В свою очередь Ю. Андропов, пытаясь обновить коммунистические идеалы в

    стране и поднять ее авторитет на международной арене, вступил в решительную

    схватку с идеологическим противником. Противостояние двух блоков

    обострилось в связи с трагедией 1 сентября 1983 г., когда советским

    истребителем был сбит южнокорейский пассажирский лайнер Боинг-747,

    нарушивший Государственную границу СССР. США использовали этот инцидент,

    чтобы представить в глазах мировой общественности Советский Союз “империей

    зла”. После этого были прекращены все ведущиеся советско-американские

    переговоры о сокращении вооружений. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов

    скончался. Его попытки придать эффективность бюрократической системе без

    структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с

    отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния, лишь на время

    укрепив тоталитарную систему.

    В короткий период с февраля 1984 г. по март 1985 г. правоконсервативные

    силы в руководстве страны, приведшие к власти престарелого К. К Черненко,

    попытались вернуть страну к прежним брежневским порядкам. Предложенная от

    имени нового Генерального секретаря ЦК КПСС программа действий была лишена

    каких-либо новых подходов. Были свернуты немногочисленные начинания Ю. В.

    Андропова по оживлению экономической жизни, обновлению руководящих кадров.

    Шаг за шагом углублялся социально-политический кризис.

    КУРС НА ПЕРЕСТРОЙКУ.

    Избранием в марте 1985 г. М. С. Горбачева на пост Генерального

    секретаря ЦК КПСС была наконец прервана порочная традиция последних лет.

    Общество хотело, чтобы во

    главе партии и страны встал, наконец, молодой, энергичный человек. М.

    С. Горбачев был избран потому, что правящая элита не могла не считаться с

    общественным мнением, не признаваемым официально, но реально существующим.

    Перемен ждал мощный слой партийного-сударственных чиновников, военных,

    обеспокоенных развалом государства.

    По-своему в реформировании советской системы были заинтересованы

    технократы, интеллигенция. Совпадение во времени внутренних и внешних

    факторов требовало коренным образом изменить условия производства и методы

    управления.

    Родившийся в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал к поколению, которое

    называло себя “детьми ХХ съезда”. Образованный человек и опытный партийный

    работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и

    поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Идеи глубоких реформ родились

    не на пустом месте. Из-за закрытости советского общества, статистических

    подтасовок для большинства советских людей кризисные явления были

    малозаметны. Однако у экономистов, политологов, хозяйственников большое

    беспокойство вызывало увеличивающееся технологическое отставание Советского

    Союза. На единицу конечного продукта в СССР тратилось почти вдвое больше

    природных ресурсов, энергии, человеческого труда, чем в передовых странах.

    СССР являлся крупнейшим в мире производителем стали, станков, обуви, но

    большинство товаров было неконкурентоспособно на международных рынках.

    Страна резко отставала от современных требований в области компьютеризации

    народного хозяйства, по внедрению других достижений НТР. К середине 80-х

    годов и для такой огромной и богатой ресурсами страны возможности

    экстенсивного развития были исчерпаны. В 1984 г. впервые за послевоенное

    время упала годовая добыча нефти, долгие годы бывшая главной статьей

    экспорта, а следовательно, важнейшей опорой советской экономики.

    Различные варианты реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах

    партийного аппарата. Однако целостной концепции перестройки экономики к

    1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых и политиков искали выход в

    рамках сложившейся системы: в переводе народного хозяйства на путь

    интенсификации, создании условий для внедрения достижений НТР. Этой точки

    зрения придерживался в то время и М. С. Горбачев. Для укрепления позиций

    страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страна

    действительно нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике.

    Уже первые выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали

    его решимость приступить к обновлению страны.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ.

    Весной 1985 г. перестройка и ее “архитектору”, и ее “прорабам”

    виделась как возвращение к ленинской концепции социализма, соединение

    социализма с демократией. М. С. Горбачев был убежден, что после реформы,

    проведенной “сверху”, страна обретет второе дыхание. Первый этап

    преобразований (1985 -1988) начался в русле прежних традиционных

    административно-организационных мер, которые должны были укрепить порядок и

    дисциплину, и самое главное -- активизировать “человеческий фактор” (т.

    е. разбудить человека, сделать его по-настоящему активным и

    заинтересованным), восстановить общественную мотивацию трудовой

    деятельности.

    Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-

    экономического развития страны на основе использования новейших достижений

    научно-технического прогресса, которая была предложена М. С. Горбачевым на

    Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Провозглашая курс на ускорение, М. С.

    Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет “скрытых резервов” в

    короткий срок добиться подъема экономики. Предполагалось изменить

    инвестиционную и структурную политику, направив основные средства на

    техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятии, сократив

    до минимума финансирование незавершенного строительства новых объектов.

    Главные усилия сосредоточивались на опережающем развитии машиностроительной

    отрасли, достижения в которой в дальнейшем обеспечили бы подъем и других

    отраслей. Ставка делалась на энтузиазм рабочих, вводился 3- и 4-сменный

    режим работы, силами местных рационализаторов предлагалось повышать

    качество выпускаемой продукции.

    Вскоре после Пленума ЦК был обнародован пакет” правительственных

    документов о реорганизации центральных экономических органов, перестройке

    банковской системы и финансового механизма, переменах в сфере снабжения.

    Состоявшийся в феврале 1986 г. очередной XXVII съезд КПСС расширил

    содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения.

    Во главу угла политики “ускорения” были поставлены задачи демократизации,

    борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен

    верхний “эшелон” руководства. Н. И. Рыжков сменил Н. А. Тихонова на посту

    премьер-министра, Н. В. Талызин стал вместо Н. К. Байбакова председателем

    Госплана СССР, Б. Н. Ельцин был назначен секретарем ЦК КПСС, а затем --

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.