МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности электорального поведения в России

    (образования, накоплений, профессионального опыта и т.д.) в новых

    экономических условиях. Соответственно, реальные результаты экономической

    политики Правительства почти не принимаются во внимание. Важнее ожидания.

    Гипотеза Китчельта получила определенное эмпирическое подтверждение на

    материале ряда восточноевропейских стран. И все же она оставляет открытыми

    весьма важные вопросы. Почему восточноевропейские избиратели,

    демократический опыт которых весьма невелик, оказываются способными

    тщательно рассчитывать последствия своего выбора, выказывая тем самым

    политическую заинтересованность и информированность, недоступные гражданам

    западных стран? Рационально ли вообще прибегать к подобным калькуляциям,

    учитывая крайне высокий уровень неопределенности в развитии пост-

    коммунистических демократий?

    К этому следует добавить, что данные по некоторым странам Восточной

    Европы прямо опровергают гипотезу Китчельта, недвусмысленно указывая на

    "ретроспективный" и "социотропный" характер голосования. Автор настоящей

    статьи получил достаточно показательные результаты, применяя теорию

    "экономического голосования" в ее "ретроспективно-социотропной" версии к

    результатам общенациональных парламентских выборов в четырех

    восточноевропейских странах. К сожалению, до сих пор никто из

    исследователей не пытался проанализировать с подобных теоретических позиций

    кроссрегиональные вариации в России. Работа О.Сенатовой и А.Якурина по

    выявлению корреляция между уровнями дотадионно-сти регионов и результатами

    губернаторских выборов заслуживает внимания как первый шаг в данном

    направлении, однако понятно, что используемая учеными независимая

    переменная с трудом поддается интерпретации как показатель собственно

    "экономического голосования".

    Таким образом, анализ современной литературы не позволяет говорить о

    каких-либо определенных результатах применения существующих теорий

    электорального поведения при исследовании посткоммунистических реалий. С

    одной стороны, исследовательская практика — явно или неявно — ориентируется

    именно на западные модели. С другой — налицо серьезные трудности, связанные

    с существенными различиями между эмпирической базой рассматриваемых теорий

    и электоральным поведением в новых демократиях. Отсюда — необходимость

    специальной проверки, которая позволила бы установить степень применимости

    западных электоральных теорий в российских условиях на основе

    единообразного массива эмпирических данных.

    Политическое лидерство и электоральный процесс

    ПРОТИВОРЕЧИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЛИДЕРА И ЭЛЕКТОРАТА

    Феномен политического лидерства как один из наиболее важных факторов

    современного социального процесса привлекает постоянное внимание

    политологов и рассматривается ими в самых разных ракурсах. Для его научного

    осмысления и затем применения результатов исследований в прикладных целях

    существенное значение имеет изучение разных форм политического участия, в

    т.ч. электоральное поведение граждан. Под последним понимается вид

    политического поведения, связанный с делегированием властных полномочий,

    передачей политическому субъекту (лидеру) воли граждан, форма выражения их

    предпочтений и интересов и участия в управлении государством.

    Электоральная база — один из наиболее точных показателей политического

    "веса" (рейтинга) лидера партии или общественного движения, а также какого-

    либо политика, претендующего на выборную государственную должность. Доверие

    электората — это мандат на осуществление власти, выданный на время народом

    - по конституции сувереном и главным субъектом власти -своим

    представителям. При изучении электорального процесса важны не только

    результаты голосования, но и сам факт участия в выборах. Низкая

    электоральная активность, уклонение от голосования (абсентеизм), как

    правило, отражают не только кризис доверия к отдельным политикам, но

    говорят либо о разочаровании общества функционированием всей политической

    системы и отторжении значительной части граждан от нее, либо о "дефектном"

    состоянии политической культуры как таковой.

    Выборы как система определенных действий и атрибут конкретного типа

    политического режима рассматриваются специалистами в качестве одного из

    наиболее важных этапов формирования и проявления лидерства. В самом общем

    виде выборы состоят из двух подсистем: избирательной кампании (как процесса

    общения лидера и электората по поводу власти) и голосования как принятия

    избирателями властного решения. Эти подсистемы структурируются каждая по-

    своему в соответствии с решаемыми ими задачами. В частности, основное

    содержание избирательной кампании — взаимодействие лидера и электората, при

    котором обе стороны осуществляют взаимное влияние. Следовательно, при

    анализе важно раскрыть их взаимодетерминационные связи, механизмы субъект-

    объектных властных отношений во всякий раз особой электоральной ситуации.

    Отношения электоральной общности и политического лидера почти всегда

    строятся весьма противоречиво. Во-первых, подчас трудно определить, от

    чьего "лица" реально действует тот или иной политик, чьи интересы он

    выражает. Сам же он может - добросовестно или нет - заблуждаться на сей

    счет, что нередко и происходит с представителями властных структур,

    лидерами партий и движений, которые, по экспертным оценкам, в массе своей

    убеждены, что представляют "народные интересы", а реально, по мнению своих

    же избирателей, реализуют разные корпоративные интересы. Во-вторых, степень

    расхождения интересов избирателей и целей, преследуемых лидером,

    выявляется, как правило, лишь со временем, когда голосование уже произошло,

    а лидер получил (или нет) мандат на власть. Избиратели и лидеры несут и

    разную ответственность за принятые ими решения: первые сами расплачиваются

    за свой выбор, за упущенные возможности и ошибки; вторые нередко уклоняются

    от нее либо за них отвечают их организации и политические наследники. Не

    случайно лидеры так щедры на обещания во время избирательной кампании и так

    скупы на их выполнение, став у власти: по политическим счетам будут платить

    не они.

    Лица, претендующие на власть, предлагают свои программы решения

    общественных проблем и реализации интересов граждан, которые выглядят как

    некий "протокол о намерениях". Вместе с тем чрезмерная ориентация на

    сиюминутные предпочтения электората подталкивает лидера к популизму, а

    порой и к политическому авантюризму. Еще существеннее то, что приемлемость

    и жизненность программы как бы удостоверяется личностью лидера. По опыту

    зарубежных и особенно отечественных избирательных кампаний, а также по

    проведенному нами мониторинговому анализу ряда электоральных ситуаций, для

    многих избирателей важнее облик, личностные качества кандидата, чем сто

    программа. Так проявляется, с одной стороны, право электората ожидать от

    лидера выполнения им заявленной социальной роли, с другой — обязанность

    политика вести себя соответственно ожиданиям других людей.

    Не менее значимо при формировании политического лидерства и то, что

    электорат в целом состоит из групп, ориентирующихся на разные авторитеты,

    т.е. в нем отсутствуют сплоченность как осознанная ценность и совместная

    деятельность, способная опосредовать отношения участников этих групп.

    Предвыборные мероприятия (собрания избирателей, встречи с кандидатами),

    согласно опросам общественного мнения, вряд ли можно считать формой

    взаимодействия разных групп электората, который распадается по симпатиям и

    антипатиям к тем или иным кандидатам, партиям и движениям. К тому же до

    половины и более избирателей не принимают участия в предвыборных акциях.

    ВЫБОРЫ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК

    Выборы — это особый политический рынок с отработанными во многом

    правилами игры, но разными статусными и функциональными характеристиками

    его основных участников. "Продавцы" и "покупатели" как бы временно (о чем

    те и другие хорошо знают и из чего исходят) меняются ролями. Электорат —

    "продавцы" — располагает на данном рынке избирательными голосами; лидеры —

    "покупатели" — являются соискателями этих голосов. Первые предлагают свой

    политический "товар" под определенный ангажемент — программу или харизму

    лидера, тем самым становясь уже не просто продавцами, но и "продающимися".

    Лидеры также обладают двойной продающей и покупающей ролевой функцией, так

    как кандидаты на занятие властных постов имеют особую стоимость: обычную,

    рыночную, как и прочий товар на рынке, плюс прибавочная стоимость власти

    (понятие введено в научный оборот К. Шмиттом). В отличие от обычного

    товара, власть в неправовом государстве может быть адекватно оценена лишь в

    соответствующих ирреальных стоимостных показателях. Думается, что здесь

    скорее применимы не экономические принципы формирования стоимости товара, а

    принцип "курочки рябы, несущей золотые яички". Появление на рынке такого

    "товара", как голоса избирателей, естественно, вызывает особый интерес и

    конкуренцию среди его потребителей - лидеров, их сторонников и противников,

    которые вместе образуют политическую элиту, или специфический "политический

    класс". Финансовое, политическое, информационное, творческое, властное,

    государственное, научное и иное лоббирование во сто крат может окупиться в

    случае победы "своего" кандидата на выборах. В отличие от девальвированной

    роли посредника на экономическом рынке, посредничество на рынке

    политических услуг переживает сейчас в России свой расцвет. Именно сверх-

    рентабельностью политического капитала объясняются астрономические

    средства, которые инвестируются в губернаторские и, особенно, президентские

    выборы. (Правда, тенденция к нарастанию финансовых, интеллектуальных и

    других вложений в избирательные кампании свойственна многим странам мира.)

    Российская же специфика со времен большевиков обусловлена требованиями

    завоевания, удержания и использования власти как добычи с последующей ее

    дележкой среди "своих".

    Особые страсти разворачиваются в борьбе за главный приз - высшие

    государственные и региональные должности. Отсюда и непрекращающиеся внутри

    "политического класса" сражения, пики которых приходятся на выборы.

    Политологам и социологам, как и самим политикам, еще предстоит разработать

    ранговые шкалы, рейтинги, научные технологии раздела власти. Вместе с тем

    уже накопленный опыт подсказывает, что основной критерий при таком разделе

    — доля инвестиций в победу на выборах. По открытым или порой весьма

    малопонятным широкой публике кадровым перестановкам, скрытому переделу сфер

    влияния после инаугураций можно только догадываться о том, кто, сколько и

    каким капиталом (финансовым, интеллектуальным, творческим,

    коммуникационным, должностным, статусным и др.) содействовал успеху

    победителя. При этом действительные электоральные предпочтения перестают

    быть актуальными до следующих выборов, а лидер способен пренебречь

    ответственностью перед своими избирателями.

    На наш взгляд, следует распределить “политических посредников” по двум

    крупным и далеко неравным по своему весу, численности и характеру группам.

    Первую из них можно было бы назвать прихлебателями и прилипалами, которые

    при удачном разрешении электоральной ситуации получают натурой — деньгами,

    должностями, ангажементами, званиями и другими по-человечески понятными

    благами. Вторая группа не удовлетворяется подачками, использует посредников

    и самих лидеров для усиления своего экономического доминирования, а также

    губительной для общества связки власти с собственностью и собственности с

    властью лидеров. Указанное различие политических посредников не есть наше

    отечественное изобретение, хотя и обладает некоторыми специфическими

    чертами. В современной России лидеры, власть и собственность зачастую

    покупаются, что образует тройное основание для произвола — коррупции,

    нечестивого богатства и бюрократического разгула. Покупка власти через

    подставных лиц, расширение зоны теневой власти, фаворитизм создают

    тупиковую для любого общества ситуацию: лидеры без власти, власть без

    лидеров, очередная попытка монопольного присвоения власти и капитала,

    угроза вмешательства в публичную и частную жизнь граждан, а в итоге —

    всеобъемлющий кризис и реальная ситуация нового пришествия "спасителя" со

    своей командой. Подобные состояние и нестабильность элитных групп

    российского общества чреваты политической фрустрацией населения, которое

    вполне может не принимать навязываемый ему порядок, причем используя

    насилие и неправовые методы.

    АКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТОРАТА И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА

    Существует довольно много форм и степеней интенсивности политической

    депрессии, как и возможностей воздействия на нее: граждане могут отвергать

    политический режим в целом или какие-то более частные его характеристики;

    аполитичность способна охватывать отдельные социальные группы,

    территориальные, этнические, профессиональные и иные общности. Формы

    проявления депрессии - абсентеизм, голосование против всех кандидатур,

    митинги, забастовки, гражданское неповиновение и т.д., которые разрушают

    даже начала консенсуса в обществе. В 1996 — 1997 гг. до 60% граждан с

    правом голоса не участвовали в различных выборах (президентских,

    региональных, в местное самоуправление); согласно опросам, около 10%

    респондентов голосовали безо всякой цели, следуя сложившейся традиции, т.е.

    фактически бездумно; примерно 7% ответили, что их выбор был случайным, так

    как никто из кандидатов не понравился; около 5% голосовали против всех,

    поскольку не нашли достойного для себя кандидата.

    Не все деятели в должной мере осознают, что политический абсентеизм,

    если его подпитывать, используя механизмы внушения, может, наряду с

    разочарованием миллионов россиян от бесконечных обещаний, завести наше

    общество в тупики политической пассивности, социальной апатии, социально-

    психологической дестабилизации. Еще опаснее глубокий раскол общества по

    предпочтениям, разжигание нетерпимости в общественном сознании, что уже в

    силу инерции последнего переносится и на послевыборные процессы, создавая

    серьезные проблемы для функционирования и экономики, и самого государства.

    Однако, на наш взгляд, было бы неверным отождествлять подлинный

    авторитет, основанный на действительной общности интересов лидера, его

    сторонников и электората, с той разновидностью общественного отношения,

    которая опирается на некритическое восприятие фигуры лидера вплоть до

    слепой веры в него. Еще хуже, когда лидер конструируется с помощью

    направленного манипулирования массовым сознанием. О том, что политики,

    органы власти, партии на выборах нередко действуют по принципу "все

    средства хороши", свидетельствует не только обилие компромата на них, но и

    столь активная, зачастую решающая роль в победах на выборах не самих кан-

    148 дидатов, а их команд — имиджмейкеров, социологов, психологов, банкиров,

    работников и хозяев СМИ, артистов и пр. Прошлый и настоящий опыт нашего

    государства убеждает в пагубности такого "возвышения" лидера, при котором

    избирателям отводится роль исполнителя чужой воли, а политик изначально

    попадает в зависимость от своих социальных технологов и спонсоров,

    политических посредников и их хозяев. В подобных случаях прямо срабатывает

    известный принцип: кто платит — тот заказывает музыку.

    Реальное же сплочение электората вокруг лидера проходит различными

    путями и с неодинаковыми результатами. Первый путь — осуществление

    интересов электоральной общности через действительное разрешение

    противоречий (как правило, воплощенных в потребностях) между социальными

    слоями, что требует больших затрат средств, времени и серьезных усилий со

    стороны лидера, представляющего интересы ориентированных на него

    электоральных групп. Второй путь следовало бы выбрать тогда, когда

    реализация интересов одной социальной общности, по крайней мере в

    минимально необходимом объеме, невозможна из-за столкновения с интересами

    других сегментов электората. Это путь координации, взаимосогласования

    разнонаправленных электоральных интересов, выработки и проведения

    компромиссной линии деятельности вплоть до замещения неудовлетворенных

    интересов другими потребностями и интересами. Третий — путь популистских

    обещаний, когда вместо удовлетворения конкретных интересов или, по крайней

    мере, обозначения реальных сроков и механизмов их реализации, генерируются

    новые (чтобы не понизить уровень ожиданий и связанный с ними политический

    "вес" лидера), например, через создание образов "светлого будущего",

    "исторического шанса", "врага". Так результаты политической деятельности

    замещаются их суррогатами. Четвертый способ — подавление чьих-либо

    интересов в случае непримиримого столкновения "своих" и "чужих"

    электоральных общностей. Однако два последних метода не дают эффектов

    снятия электорального напряжения и не разрешают противоречия между

    социальными группами, лидерами и их сторонниками, субъектами власти и

    обществом. Различие политических интересов, выраженное на языке взаимных

    прав, обязанностей и ответственности сторон, не снимается, тем самым

    значительно усиливается накал электоральных ожиданий.

    Ценой популистской и спекулятивной политики многих электоральных

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.