Модернизация в современной России
«демократизация»: именно всеохватывающая демократизация объявлялась
сущностным выражением образцовой социалистической системы. Новая стратегия
Горбачева проводила вестернизацию процесса российской модернизации, то
есть внедрение в него моделей и механизмов, получивших классическое
воплощение в западной цивилизации. Идеология и стратегия Горбачева
предполагали либерально-демократическую ревизию марксизма-ленинизма и
попытку включения в советскую социалистическую идеологию таких принципов и
идеалов как: гражданское общество, правовое государство, парламентаризм,
разделение властей, естественные права человека и т.д. В июне- июле 1988
года все эти ценности были признаны XIX Всесоюзной конференцией КПСС. Также
были предложены конкретные меры по демократизации советской политической
системы. Стратегический замысел Горбачева состоял в том, что решения
партконференции помогут отстранить от власти консерваторов, разрушить
командно- административную систему, парализовавшую экономическую
модернизацию.
Но процесс политической демократизации оказался разрушительным для
СССР и социализма. Политическая демократизация создала совершенно новый
режим существования и поддержания власти для партийно-государственной элиты
и самого Горбачева: в условиях быстро народившегося политического
плюрализма, альтернативных выборов и свободного волеизъявления электората,
они могли сохранить политическое лидерство, демонстрируя реальную
способность осуществлять экономические реформы, модернизацию, улучшать
положение народа и страны.
В области экономической модернизации на новом этапе главной целью
стала замена старого « административного» новым « рыночным социализмом»:
самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление всех предприятий. НА
место соц- соревнований заступила конкуренция. Экономическая реформа
воплотилась в законе « О государственном предприятии», одобренном в июне
1987 года и вступившем в силу с 1.01.1988г. Закон перераспределял
прерогативы между министерствами и предприятиями, наделяя последние большой
экономической самостоятельностью и создавая тем самым конкурентную среду.
Но уже в 1988 году закон забуксовал, а в 1989- потерпел фиаско так как: -
предприятия столкнулись с полным отсутствием инфраструктуры, которая бы
позволила им более-менее пуститься в свободное плавание. В стране не было
посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж; - рыночные отношения
не заладились в силу патерналистско-социалистических стереотипов сознания,
характерных и для администрации, и для государства, и для рабочих; -
одной из причин краха реформы был все более явственный «коллективный
эгоизм» трудовых коллективов и предприятий.
Провалы экономических реформ, углубляющееся катастрофическое состояние
товарного и денежного рынка стали важным реальным фактором, повернувшим
политическую демократизацию против Горбачева и КПСС. В условиях
политической демократизации, когда появилась реальность возможность
выдвижения альтернативных идеологий и программ, они не замедлили появиться.
Выделилось два потока радикализма: национальный радикализм, ориентированный
на расширение прав республик и реформы советской федерации и политический
радикализм, выступавший за решительное углубление и расширение
экономических и других реформ. Некоторые рассчитывали на национальную идею
именно как на средство модернизации России, считая, что национализм в
переходном обществе способствует: 1) консолидации общества для целей
модернизации, 2)мобилизации его на цели, с нею связанные, 3)компенсации
страдания, вызванных, отчасти, предшествующей отсталостью, отчасти - самой
модернизацией. Изначально радикалы еще в целом следовали модели
демократического социализма, но летом 1990-ого года произошел окончательный
разрыв радикалов и социалистическими идеалами и переход их к американской
модели капитализма. Резкая смена социально – политических ориентиров
радикалов объяснялась логикой и особенностями общественных процессов в
России. Фактический провал двух реформаторских моделей Горбачева, обе из
которых обозначались как социалистические, явился причиной глубокого и
массового разочарования в социализме различных социальных слоев. В
обществе все шире распространялось убеждение. Что модернизация на
социалистической основе вообще невозможна, и что за ее основу должны быть
взяты те классические образцы экономического и политического развития
западных стран, которые обеспечили их ведущую позицию в мировой экономике в
конце XX века. Страна хотела совершать модернизацию по западной
либеральной, а не по китайской модели, и радикалы вняли ее гласу.
В августе 1991 года состоялся окончательный переход власти в России к
радикалам: в руках российского президента, правительства и законодателей
оказались все рычаги как политического, так и экономического управления. Во
весь рост стал вопрос о радикальных экономических реформах. Осенью 1991
года была принята программа вице- премьера по экономике Е. Гайдара:
концепция «шокотерапии», использованная в процессе модернизации как в
странах третьего мира, так и в Восточной Европе. Главным в шокотерапии был
одномоментный переход к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с
инфляцией и бюджетным дефицитом, направленные на стабилизацию
экономического развития. Программ шокотерапии Гайдара включала три главные
реформы:
1. разовое введение свободных цен с января 1992 года должно было
определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный
дефицит, « запустить» механизм конкуренции между всеми отраслями
и предприятиями и заставить людей «зарабатывать деньги».
2. либерализация торговли должна была ускорить товарооборот,
создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов
отечественной и импортной продукции.
3. широкая и быстрая приватизация жилья и госпредприятий должна
была превратить массы населения в собственников и создать
трудовой, накопительский и другие экономические стимулы
деятельности.
Новая модель российской модернизации в идеологическом плане не
отличалась от доктрин, использовавшихся радикальным движением в период
борьбы за власть; главным было предположение и убеждение, что частная
собственность и свободный рынок быстро превратит Россию в общество среднего
класса.
Программа Гайдара после взятия власти радикалами была по сути
единственным цельным пакетом конкретных реформ. Она и стала путем
российской модернизации на третьем этапе 1992-1993 гг. К концу 1992 года
наметился перелом в развитии рыночных отношений. Предпринимательский
менталитет стал неотъемлемой частью рыночного сознания.
Правительство Черномырдина ( конец 1992 год) в своих политических
приоритетах по преимуществу повторило гайдаровские подходы: укрепление
рубля, финансовая стабилизация, борьба с инфляцией. Вопреки ожиданиям, в
1993 году начался быстрый неуклонный спад промышленного и
сельскохозяйственного производства, что повлекло за собой размывание
среднего класса, поляризацию бедных и богатых, разрушение структур
общественного потребления. Углублявшееся в течение двух лет недовольство (
недоверие) большинства россиян по отношению к реформам вылилось на выборах
1993 года, где в качестве альтернативы либеральной модели модернизации
выступила националистическая программа В.В. Жириновского.
К 1994 году процесс российской модернизации столкнулся вновь с
необходимостью смены ориентиров и выбора новой модели.
В связи с очевидным провалом "либеральной модели" модернизации,
предусматривающей механическое воспроизведение основных политических и
социально - экономических институтов западной цивилизации без учета
особенностей русской национальной культуры, сегодня все чаще ставится
вопрос о выработке альтернативной стратегии и подходов к осуществлению
преобразований. При его обсуждении высказываются различные и часто
взаимоисключающие точки зрения. Например, российский философ С. С. Кара -
Мурза указывает на то, что ценности и институты модернизации не приживутся
в России, поскольку она представляет собой традиционное общество с
коллективистским и ориентированным на нравственные ценности типом
мировоззрения, а модернизация опирается на установки в духе индивидуализма
и прагматизма. Политолог С. Е. Кургинян полагает, что модернизация и
построение капитализма - пройденный и ненужный для России этап, поскольку
"дикий капитализм" уничтожит все экономические и культурные достижения
советского периода; поэтому необходимо осуществить технологический прорыв в
постиндустриальное общество, опираясь на коллективистские традиции русского
народа и его способность к мобилизации ради достижения великой цели.
Таким образом, можно заключить, что вопрос о соотношении общих
закономерностей процесса модернизации и национальных особенностей России
весьма непрост, и поэтому выработка конкретных моделей и технологий
преобразования российского социума - дело ближайшего будущего.
Глава 3: Сущность модернизации.
По самому общему определению, модернизация представляет собой
процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной
культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному,
основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении
общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией
понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации,
урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной
политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и
др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес
«традиционному закрытому».
В рамках процесса модернизации обычно происходят следующие изменения:
1) Совершенствование всей системы общественных отношений и изменение
уклада жизни - появление новых процедур и механизмов, регулирующих
конфликты и разрешающих общественные проблемы;
2) Возрастание сознательности и самостоятельности отдельных индивидов;
3) В области экономики - максимальное распространение товарно-денежных
отношений, появление новых передовых технологий, достижение высокого уровня
профессиональной специализации менеджеров и наемных работников;
4) Изменение социальных отношений - переход от иммобильного сословного
общества к динамичному, основанному на высокой социальной мобильности и
социальной конкуренции.
В числе характеристик процесса модернизации также выделяют:
1) Его комплексность, поскольку он охватывает все сферы жизни
общества;
2) Его системность, так как изменение любого элемента или целой сферы
жизни общества ведет к изменению других - культурные и политические
изменения приводят к изменениям в экономике, и наоборот;
3) Его глобальный характер - начавшись в странах Запада, она
распространяется затем на весь мир;
4) Его протяженный характер - модернизация не происходит в одночасье,
а делится на этапы (появление реформаторской элиты, инициирование
преобразований, распространение и закрепление их результатов);
5) Дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер -
модернизация в разных странах протекает по - разному, так или иначе
учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики (например,
"японское экономическое чудо"), не требует полного отказа от них в пользу
западных и европейских ценностей.
По вопросу о сущности и главных направлениях осуществления
модернизации в зарубежной политической науке существуют различные точки
зрения:
1) Американский политолог С. Хантингтон и израильтянин Ш. Эйзенштадт
считают основным содержанием процесса модернизации изменение социальных
институтов, стимулирующих происходящие в обществе перемены (государство,
политические партии, гражданские ассоциации, СМИ и др.);
2) Американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют в первую очередь
изменение психологии общества и восприятие им новой системы ценностей;
3) У. Мур и А. Экстайн выводят на первый план индустриализацию
общества;
4) Р. Гриффит - реформы в сельском хозяйстве.
Соответственно в политической науке выделяются несколько основных
типов модернизации:
1) Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) - протекала
естественно и органично, начавшись "снизу", с изменения общественного
сознания, приведя затем к трансформации социально - экономических и
политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и
промышленный переворот в странах Запада;
2) Догоняющая и неорганичная в странах "Второго" и "Третьего мира"
(часть Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально -
экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем
заимствования у последних преимущественно технических и культурных
достижений, распространяемых на "чуждой" им "почве";
3) Догоняющая и неорганичная модернизация часто является авторитарной
- из - за отсутствия прочной поддержки в обществе инициаторами радикальных
преобразований выступают государство и правящая элита, преодолевающая
сопротивление противников реформ. В масштабах страны выделяются периферия и
центры (столица и крупные города), распространяющие нововведения. Часто
сопровождается внутренними конфликтами и социальным расколом, способным
привести к "сворачиванию реформ" (например, Исламская революция 1979 г. в
Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);
4) Форсированная - в этом случае ставка делается на ускоренное
развитие экономики и экспортного потенциала (30 - 35 лет) при сохранении
"узкого характера" внутреннего рынка и преимущественно традиционных
(авторитарно - патриархальных) политических отношений (страны Юго -
Восточной Азии - Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);
5) Частичная - заимствование некоторых элементов цивилизации западного
типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого изменения
социально - политических отношений, которые сохраняют традиционный
характер;
6) Тупиковая или т.н. тоталитарная модернизация - т.е. форсированное
создание тоталитарным режимом с опорой на внеэкономическое принуждение
мощного промышленного, оборонного и научного потенциала в рамках
мобилизационной модели экономики, которая оказывается неспособной
приспособиться и нормально развиваться в рыночных условиях, порождая
глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина
индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).
Под собственно же политической модернизацией в политической науке
понимают процесс создания эффективных властных институтов и механизмов,
формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа,
расширение участия масс в политике, становление правового государства и
гражданского общества. При этом политическая модернизация является
составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации - без
определенных изменений во властной и политической сфере невозможно
обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в
свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и
гражданской культуры требует изменения политических институтов. При этом в
тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и
органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и
культурные изменения (развитие капиталистических отношений в недрах
феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим
(буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к
конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела
догоняющий, авторитарный либо частичный характер (страны "Второго" и
"Третьего мира"), изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей
элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным изменениям
(реформы основоположника современного турецкого государства Кемаля Ататюрка
20 - 40 - х гг., "белая революция" шаха Резы Пехлеви 60 - 70 - х гг. в
Иране, преобразования, начатые лидером КПК Дэн Сяопином в 70 - ые гг. и
продолжающиеся по сей день в Китае).
Американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие основные
составляющие и признаки процесса политической модернизации:
1) Структурная дифференциация (разделение) институтов политической
системы - т.е. появление все новых политических институтов, выполняющих
строго очерченную функцию и одновременно тесно взаимосвязанных и
взаимодействующих между собой (например, создание новых профильных
министерств и ведомств в структуре исполнительной власти);
2) Повышение мобилизационных способностей политической системы - т.е.
ее способности мобилизовать разнообразные ресурсы (политические,
экономические, силовые, информационные, демографические) и направить их на
достижение новых целей в развитии;
3) Повышение способностей политической системы к выживанию в кризисных
Страницы: 1, 2, 3, 4
|