МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Депортация населения Северного Кавказа

    сторон жизни, как ликвидация государственности народов. В Конституции РСФСР

    особо оговаривалось об изменении границ между республиками, что подобная

    акция могла осуществляться исключительно с согласия тех сторон, которые

    стремятся провести это действо, затем такое согласие утверждалось решением

    Президиума Верховного Совета РСФСР по представлению союзных республик.

    Как известно, такое право административным нажимом было нарушено.

    Народы, группы населения переселялись, превращаясь автоматически в

    этнические меньшинства в новых регионах проживания с вытекающими отсюда

    последствиями, а республики, автономные области ликвидировались. Их

    территории решением центральных руководящих органов власти или передавались

    соседним республикам, краям, или превращались в новые административные

    единицы (Ставропольский округ, Грозненская область). Заменялись названия

    городов, поселков, аулов.

    Во многом ситуация складывалась таким образом, что юридический

    документ, служивший как бы основой для осуществления того или иного

    действа, связанного с вынужденным переселением, появлялся гораздо позднее,

    чем проведение самой операции по переселению, и приобретал как бы

    "оправдательный" характер по отношению к такой мере.

    Подход к определению положения гражданина в обществе был предельно

    прост к периоду 20-30-х годов. "Лишить усадебной земли поставить перед

    правительством вопрос об их выселении за пределы края", - отмечалось,

    например, в указаниях в отношении единоличников Северо-Кавказского Края.

    Следует заметить, что подобная форма имела широкое применение.

    Большими правами по соблюдению законности спецпереселенцами наделялась

    Прокуратура СССР, ее ведомства, разумеется, что мало обращалось внимания на

    пресечение любых агрессивных мер по отношению к спецпереселенцам в период

    депортации и в то же время жестокими мерами наказания были по пресечению

    побегов спецпереселенцев.

    Правовому регламентированию были подчинены все меры, связанные со

    снятием ограничений по спецпереселению, начиная с 30-х годов (контингент

    кулаков), и в 40-50-е годы (спецпереселенцы из народов и граждан,

    принадлежавших к различным национальностям).

    С рассмотренной стороной проблемы тесно смыкаются и вопросы о трудовом

    фронте, а также роли и месте контингентов спецпереселенцев в общественной

    жизни регионов нового расселения. Не было такой сферы производства, в

    которой не использовался бы труд переселенцев.

    В колхозах Казахстана, Узбекистана, Киргизии трудились представители

    всех депортированных народов Северного Кавказа. 1 227 карачаевцев работали

    в совхозе "Пахта-Арал". В Казахстане, по данным докладной записки Л. Берия

    (июль 1944 г.), из 70 296 семей, расселенных в колхозах, были членами

    сельхозартели 56 800 семей (81 процент).

    Значительное число чеченцев и ингушей трудились в колхозах и совхозах,

    на нефтедобыче. Как сообщалось из Павлодарской области, 8583 семей (35 755

    чел.) из Северного Кавказа работало: чеченцев и ингушей – 7 381 семей (29

    835 чел.), балкарцев – 489 семей (22 310 чел.), в совхозах – 882 семьи (3

    421 чел.), на промышленных производствах – 1652 семьи (5 860 чел.). В

    ведении Министерства сельского хозяйства и совхозов Казахской ССР числилось

    11 373 балкарца. А всего в Казахстане и Киргизии в 1946 г. из 131 480 семей

    111 980 работали в колхозах.

    Динамика занятости спецпереселенцев выглядела следующим образом: в

    Наркомземе трудились – чеченцев и ингушей – 92 371 чел., карачаевцев – 14

    649, балкарцев – 6 907 чел., в Наркомугле – 110 262 чел.: чеченцев и

    ингушей – 5 288, балкарцев – 598 чел., Наркомсовхоз – 70 362 чел.; чеченцев

    и ингушей – 10 717 чел., карачаевцев – 4 398, балкарцев – 1 031 чел., в

    Наркомлесе – 54 436 чел., из них: чеченцев и ингушей – 2 893, карачаевцев –

    14; балкарцев – 215 и т.д. В целом в 65 отраслевых учреждений было занято

    на работе 1 015 850 спецпереселенцев, из них чеченцев и ингушей – 151 349,

    карачаевцев – 23 092, балкарцев – 11 783 чел.

    Квалифицированные рабочие из спецпереселенцев были заняты в

    золотодобывающей, горной промышленности, на нефтепредприятиях.

    Хотя взаимоотношения спецпереселенцев и работодателей и

    регламентировалось правом, однако, в условиях спецучереждения, такое право

    носило относительный характер. И, тем не менее, занятие трудом давало

    возможность спецпереселенцам поправить свое материальное положение.

    Спецпереселенцы не были в стороне и от общественной жизни. К 1949 г.

    среди спецпереселенцев имелось 11 669 комсомольцев. Из 1 896 прибывших из

    Северного Кавказа комсомольцами были 873 чеченца, 420 карачаевцев, 369

    балкарцев, 90 греков, 552 – из семей бывших кулаков. Незначительным был

    отряд интеллигенции. С высшим и средне специальным образованием

    насчитывалось 803 чел., из них занятых на работе – 669 человек.

    Спецпереселенцы и особенно интеллигенция, коммунисты, комсомольцы

    принимали участие в выборных кампаниях, проявляли повышенный интерес к

    получению образования, поддерживали тесные связи с теми народами, в

    окружении которых они проживали в местах поселения.

    Реабилитация депортированных народов Северного Кавказа. Процессы

    депортации реабилитации ограничены, протекают параллельно и зависят от

    ситуации, складывавшейся в стране с тем или иным контингентом населения,

    подпавшим под статус "неблагонадежного".

    Что касается реабилитации русских, украинцев (казаков), то первые меры

    в этом предпринимались уже в середине 20-х годов, когда была предусмотрена

    политика по отношению к казачеству, объявлялся отказ от оценок, даваемых

    казачеству как исключительно враждебной советской власти силе. Последующий

    этап реабилитации казаков наступил в 30-е годы и связан был с привлечением

    их к защите Отечества, возрождением боевых казачьих соединений, что нашло

    отражение в принятом ЦИК СССР 20 апреля 1936 г. постановлении "О снятии с

    казачества ограничений по службе РККА. В последующем наблюдалась дальнейшая

    интеграция казачества в советское общество.

    Новый подход к проблеме обнаружился только лишь в конце 80-х годов. Все

    положения, связанные с проведением мер по реабилитации, отражены в принятых

    Законах РСФСР " О реабилитации репрессированных народов", "О реабилитации

    жертв политических репрессий". По имеющимся данным, уже в начале 90-х годов

    были реабилитированы более 80 тыс. человек. В отношении казачества основой

    реабилитации был Указ Президента России "О мерах по реализации Закона "О

    реабилитации репрессивных народов" в отношении казачества" принятых 15 июля

    1992 года. В его положениях, в последующих нормативных актах и определялись

    меры по экономической и культурной реабилитации вырождающегося казачества.

    Безусловно, что реабилитации, прежде всего способствовало и складывавшая

    обстановка, определенное место отводилось и смерти Сталина, а также

    последующим процессам. Следует отметить, что уже во второй половине

    осуществлялось смягчение положения репрессированных лиц, находившихся на

    спецпоселении, уже в октябре 1953 г. освобождались из спецпоселенцев

    военнослужащие, правда, без права возвращения на Северный Кавказ.

    Разумеется, что все вопросы рассматривались Президиумом ЦК КПСС. В

    начале июля 1954 г. состоялось одно из первых заседаний Президиума ЦК КПСС

    с повесткой дня "О снятии некоторых ограничений в "правовом" положении

    спецпоселенцев".

    Затем в 1955 г. Президиумом ЦК КПСС было принято постановление "О

    снятии ограничений по спецпоселениям с членов КПСС, кандидатов КПСС, у

    членов их семей", а в ноябре последовало и постановление Совета Министров

    СССР "О снятии со спецпоселения участников Великой Отечественной войны,

    лиц, награжденных орденами и медалями Советского Союза, и преподавателей

    учебных заведений. Это уже были заметные шаги в реализации мер, связанных с

    реабилитацией лиц, подвергшихся репрессиям по различным причинам.

    В декабре 1995 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О

    снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей,

    находящихся на спецпоселении". Но им разрешалось возвращение в старые места

    проживания. Поэтому контингент немцев, депортированных с территории

    Северного Кавказа в 1941-1942 гг., оставался в местах поселений. Они

    переходили, по замечанию В.Н. Земскова, в статус "помилованных".

    17 марта 1956 г. последовал Указ Президиума Верховного Совета "О снятии

    ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся

    на спецпоселении". Он распространялся и на калмыков, проживавших в

    Ставропольском крае и Ростовской области, однако и они не получали пока

    права на возвращение к старым местам обитания.

    28 апреля 1956 г. был принят Указ Верховного Совета СССР "О снятии

    ограничений по спецпоселениям с крымских татар, балкарцев, турок - граждан

    СССР, курдов, хемшинов, членов их семей, высланных в период Великой

    Отечественной войны". Они все снимались с учета спецпоселений и

    освобождались из-под административного надзора органов МВД СССР.

    1956 г. появился Указ "О снятии ограничений по спецпоселению с

    чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период

    Великой Отечественной войны". Важным документом был приказ МВД СССР "О

    разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам,

    чеченцам, ингушам и членам их семей в местах, откуда они были выселены".

    Семьям чеченцев и ингушей была оказана помощь со стороны колхозов и

    совхозов в строительстве жилых домов и надворных построек. Также

    проводились меры по жизнеобустойству балкарцев, выделялись необходимые

    денежные средства.

    К февралю 1958 г. в республику уже прибыли 20 174 чеченских и ингушских

    семей. Они активно включались в производство и общественную сферу.

    Восстанавливались национальные и государственные образования. Была

    восстановлена Кабардино-Балкарская АССР, Чечено-Ингушская АССР. В место

    бывшей Карачаевской Автономной области была образована Карачаево-Черкесская

    Автономная область.

    В конце 80-х годов начался новый этап реабилитации репрессивных

    граждан, связанный с дальнейшим расширением демократизации общества.

    Продолжение этих мер, начало которым было положено еще во второй половине

    40-х годов, вызвалось необходимостью исправления ошибок прошлого в

    государственной политике.

    Основополагающим документом явилась Декларация "О признании незаконным

    и преступным репрессивных актов против народов, подвергшихся

    насильственному переселению, и обеспечению прав" (1989 г.), а также

    появившийся в 1991 г. (26 апреля) Закон РСФСР ''О реабилитации

    репрессивных народов", вобравший в себя положения, раскрывающие сущность

    реабилитации. Продолжалась подготовка нормативной базы реабилитации,

    включая и реабилитацию народов Северного Кавказа: казаки, балкарцы,

    карачаевцы, калмыки, немцы, ингуши, частично чеченцы (проживающие в

    Дагестане).

    Непосредственно в процессе по реабилитации лиц, подвергшихся

    репрессиям, наступает новый своеобразный этап. Если для первого этапа

    характерны любые в основном политические акции, то в 1995-1997 годах

    нашлась компенсация материального ущерба, нанесенного спецпереселенцами.

    Учитывая трудности экономического развития Российского государства,

    сложно занять однозначную позицию в оценке этих мер. Дело в том, что меры

    компенсации ущерба вызывают определенное недовольство со стороны населения,

    проживающего совместно с подвергшимися репрессиями. Выработать форму

    действий, согласно которой были "удовлетворены" все депортированные, также

    сложно. Судя по всему, что главным должно быть решение проблемы на правовой

    основе, на цивилизованном уровне с наименьшими потерями для общества, без

    нанесения ущерба традициям, существующим связям между народами.

    Проведение реабилитационных мер, в том числе и на Северном Кавказе, еще

    раз подтвердило насколько сложна территориальная реабилитация, вызывавшая

    определенную конфронтацию в обществе, обострение в отношениях между

    отдельными субъектами, в частности, Ингушской Республикой и Республикой

    Северная Осетия - Алания, да и явившаяся фактически основой для

    возникновения острого конфликта.

    В связи с этим рассмотрены и меры Президента, Правительства России по

    урегулированию территориальных взаимоотношений, роль призывов к народам

    действовать на основе консенсуса с обязательным соблюдением главного Закона

    Государства – Конституции Российской Федерации.

    Заключение. Развитие событий на Северном Кавказе в конце 80-90-х гг. ХХ

    в. вызывает необходимость обращения к такой важной стороне проблемы, как

    причины конфликтности и противоречий в отношениях между народами. Причины

    эти различны, однако, развитие процессов весьма одинаковое: поиск врага,

    этнические чистки, массовый исход населения с территории своего проживания.

    Эти процессы вызвали подвижки населения Северного Кавказа. В связи с

    событиями в Чечне убыло: чеченское население из республики в соседние

    субъекты или в центральные области Российской Федерации.

    Одновременно следует заметить, что причины были заложены начиная с 1918

    года, когда через "игры" с народами, их переселение, всевозможные

    политические манипуляции, изъятие и передачу земель за "преданное"

    отношение к Советам формировалась государственная политика в сфере

    национальных отношений на Северном Кавказе.

    Обращение к ранее запретной проблеме позволило осветить объемно

    процессы, связанные с вынужденным переселением народов и групп населения,

    принадлежавших к различным национальностям.

    Относительно регионов Северного Кавказа депортация, по заключению

    документов центральных ведомств, являлась "приемлемой" формой для

    стабилизации межнациональных отношений, ослабления обострявшейся

    криминогенной обстановки.

    Социально-экономический аспект как в зеркале отразил определенный

    комплекс накопившихся причин обострения ситуации, начиная с 1918 года и до

    начала Великой Отечественной войны , явившегося поводом открытого

    выступления масс и осуществлявшихся принудительных переселений.

    Первыми, кто оказался среди вынужденных переселенцев, были русские

    (казаки), проживавшие на Северном Кавказе. Причины их депортации

    базировались, в основном, на несогласиях казачества принять устанавливаемый

    общественный строй. Альтернативной силе власти советов был нанесен

    сокрушительный удар. Сотни тысяч казаков вынужденно переселялись начиная с

    1918 года, однако, пик их выселения приходился на период коллективизации.

    Казаки претерпели утерю имущества, разрыв семей и т.д. Им пришлось

    преодолевать и трудности адаптации в новых местах обитания, интегрируясь в

    местных условиях, экономику, культуру.

    В интересах упрочнения существовавшего режима власти укрепление

    административно-командной системы затронуло во многом и население

    национальных регионов Северного Кавказа. По причинам несогласия с политикой

    партии, государства, советов они также были подвергнуты принудительным

    переселениям или как попавшие под статус "неблагонадежных", так и кулаков.

    Обострение на кануне войны 1941-1945 гг., а также стремление режима

    упрочить свою власть, способствовало принятию пагубных мер по отношению к

    таким национальностям, как немцы, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши,

    калмыки, греки и другие.

    Более 680 тыс. граждан Северо-Кавказского региона, принадлежавших к

    различным национальностям, в принудительном порядке выселялись в Казахстан

    и республики Средней Азии, а также отдельные области и края Российской

    Федерации.

    Последствия депортации были тяжелыми для принудительно переселявшихся.

    Наносился ущерб генофонду народов, подрывался авторитет самого государства

    и власти. Ощутимым был ущерб для экономического сектора регионов

    проживания, подвергшихся депортации. Большие трудности испытывали аграрная

    сфера, временно выключался из экономического потенциала страны огромный

    земельный массив.

    Потерпела ущерб культура народов. На долгое время приостанавливалось

    вынужденному переселению, пришли в упадок налаженная в районах проживания

    депортированных система здравоохранения, образования. Утрачивались трудовые

    навыки и сложившиеся обычаи и традиции народов.

    В связи с предпринимаемыми акциями по принудительному переселению

    создавалась в экстремальных условиях нормативная база, разумеется,

    противоречащая основным положениям Конституции СССР. Было проявлено полное

    пренебрежение правами личности, народа.

    Спецпереселенцам пришлось испытать лишения, связанные с трудностями

    адаптации, интеграции в экономику новых районов проживания в условиях

    военного времени.

    Приведенные материалы свидетельствуют, что депортации вызывают и

    ликвидацию государственности народов. Были ликвидированы такие

    гособразования, как Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская АССР,

    Карачаевская Автономная область, Калмыцкая АССР.

    Изменение политической ситуации в государстве в 50-е годы позволило

    приступить к осуществлению мер по реабилитации народов и групп населения,

    подвергшихся депортации. В 50-е годы эти меры носили половинчатый характер

    и только демократические преобразования, начавшиеся во второй половине 80-х

    годов в СССР позволили вновь возвратиться к решению проблемы реабилитации

    репрессированных народов. Правда, отдельные меры, связанные с

    реабилитацией, вызвали и конфронтационное состояние в обществе.

    Однако, несмотря на это, курс, взятый на реабилитацию, был поддержан в

    принятой в Российском государстве "Концепции государственной национальной

    политики", в других законодательных актах Российской Федерации. Очевидно,

    что решение этой проблемы должно осуществляться цивилизованным порядком на

    правовой основе.

    Список использованной литературы:

    o Северный Кавказ:

    реабилитация репрессивных

    народов (20-е-30-е годы ХХ

    века). – Нальчик, 1998г.

    o Северный Кавказ:

    актуальные проблемы

    русского этноса (20-е-30-е

    годы ХХ века). – Ростов –

    на - Дону, 1997 г.

    o Северный Кавказ: границы,

    конфликты, беженцы. –

    Ростов – на – Дону, 1997

    г. Документы, факты,

    комментарии.

    o Современная этнологическая

    ситуация на Северном

    Кавказе. – Славянские

    чтения. Материалы второй

    научно-практической

    конференции. – Нальчик,

    1996 г.

    o Русские на Северном

    Кавказе в 20-е-30-е годы.

    Документы, факты,

    комментарии. – Нальчик,

    1995 г.,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.