Демократия и средний класс
Демократия и средний класс
Министерство образования РФ
Волжский политехнический институт
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Реферат по политологи :
Демократия и средний класс.
Проверил преподаватель:
Демидова И.Ю.
Выполнил студент:
Адамов А.С.
Группа ВВТ 407
Волжский 2002г.
Содержание
1. Введение
.......................................................................
......................................1
2. Демократия . Основные понятия
......................................................................2
3. Политическая
система.....................................................................
...................3
3.1 Введение.................................
............................................................................
4
3.2 Основные понятия политческой системы и системного
подхода..................4
3.3 Типология политических
систем......................................................................
.6
3.4 Политический
режим.......................................................................
...................7
4. Средний класс
............................................................................
.........................8
4.1 Процесс формирования и развития среднего класса.
Введение.....................8
4.2. Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего
класса...9
4.2.1 Средний класс в контексте социальных
перемен.............................................9
4.3. Теории среднего класса: традиции и
эволюция...............................................11
5.1
Заключение..................................................................
........................................14
6. Список
литературы..................................................................
..........................15
1.Введение .
На мой взгляд данная тема счас достаточно актуальна . Для понимания
данной проблемы нужно сначало разобраться в самих терминнах «демократия» и
«средний класс» . Многообразие и неопределенность самого понятия
«демократия» также способствует углублению в проблему . В основном , многие
понимают термин «демократия» , как власть народа , не подразделяя ее на
более «низкие уровни».
Примерно тоже самое происходит и с понятием «средний класс» . Этот термин
так же не имеет одного , точного определения . Он состоит из нескольких
слоев : «Низкий средний класс» , «Средний средний класс» , «Высокий средний
класс». Эти разделения являются постоянными , но те социальные группы ,
которые входят в них , постоянно меняются в зависимости от времени , страны
и других обстоятельств .
Множество расхождений и отсутствие точных определений представляет данную
тему очень обширной , но если выбрать хорошо выбранный путь , не касаясь
других «скрытых проблем» , то можно сгруппировать некоторую «относительно»
четкую черту вокруг этой проблемы.
Понятие проблемы будет раскрыватся по ходу работы , а так же сравниватся
с высказываниями известых политологов . Но на мой взгляд исследование
данной проблемы не может ограничется только знаниям по предмету
«Политология» . В данном случае нужно учитывать «Социологию» , «Экономику»
и многие другие сферы.
На мой взгляд на проблему нужно смотреть не только с одной стороны ,
например с экономической стороны , но также и с других , так же , не мало
важных сторон. При много граневом осмотре проблемы возникают дополнительные
ходы ее решения , а так же дополнительные вопросы. В последствии все эти
данные связываются между собой и уже
видны проблемы на более понятном уровне.
Так же я взял эту тему всвязи с тем , что Россия очень интересно
относится к этой проблеме. Можно задать любому вопрос : « Что вы думаите о
нашей демократии и о нашем среднем классе ?» . Я более чем уверен что
половина просто затруднится ответить . Скажут , что есть демократия , есть
средний класс ( понятно что он должен где-то быть ) , но подробно кто в
него входит и почему , не сможет однозначно ответить . Про демократию можно
услышать примерно такие же доводы в ответ .А старшее поколенне не хотит
признавать этот термин ни в какой форме. С одной стороны они правы , а с
другой нет .
Демократия разносторонна и полное отрицание ее не даст ни чего
положительного. Можно приводить много примеров развитых стран в которых
демократия существует в обществе. Но этим можно убетить только не знающего
человека. Тот кто знает проблему глубже , может сказать ,что демократия у
них сложилась из-за территориально – исторического фактора . Европа –
исторический центр демократии . А Сша – из-за своей истории(борьба за
независимость) и отдаленности от Европы.
Можно сказать : «Сколько странн столько и демократий» . Каждая
демократия различна.
Нет двух одинаковых , так как на политический строй влияет множество
факторов .
Демократия . Основные понятия
В политической литературе , в средствах массовой информации мало
терменнов которые используются так часто как «демократия». Трудно так же
объяснить причину столь пристального изучения проблемы демократии. Но на
мой взгляд популярность ее заключается в том , что жить в том (демократии)
, в чем ты плохо разбираешься очень опасно , не интересно и проблематично .
Каждый знает что он хорошо знает свою квартиру , но придя в неизвестное
место , чувствуется некоторая нестабильность. Если смотреть по истории , то
самые долгие политические устои – террания и монархия . На мой взгяд на
протежение веков уже произошло , тоже что и с квартирой. Привыкнув к одному
строю некоторые государства так и не смоли от него отказатся , например
Англия,
где есть монархия , хотя и она не имеет власти , но народ верит в королеву
. Он верил в нее в течение многих веков и не хочит менять свои идеалы
.Примерно тоже самое и в других странах.
Демократия имеет длительную историю и ее можно рассматривать как
результат развития западной цивилизации , особенно греческого и римского
наследия , с одной стороны , и иудео-христьянской традиции – с другой .
Термин «демократия» происходит от греческого слова и в переводе означает
власть народа .
Еще Кельзен утверждал , что в 19 – 20 вв слово «демократия» , став
господствующем лозонгом , утратило четко очерченное и твердое содержание.
Нельзя сказать , что этот вопрос окончательно решен в наши дни, когда
демократия стала как бы велением времени и весь мир стал на рельсы
демократизации.
В настоящие время термин «демократия используется» в нескольких
значениях.
Форма правления , при котором политическое решение принимают
непосредственно все без исключения граждание , действующие в соответствии с
правилами правления большенста , называется «прямой демократии» или
демократией участия.
Если начать перечеслять остальные значения , то можно увидеть небольшие
сходства или различия . Это может и запутать и расширить понятия
«демократии».Можно привести множество примеров , где одно значение лучше
подходит для описания данной ситуации.
Например , в древнегреческй демократии существовала «прямая демократия» .
Такое положение стало возможно в силу ограниченных размеров
древнегреческого государства , которое охватывало город и прилегающие к
нему сельскую территорию с населением , как правило , не более 10 тыс.
человек.
Начиная с античности демократия перетерпела множество изменений.
Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела
возникшая в Новое время идея о прирожденных , неотчужденных правах каждого
человека на жизнь , свободу и частную собственность. Неразрывная
взаимосвязь этой триады выражается в убеждении , что частная собственность
– основа индивидуальной свободы , которая в свою очередь рассматривается в
качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида ,
выполнения главного предназначения его жизни.
Необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая
свобода. Но она не может быть соответствующем образом реализована там ,
где нет реального выбора в социальной и экономической сфере , где велеко
социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда
соотносится с принципом справедливости. Там , где социальное неравенство
способствует подрыву принципа справедливости , необходима та или иная
система перераспределения материальных благ.
Как показывает мировой опыт , рыночная экономика и свобода конкуренции
обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и
стимулирования индивидуальной инициативы . Но при этом недачные и
непривилигированные также должны пользоваться материальными благами , они
не должны оставаться на обочине общественной жизни.С этой точки зрения
противоречие между требованиями социальной справедливости и принципами
экономичемкой эффективности остается как бы неразрешимой проблемой
современного индустриального общества.Но тем не менее по мере развития
капитализма в конце 19-20в. принцыпы индивидуализма , свободного рынка
значительно улучшились , роль государства в жизни общества возросла.
Появились новые сисстемы , предлагающие увеличить роли государства в
важнейших сферах жизни общества.
За государством была признана функция регулятора экономических и
социальных процессов.Затем эта функция расширилась : реализация программ
помощи низкодоходных и неимущим категориям населения , решение проблем
безработицы и многих других проблем общества. Такие функции добавились из-
за того что рынок сам не может распределить так материальные блага , чтобы
гарантировать минимум благ малоимущем слоям населения.
Другими словами , в государстве благосостояния политические права
дополняются социальными правами , предусматривающими предоставление всем
членам общества принятого в нем минимума материальных благ.Вводится принцип
социальной ответственности как частных корпораций , так и государства.
Социальные программы становятся неотъемленной частью правового государства
, которое приобретает форму государства благосостояния.На этой основе
происходит расширение функций государства
Во многом дополняющих , а в ряде случаев и заменящих функции институтов
гражданского общества. Изменяющиеся границы и трактовки государства
благосостояния определяются не просто решениями политических руководителей
, а фундаментальными изменеиями в структуре современного индустриального
общества . Поэтому его следует рассмотреть детально.
В заключение к этому хочу отметить .Я думаю , что в «демократи» средний
класс не должен зависить от государства , от его «подарков» . Должно быть
на оборот от «среднего класса» должно зависить государство.Средний класс
является , по моиму мненю ,главным источником стабильности демократического
государства . Чем лучше государство похоже на эллипс , тем стабильнее от
существует.Но слишком переусердствовать с средним классом тоже нельзя .Для
лучшего понимания системы можно провести анализ , в которм я постараюсь
проанализировать политическую систему и в заключение дать свою точку зрения
. Этот анализ поможит понять как Российскую систему , так и другие.
Политическое исследование поможет получить некоторые ответы , но из-за того
что происходит углубление в проблему появляются новые проблемы из которых
пока окончательно нет выхода и может быть даже и некогда не найдутся .
3.Политическая система.
3.1 Введение
Прежде чем приступить к анализу политической системы , можно отметить
одно остоятельство. Этот важнейший методический инструмент анализа в
западной политической науке начиная с 50-х годов . Речь пойдет о системном
анализе. Зачинатели данного подхода – амнериканские политологи Д.Истон ,
К.Дойч , Г.Алмонд.
Системный подход – одно из методологических направлений в политических
исследованиях. Его никак нельзя путать с политической системой ,
представляющей собой реальное образование институтов. Это совершенно разные
вещи и их смещение существенно ухудшит качество и достоверность результатов
исследования.
3.2 Основные понятия политческой системы и системного подхода
Существует множество пониманий политической системы . Каждый подход
интересен по своиму . Привиду один из примеров :
Д.Истон
Мы можем характеризовать политическую систему как ...комплекс
взаимодействий , с помощью которых достигается и осуществляется властное
размещение ресурсов в обществе.
Модель полетической системы Истона построенна по аналогие с
кибернетической системой , функционирующей по замкнутой схеме . Истон
рассматривал систему как некий «черный ящиу» , игнорируя происходящее
внутри «ящика». Он анализировал главным образом отношения системы со всей
средой , которая состоит из комплекса других систем . входящих в глобальную
социальную систему : экономическую , культурную , религиозную ,
экологическую , психологическую и т.д.
Отношение между политической системой и ее средой представленны в виде
«входа» со стороны среды , который дает импульс системе , и «выхода» ,
который является реакцией системы на импульс. Реакция выходы воздействует
на среду , а среда в свою очередь снова на систему.
Истон выделял два вида входов : «Требования» и «Поддержка» .
Спектор требований может быть велик : повышение зарплаты , понижение
налогов , увелечение потока спонсирования образования , молодежных
институтов и т.д.
Если требований слишком много , то это ведет к ослаблению системы из-за
создаваемых для нее перезагрузок , которые она способна разрешить лишь до
определенных приделов.
Перезагрузка может быть количественной ,если требований много и парламент
или правительство просто физически не в состоянии реагировать на все эти
требования . Может быть качественной , если требования слишко сложны .
Поэтому их нужно перевести в соответствие с возможностями системы. Полити ,
государственные деятели , политические партии призваны регулировать
требования , чтобы они не создавали слишком большие и чреватые для всей
системы непредсказуемыми последствиями перегрузки. Эту же задачу выполняют
существующие в обществе система ценностей , культурных норм , установки и
т.д. , которые сдерживают требования в определенных рамках.
«Поддержка» - не менее важнен для системы , чем первый. Следует
различать поддержку общества в целом , поддержку режима и поддержку
конкретного правительства. Например , можно быть патриотом своей родины ,
но презирать при этом существующий режим , поддерживать режим .
одновременно не приемля действующее правительство , поддерживать
правительство в целом , но негоативно оценивать отдельных министров и т.д.
Хорошим примеров является Россия . В данное время «Требования» плохо
отфильтровываются и правительство не успевает физически все «переработать».
Подход Истона так же подтверждает , что средний класс является основой
демократии. У среднего класса меньше «Требований» , он больше занят «своими
делами» . Если средний класс будет составлять основу , то на «вход» будут
поступать в основном заявки других слоев . И тем самым будет время у
правительства .
Если подумать о «Поддерже» , то с учетом , что среднний клас является
основой , можно с уверенностью сказать о стабильности . По моиму мнению
есть принцип близости слоев .
То есть средний класс блтже к верхнему , к среднему ближе класс пониже .
Если нет большого разрыва между низом и верхом , то низкие слои могут
связатся через средние с верхами. По моиму хорший примерером является : На
заводе есть хороший начальник ( в данном понимание это верх) , есть у него
много хороших сотрудников ранга поменьше ( средний класс) , и есть обычные
работники ( класс по ниже) . Естественно легче передать просьбу сотруднику
, чем самому начальнику , у которого и так много проблем . А если
представить , что Начальник один и сотрудников не хватает .
Значит система Истона являетс хорошой основой для понимания . В
продолжение к ней можно добавить .
Решение , принимаемые системой в ответ на требования и поддержку ,
называют
выходами . Последнее в свою очередь становятся источником новых требований
и поддержки , характер и содержание которых зависит от механизма обратной
реакции или обратной связи.
Справедливости ради следует отметить , что в принципе сторонники
системного анализа
Например Г.Алмонд , признают необходимость выделения при анализе
политической системы структур , выполняющие политические функции.
Г. Алмонд утверждал :
....политическую систему можно определить как комплекс взаимодействующих
ролей или как структуру ролей , если понимать под структурой систематизацию
взаимодействий.
«роль - это тот организованный сектор ориентаций действующего лица ,
которое составляет и определяет свое участие в процессе взаимодействия»
При таком подходе вопрос об структуре институтов , «анатомии»
политической системы как бы теряет актуальность.
Прежде всего обращают на себя внимание неопределенности , аморфности и
некоторой
Искусственности построений системников. Взаимодействие политической системы
со средой , обратные связи входов и выходов , разумеется , важны , но они
составляют лишь один из множества аспестов проблемы. Центральное место в
исследование должныа занимать сама политическая система , ее структурные
элементы , конфигурация и т.д. у сторонников системного подхода же система
превращается в «черный ящик» и то , что происходит внутри него .
Политическая система предполагает наличие не только системы отношений ,
но и в первую очередь структур , инфраструктур , на онснове которых могут
Страницы: 1, 2
|