МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Модернизация в современной России

    «демократизация»: именно всеохватывающая демократизация объявлялась

    сущностным выражением образцовой социалистической системы. Новая стратегия

    Горбачева проводила вестернизацию процесса российской модернизации, то

    есть внедрение в него моделей и механизмов, получивших классическое

    воплощение в западной цивилизации. Идеология и стратегия Горбачева

    предполагали либерально-демократическую ревизию марксизма-ленинизма и

    попытку включения в советскую социалистическую идеологию таких принципов и

    идеалов как: гражданское общество, правовое государство, парламентаризм,

    разделение властей, естественные права человека и т.д. В июне- июле 1988

    года все эти ценности были признаны XIX Всесоюзной конференцией КПСС. Также

    были предложены конкретные меры по демократизации советской политической

    системы. Стратегический замысел Горбачева состоял в том, что решения

    партконференции помогут отстранить от власти консерваторов, разрушить

    командно- административную систему, парализовавшую экономическую

    модернизацию.

    Но процесс политической демократизации оказался разрушительным для

    СССР и социализма. Политическая демократизация создала совершенно новый

    режим существования и поддержания власти для партийно-государственной элиты

    и самого Горбачева: в условиях быстро народившегося политического

    плюрализма, альтернативных выборов и свободного волеизъявления электората,

    они могли сохранить политическое лидерство, демонстрируя реальную

    способность осуществлять экономические реформы, модернизацию, улучшать

    положение народа и страны.

    В области экономической модернизации на новом этапе главной целью

    стала замена старого « административного» новым « рыночным социализмом»:

    самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление всех предприятий. НА

    место соц- соревнований заступила конкуренция. Экономическая реформа

    воплотилась в законе « О государственном предприятии», одобренном в июне

    1987 года и вступившем в силу с 1.01.1988г. Закон перераспределял

    прерогативы между министерствами и предприятиями, наделяя последние большой

    экономической самостоятельностью и создавая тем самым конкурентную среду.

    Но уже в 1988 году закон забуксовал, а в 1989- потерпел фиаско так как: -

    предприятия столкнулись с полным отсутствием инфраструктуры, которая бы

    позволила им более-менее пуститься в свободное плавание. В стране не было

    посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж; - рыночные отношения

    не заладились в силу патерналистско-социалистических стереотипов сознания,

    характерных и для администрации, и для государства, и для рабочих; -

    одной из причин краха реформы был все более явственный «коллективный

    эгоизм» трудовых коллективов и предприятий.

    Провалы экономических реформ, углубляющееся катастрофическое состояние

    товарного и денежного рынка стали важным реальным фактором, повернувшим

    политическую демократизацию против Горбачева и КПСС. В условиях

    политической демократизации, когда появилась реальность возможность

    выдвижения альтернативных идеологий и программ, они не замедлили появиться.

    Выделилось два потока радикализма: национальный радикализм, ориентированный

    на расширение прав республик и реформы советской федерации и политический

    радикализм, выступавший за решительное углубление и расширение

    экономических и других реформ. Некоторые рассчитывали на национальную идею

    именно как на средство модернизации России, считая, что национализм в

    переходном обществе способствует: 1) консолидации общества для целей

    модернизации, 2)мобилизации его на цели, с нею связанные, 3)компенсации

    страдания, вызванных, отчасти, предшествующей отсталостью, отчасти - самой

    модернизацией. Изначально радикалы еще в целом следовали модели

    демократического социализма, но летом 1990-ого года произошел окончательный

    разрыв радикалов и социалистическими идеалами и переход их к американской

    модели капитализма. Резкая смена социально – политических ориентиров

    радикалов объяснялась логикой и особенностями общественных процессов в

    России. Фактический провал двух реформаторских моделей Горбачева, обе из

    которых обозначались как социалистические, явился причиной глубокого и

    массового разочарования в социализме различных социальных слоев. В

    обществе все шире распространялось убеждение. Что модернизация на

    социалистической основе вообще невозможна, и что за ее основу должны быть

    взяты те классические образцы экономического и политического развития

    западных стран, которые обеспечили их ведущую позицию в мировой экономике в

    конце XX века. Страна хотела совершать модернизацию по западной

    либеральной, а не по китайской модели, и радикалы вняли ее гласу.

    В августе 1991 года состоялся окончательный переход власти в России к

    радикалам: в руках российского президента, правительства и законодателей

    оказались все рычаги как политического, так и экономического управления. Во

    весь рост стал вопрос о радикальных экономических реформах. Осенью 1991

    года была принята программа вице- премьера по экономике Е. Гайдара:

    концепция «шокотерапии», использованная в процессе модернизации как в

    странах третьего мира, так и в Восточной Европе. Главным в шокотерапии был

    одномоментный переход к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с

    инфляцией и бюджетным дефицитом, направленные на стабилизацию

    экономического развития. Программ шокотерапии Гайдара включала три главные

    реформы:

    1. разовое введение свободных цен с января 1992 года должно было

    определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный

    дефицит, « запустить» механизм конкуренции между всеми отраслями

    и предприятиями и заставить людей «зарабатывать деньги».

    2. либерализация торговли должна была ускорить товарооборот,

    создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов

    отечественной и импортной продукции.

    3. широкая и быстрая приватизация жилья и госпредприятий должна

    была превратить массы населения в собственников и создать

    трудовой, накопительский и другие экономические стимулы

    деятельности.

    Новая модель российской модернизации в идеологическом плане не

    отличалась от доктрин, использовавшихся радикальным движением в период

    борьбы за власть; главным было предположение и убеждение, что частная

    собственность и свободный рынок быстро превратит Россию в общество среднего

    класса.

    Программа Гайдара после взятия власти радикалами была по сути

    единственным цельным пакетом конкретных реформ. Она и стала путем

    российской модернизации на третьем этапе 1992-1993 гг. К концу 1992 года

    наметился перелом в развитии рыночных отношений. Предпринимательский

    менталитет стал неотъемлемой частью рыночного сознания.

    Правительство Черномырдина ( конец 1992 год) в своих политических

    приоритетах по преимуществу повторило гайдаровские подходы: укрепление

    рубля, финансовая стабилизация, борьба с инфляцией. Вопреки ожиданиям, в

    1993 году начался быстрый неуклонный спад промышленного и

    сельскохозяйственного производства, что повлекло за собой размывание

    среднего класса, поляризацию бедных и богатых, разрушение структур

    общественного потребления. Углублявшееся в течение двух лет недовольство (

    недоверие) большинства россиян по отношению к реформам вылилось на выборах

    1993 года, где в качестве альтернативы либеральной модели модернизации

    выступила националистическая программа В.В. Жириновского.

    К 1994 году процесс российской модернизации столкнулся вновь с

    необходимостью смены ориентиров и выбора новой модели.

    В связи с очевидным провалом "либеральной модели" модернизации,

    предусматривающей механическое воспроизведение основных политических и

    социально - экономических институтов западной цивилизации без учета

    особенностей русской национальной культуры, сегодня все чаще ставится

    вопрос о выработке альтернативной стратегии и подходов к осуществлению

    преобразований. При его обсуждении высказываются различные и часто

    взаимоисключающие точки зрения. Например, российский философ С. С. Кара -

    Мурза указывает на то, что ценности и институты модернизации не приживутся

    в России, поскольку она представляет собой традиционное общество с

    коллективистским и ориентированным на нравственные ценности типом

    мировоззрения, а модернизация опирается на установки в духе индивидуализма

    и прагматизма. Политолог С. Е. Кургинян полагает, что модернизация и

    построение капитализма - пройденный и ненужный для России этап, поскольку

    "дикий капитализм" уничтожит все экономические и культурные достижения

    советского периода; поэтому необходимо осуществить технологический прорыв в

    постиндустриальное общество, опираясь на коллективистские традиции русского

    народа и его способность к мобилизации ради достижения великой цели.

    Таким образом, можно заключить, что вопрос о соотношении общих

    закономерностей процесса модернизации и национальных особенностей России

    весьма непрост, и поэтому выработка конкретных моделей и технологий

    преобразования российского социума - дело ближайшего будущего.

    Глава 3: Сущность модернизации.

    По самому общему определению, модернизация представляет собой

    процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной

    культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному,

    основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении

    общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией

    понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации,

    урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной

    политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и

    др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес

    «традиционному закрытому».

    В рамках процесса модернизации обычно происходят следующие изменения:

    1) Совершенствование всей системы общественных отношений и изменение

    уклада жизни - появление новых процедур и механизмов, регулирующих

    конфликты и разрешающих общественные проблемы;

    2) Возрастание сознательности и самостоятельности отдельных индивидов;

    3) В области экономики - максимальное распространение товарно-денежных

    отношений, появление новых передовых технологий, достижение высокого уровня

    профессиональной специализации менеджеров и наемных работников;

    4) Изменение социальных отношений - переход от иммобильного сословного

    общества к динамичному, основанному на высокой социальной мобильности и

    социальной конкуренции.

    В числе характеристик процесса модернизации также выделяют:

    1) Его комплексность, поскольку он охватывает все сферы жизни

    общества;

    2) Его системность, так как изменение любого элемента или целой сферы

    жизни общества ведет к изменению других - культурные и политические

    изменения приводят к изменениям в экономике, и наоборот;

    3) Его глобальный характер - начавшись в странах Запада, она

    распространяется затем на весь мир;

    4) Его протяженный характер - модернизация не происходит в одночасье,

    а делится на этапы (появление реформаторской элиты, инициирование

    преобразований, распространение и закрепление их результатов);

    5) Дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер -

    модернизация в разных странах протекает по - разному, так или иначе

    учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики (например,

    "японское экономическое чудо"), не требует полного отказа от них в пользу

    западных и европейских ценностей.

    По вопросу о сущности и главных направлениях осуществления

    модернизации в зарубежной политической науке существуют различные точки

    зрения:

    1) Американский политолог С. Хантингтон и израильтянин Ш. Эйзенштадт

    считают основным содержанием процесса модернизации изменение социальных

    институтов, стимулирующих происходящие в обществе перемены (государство,

    политические партии, гражданские ассоциации, СМИ и др.);

    2) Американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют в первую очередь

    изменение психологии общества и восприятие им новой системы ценностей;

    3) У. Мур и А. Экстайн выводят на первый план индустриализацию

    общества;

    4) Р. Гриффит - реформы в сельском хозяйстве.

    Соответственно в политической науке выделяются несколько основных

    типов модернизации:

    1) Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) - протекала

    естественно и органично, начавшись "снизу", с изменения общественного

    сознания, приведя затем к трансформации социально - экономических и

    политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и

    промышленный переворот в странах Запада;

    2) Догоняющая и неорганичная в странах "Второго" и "Третьего мира"

    (часть Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально -

    экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем

    заимствования у последних преимущественно технических и культурных

    достижений, распространяемых на "чуждой" им "почве";

    3) Догоняющая и неорганичная модернизация часто является авторитарной

    - из - за отсутствия прочной поддержки в обществе инициаторами радикальных

    преобразований выступают государство и правящая элита, преодолевающая

    сопротивление противников реформ. В масштабах страны выделяются периферия и

    центры (столица и крупные города), распространяющие нововведения. Часто

    сопровождается внутренними конфликтами и социальным расколом, способным

    привести к "сворачиванию реформ" (например, Исламская революция 1979 г. в

    Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);

    4) Форсированная - в этом случае ставка делается на ускоренное

    развитие экономики и экспортного потенциала (30 - 35 лет) при сохранении

    "узкого характера" внутреннего рынка и преимущественно традиционных

    (авторитарно - патриархальных) политических отношений (страны Юго -

    Восточной Азии - Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);

    5) Частичная - заимствование некоторых элементов цивилизации западного

    типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого изменения

    социально - политических отношений, которые сохраняют традиционный

    характер;

    6) Тупиковая или т.н. тоталитарная модернизация - т.е. форсированное

    создание тоталитарным режимом с опорой на внеэкономическое принуждение

    мощного промышленного, оборонного и научного потенциала в рамках

    мобилизационной модели экономики, которая оказывается неспособной

    приспособиться и нормально развиваться в рыночных условиях, порождая

    глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина

    индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).

    Под собственно же политической модернизацией в политической науке

    понимают процесс создания эффективных властных институтов и механизмов,

    формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа,

    расширение участия масс в политике, становление правового государства и

    гражданского общества. При этом политическая модернизация является

    составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации - без

    определенных изменений во властной и политической сфере невозможно

    обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в

    свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и

    гражданской культуры требует изменения политических институтов. При этом в

    тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и

    органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и

    культурные изменения (развитие капиталистических отношений в недрах

    феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим

    (буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к

    конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела

    догоняющий, авторитарный либо частичный характер (страны "Второго" и

    "Третьего мира"), изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей

    элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным изменениям

    (реформы основоположника современного турецкого государства Кемаля Ататюрка

    20 - 40 - х гг., "белая революция" шаха Резы Пехлеви 60 - 70 - х гг. в

    Иране, преобразования, начатые лидером КПК Дэн Сяопином в 70 - ые гг. и

    продолжающиеся по сей день в Китае).

    Американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие основные

    составляющие и признаки процесса политической модернизации:

    1) Структурная дифференциация (разделение) институтов политической

    системы - т.е. появление все новых политических институтов, выполняющих

    строго очерченную функцию и одновременно тесно взаимосвязанных и

    взаимодействующих между собой (например, создание новых профильных

    министерств и ведомств в структуре исполнительной власти);

    2) Повышение мобилизационных способностей политической системы - т.е.

    ее способности мобилизовать разнообразные ресурсы (политические,

    экономические, силовые, информационные, демографические) и направить их на

    достижение новых целей в развитии;

    3) Повышение способностей политической системы к выживанию в кризисных

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.