Движение Талибан
Движение Талибан
Министерство Образования и Науки Украины.
Харьковская Государственная Академия технологии и организации питания.
Кафедра философии и политологии.
Реферат
на тему : «Движение «Талибан».
Выполнила:
студентка ИТФ 3 курса группы ТХ-19
Гудзенко Ольга Валерьевна.
Руководитель:
Никитина Вера Викторовна.
Харьков
2001 год
Содержание.
1. Вступление………………………………………………………………………………………3
2. Предпосылки возникновения и основные направления движения
«Талибан» :
А) предпосылки возникновения движения
«Талибан»;…………………………………..4
Б) внутренняя политика движения «Талибан» в
Афганистане…………………………..7
3. Политическая поддержка движением "Талибан" международного
террориста Усамы бен Ладена как угроза современной цивилизации:
А) террористическая деятельность Усамы бен Ладена в
современном мире;…………..9
Б) причины поддержки Усамы бен Ладена движением
"Талибан"…………………….14
4. Заключение……………………………………………………………………………………...17
5. Приложение …………………………………………………………………………………….18
6. Список использованной литературы……………………………………………………….. ..19
Вступление.
«Что же теперь делать с этими дикими фанатичными мусульманами?» - этот
вопрос, наверняка, задали себе многие цивилизованные люди на планете после
взрывов в Нью-Йорке. Не скрою, меня этот вопрос тоже очень беспокоит. И еще
крайне интересно, почему они такие, эти арабы, и как их мировосприятие
отличается от нашего – восприятия белого человека? И отличается ли?
Сейчас в мире проблема номер один это борьба против террористических
группировок. Одна из этих группировок 11 сентября дала о себе знать всему
миру, иными словами, помечена жирным шрифтом на карте политического
развития мирового сообщества. Это организация Усама бен Ладена, имеющая
политико-религиозные связи с движением "Талибан". Талибы, которые скрывают
Усама бен Ладена, внесли разногласие в отношения всех стран мира, хаос.
«Надо что-то с этим хаосом делать!»,- так, наверное, рассуждают политики
всех стран. Что же делать? Это вопрос всех времен и народов. Бороться ил
все же решать вопросы мирным путем? Истина, по-видимому, всегда лежит
посередине. Да и США не стали молчать, агитируя все страны мира
объединиться против движения "Талибан". Неужели эти дети увидят Третью
Мировую войну? Неужели мы сами превратимся в тени? Неужели этот ясный
солнечный день провалится в бесконечную ночь? Сплюнешь, перекрестишься,
погладишь ребенка по голове – и вроде проходит. Отпускает. Но вот сейчас,
этой осенью, не отпускает. Причем и Украина непосредственно вовлечена в
возникший международный конфликт. Чтобы понять пути его дальнейшего
разрешения, необходимо проанализировать истоки, направления политической
деятельности субъектов терроризма и связь между ними.
Цель: На основе характеристики политической деятельности движения
"Талибан" выявить причины поддержки международного террориста Усамы бен
Ладена.
Задачи:
1. Охарактеризовать предпосылки возникновения движения "Талибан" и его
движущие силы.
2. Охарактеризовать политику, которую проводит движение "Талибан" в
современном Афганистане.
3. Показать общность целей и используемых методов их достижения движением
"Талибан" и лидером международного терроризма Усамой бен Ладеном.
План
1. Предпосылки возникновения и основные направления движения
"Талибан" :
А) предпосылки возникновения движения "Талибан";
Б) внутренняя политика движения "Талибан" в
Афганистане.
2. Политическая поддержка движением "Талибан" международного
террориста Усамы бен Ладена как угроза современной цивилизации:
А) террористическая деятельность Усамы бен Ладена в
современном мире;
Б) причины поддержки Усама бен Ладена движением
"Талибан".
1. История развития движения "Талибан":
А) предпосылки возникновения движения "Талибан".
Слово «талиб» в буквальном переводе означает «ищущий веры».Талибан- это
переплетенная сеть учителей и учеников частных, в своем подавляющем
большинстве сельских, медресе в Афганистане и близлежащих пуштунских землях
Пакистанского края, существовала здесь давно. Однако в политику талибы
никогда не вмешивались, оставаясь чисто религиозным социальным слоем.
Толчок политической деятельности движению "Талибан" дала советско-
афганская война. В историческом и массовом сознании исламских народов
существует понятие джихада- войны, ведущейся против вторгнувшихся на
исламскую территорию «крестоносцев». Участие в нем является безусловной
обязанностью каждого истинного мусульманина. С самого начала такими
«крестоносцами» для мусульман стали советские войска.
Главными героями на афганской сцене тех лет были бывшие выпускники
зарубежных университетов и престижных религиозных школ. Однако
двадцатилетняя гражданская война, где эти интеллигенты вырезали друг друга,
привела к полному развалу власти и морального авторитета всей «социальной
прослойки» общества. В то же время несколько миллионов афганских беженцев,
преимущественно пуштунов, ушли в Пакистан, где для них создали целую сеть
новых высших школ (медресе), которая готовит служителей культа, учителей, а
также служащих государственного аппарата. Дети беженцев жили на полном
обеспечении и изучали ислам. Курс обучения в «афганских» медресе был
укорочен, а его качество невысоко, но зато эти школы превратились в
настоящую машину, выпекавшую все новые идеологически устойчивые кадры для
всепожирающего джихада на афганской территории. Все высшее руководство
талибов, включая муллу Омара, тоже прошло через одну из самых известных
таких школ- медресе Хаккания близ Пешавара.
Сегодня этой школой руководит Самиуль-Хак, бывший сенатор и один из
лидеров фундаменталистической «Джамиат-улема-и-ислам» партии Пакистана с
явно выраженными антиамериканскими взглядами. Хаккания считается
идеологической родиной движения "Талибан", а сам Самиуль-Хак мечтает
«талибанизировать» родной Пакистан.
Таким образом, движение "Талибан" зародилось на пакистанской земле,
потом поддерживалось пакистанскими властями. Почему? Дело в том, что
Пакистан находился на протяжении почти всей своей полувековой истории
существования в тлеющем вооруженном конфликте с Индией из-за Кашмира,
всегда боялся войны на два фронта, т.е. вовлечение в войну с Афганистаном.
Подобное развитие событий могло бы иметь место, если бы началась
реализовываться идея создания единого Пуштунистана. Именно пуштунисты в 18
веке провозгласили в Кандагаре афганскую монархию, Сегодня они хотели бы
создать единый Пуштунистан, в том числе за счет земель Пакистана. Возможно
поэтому Афганистан был единственной страной, голосовавшей против допуска
Пакистана в ООН.
Ввод советских войск в Афганистан, учитывая близкие, практически
союзные отношения между Москвой и Дели во время войны 1971-1972 годов,
вызвал у пакистанского Генштаба крайнюю тревогу. И он выбрал единственную
возможную для него в этих обстоятельствах стратегию- поддержку афганского
сопротивления. Но в то же время Исламабад не доверял пуштунским
националистам и свою поддержку сосредоточил на исламских фундаменталистах.
Поэтому победа движения "Талибан" в Афганистане является для Пакистана
крупной политической победой в регионе. Однако поддержка Пакистаном
движения "Талибан" преследовала не только политико-регионные, но и политико-
религиозные цели, т.е. цели распространения ислама в мире и закрепления
господств за счет политического положения в нем исламских государств.
В мифологии ХХ века особой популярностью пользовался сюжет о безумном
изобретателе или банде анархистов, которые с помощью сверхмощного оружия
шантажируют человечество. Когда антиутопия стала былью, в дело вступили
старые клише. На роль безумца идеально подошел бен Ладен с фантастическим
блеском в своих глазах – настоящем и искусственном. Место анархистов заняли
загадочные «радикальные исламисты». Кто такие исламисты? Неужели все, кто
исповедует ислам? Но их больше миллиарда, и вряд ли процент убийц и
маньяков среди них существенно выше, чем у приверженцев других религий.
«Исламский терроризм» зародился только в 1970-е годы как явление чисто
политическое, сконцентрированное в боевых точках конфликтов – Пакистане,
Кашмире, Афганистане. При этом террористов заботливо пестовали и снабжали
оружием «неверные» из советских и американских спецслужб. С прекращением
«холодной войны» советские войска покинули афганские горы, забрезжил мир на
Ближнем Востоке. Наступил критический момент – многочисленная армия людей,
умевших только стрелять и закладывать мины, могла остаться не у дел.
Тут бы и распылиться бывшим федаинам (это люди, которые жертвуют собой
во имя идеи) и наемникам по другим «горячим точкам», но вмешался
непредвиденный фактор – ислам. Точнее, воинствующий антизападный ислам,
оживший после победы революции в Иране. Аятолла Хомейни бросил все ресурсы
страны на финансирование исламистов за границей. Прежде террористы
относились к религии без восторга, а теперь сделались «правоверными», и
конфликты вспыхнули на прежних местах и с новой силой.
Свою роль здесь сыграла и постоянная готовность мусульман к насилию в
отношении иноверцев. Еще в Коране сказано: «Когда вы встретите тех, которые
не уверовали, то – удар мечем по шее; а когда произведете великое избиение
их, то укрепляйте их узы»[1]. Правда, в том же Коране можно найти и вполне
доброжелательные слова о «людях книги» - иудеях и христианах. К тому же,
ориентироваться надо не на книги, даже самые священные, а на факты. Факты
же говорят, что до недавнего времени терроризм не был присущ мусульманскому
обществу. Да и позже террористы действовали избирательно и в небольших
масштабах.
Такие же цели преследовал и «террорист №1» Усама бен Ладен. Секрет его
могущества неведом никому. Конечно, саудовские родственники Усамы богаты,
но вряд ли все семейных капиталов хватит для оплаты тысяч боевиков в Чечне,
Кашмире, Таджикистане и Афганистане. Ближе к истине слухи о том, что Усаму,
когда он воевал против «шурави» (исламское объединение студентов-
идеалистов), финансировало американское ЦРУ, но и этим не объяснить
преуспевание непотопляемого саудовца.
Не исключено, что все дело в тонких геополитических расчетах арабских
монархов. Они не могут не знать, что запасы нефти – их единственное
богатство – истощатся через какую-то сотню лет. А еще вероятнее, что до
того ученые «неверных» найдут какой-то заменитель «черному золоту». Тога и
монархи, и их подданные разом станут нищими. Избежать этого можно только
одном путем, завещанным первыми халифами, - с мечем в руках захватить земли
«неверных», их имущество и жен. Можно назвать это «средневековой моралью»,
но каждый, кто побывал на Востоке, знает: Средневековье там еще не
закончилось.
На перекрестке интересов нефтяных шейхов, обиженных Западом диктаторов
и партизанских вожаков возникала тоталитарная идеология, которую многие
называют ваххабизмом, хотя с историческими ваххабитами – борцами за «чистую
веру» -она имеет мало общего. Скорее можно назвать ее исламским
квазинацизмом. «Квази» (мнимый, ненастоящий) - потому что на место нации
новоявленные ваххабиты ставят квазирелигию, густо замешанную на ненависти.
Основной объект их враждебности – Запад, которому они выставляют счет и за
колониальное угнетение, и за нынешнее преуспевание стран «золотого
миллиарда». Ваххабиты сплочены и хорошо организованны, хотя вряд ли ими
руководит бен Ладен – уж слишком он любит красоваться на публике. И они
всерьез собираются завоевать мир. Они также поддерживают Усаму бен Ладена.
За ними огромные деньги, которыми Запад сам оплачивает свое разрушение,
покупая на Востоке нефть и наркотики. За ними массы неграмотных и
фанатичных сторонников, которых не грех обмануть и бросить на убой ради
«святого дела». Наконец, некоторые утверждают, за ними будущее – могущество
исламских стран резко возрастет, когда они создадут у себя современную
промышленность, а их «пятая колонна» на Западе достигнет критической
величины. Но как раз этого и не хотят ждать экстремисты – ведь сытые люди
куда менее восприимчивы к радикальным лозунгам, чем голодные и неграмотные.
К таким экстремалам относятся и члены движения "Талибан", которые в конце
ХХ века создали диктаторское исламское государство на территории
Афганистана.
Б) Внутренняя политика движения "Талибан" в
Афганистане.
Хотя столица Афганистана - Кабул, где заседает правительство, однако
сейчас реальная власть находится на юге страны, в Кандагаре. Там живет
мулла Мохаммад Омар.
Боевики, захватившие Кабул в 1996 году, в основном молодые, фанатически
настроенные ученики медресе, также были в большинстве своем пуштуны из
южных, сельских районов страны. Для них, говорящих на деревенском урду и
воспитанных в фундаменталистическом духе, интернациональная и говорившая на
фарси столица выглядела содомом. И, придя к власти, они были здесь особенно
суровы.
Амир кабульской Шуры получил в свое распоряжение новую спецслужбу-
полицию нравов. Она была создана по ваххабитскому образу и, похоже, даже
имеет независимую финансовую поддержку из Саудовской Аравии. Позже, в мае
1998 года, полиция исламских нравов получила статус министерства и стала
самой грозной полицейской организацией Исламских Эмиратов Афганистана. Даже
более идеологизированной и могучей, чем ее коммунистическая
предшественница. Успех этот тем более впечатляющ, что прочий аппарат едва
дышит.
Мулла Нурадин Тураби, 42-летний одноногий министр юстиции, является
одним из тех немногих людей, кто дает фетвы (исламские распоряжения)
полиции нравов. Революционного идеализма у него в избытке: «Вопрос не в
том, носят ли мужчины бороду, а женщины бурки. Главное не допускать в
Афганистане никакого греха и развивать все добродетели.»[2]
Сотрудники полиции нравов имеют полное право остановить и проверить
любого мужчину на соответствие его одежды и длины его бороды исламским
предписаниям - борода должна выступать за пределы кулака, прижатого к
подбородку. Если мужчина побрился или подрезал бороду, его арестуют. Если
он идет с женщиной, то полиция нравов имеет право выяснить степень их
родства. В августе 1998 года был, по религиозным соображениям, введен
запрет на владение фотоаппаратами, телевизорами, видеомагнитофонами,
плеерами, и полиция нравов может обыскать любого человека или его дом на
предмет владения подобными «предметами сатанинской роскоши». Словом,
понятно, какие огромные возможности есть в нынешнем Афганистане для
полицейского сыска.
Ахиллесова пята талибских революционеров – экономика. Талибы никакой
экономической политики не проводили и не собираются проводить. Возможно,
они считают, что Аллах о них позаботится сам. При этом, впрочем, исламский
фундаментализм уважает частную собственность и вводит тоталитарный режим на
основе рыночной экономики. Однако стоявший у колыбели движения "Талибан"
генерал Бабар, министр внутренних дел Пакистана, прекрасно сознавал, для
чего нужно его движение иностранным спонсорам.
Речь шла о том, чтобы восстановить с помощью талибов Великий шелковый
путь. Причем американцы и Саудовская Аравия даже разработали для талибов
проект транс афганского газопровода из Туркмении в Пакистан, который должен
был приносить им ежегодно несколько сот миллионов долларов платежей за
транзит газа. От талибов требовалось только «не высовываться» и
поддерживать мир и спокойствие в стране. Увы, мулла Омар оказался
идеалистом и выбрал джихад.
Когда в августе 1998 года, после взрывов в Африке, Вашингтон потребовал
от него выдачи Усамы бен Ладена, глава движения "Талибан" наотрез отказался
сделать это и отказывается до сих пор. Тем не менее, джихад, как и любая
война, требует денег. И талибы нашли свой собственный, независимый источник
финансирования джихада – наркотики. Мулла Омар разъяснил верующим, что
ислам запрещает употребление наркотиков правоверным, но в нем нет запрета
на продажу его «неверным». В результате правительство движения "Талибан"
обложило производство наркотиков небольшим налогом, а отряды моджахедов
стали совмещать разведку и боевые действия с прокладкой новых наркотроп.
В результате наркотики стали основным источником богатства верхушки
движения "Талибан" и командиров среднего звена. До 80% общемирового объема
оборота опиума и 65% героина, попадающих в страны Западной Европы,
произведено на территории, подконтрольной талибам.
Опасаясь, что мировое сообщество воплотит свои планы по созданию вокруг
Страницы: 1, 2, 3
|