МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство: происхождение и сущность

    определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик

    того или иного государства определяют не столько конкретные политики,

    сколько особенности устройства и функционирования его властных

    институтов. Иными словами, правители меняются, а государственные властные

    учреждения сохраняются. Именно поэтому можно говорить, например, о

    признаках американского государства, не зависящих от входящих в его

    органы меняющихся лиц.

    Государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е.

    государственная власть на территории страны выступает как высшая власть,

    а в мировом сообществе - как самостоятельная, независимая власть. Это

    означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого

    другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В

    международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что

    его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других

    государств. Уважение суверенитета является основным принципом

    международного права, закрепленным Уставом ООН и другими международными

    документами. Суверенитет государства предполагает, что над его властью,

    - 10 -

    признаваемой суверенной, не стоит никакая иная власть, способная

    подчинить его себе или воспрепятствовать ему в осуществлении его воли.

    Осуществление государством властных полномочий сопряжено с

    реализацией принадлежащих ему монопольных прав, которые тоже являются

    признаками государства. К таким правам относятся: монополия

    неэкономического принуждения, не допускающая физического принуждения и

    насилия со стороны частных лиц и отдельных групп; исключительное право

    издавать обязательные для всех законы; исключительное право эмиссии

    денежных знаков; право определять и взимать налоги и сборы, выпускать

    займы, осуществлять бюджетную политику; право создавать, содержать

    вооруженные силы различного назначения и органы пресечения противоправных

    действий; право на осуществление внешней политики.

    2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

    Исследование функций государства является детальным изучением вопроса

    о его сущности, общественной роли. Функции отражают главные

    направления деятельности государства по выполнению им своего

    предназначения. В функциях государства и проявляется его сущность. В

    самом общем виде государство выполняет две основные функции:

    посредническую и функцию управления.

    Посредническая функция прямо связана с природой государства как

    орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в

    обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфликты могут

    быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над

    частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и

    выступает государство. Его посредническая роль состоит в том, что

    властвующая политическая группа ищет формулы компромисса между

    конфликтующими сторонами. Предлагая и навязывая такие решения, которые

    в основном удовлетворяют конфликтующие стороны, государственная власть

    стремится предотвратить опасность прямого столкновения между ними.

    Понятно, что в ходе выполнения данной функции государство в

    конечном счете разрешает конфликты в

    - 11 -

    интересах социальных групп, занимающих господствующее положение в

    обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере

    ограничивать претензии противостоящих сторон. В некоторых случаях

    правящая группа ставит господствующие социальные силы перед

    необходимостью соглашаться с не устраивающими их решениями, если в

    конкретный момент такие условия компромисса обладают значительной

    поддержкой масс. При подобных обстоятельствах правящая группа идет на

    существенные уступки со стороны своего слоя ради общих интересов, во

    имя сохранения основ социальной системы и целостности общества и

    государства.

    Наряду с посредническими функциями в отношениях между

    господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая

    группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах

    между различными своими частями.

    Правящая группа не есть некий монолит, она имеет достаточно

    сложную внутреннюю структуру. Между различными составляющими этой

    группы могут возникать достаточно острые противоборства. Как и

    конфликты с массами, эти столкновения могут оказаться столь же или

    даже еще более опасными как для самих правящих групп, так и для

    общества в целом. Поэтому дальновидные властвующие группы стремятся

    восстановить свое единство, используя для этого всевозможные средства

    вплоть до принуждения.

    Посредническая функция государства не ограничивается

    урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную

    власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать

    развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей

    политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повышение

    ее безопасности, развитие международных отношений является столь

    важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости

    от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение

    посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий

    жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности

    общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением

    государства,

    - 12 -

    но и прекращением его физического существования.

    Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в

    целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением

    определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития

    общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с

    обороной, экономикой, использованием природных ресурсов, производством

    продуктов питания, развитием здравоохранения, образования, социального

    обеспечения, судопроизводства и т.д. Задачей государства является

    воздействие на общественную систему в целом и отдельные ее элементы с

    целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция

    управления не менее важна для нормального развития общества, чем

    регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой

    эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и

    престиж правящих политических групп.

    Итак, государство как основной институт политической системы

    выполняет две главные функции - посредническую и функцию управления.

    Обе они находят свое выражение в деятельности по регулированию

    государства как своих внутренних, так и внешних проблем. Анализ

    содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд

    более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной

    политологической и правоведческой литературе все они, как правило,

    подразделяются на внутренние и внешние функции государства. К

    внутренним относятся: защита существующего способа производства,

    регулирование социальных отношений, хозяйственной деятельности, охрана

    общественного порядка и другие. Внешние функции составляют:

    обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита

    интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного

    сотрудничества с другими странами, участие в решении глобальных

    проблем человечества и другие.

    Территория, население, власть, функции - все это содержательные

    характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще

    всем государствам.

    - 13 -

    Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по

    особенностям своей внутренней организации, что обнаруживается и в

    своеобразии их внешнего облика. Это относится к различным составным

    элементам и сторонам деятельности государства: организации власти,

    территориальному устройству, методам осуществления властных велений,

    совокупности выполняемых функций и т.д. Особенности устройства и

    функционирования государства и составляют его форму. Форма государства

    состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного

    устройства и формы политического режима.

    Форма правления есть организация верховной государственной

    власти, которая предопределяет структуру высших государственных

    органов, порядок их образования взаимодействия между собой и

    населением. Известны две формы правления: монархия и республика.

    Монархия явилась первой исторической формой правления. Она

    характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется

    одним лицом. Глава государства - монарх - занимает свой пост, как

    правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-

    либо другой власти, ее органа или избирателей.

    Существуют две разновидности монархии: абсолютная и

    конституционная. Первая характеризуется всевластием главы государства

    При второй власть монарха фактически не распространяется на сферу

    законодательства и значительно ограничена в области управления.

    Функции монарха в таком случае носят преимущественно представительский

    характер.

    Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии,

    тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем, что

    глава государства является выборным и сменяемым , а его власть

    считается производной от представительного органа или избирателей.

    Имеются три основные разновидности республики: парламентская,

    президентская и смешанная, или полупрезидентская.

    В парламентской республике правительство формируется

    законодательным органом и формально ответственно перед ним. В любой

    момент парламент может путем голосования выразить свое одобрение или

    - 14 -

    неодобрение деятельности того или иного министра, главы правительства

    или правительства в целом. Руководитель правительства - председатель

    совета министров, премьер-министр, канцлер - официально не является

    главой государства, но реально он - первое лицо в политической

    иерархии парламентской республики. Глава государства - президент здесь

    избирается либо парламентом, либо прямым голосованием народа. Однако в

    системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности

    обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем

    отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

    Президентская республика характеризуется жестким разделением

    властей, при котором органы государственной власти обладают

    значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент

    здесь одновременно является главой государства и правительства, он

    избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо

    непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит

    его деятельностью. В президентской республике парламент не может

    вынести вотум недоверия правительству, а президент - распустить

    парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия

    президента и правительства с помощью принимаемых законов и через

    утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом

    отлагательного вето на решения законодательного органа. В

    президентской республике правительство отличается стабильностью, а сам

    президент может быть отстранен от власти лишь в случае нарушения им

    конституции либо совершения преступления.

    Полупрезидентская, или смешаная, республика не имеет типичных

    черт первых двух разновидностей рассматриваемой формы правления, но

    тяготеет к одной из них. Ее характерной чертой является двойная

    ответственность правительства - и перед президентом, и перед

    парламентом. В полупрезидентской республике президент и парламент

    избираются непосредственно народом. Главой государства является

    президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом

    расклада политических сил в парламенте. Глава

    - 15 -

    государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета

    министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность

    контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета

    страны, а также посредством права вынесения правительству вотума

    недоверия.

    Под формой государственного устройства принято понимать

    территориально-организационную структуру государства. С помощью этого

    понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения

    распределения власти в центре и на местах. По этому признаку различают

    унитарные (простые, национальные), федеративные (союзные,

    многонациональные) и конфедеративные государства, а также имперские

    образования.

    Унитарными являются государства, для которых характерна высокая

    степень централизации политической власти. Административно-

    территориальные единицы таких государств не обладают признаками

    государственности, суверенитета.

    К федеративным относят государства, территориальные части которых

    в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки

    государственности. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а

    также органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными

    образованиями определяются единой конституцией.

    Конфедеративные государства - это союзы суверенных государств,

    образуемые для совместного решения определенных задач экономического,

    военного, социального и иного характера. В таких союзах отсутствуют

    единые органы государственной власти и управления, а создаются

    специальные учреждения только для координации действий участников

    союза по реализации намеченных задач.

    Империи - это государственные образования, характерными

    особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно

    централизованная власть, ассиметричные отношения господства и

    подчинения между центром и периферией, а также разнородный этнический

    и культурный состав населения. Империи возникают за

    - 16 -

    счет территориальной экспансии из первоначального ядра, которым мог

    быть город или национальное государство.

    В различных по формам государствах, но принадлежащим к одной и

    той же исторической эпохе, имеются общие сущностные черты. Исторически

    обусловленные черты государства проявляются в характере отношений

    между господствующими и подчиненными социальными классами, которые

    обеспечиваются государственно-правовыми средствами. С этой точки

    зрения различают следующие исторические типы государства:

    рабовладельческое, феодальное и буржуазное.

    Рабовладельческое государство обеспечивает такие социально-

    экономические отношения, при которых господствующий класс присваивает

    практически весь продукт, созданный трудом подчиненного ему класса

    рабов. Последние лишаются также каких бы то ни было политических и

    юридических прав.

    Феодальное государство, пришедшее на смену рабовладельческому,

    характеризуется неограниченной властью владельцев земельной

    собственности - феодалов или, что то же самое, помещиков. Данное

    государство обеспечивает такие социально-экономические отношения, при

    которых, с одной стороны, имущий класс вправе передавать крестьянам в

    пользование землю, что зачастую означало их принудительное

    прикрепление к земле. С другой стороны, крестьянам вменяется в

    обязанность отдавать своим хозяевам часть произведенного продукта, а

    также безвозмездно работать на них. В отличие от рабов, крестьяне в

    феодальном государстве являются собственниками орудий труда и

    домохозяйства. При всей их зависимости и бесправии, крестьяне все же

    признаются в качестве юридических лиц.

    Буржуазное государство, которое возникает на индустриальной

    стадии развития производства, упраздняет сословные привилегии и

    провозглашает формальное равенство людей перед законом. Оно

    предоставляет гражданам право свободно нанимать работников либо

    продавать свою рабочую силу владельцам собственности. Обеспечивая

    данные отношения правовыми средствами, государство объективно

    выступает в качестве инструмента

    - 17 -

    реализации прав и интересов в первую очередь частных собственников -

    буржуазии. Вместе с тем оно не снимает с себя обязанности защиты

    законных прав других категорий граждан. В буржуазном государстве

    утверждается также принцип выборности органов власти, что способствует

    развитию демократичческих форм политической жизни.

    3. ВЫВОДЫ.

    Таким образом, детально рассмотрев функции, формы правления,

    типы государств можно сделать вывод: государство выступает в качестве

    основного средства осуществления политической власти. Это

    обстоятельство придает ему статус основного института политической

    системы. В качестве такового государство само обладает сложной

    структурой, выполняет специфические функции, характеризуется

    определенными формами устройства. От степени развитости государства,

    условий, форм, методов его функционирования в решающей мере зависит

    качество политической жизни, уровень демократизма общества. Наибольшее

    развитие демократические формы политической жизни получают в правовом

    государстве и гражданском обществе.

    - 18 -

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Демидов А.И.,Федосеев А.А. “Основы политологии” М.,1995г.

    “Политология” Курс лекций” (под ред. М.Н.Марченко.) М.1993

    Панарин А.С. “Введение в политологию” М.1994

    “Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий”. (под

    ред.Пугачева В.П.) М.1993

    “История политических и правовых учений” (отв.ред.В.С.Нерсесянц) М.

    1989

    “Политология”: учеб.пособие (под ред. Б.И.Краснова) М.1995.

    ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕС, МАРКЕТИНГ И КОММЕРЦИЯ

    РЕФЕРАТ

    ПО КУРСУ: ПОЛИТОЛОГИЯ

    ТЕМА:

    “ГОСУДАРСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ”.

    Исполнитель:

    1

    курс

    28.03.1999

    г. Екатеринбург

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.