Место России в современном мире
президентом РФ: «…военно-политическое соперничество региональных держав,
рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.
Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют
зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль
суверенного государства как основополагающего элемента международных
отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела.
Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового
уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и
безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные
и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и
региональную стабильность начинает оказывать рост международного
терроризма, транснациональной организованной преступности, а также
незаконного оборота наркотиков и оружия».
Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую
очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным
сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной
войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при
всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США,
уже пройден большой путь не только политического, но и культурного
взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России,
многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В
настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого
противостояния России и США (табл. 2).
таблица 2
|Оценка вероятности возвращения России к состоянию холодной войны со |
|странами Запада, в % |
|Возможность возврата к холодной |1993 |1996 |2001 |
|войне | | | |
|Очень вероятно |8 |20 |15 |
|Не очень вероятно |27 |43 |29 |
|Маловероятно |58 |30 |50 |
|Не вероятно |5 |5 |4 |
|Затруднились ответить |2 |1 |2 |
Но все же главными угрозами не только основам национальной
безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают
оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость,
коррупция и преступность. Война же в Чечне как фактор, подрывающий
авторитет России, хотя и остается в числе наиболее значимых, тем не менее
расценивается сегодня в качестве такового в два раза реже, чем пять лет
назад (табл. 3).
таблица 3
|Причины подрыва международного авторитета России, в % |
|Что подрывает международный авторитет России |1996 |2001 |
|Экономическая слабость России |87 |80 |
|Коррупция и преступность |66 |67 |
|Война в Чечне |66 |30 |
|Ослабление военного потенциала России |42 |36 |
|Невнятность внешнеполитической доктрины России |29 |21 |
|Деятельность Б. Ельцина/В. Путина на посту |22 |1 |
|президента России | | |
|Угроза демократическим правам и свободам в России |16 |8 |
|Ущемление прав этнических и религиозных меньшинств|8 |1 |
|в РФ | | |
|Противодействие России расширению НАТО |4 |3 |
Это же отмечают и многие иностранные наблюдатели, например, советник
вице-президента США по национальной безопасности Леон Ферт в интервью
радиостанции Радио Свободы заявил, что правительство США сделало все
возможное, чтобы помочь России в борьбе с коррупцией, однако искоренить ее
может только российское руководство. В то же время, по его словам,
представления руководства РФ о сильной России кажутся противоречивыми, а
порой даже зловещими.
Однако если за основу оценки перспективы России в мировом сообществе
брать валовой национальный продукт, то все выглядит не столь уж угрожающим,
как это кажется на первый взгляд. Все становится хуже, если рассмотреть
структуру наших доходов и ближайшую перспективу.
Сферы, в которых Россия может рассчитывать
на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке
в ближайшие 8-10 лет, в %
. 70,0 - в сфере ТЭК (газ, нефть)
. 53,3 - оборонный комплекс (ВПК)
. 44,3 - добыча и переработка иных природных ресурсов (металл, лес и т.д.)
. 36,7 - атомная энергетика
. 27,6 - наука и высокие технологии
. 18,6 - энерготранспортная инфраструктура
. 15,2 - культура и образование
В последние годы наряду с ростом добывающих отраслей, катастрофически
падает доля наукоемкого производства. Россия выбивается в мировые лидеры по
производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства,
которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного
труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда,
связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости.
Квалификация труда, его экономическое качество быстро и неуклонно падают.
За годы неуправляемых "реформ" выпуск специалистов с высшим образованием на
единицу населения в России снизился на десять процентов, а в странах Европы
и в США за это время он возрос более чем в два раза. Россия по этому
показателю быстро упала с пятого на двадцать шестое место в мире. В то
время, как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за
десять лет снизилось на пятьдесят процентов, в передовых странах этот
показатель вырос почти в два раза. В странах Европы и Америки на науку
сегодня выделяется около пяти процентов бюджета, в России - 1,2 процента.
Япония планирует за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых
работают специалисты с высшим образованием, в два раза, Америка в 1,7 раза,
а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России
близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью.
Несмотря на всю серьезность внутренних проблем нашей страны не
последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют
внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени.
Если Советский Союз, как известно, имел на международной арене и
безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в
настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и
очевидный характер. Основных дипломатических и торговых партнеров России
можно условно разделить на несколько групп:
. К первой группе "братских" стран можно отнести Белоруссию, Армению и
Индию.
. Ко второй группе "дружеских" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и
Германию.
. Третья группа - страны "скорее дружеские". Это - Узбекистан, Украина,
Израиль, Франция.
. Четвертую группу стран можно охарактеризовать как "нейтральные". Это -
Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия.
. Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США.
Кроме того, к "недружественным" странам можно отнести также Грузию,
Польшу и Венгрию.
Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще
пять лет назад число считающих США дружественной страной было примерно
таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов,
оценивающих отношения США к России как недружественные, выросла в настоящее
время более чем в два раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них
- балканский кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано
новое соотношение сил в мире с доминированием США. Среди экспертов не
находит широкого распространения точка зрения о том, что во-первых, среди
европейских держав возросли настроения дистанцирования от США, и, во-
вторых, что в результате этого кризиса возникли предпосылки для более
тесного политического союза между Россией и Европой. Другая причина
охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми
шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают
основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по
отношению к России, чем политика предшествующей администрации.
Прямо противоположная тенденция наблюдается, судя по оценкам
экспертов, в отношениях между Россией и Германией. За последние пять лет
почти в три раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию
к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто
относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13% в 2001 г).
В качестве проблем все еще осложняющих российско-германские отношения
отмечаются:
. Задолженность России Германии.
. Так называемый "Калининградский фактор".
. Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО.
. Несостыковка экономических систем России и Германии (несовершенство
законодательной базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и
инвесторов, коррупция и т.д.).
. Проблема перемещенных культурных ценностей (реституция).
Не мало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений с другими
странами ЕС, причем, большинство экспертов на первое место ставят
некоторую предубежденность против России со стороны европейских
государств:
Основные причины сложностей в отношениях России и ЕС, в %
. 71,9 - В ЕС сохраняются определенные предубеждения против России.
. 57,6 - Интересы России и ЕС по объективным причинам не совпадают.
. 51,9 - ЕС не заинтересован в интеграции России в европейские структуры.
. 22,9 - Россия претендует на особый привилегированный статус в европейских
делах, неприемлемый для ЕС.
. 21,4 - На самом деле Россия просто не стремится интегрироваться в
европейские структуры.
IV. Россия и страны СНГ
Нельзя назвать безоблачными и отношения России со странами СНГ,
Балтии и бывшего соцлагеря. Спустя 10 лет после образования СНГ страны-
участницы находятся дальше друг от друга и прежде всего от России.
За десятилетие своего существования СНГ пережило несколько этапов:
. Первый этап – 1991-1993 гг. Союзные республики приобретают политическую
независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово-
экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их
народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого
экономического пространства с единой валютой. И хотя в рамках СНГ
принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка,
центробежные тенденции усиливаются.
. Второй этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический
суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали
хозяйственные связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский
Союз. В рамках же Содружества отношение к принимаемым совместным решениям
становится все более жестким и критичным. Остаются невыполненными
договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие
другие. Однако между отдельными государствами появляется стремление
установить более тесные связи. Это выражается в образовании Таможенного
союза трех стран и Центральноазиатского экономического сообщества.
. Третий этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в
Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений,
отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в
структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования
деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и
ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и
выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны
свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов.
В настоящее время продолжается переориентация внешнеторговых потоков
России и других стран – членов Содружества на рынки дальнего зарубежья. В
частности, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем взаимной торговли
снизился на 21,3% и равен лишь 27,6% в общем ее объеме (в 1998 г. – 31,2%).
При этом доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана составляла 59%,
Армении – 74, Белоруссии – 88, Грузии – 48, Казахстана – 81, Киргизии – 40,
Молдовы – 65, Украины – 77%.
Это отмечал и бывший председатель Федерального Собрания РФ Егор Строев
на одном из экономических форумов: «Необходимо в ближайшее время остановить
неблагоприятные тенденции региональной торговли в Содружестве. В СНГ доля
взаимных поставок составила в 1990 г. 72,1% общей стоимости их экспорта, а
сейчас – 36,5%. Для сравнения: в ЕС доля межстрановой торговли в общем
объеме экспорта превышает 61%».
Тем не менее события последнего времени показывают лишь усиление
дезинтеграционных процессов между странами Содружества. Политики и
экономисты стран СНГ в своих программах развития ориентируются на Запад, и
в частности на США. Россия же продолжает все больше удаляться от них, как
в экономических, так и в политических сферах.
Не последнюю роль в этом процессе играют расширение НАТО и желание
многих стран бывшего соцлагеря, в том числе и стран СНГ, вступить в
Североатлантический Союз. И хотя вероятность вступления различных стран
оценивается по разному, процесс расширения западных структур на основе НАТО
представляется неизбежным. Причем, по сравнению с процессом создания Европы
без границ, он, по мнению специалистов, будет более широким. Оценки,
касающиеся участия стран СНГ, Балтии, Восточной Европы в НАТО, в целом
значительно превышают оценку их сближения с Россией (табл. 4).
таблица 4
|Оценка экспертами политического будущего государств Восточной Европы и |
|постсоветского пространства, в % |
|Страны |Они будут сближаться с |Они постепенно будут |
| |западным сообществом и в|сближаться с Россией |
| |перспективе войдут в | |
| |НАТО | |
|Страны Балтии |88,6 |4,8 |
|Румыния |83,3 |10,5 |
|Грузия |58,1 |28,1 |
|Югославия |51,4 |40,0 |
|Азербайджан |42,9 |42,4 |
|Украина |29,0 |63,3 |
|Казахстан |12,4 |79,5 |
|Армения |9,5 |82,9 |
|Белоруссия |2,4 |92,4 |
Не смотря на достаточно непримиримую позицию России в отношении
расширения НАТО, у нее, к сожалению, нет альтернативы против вступления
стран-республик бывшего СССР в Североатлантический блок, кроме СНГ,
образования, как отмечалось выше, скорее временного.
V. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода
из сложившегося кризиса
Несомненно, что главным для России региональным приоритетом является
постсоветское пространство - в силу исторических, геополитических,
экономических, гуманитарных и иных соображений. Есть механизм для упрочения
наших позиций на пространстве СНГ.
Но очевидно, что члены СНГ в неодинаковой степени готовы к сближению.
Учитывая европейский опыт, а равно интересы и позиции наших соседей на
постсоветском пространстве, наиболее достижимо на нынешнем этапе
экономическое взаимодействие. В зависимости от ситуации следует выбирать
формы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более узких объединениях,
таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективной
безопасности. Высшая на сегодняшний день форма интеграции - создающийся
Союз России и Белоруссии.
В новой «Концепции внешней политики РФ» записано: «Упор будет делаться
на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми
государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них
необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества,
готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том
числе в обеспечении прав российских соотечественников. … Приоритетное
значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в
государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-
политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с
международным терроризмом и экстремизмом».
В условиях все нарастающих дезинтеграционных тенденций в отношениях
России и стран СНГ особое значение приобретают так называемые
транснациональные корпорации, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные
подразделения в двух и более странах и управляющие этими подразделениями из
центра на основе проведения согласованной политики для достижения
наивысшего результата. Целью ТНК является развитие межгосударственной
торговли, расширение сбыта продукции на общей территории и предоставления
услуг путем создания в этих странах дочерних предприятий и производственных
и торговых филиалов. Благодаря этому у многих ТНК “иностранный компонент” в
производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе занятых достигает
50 – 90%. Возникла уникальная возможность объединить весь цикл — научные
исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее
обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное
государственными пределами и с широким использованием конкурентных методов.
На 600 крупнейших зарубежных ТНК приходится 20-25% всей добавленной
стоимости в товарах стран с рыночной экономикой.
Еще один традиционный приоритет внешней политики России - Европа. Мы
неразрывно связаны с этим континентом географически, исторически,
цивилизационно; от ситуации в Европе и наших отношений с европейскими
странами напрямую зависят безопасность России и перспективы ее
политического и экономического реформирования.
Отношения с ЕС имеют для России ключевое значение. При этом эксперты
называют несколько основных направлений сотрудничества России и ЕС.
Наиболее важные для России направления сотрудничества с ЕС, в %
. 80,0 - Участие России в общеевропейских технологических проектах
(авиация, космонавтика, атомная энергетика, инфраструктура)
. 64,3 - Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и
организованной преступностью
. 56,7 - Укрепление системы общеевропейской безопасности
. 54,3 - Отмена остаточной дискриминации в торговле
. 38,6 - Расширение формата и повышение результативности политического
диалога
. 29,5 - Военно-техническое сотрудничество (с учетом перспективы создания
"европейской оборонной идентичности")
. 26,2 - Развитие культурных обменов
. 19,0 - Углубление интеграции и коммерциализации научного потенциала
сторон
. 19,0 - Содействие становлению евро в качестве международной валюты
. 17,6 - Закольцовывание инфраструктурных и информационных систем РФ и ЕС
("европейское информационное общество")
. 11,9 - Превращение Калининградской области в "пилотный регион" для
отработки механизма взаимодействия с ЕС
Однако ,не смотря на мнение экспертов о приоритетности научно-
технического сотрудничества России и ЕС, в «Концепции внешней политики»
во главу ставятся военно-политические связи: «Характер отношений с ЕС
определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве,
учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и
Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от
24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные
проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской
стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе
одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с
Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся
военно-политическое измерение ЕС».
Что же касается форм коллективной безопасности, приемлемых для России,
то российские эксперты продолжают искать решение проблем европейской
коллективной безопасности, прежде всего по линии ОБСЕ (54,3%), а также
оборонительного союза стран СНГ (51,0%). Это, по-видимому, связано с
очевидной неэффективностью миротворческой операции НАТО в Косово,
стимулировавшей поиск иной стратегии безопасности либо вне НАТО, либо путем
ее нейтрализации.
Формы европейской коллективной безопасности, наиболее приемлемые для
России, в %
. 54,3 - ОБСЕ как собственная европейская система безопасности
. 51,0 - Оборонительный союз в рамках СНГ
. 31,9 - Программа "Партнерство во имя мира" (Россия и НАТО)
. 25,2 - Миротворческие контингенты ООН, располагаемые в Европе
. 23,3 - Европейские силы быстрого реагирования, создаваемые в настоящее
время
. 15,7 - России не следует входить ни в какие европейские военно-
политические структуры
. 12,4 - Структуры НАТО (полноценное вхождение)
Россия не может обеспечить национальные интересы в полном объеме, не
укрепив своего положения в Азии. Наши основные цели в регионе: обеспечение
безопасности границ; сохранение стабильности в прилегающих к ним районах,
характеризующихся достаточно высоким конфликтным потенциалом; использование
экономического сотрудничества с азиатскими государствами для модернизации
национальной экономики, прежде всего в восточной части России. Важнейший
наш ресурс - взаимопонимание с Китаем и Индией. Совпадение взглядов с этими
странами по многим вопросам мировой политики способствует региональной и
глобальной стабильности. В обоих случаях задачей является подтягивание
экономических контактов до уровня политического взаимодействия. Существует
возможность достижения подлинного добрососедства с Японией, отвечающего
интересам обеих сторон. В рамках существующих переговорных механизмов
следует продолжать поиск взаимоприемлемого оформления государственной
границы. Перспективен курс на расширение сотрудничества с Ассоциацией
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которую следует рассматривать как
один из важных центров складывающейся системы международных отношений.
Необходимо последовательно вести дело к подписанию Индией и Пакистаном
Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединению к
Договору о нераспространении ядерного оружия, поддерживать линию на
создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия. Нельзя не обратить
внимания и на нарастание геополитических противоречий в Азиатско-
тихоокеанском регионе между США и КНР. Наступающей стороной является Китай,
который стремительно накапливает совокупную мощь и все напористее
проецирует ее на регион. Не случайно КНР втянута почти во все острые
проблемы АТР: "узлы" напряженности, гонку вооружений, распространение
ракетного оружия, межэтнические конфликты. Именно азиатское направление
внешней политики большинство экспертов считает наиболее приоритетным:
Оценка приоритетности целей внешней политики России, в %
. 66,7 - ориентация на установление стратегического партнерства с ведущими
азиатскими державами (Индия и Китай)
. 65,2 - ориентация на установление стратегического партнерства с Европой
. 57,1 - активная защита русского населения в странах СНГ
. 48,6 - ориентация на установление стратегического партнерства с США
. 42,9 - налаживание партнерских отношений с НАТО
. 36,1 - вхождение полноправным членом в "объединенную Европу"
. 24,4 - создание условий для воссоединения всего русского населения в
России.
Главным национальным приоритетом России является укрепление
национальной безопасности страны, которая сегодня является одним из самых
слабых звеньев российской внешней и внутренней политики. Образ угрозы
прочно ассоциируется как с деятельностью определенных внешнеполитических
субъектов, прежде всего НАТО, с активизацией "исламского" фактора, так и с
внутренними процессами - растущее отставание России по уровню научно-
технического потенциала и, соответственно, снижение конкурентоспособности
ее экономики на мировой арене. Российские эксперты по-разному видят
важнейшие национальные интересы нашей страны, причем за последние несколько
лет акценты сильно сместились в сторону усиления «личного» положения России
на мировой арене и решения внутренних проблем (табл. 5).
таблица 5
|Динамика целей, к которым должна стремиться Россия, |
|исходя из национальных интересов, в ближайшие 10-15 лет, в % |
|Суждения |1993 |1996 |2001 |
|Вернуть статус супердержавы, какой |4 |7 |13 |
|был СССР | | | |
|Войти в первую пятерку наиболее |55 |57 |21 |
|развитых стран | | | |
|Войти в число 10-15 экономически |30 |24 |28 |
|развитых стран мира, таких, как | | | |
|Испания, Южная Корея, Бразилия и | | | |
|т.п | | | |
|Стать лидером в рамках СНГ |6 |6 |5 |
|Отказаться от каких-либо глобальных|4 |2 |24 |
|претензий, сосредоточив главное | | | |
|внимание на решении внутренних | | | |
|проблем | | | |
|Затруднились ответить |1 |3 |9 |
VI. Заключение
События последних месяцев во многом превзошли самые смелые прогнозы и
предположения. Терракты 11-ого сентября в Нью-Йорке и ответная акция США
в Афганистане буквально перевернули всю международную политику, как
России, так и всех остальных стран мира. Еще несколько месяцев назад
присутствие сил НАТО в странах Средней Азии таких, как Узбекистан и
Таджикистан, было попросту невозможным, сейчас это уже реальность.
Бомбардировки Афганистана ставят под сомнение саму необходимость
существования Совета Безопасности ООН в его сегодняшнем виде.
Мировой терроризм стал действительно глобальной угрозой, и в связи с
этим на первое место в международных отношениях выходит военно-техническое
сотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит перед
нашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки вооружений.
Конфликт двух ядерных держав, Индии и Пакистана, еще более остро
ставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения.
Мир вступил в новый XXI век с еще большим количеством глобальных
проблем, и не поддаться сиюминутным порывам, остаться целостным независимым
государством – это и есть, на мой взгляд, главный национальный приоритет
России.
VII. Список литературы
1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ (Аналитический доклад РНИСиНП
по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта).
2. Егор Строев «Россия и страны СНГ в преддверии XXI века» (выступление на
Втором Петербургском экономическом форуме).
3. Степан Ситарян «Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы
взаимодействия» ("Проблемы теории и практики управления" 5/01).
4. О СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ
- УЧАСТНИКАМИ СНГ И ЗАДАЧАХ ПО ИХ РАЗВИТИЮ (Информационный сервер
правительства РФ).
5. Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации и некоторые предложения.
Стратегия – 3 ("Независимая газета" № 107-108, 1998 г).
6. Игорь Иванов «РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Внешняя политика Москвы на
пороге XXI века» ("Независимая газета" от 20.01.2000)
7. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ (Сервер МИД России)
8. Е.П. Бажанов «Роль и место России в современном мире» (Центр
Стратегических Разработок, 1999-2000)
Страницы: 1, 2
|