МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Место России в современном мире

    президентом РФ: «…военно-политическое соперничество региональных держав,

    рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.

    Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют

    зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль

    суверенного государства как основополагающего элемента международных

    отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела.

    Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового

    уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и

    безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные

    и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и

    региональную стабильность начинает оказывать рост международного

    терроризма, транснациональной организованной преступности, а также

    незаконного оборота наркотиков и оружия».

    Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую

    очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным

    сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной

    войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при

    всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США,

    уже пройден большой путь не только политического, но и культурного

    взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России,

    многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В

    настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого

    противостояния России и США (табл. 2).

    таблица 2

    |Оценка вероятности возвращения России к состоянию холодной войны со |

    |странами Запада, в % |

    |Возможность возврата к холодной |1993 |1996 |2001 |

    |войне | | | |

    |Очень вероятно |8 |20 |15 |

    |Не очень вероятно |27 |43 |29 |

    |Маловероятно |58 |30 |50 |

    |Не вероятно |5 |5 |4 |

    |Затруднились ответить |2 |1 |2 |

    Но все же главными угрозами не только основам национальной

    безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают

    оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость,

    коррупция и преступность. Война же в Чечне как фактор, подрывающий

    авторитет России, хотя и остается в числе наиболее значимых, тем не менее

    расценивается сегодня в качестве такового в два раза реже, чем пять лет

    назад (табл. 3).

    таблица 3

    |Причины подрыва международного авторитета России, в % |

    |Что подрывает международный авторитет России |1996 |2001 |

    |Экономическая слабость России |87 |80 |

    |Коррупция и преступность |66 |67 |

    |Война в Чечне |66 |30 |

    |Ослабление военного потенциала России |42 |36 |

    |Невнятность внешнеполитической доктрины России |29 |21 |

    |Деятельность Б. Ельцина/В. Путина на посту |22 |1 |

    |президента России | | |

    |Угроза демократическим правам и свободам в России |16 |8 |

    |Ущемление прав этнических и религиозных меньшинств|8 |1 |

    |в РФ | | |

    |Противодействие России расширению НАТО |4 |3 |

    Это же отмечают и многие иностранные наблюдатели, например, советник

    вице-президента США по национальной безопасности Леон Ферт в интервью

    радиостанции Радио Свободы заявил, что правительство США сделало все

    возможное, чтобы помочь России в борьбе с коррупцией, однако искоренить ее

    может только российское руководство. В то же время, по его словам,

    представления руководства РФ о сильной России кажутся противоречивыми, а

    порой даже зловещими.

    Однако если за основу оценки перспективы России в мировом сообществе

    брать валовой национальный продукт, то все выглядит не столь уж угрожающим,

    как это кажется на первый взгляд. Все становится хуже, если рассмотреть

    структуру наших доходов и ближайшую перспективу.

    Сферы, в которых Россия может рассчитывать

    на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке

    в ближайшие 8-10 лет, в %

    . 70,0 - в сфере ТЭК (газ, нефть)

    . 53,3 - оборонный комплекс (ВПК)

    . 44,3 - добыча и переработка иных природных ресурсов (металл, лес и т.д.)

    . 36,7 - атомная энергетика

    . 27,6 - наука и высокие технологии

    . 18,6 - энерготранспортная инфраструктура

    . 15,2 - культура и образование

    В последние годы наряду с ростом добывающих отраслей, катастрофически

    падает доля наукоемкого производства. Россия выбивается в мировые лидеры по

    производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства,

    которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного

    труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда,

    связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости.

    Квалификация труда, его экономическое качество быстро и неуклонно падают.

    За годы неуправляемых "реформ" выпуск специалистов с высшим образованием на

    единицу населения в России снизился на десять процентов, а в странах Европы

    и в США за это время он возрос более чем в два раза. Россия по этому

    показателю быстро упала с пятого на двадцать шестое место в мире. В то

    время, как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за

    десять лет снизилось на пятьдесят процентов, в передовых странах этот

    показатель вырос почти в два раза. В странах Европы и Америки на науку

    сегодня выделяется около пяти процентов бюджета, в России - 1,2 процента.

    Япония планирует за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых

    работают специалисты с высшим образованием, в два раза, Америка в 1,7 раза,

    а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России

    близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью.

    Несмотря на всю серьезность внутренних проблем нашей страны не

    последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют

    внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени.

    Если Советский Союз, как известно, имел на международной арене и

    безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в

    настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и

    очевидный характер. Основных дипломатических и торговых партнеров России

    можно условно разделить на несколько групп:

    . К первой группе "братских" стран можно отнести Белоруссию, Армению и

    Индию.

    . Ко второй группе "дружеских" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и

    Германию.

    . Третья группа - страны "скорее дружеские". Это - Узбекистан, Украина,

    Израиль, Франция.

    . Четвертую группу стран можно охарактеризовать как "нейтральные". Это -

    Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия.

    . Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США.

    Кроме того, к "недружественным" странам можно отнести также Грузию,

    Польшу и Венгрию.

    Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще

    пять лет назад число считающих США дружественной страной было примерно

    таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов,

    оценивающих отношения США к России как недружественные, выросла в настоящее

    время более чем в два раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них

    - балканский кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано

    новое соотношение сил в мире с доминированием США. Среди экспертов не

    находит широкого распространения точка зрения о том, что во-первых, среди

    европейских держав возросли настроения дистанцирования от США, и, во-

    вторых, что в результате этого кризиса возникли предпосылки для более

    тесного политического союза между Россией и Европой. Другая причина

    охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми

    шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают

    основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по

    отношению к России, чем политика предшествующей администрации.

    Прямо противоположная тенденция наблюдается, судя по оценкам

    экспертов, в отношениях между Россией и Германией. За последние пять лет

    почти в три раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию

    к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто

    относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13% в 2001 г).

    В качестве проблем все еще осложняющих российско-германские отношения

    отмечаются:

    . Задолженность России Германии.

    . Так называемый "Калининградский фактор".

    . Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО.

    . Несостыковка экономических систем России и Германии (несовершенство

    законодательной базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и

    инвесторов, коррупция и т.д.).

    . Проблема перемещенных культурных ценностей (реституция).

    Не мало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений с другими

    странами ЕС, причем, большинство экспертов на первое место ставят

    некоторую предубежденность против России со стороны европейских

    государств:

    Основные причины сложностей в отношениях России и ЕС, в %

    . 71,9 - В ЕС сохраняются определенные предубеждения против России.

    . 57,6 - Интересы России и ЕС по объективным причинам не совпадают.

    . 51,9 - ЕС не заинтересован в интеграции России в европейские структуры.

    . 22,9 - Россия претендует на особый привилегированный статус в европейских

    делах, неприемлемый для ЕС.

    . 21,4 - На самом деле Россия просто не стремится интегрироваться в

    европейские структуры.

    IV. Россия и страны СНГ

    Нельзя назвать безоблачными и отношения России со странами СНГ,

    Балтии и бывшего соцлагеря. Спустя 10 лет после образования СНГ страны-

    участницы находятся дальше друг от друга и прежде всего от России.

    За десятилетие своего существования СНГ пережило несколько этапов:

    . Первый этап – 1991-1993 гг. Союзные республики приобретают политическую

    независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово-

    экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их

    народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого

    экономического пространства с единой валютой. И хотя в рамках СНГ

    принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка,

    центробежные тенденции усиливаются.

    . Второй этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический

    суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали

    хозяйственные связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский

    Союз. В рамках же Содружества отношение к принимаемым совместным решениям

    становится все более жестким и критичным. Остаются невыполненными

    договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие

    другие. Однако между отдельными государствами появляется стремление

    установить более тесные связи. Это выражается в образовании Таможенного

    союза трех стран и Центральноазиатского экономического сообщества.

    . Третий этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в

    Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений,

    отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в

    структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования

    деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и

    ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и

    выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны

    свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов.

    В настоящее время продолжается переориентация внешнеторговых потоков

    России и других стран – членов Содружества на рынки дальнего зарубежья. В

    частности, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем взаимной торговли

    снизился на 21,3% и равен лишь 27,6% в общем ее объеме (в 1998 г. – 31,2%).

    При этом доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана составляла 59%,

    Армении – 74, Белоруссии – 88, Грузии – 48, Казахстана – 81, Киргизии – 40,

    Молдовы – 65, Украины – 77%.

    Это отмечал и бывший председатель Федерального Собрания РФ Егор Строев

    на одном из экономических форумов: «Необходимо в ближайшее время остановить

    неблагоприятные тенденции региональной торговли в Содружестве. В СНГ доля

    взаимных поставок составила в 1990 г. 72,1% общей стоимости их экспорта, а

    сейчас – 36,5%. Для сравнения: в ЕС доля межстрановой торговли в общем

    объеме экспорта превышает 61%».

    Тем не менее события последнего времени показывают лишь усиление

    дезинтеграционных процессов между странами Содружества. Политики и

    экономисты стран СНГ в своих программах развития ориентируются на Запад, и

    в частности на США. Россия же продолжает все больше удаляться от них, как

    в экономических, так и в политических сферах.

    Не последнюю роль в этом процессе играют расширение НАТО и желание

    многих стран бывшего соцлагеря, в том числе и стран СНГ, вступить в

    Североатлантический Союз. И хотя вероятность вступления различных стран

    оценивается по разному, процесс расширения западных структур на основе НАТО

    представляется неизбежным. Причем, по сравнению с процессом создания Европы

    без границ, он, по мнению специалистов, будет более широким. Оценки,

    касающиеся участия стран СНГ, Балтии, Восточной Европы в НАТО, в целом

    значительно превышают оценку их сближения с Россией (табл. 4).

    таблица 4

    |Оценка экспертами политического будущего государств Восточной Европы и |

    |постсоветского пространства, в % |

    |Страны |Они будут сближаться с |Они постепенно будут |

    | |западным сообществом и в|сближаться с Россией |

    | |перспективе войдут в | |

    | |НАТО | |

    |Страны Балтии |88,6 |4,8 |

    |Румыния |83,3 |10,5 |

    |Грузия |58,1 |28,1 |

    |Югославия |51,4 |40,0 |

    |Азербайджан |42,9 |42,4 |

    |Украина |29,0 |63,3 |

    |Казахстан |12,4 |79,5 |

    |Армения |9,5 |82,9 |

    |Белоруссия |2,4 |92,4 |

    Не смотря на достаточно непримиримую позицию России в отношении

    расширения НАТО, у нее, к сожалению, нет альтернативы против вступления

    стран-республик бывшего СССР в Североатлантический блок, кроме СНГ,

    образования, как отмечалось выше, скорее временного.

    V. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода

    из сложившегося кризиса

    Несомненно, что главным для России региональным приоритетом является

    постсоветское пространство - в силу исторических, геополитических,

    экономических, гуманитарных и иных соображений. Есть механизм для упрочения

    наших позиций на пространстве СНГ.

    Но очевидно, что члены СНГ в неодинаковой степени готовы к сближению.

    Учитывая европейский опыт, а равно интересы и позиции наших соседей на

    постсоветском пространстве, наиболее достижимо на нынешнем этапе

    экономическое взаимодействие. В зависимости от ситуации следует выбирать

    формы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более узких объединениях,

    таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективной

    безопасности. Высшая на сегодняшний день форма интеграции - создающийся

    Союз России и Белоруссии.

    В новой «Концепции внешней политики РФ» записано: «Упор будет делаться

    на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми

    государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них

    необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества,

    готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том

    числе в обеспечении прав российских соотечественников. … Приоритетное

    значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в

    государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-

    политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с

    международным терроризмом и экстремизмом».

    В условиях все нарастающих дезинтеграционных тенденций в отношениях

    России и стран СНГ особое значение приобретают так называемые

    транснациональные корпорации, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные

    подразделения в двух и более странах и управляющие этими подразделениями из

    центра на основе проведения согласованной политики для достижения

    наивысшего результата. Целью ТНК является развитие межгосударственной

    торговли, расширение сбыта продукции на общей территории и предоставления

    услуг путем создания в этих странах дочерних предприятий и производственных

    и торговых филиалов. Благодаря этому у многих ТНК “иностранный компонент” в

    производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе занятых достигает

    50 – 90%. Возникла уникальная возможность объединить весь цикл — научные

    исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее

    обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное

    государственными пределами и с широким использованием конкурентных методов.

    На 600 крупнейших зарубежных ТНК приходится 20-25% всей добавленной

    стоимости в товарах стран с рыночной экономикой.

    Еще один традиционный приоритет внешней политики России - Европа. Мы

    неразрывно связаны с этим континентом географически, исторически,

    цивилизационно; от ситуации в Европе и наших отношений с европейскими

    странами напрямую зависят безопасность России и перспективы ее

    политического и экономического реформирования.

    Отношения с ЕС имеют для России ключевое значение. При этом эксперты

    называют несколько основных направлений сотрудничества России и ЕС.

    Наиболее важные для России направления сотрудничества с ЕС, в %

    . 80,0 - Участие России в общеевропейских технологических проектах

    (авиация, космонавтика, атомная энергетика, инфраструктура)

    . 64,3 - Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и

    организованной преступностью

    . 56,7 - Укрепление системы общеевропейской безопасности

    . 54,3 - Отмена остаточной дискриминации в торговле

    . 38,6 - Расширение формата и повышение результативности политического

    диалога

    . 29,5 - Военно-техническое сотрудничество (с учетом перспективы создания

    "европейской оборонной идентичности")

    . 26,2 - Развитие культурных обменов

    . 19,0 - Углубление интеграции и коммерциализации научного потенциала

    сторон

    . 19,0 - Содействие становлению евро в качестве международной валюты

    . 17,6 - Закольцовывание инфраструктурных и информационных систем РФ и ЕС

    ("европейское информационное общество")

    . 11,9 - Превращение Калининградской области в "пилотный регион" для

    отработки механизма взаимодействия с ЕС

    Однако ,не смотря на мнение экспертов о приоритетности научно-

    технического сотрудничества России и ЕС, в «Концепции внешней политики»

    во главу ставятся военно-политические связи: «Характер отношений с ЕС

    определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве,

    учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и

    Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от

    24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные

    проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской

    стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе

    одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с

    Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся

    военно-политическое измерение ЕС».

    Что же касается форм коллективной безопасности, приемлемых для России,

    то российские эксперты продолжают искать решение проблем европейской

    коллективной безопасности, прежде всего по линии ОБСЕ (54,3%), а также

    оборонительного союза стран СНГ (51,0%). Это, по-видимому, связано с

    очевидной неэффективностью миротворческой операции НАТО в Косово,

    стимулировавшей поиск иной стратегии безопасности либо вне НАТО, либо путем

    ее нейтрализации.

    Формы европейской коллективной безопасности, наиболее приемлемые для

    России, в %

    . 54,3 - ОБСЕ как собственная европейская система безопасности

    . 51,0 - Оборонительный союз в рамках СНГ

    . 31,9 - Программа "Партнерство во имя мира" (Россия и НАТО)

    . 25,2 - Миротворческие контингенты ООН, располагаемые в Европе

    . 23,3 - Европейские силы быстрого реагирования, создаваемые в настоящее

    время

    . 15,7 - России не следует входить ни в какие европейские военно-

    политические структуры

    . 12,4 - Структуры НАТО (полноценное вхождение)

    Россия не может обеспечить национальные интересы в полном объеме, не

    укрепив своего положения в Азии. Наши основные цели в регионе: обеспечение

    безопасности границ; сохранение стабильности в прилегающих к ним районах,

    характеризующихся достаточно высоким конфликтным потенциалом; использование

    экономического сотрудничества с азиатскими государствами для модернизации

    национальной экономики, прежде всего в восточной части России. Важнейший

    наш ресурс - взаимопонимание с Китаем и Индией. Совпадение взглядов с этими

    странами по многим вопросам мировой политики способствует региональной и

    глобальной стабильности. В обоих случаях задачей является подтягивание

    экономических контактов до уровня политического взаимодействия. Существует

    возможность достижения подлинного добрососедства с Японией, отвечающего

    интересам обеих сторон. В рамках существующих переговорных механизмов

    следует продолжать поиск взаимоприемлемого оформления государственной

    границы. Перспективен курс на расширение сотрудничества с Ассоциацией

    государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которую следует рассматривать как

    один из важных центров складывающейся системы международных отношений.

    Необходимо последовательно вести дело к подписанию Индией и Пакистаном

    Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединению к

    Договору о нераспространении ядерного оружия, поддерживать линию на

    создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия. Нельзя не обратить

    внимания и на нарастание геополитических противоречий в Азиатско-

    тихоокеанском регионе между США и КНР. Наступающей стороной является Китай,

    который стремительно накапливает совокупную мощь и все напористее

    проецирует ее на регион. Не случайно КНР втянута почти во все острые

    проблемы АТР: "узлы" напряженности, гонку вооружений, распространение

    ракетного оружия, межэтнические конфликты. Именно азиатское направление

    внешней политики большинство экспертов считает наиболее приоритетным:

    Оценка приоритетности целей внешней политики России, в %

    . 66,7 - ориентация на установление стратегического партнерства с ведущими

    азиатскими державами (Индия и Китай)

    . 65,2 - ориентация на установление стратегического партнерства с Европой

    . 57,1 - активная защита русского населения в странах СНГ

    . 48,6 - ориентация на установление стратегического партнерства с США

    . 42,9 - налаживание партнерских отношений с НАТО

    . 36,1 - вхождение полноправным членом в "объединенную Европу"

    . 24,4 - создание условий для воссоединения всего русского населения в

    России.

    Главным национальным приоритетом России является укрепление

    национальной безопасности страны, которая сегодня является одним из самых

    слабых звеньев российской внешней и внутренней политики. Образ угрозы

    прочно ассоциируется как с деятельностью определенных внешнеполитических

    субъектов, прежде всего НАТО, с активизацией "исламского" фактора, так и с

    внутренними процессами - растущее отставание России по уровню научно-

    технического потенциала и, соответственно, снижение конкурентоспособности

    ее экономики на мировой арене. Российские эксперты по-разному видят

    важнейшие национальные интересы нашей страны, причем за последние несколько

    лет акценты сильно сместились в сторону усиления «личного» положения России

    на мировой арене и решения внутренних проблем (табл. 5).

    таблица 5

    |Динамика целей, к которым должна стремиться Россия, |

    |исходя из национальных интересов, в ближайшие 10-15 лет, в % |

    |Суждения |1993 |1996 |2001 |

    |Вернуть статус супердержавы, какой |4 |7 |13 |

    |был СССР | | | |

    |Войти в первую пятерку наиболее |55 |57 |21 |

    |развитых стран | | | |

    |Войти в число 10-15 экономически |30 |24 |28 |

    |развитых стран мира, таких, как | | | |

    |Испания, Южная Корея, Бразилия и | | | |

    |т.п | | | |

    |Стать лидером в рамках СНГ |6 |6 |5 |

    |Отказаться от каких-либо глобальных|4 |2 |24 |

    |претензий, сосредоточив главное | | | |

    |внимание на решении внутренних | | | |

    |проблем | | | |

    |Затруднились ответить |1 |3 |9 |

    VI. Заключение

    События последних месяцев во многом превзошли самые смелые прогнозы и

    предположения. Терракты 11-ого сентября в Нью-Йорке и ответная акция США

    в Афганистане буквально перевернули всю международную политику, как

    России, так и всех остальных стран мира. Еще несколько месяцев назад

    присутствие сил НАТО в странах Средней Азии таких, как Узбекистан и

    Таджикистан, было попросту невозможным, сейчас это уже реальность.

    Бомбардировки Афганистана ставят под сомнение саму необходимость

    существования Совета Безопасности ООН в его сегодняшнем виде.

    Мировой терроризм стал действительно глобальной угрозой, и в связи с

    этим на первое место в международных отношениях выходит военно-техническое

    сотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит перед

    нашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки вооружений.

    Конфликт двух ядерных держав, Индии и Пакистана, еще более остро

    ставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения.

    Мир вступил в новый XXI век с еще большим количеством глобальных

    проблем, и не поддаться сиюминутным порывам, остаться целостным независимым

    государством – это и есть, на мой взгляд, главный национальный приоритет

    России.

    VII. Список литературы

    1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ (Аналитический доклад РНИСиНП

    по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта).

    2. Егор Строев «Россия и страны СНГ в преддверии XXI века» (выступление на

    Втором Петербургском экономическом форуме).

    3. Степан Ситарян «Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы

    взаимодействия» ("Проблемы теории и практики управления" 5/01).

    4. О СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ

    - УЧАСТНИКАМИ СНГ И ЗАДАЧАХ ПО ИХ РАЗВИТИЮ (Информационный сервер

    правительства РФ).

    5. Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации и некоторые предложения.

    Стратегия – 3 ("Независимая газета" № 107-108, 1998 г).

    6. Игорь Иванов «РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Внешняя политика Москвы на

    пороге XXI века» ("Независимая газета" от 20.01.2000)

    7. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ (Сервер МИД России)

    8. Е.П. Бажанов «Роль и место России в современном мире» (Центр

    Стратегических Разработок, 1999-2000)

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.