Перестройка
Перестройка
Введение: А виноваты ли демократы ?
Многие говорят, что в наших бедах - развале экономики, страны и многого
другого виноваты демократические силы которые находясь у власти последнее
время позволяют при себе все эти безобразия, но мне хотелось бы отметить
что на Руси всегда воровали и разбазаривали все доступное, как то: нефть,
лес, золото, художественные ценности... Начали это делать именно
коммунисты. Многие говорят: что в “застое” было лучше, мол колбаса на
прилавках была, а об инакомыслии в психушке, железном занавесе, торговле
нефтью за зерно по демпинговым ценам, продажей ценностей из Эрмитажа никто
вспомнить не хочет.
Я думаю, что изменения были необходимы, плохо ли, хорошо, но нужно было
менять Систему, ее устройство и т. д.
Другой вопрос: были ли они до конца проведены и могли ли они быть
произведены, в виду сложного общего положения вещей в международной
политике и на “внутренних фронтах”. Мне самому было очень интересно узнать
ответ на вопрос: ”А с чего все началось?” И по этом у я попытался
раскрыть тему первых попыток внесения изменений в привычный ход истории:
КРАХ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ
ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕСТРОЙКИ.
К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала
возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени.
Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла
далее провести модернизацию, т. е. глубокие преобразования, охватывающие
все стороны жизни общества. Прежде всего она оказалась неспособной в
кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие
производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный
авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и
самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской
экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и
качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не
заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых
технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики
отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов
СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в
которой он успешно соперничал с Западом, -- в сфере военных технологий.
Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой
мировой державы и нуждалась в срочном обновлении.
Одновременно громадный рост образованности и информированности народа
за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и
репрессий, сформировали более высокий уровень материапьных и духовных
потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в
основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой
экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно
перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались.
Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.
Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского
общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась
ведомственность, социальное неравенство.
Изменился характер производственных отношений внутри предприятий,
начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие,
воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше
зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое
принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения
произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по
совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная
мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических
идеалов.
В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества
испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело
понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была
различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции
все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры,
изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала
на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской
войны.
Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.
Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей
организацией и оплатой труда, более справедливым распределением
общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными
хозяевами своей земли и своего труда.
Однако в конечном счете совсем другие силы определили направление и
характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические
интересы номенклатуры -- советского правящего класса. Его эволюция к началу
80-х годов завершается. Номенклатура тяготится коммунистическими
условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения.
Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она стремится изменить
общественный строй в своих интересах. Чтобы стать независимой от власти,
стать настоящим собственником, номенклатуре необходимо было уничтожить
общественную социалистическую собственность и соответствующую ей
государственную надстройку, которые в течение десятилетий являлись основой
ее господства и благополучия. Этот шаг расколол единый правящий класс. По
одну сторону “баррикад” оказались так называемые партократы, привыкшие
рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что
не отвечать. В узко-эгоистических интересах “партократы” стремились во что
бы то ни стало сохранить отжившую систему. Другая, большая часть правящего
класса, объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно
поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и
реформ.
Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система
фактически лишается поддержки значительной части обществе.
В условиях монопольного господства в обществе одной партии -- КПСС,
наличия мощного репрессивного аппарата перемены могли начаться только
“сверху”. Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика
нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства
Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление
этих перемен.
Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия
каких- либо мер по оздоровлению экономики в качестве панацеи предлагались
все новые трудовые почины, новые формы “социалистического соревнования”.
Громадные средства отвлекались на многочисленные “стройки века”, подобные
Байкало-Амурской магистрали. С каждым днем становилось очевидным: для
перемен необходимо обновление руководства страны.
КОНЕЦ БРЕЖНЕВСКОЙ ЭПОХИ.
Смерть в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более
здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на
возможное изменение жизни к лучшему.
Ю. В. Андропов, много лет возглавлявший КГБ, яснее других видел
катастрофическое состояние советской экономики, коррупцию и разложение в
обществе. От многих политических деятелей своего поколения он отличался
более высоким уровнем культуры, политическим реализмом. Андропов стремился
видеть общество в реальной динамике со всеми его возможностями и нуждами.
Новый советский руководитель поставил целью подъем страны, преодоление
экономических трудностей, укрепление дисциплины на производстве, в
партийном и государственном аппарате. Плохое состояние здоровья не
позволило Андропову выполнить все задуманное, в том числе в области
национальной политики. Но в течение тех 15 месяцев, которые он находился у
власти, привычные победные реляции стали уступать место критическим оценкам
состояния советского общества. Началом самокритики стал призыв к
обществоведам и политикам лучше узнать советское общество, “трезво
представлять, где мы находимся”. Были сделаны первые шаги к анализу
противоречий в обществе, к пониманию необходимости совершенствования
хозяйственного механизма. Основную ставку новое руководство сделало на не
всегда законные меры по наведению порядка и дисциплины на производстве,
включая “отлов” опоздавших на проходных, прогульщиков в магазинах и даже в
банях.
Лозунгом дня стало наведение элементарного порядка. Были сняты с работы
некоторые высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра
внутренних дел Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома
Медунова. В ряде районов страны начали работать группы следователей.
Кампания против коррупции нашла широкую поддержку в народе, но была быстро
свернута.
Далеко идущие последствия имела кадровая политика нового руководства. В
короткое время было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей
обкомов. Андроповская “команда” собиралась им заново из самых разных мест:
Н. И. Рыжков -- с Урала, Е. К. Лигачев -- из Сибири, В. И. Воротников -- из
Воронежа, М. С. Горбачев -- из Ставрополя. Эти люди, разные по жизненному
опыту, взглядам на обновление экономики, принесли с собой в Москву реальные
знания местных экономических и социальных проблем. В высшем эшелоне
руководства страны стало складываться новое соотношение сил, которое в
конечном итоге открыло путь М. С. Горбачеву к политическому руководству
страной.
Меры по укреплению дисциплины и порядка дали лишь краткосрочный
результат в виде незначительного повышения производительности труда в
промышленности. В целом же в народном хозяйстве мало что изменилось.
Продолжалась непопулярная война в Афганистане, а с ней непомерно росли
военные расходы. Все изощреннее становились методы борьбы с инакомыслием.
Диссидентов незаконно помещали в психиатрические больницы, высылали за
рубеж, лишали советского гражданства. По этой причине практически
прекратились гражданские выступления. Открыто действовала лишь небольшая
группа “За доверие между Востоком и Западом”, продолжали борьбу за выезд из
СССР отказники евреи. Политические заключенные оставались в тюрьмах. Не
содержала принципиально новых подходов и внешняя политика Ю. В. Андропова.
Ей недоставало гибкости и рациональности. Напряженность между Востоком и
Западом достигла в этот период своего апогея. К этому были причастны обе
стороны. Президент США Р. Рейган, объявив о начале работ над программой
Стратегической оборонной инициативы (СОИ), известной под названием
“звездных войн”, втянул СССР в новый разорительный виток гонки вооружений.
В свою очередь Ю. Андропов, пытаясь обновить коммунистические идеалы в
стране и поднять ее авторитет на международной арене, вступил в решительную
схватку с идеологическим противником. Противостояние двух блоков
обострилось в связи с трагедией 1 сентября 1983 г., когда советским
истребителем был сбит южнокорейский пассажирский лайнер Боинг-747,
нарушивший Государственную границу СССР. США использовали этот инцидент,
чтобы представить в глазах мировой общественности Советский Союз “империей
зла”. После этого были прекращены все ведущиеся советско-американские
переговоры о сокращении вооружений. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов
скончался. Его попытки придать эффективность бюрократической системе без
структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с
отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния, лишь на время
укрепив тоталитарную систему.
В короткий период с февраля 1984 г. по март 1985 г. правоконсервативные
силы в руководстве страны, приведшие к власти престарелого К. К Черненко,
попытались вернуть страну к прежним брежневским порядкам. Предложенная от
имени нового Генерального секретаря ЦК КПСС программа действий была лишена
каких-либо новых подходов. Были свернуты немногочисленные начинания Ю. В.
Андропова по оживлению экономической жизни, обновлению руководящих кадров.
Шаг за шагом углублялся социально-политический кризис.
КУРС НА ПЕРЕСТРОЙКУ.
Избранием в марте 1985 г. М. С. Горбачева на пост Генерального
секретаря ЦК КПСС была наконец прервана порочная традиция последних лет.
Общество хотело, чтобы во
главе партии и страны встал, наконец, молодой, энергичный человек. М.
С. Горбачев был избран потому, что правящая элита не могла не считаться с
общественным мнением, не признаваемым официально, но реально существующим.
Перемен ждал мощный слой партийного-сударственных чиновников, военных,
обеспокоенных развалом государства.
По-своему в реформировании советской системы были заинтересованы
технократы, интеллигенция. Совпадение во времени внутренних и внешних
факторов требовало коренным образом изменить условия производства и методы
управления.
Родившийся в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал к поколению, которое
называло себя “детьми ХХ съезда”. Образованный человек и опытный партийный
работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и
поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Идеи глубоких реформ родились
не на пустом месте. Из-за закрытости советского общества, статистических
подтасовок для большинства советских людей кризисные явления были
малозаметны. Однако у экономистов, политологов, хозяйственников большое
беспокойство вызывало увеличивающееся технологическое отставание Советского
Союза. На единицу конечного продукта в СССР тратилось почти вдвое больше
природных ресурсов, энергии, человеческого труда, чем в передовых странах.
СССР являлся крупнейшим в мире производителем стали, станков, обуви, но
большинство товаров было неконкурентоспособно на международных рынках.
Страна резко отставала от современных требований в области компьютеризации
народного хозяйства, по внедрению других достижений НТР. К середине 80-х
годов и для такой огромной и богатой ресурсами страны возможности
экстенсивного развития были исчерпаны. В 1984 г. впервые за послевоенное
время упала годовая добыча нефти, долгие годы бывшая главной статьей
экспорта, а следовательно, важнейшей опорой советской экономики.
Различные варианты реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах
партийного аппарата. Однако целостной концепции перестройки экономики к
1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых и политиков искали выход в
рамках сложившейся системы: в переводе народного хозяйства на путь
интенсификации, создании условий для внедрения достижений НТР. Этой точки
зрения придерживался в то время и М. С. Горбачев. Для укрепления позиций
страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страна
действительно нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике.
Уже первые выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали
его решимость приступить к обновлению страны.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ.
Весной 1985 г. перестройка и ее “архитектору”, и ее “прорабам”
виделась как возвращение к ленинской концепции социализма, соединение
социализма с демократией. М. С. Горбачев был убежден, что после реформы,
проведенной “сверху”, страна обретет второе дыхание. Первый этап
преобразований (1985 -1988) начался в русле прежних традиционных
административно-организационных мер, которые должны были укрепить порядок и
дисциплину, и самое главное -- активизировать “человеческий фактор” (т.
е. разбудить человека, сделать его по-настоящему активным и
заинтересованным), восстановить общественную мотивацию трудовой
деятельности.
Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-
экономического развития страны на основе использования новейших достижений
научно-технического прогресса, которая была предложена М. С. Горбачевым на
Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Провозглашая курс на ускорение, М. С.
Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет “скрытых резервов” в
короткий срок добиться подъема экономики. Предполагалось изменить
инвестиционную и структурную политику, направив основные средства на
техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятии, сократив
до минимума финансирование незавершенного строительства новых объектов.
Главные усилия сосредоточивались на опережающем развитии машиностроительной
отрасли, достижения в которой в дальнейшем обеспечили бы подъем и других
отраслей. Ставка делалась на энтузиазм рабочих, вводился 3- и 4-сменный
режим работы, силами местных рационализаторов предлагалось повышать
качество выпускаемой продукции.
Вскоре после Пленума ЦК был обнародован пакет” правительственных
документов о реорганизации центральных экономических органов, перестройке
банковской системы и финансового механизма, переменах в сфере снабжения.
Состоявшийся в феврале 1986 г. очередной XXVII съезд КПСС расширил
содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения.
Во главу угла политики “ускорения” были поставлены задачи демократизации,
борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен
верхний “эшелон” руководства. Н. И. Рыжков сменил Н. А. Тихонова на посту
премьер-министра, Н. В. Талызин стал вместо Н. К. Байбакова председателем
Госплана СССР, Б. Н. Ельцин был назначен секретарем ЦК КПСС, а затем --
Страницы: 1, 2
|