Особенности электорального поведения в России
(образования, накоплений, профессионального опыта и т.д.) в новых
экономических условиях. Соответственно, реальные результаты экономической
политики Правительства почти не принимаются во внимание. Важнее ожидания.
Гипотеза Китчельта получила определенное эмпирическое подтверждение на
материале ряда восточноевропейских стран. И все же она оставляет открытыми
весьма важные вопросы. Почему восточноевропейские избиратели,
демократический опыт которых весьма невелик, оказываются способными
тщательно рассчитывать последствия своего выбора, выказывая тем самым
политическую заинтересованность и информированность, недоступные гражданам
западных стран? Рационально ли вообще прибегать к подобным калькуляциям,
учитывая крайне высокий уровень неопределенности в развитии пост-
коммунистических демократий?
К этому следует добавить, что данные по некоторым странам Восточной
Европы прямо опровергают гипотезу Китчельта, недвусмысленно указывая на
"ретроспективный" и "социотропный" характер голосования. Автор настоящей
статьи получил достаточно показательные результаты, применяя теорию
"экономического голосования" в ее "ретроспективно-социотропной" версии к
результатам общенациональных парламентских выборов в четырех
восточноевропейских странах. К сожалению, до сих пор никто из
исследователей не пытался проанализировать с подобных теоретических позиций
кроссрегиональные вариации в России. Работа О.Сенатовой и А.Якурина по
выявлению корреляция между уровнями дотадионно-сти регионов и результатами
губернаторских выборов заслуживает внимания как первый шаг в данном
направлении, однако понятно, что используемая учеными независимая
переменная с трудом поддается интерпретации как показатель собственно
"экономического голосования".
Таким образом, анализ современной литературы не позволяет говорить о
каких-либо определенных результатах применения существующих теорий
электорального поведения при исследовании посткоммунистических реалий. С
одной стороны, исследовательская практика — явно или неявно — ориентируется
именно на западные модели. С другой — налицо серьезные трудности, связанные
с существенными различиями между эмпирической базой рассматриваемых теорий
и электоральным поведением в новых демократиях. Отсюда — необходимость
специальной проверки, которая позволила бы установить степень применимости
западных электоральных теорий в российских условиях на основе
единообразного массива эмпирических данных.
Политическое лидерство и электоральный процесс
ПРОТИВОРЕЧИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЛИДЕРА И ЭЛЕКТОРАТА
Феномен политического лидерства как один из наиболее важных факторов
современного социального процесса привлекает постоянное внимание
политологов и рассматривается ими в самых разных ракурсах. Для его научного
осмысления и затем применения результатов исследований в прикладных целях
существенное значение имеет изучение разных форм политического участия, в
т.ч. электоральное поведение граждан. Под последним понимается вид
политического поведения, связанный с делегированием властных полномочий,
передачей политическому субъекту (лидеру) воли граждан, форма выражения их
предпочтений и интересов и участия в управлении государством.
Электоральная база — один из наиболее точных показателей политического
"веса" (рейтинга) лидера партии или общественного движения, а также какого-
либо политика, претендующего на выборную государственную должность. Доверие
электората — это мандат на осуществление власти, выданный на время народом
- по конституции сувереном и главным субъектом власти -своим
представителям. При изучении электорального процесса важны не только
результаты голосования, но и сам факт участия в выборах. Низкая
электоральная активность, уклонение от голосования (абсентеизм), как
правило, отражают не только кризис доверия к отдельным политикам, но
говорят либо о разочаровании общества функционированием всей политической
системы и отторжении значительной части граждан от нее, либо о "дефектном"
состоянии политической культуры как таковой.
Выборы как система определенных действий и атрибут конкретного типа
политического режима рассматриваются специалистами в качестве одного из
наиболее важных этапов формирования и проявления лидерства. В самом общем
виде выборы состоят из двух подсистем: избирательной кампании (как процесса
общения лидера и электората по поводу власти) и голосования как принятия
избирателями властного решения. Эти подсистемы структурируются каждая по-
своему в соответствии с решаемыми ими задачами. В частности, основное
содержание избирательной кампании — взаимодействие лидера и электората, при
котором обе стороны осуществляют взаимное влияние. Следовательно, при
анализе важно раскрыть их взаимодетерминационные связи, механизмы субъект-
объектных властных отношений во всякий раз особой электоральной ситуации.
Отношения электоральной общности и политического лидера почти всегда
строятся весьма противоречиво. Во-первых, подчас трудно определить, от
чьего "лица" реально действует тот или иной политик, чьи интересы он
выражает. Сам же он может - добросовестно или нет - заблуждаться на сей
счет, что нередко и происходит с представителями властных структур,
лидерами партий и движений, которые, по экспертным оценкам, в массе своей
убеждены, что представляют "народные интересы", а реально, по мнению своих
же избирателей, реализуют разные корпоративные интересы. Во-вторых, степень
расхождения интересов избирателей и целей, преследуемых лидером,
выявляется, как правило, лишь со временем, когда голосование уже произошло,
а лидер получил (или нет) мандат на власть. Избиратели и лидеры несут и
разную ответственность за принятые ими решения: первые сами расплачиваются
за свой выбор, за упущенные возможности и ошибки; вторые нередко уклоняются
от нее либо за них отвечают их организации и политические наследники. Не
случайно лидеры так щедры на обещания во время избирательной кампании и так
скупы на их выполнение, став у власти: по политическим счетам будут платить
не они.
Лица, претендующие на власть, предлагают свои программы решения
общественных проблем и реализации интересов граждан, которые выглядят как
некий "протокол о намерениях". Вместе с тем чрезмерная ориентация на
сиюминутные предпочтения электората подталкивает лидера к популизму, а
порой и к политическому авантюризму. Еще существеннее то, что приемлемость
и жизненность программы как бы удостоверяется личностью лидера. По опыту
зарубежных и особенно отечественных избирательных кампаний, а также по
проведенному нами мониторинговому анализу ряда электоральных ситуаций, для
многих избирателей важнее облик, личностные качества кандидата, чем сто
программа. Так проявляется, с одной стороны, право электората ожидать от
лидера выполнения им заявленной социальной роли, с другой — обязанность
политика вести себя соответственно ожиданиям других людей.
Не менее значимо при формировании политического лидерства и то, что
электорат в целом состоит из групп, ориентирующихся на разные авторитеты,
т.е. в нем отсутствуют сплоченность как осознанная ценность и совместная
деятельность, способная опосредовать отношения участников этих групп.
Предвыборные мероприятия (собрания избирателей, встречи с кандидатами),
согласно опросам общественного мнения, вряд ли можно считать формой
взаимодействия разных групп электората, который распадается по симпатиям и
антипатиям к тем или иным кандидатам, партиям и движениям. К тому же до
половины и более избирателей не принимают участия в предвыборных акциях.
ВЫБОРЫ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
Выборы — это особый политический рынок с отработанными во многом
правилами игры, но разными статусными и функциональными характеристиками
его основных участников. "Продавцы" и "покупатели" как бы временно (о чем
те и другие хорошо знают и из чего исходят) меняются ролями. Электорат —
"продавцы" — располагает на данном рынке избирательными голосами; лидеры —
"покупатели" — являются соискателями этих голосов. Первые предлагают свой
политический "товар" под определенный ангажемент — программу или харизму
лидера, тем самым становясь уже не просто продавцами, но и "продающимися".
Лидеры также обладают двойной продающей и покупающей ролевой функцией, так
как кандидаты на занятие властных постов имеют особую стоимость: обычную,
рыночную, как и прочий товар на рынке, плюс прибавочная стоимость власти
(понятие введено в научный оборот К. Шмиттом). В отличие от обычного
товара, власть в неправовом государстве может быть адекватно оценена лишь в
соответствующих ирреальных стоимостных показателях. Думается, что здесь
скорее применимы не экономические принципы формирования стоимости товара, а
принцип "курочки рябы, несущей золотые яички". Появление на рынке такого
"товара", как голоса избирателей, естественно, вызывает особый интерес и
конкуренцию среди его потребителей - лидеров, их сторонников и противников,
которые вместе образуют политическую элиту, или специфический "политический
класс". Финансовое, политическое, информационное, творческое, властное,
государственное, научное и иное лоббирование во сто крат может окупиться в
случае победы "своего" кандидата на выборах. В отличие от девальвированной
роли посредника на экономическом рынке, посредничество на рынке
политических услуг переживает сейчас в России свой расцвет. Именно сверх-
рентабельностью политического капитала объясняются астрономические
средства, которые инвестируются в губернаторские и, особенно, президентские
выборы. (Правда, тенденция к нарастанию финансовых, интеллектуальных и
других вложений в избирательные кампании свойственна многим странам мира.)
Российская же специфика со времен большевиков обусловлена требованиями
завоевания, удержания и использования власти как добычи с последующей ее
дележкой среди "своих".
Особые страсти разворачиваются в борьбе за главный приз - высшие
государственные и региональные должности. Отсюда и непрекращающиеся внутри
"политического класса" сражения, пики которых приходятся на выборы.
Политологам и социологам, как и самим политикам, еще предстоит разработать
ранговые шкалы, рейтинги, научные технологии раздела власти. Вместе с тем
уже накопленный опыт подсказывает, что основной критерий при таком разделе
— доля инвестиций в победу на выборах. По открытым или порой весьма
малопонятным широкой публике кадровым перестановкам, скрытому переделу сфер
влияния после инаугураций можно только догадываться о том, кто, сколько и
каким капиталом (финансовым, интеллектуальным, творческим,
коммуникационным, должностным, статусным и др.) содействовал успеху
победителя. При этом действительные электоральные предпочтения перестают
быть актуальными до следующих выборов, а лидер способен пренебречь
ответственностью перед своими избирателями.
На наш взгляд, следует распределить “политических посредников” по двум
крупным и далеко неравным по своему весу, численности и характеру группам.
Первую из них можно было бы назвать прихлебателями и прилипалами, которые
при удачном разрешении электоральной ситуации получают натурой — деньгами,
должностями, ангажементами, званиями и другими по-человечески понятными
благами. Вторая группа не удовлетворяется подачками, использует посредников
и самих лидеров для усиления своего экономического доминирования, а также
губительной для общества связки власти с собственностью и собственности с
властью лидеров. Указанное различие политических посредников не есть наше
отечественное изобретение, хотя и обладает некоторыми специфическими
чертами. В современной России лидеры, власть и собственность зачастую
покупаются, что образует тройное основание для произвола — коррупции,
нечестивого богатства и бюрократического разгула. Покупка власти через
подставных лиц, расширение зоны теневой власти, фаворитизм создают
тупиковую для любого общества ситуацию: лидеры без власти, власть без
лидеров, очередная попытка монопольного присвоения власти и капитала,
угроза вмешательства в публичную и частную жизнь граждан, а в итоге —
всеобъемлющий кризис и реальная ситуация нового пришествия "спасителя" со
своей командой. Подобные состояние и нестабильность элитных групп
российского общества чреваты политической фрустрацией населения, которое
вполне может не принимать навязываемый ему порядок, причем используя
насилие и неправовые методы.
АКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТОРАТА И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА
Существует довольно много форм и степеней интенсивности политической
депрессии, как и возможностей воздействия на нее: граждане могут отвергать
политический режим в целом или какие-то более частные его характеристики;
аполитичность способна охватывать отдельные социальные группы,
территориальные, этнические, профессиональные и иные общности. Формы
проявления депрессии - абсентеизм, голосование против всех кандидатур,
митинги, забастовки, гражданское неповиновение и т.д., которые разрушают
даже начала консенсуса в обществе. В 1996 — 1997 гг. до 60% граждан с
правом голоса не участвовали в различных выборах (президентских,
региональных, в местное самоуправление); согласно опросам, около 10%
респондентов голосовали безо всякой цели, следуя сложившейся традиции, т.е.
фактически бездумно; примерно 7% ответили, что их выбор был случайным, так
как никто из кандидатов не понравился; около 5% голосовали против всех,
поскольку не нашли достойного для себя кандидата.
Не все деятели в должной мере осознают, что политический абсентеизм,
если его подпитывать, используя механизмы внушения, может, наряду с
разочарованием миллионов россиян от бесконечных обещаний, завести наше
общество в тупики политической пассивности, социальной апатии, социально-
психологической дестабилизации. Еще опаснее глубокий раскол общества по
предпочтениям, разжигание нетерпимости в общественном сознании, что уже в
силу инерции последнего переносится и на послевыборные процессы, создавая
серьезные проблемы для функционирования и экономики, и самого государства.
Однако, на наш взгляд, было бы неверным отождествлять подлинный
авторитет, основанный на действительной общности интересов лидера, его
сторонников и электората, с той разновидностью общественного отношения,
которая опирается на некритическое восприятие фигуры лидера вплоть до
слепой веры в него. Еще хуже, когда лидер конструируется с помощью
направленного манипулирования массовым сознанием. О том, что политики,
органы власти, партии на выборах нередко действуют по принципу "все
средства хороши", свидетельствует не только обилие компромата на них, но и
столь активная, зачастую решающая роль в победах на выборах не самих кан-
148 дидатов, а их команд — имиджмейкеров, социологов, психологов, банкиров,
работников и хозяев СМИ, артистов и пр. Прошлый и настоящий опыт нашего
государства убеждает в пагубности такого "возвышения" лидера, при котором
избирателям отводится роль исполнителя чужой воли, а политик изначально
попадает в зависимость от своих социальных технологов и спонсоров,
политических посредников и их хозяев. В подобных случаях прямо срабатывает
известный принцип: кто платит — тот заказывает музыку.
Реальное же сплочение электората вокруг лидера проходит различными
путями и с неодинаковыми результатами. Первый путь — осуществление
интересов электоральной общности через действительное разрешение
противоречий (как правило, воплощенных в потребностях) между социальными
слоями, что требует больших затрат средств, времени и серьезных усилий со
стороны лидера, представляющего интересы ориентированных на него
электоральных групп. Второй путь следовало бы выбрать тогда, когда
реализация интересов одной социальной общности, по крайней мере в
минимально необходимом объеме, невозможна из-за столкновения с интересами
других сегментов электората. Это путь координации, взаимосогласования
разнонаправленных электоральных интересов, выработки и проведения
компромиссной линии деятельности вплоть до замещения неудовлетворенных
интересов другими потребностями и интересами. Третий — путь популистских
обещаний, когда вместо удовлетворения конкретных интересов или, по крайней
мере, обозначения реальных сроков и механизмов их реализации, генерируются
новые (чтобы не понизить уровень ожиданий и связанный с ними политический
"вес" лидера), например, через создание образов "светлого будущего",
"исторического шанса", "врага". Так результаты политической деятельности
замещаются их суррогатами. Четвертый способ — подавление чьих-либо
интересов в случае непримиримого столкновения "своих" и "чужих"
электоральных общностей. Однако два последних метода не дают эффектов
снятия электорального напряжения и не разрешают противоречия между
социальными группами, лидерами и их сторонниками, субъектами власти и
обществом. Различие политических интересов, выраженное на языке взаимных
прав, обязанностей и ответственности сторон, не снимается, тем самым
значительно усиливается накал электоральных ожиданий.
Ценой популистской и спекулятивной политики многих электоральных
Страницы: 1, 2, 3
|