МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие: Основы аудита

    собранием учредителей и зарегистрированный в законодательном порядке; учредительный договор организации. В ходе проверки устанавливается: когда и где зарегистрирована организация; в каком банке открыты счета данной организации; кто учредители и их доли вкладов в уставном капитале; соответствуют ли размеры вкладов каждого учредителя и в целом размер уставного капитала требованиям законодательных актов.

    В процессе аудита следует проверить наличие:

    1) свидетельства о государственной регистрации (в том числе новой редакции устава и учредительных документов, если в них вносились изменения); 2) протоколов собрания учредителей; 3) свидетельства о регистрации в Министерстве экономики РФ для экономических субъектов с участием иностранного капитала; 4) свидетельства о регистрации в органах статистики, ИФНС, в соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов; 5) документов, связанных с приватизацией и акционированием предприятий, находящихся в собственности государства, субъектов Федерации, общественных организаций, колхозов и т.д.

    Проверяя учредительные документы, аудитор должен установить, как формируются средства уставного (оплаченного) капитала организации, все ли учредители согласно законодательству своевременно вносят доли своих вкладов в уставный капитал (при организации 50% взносов, а остальные 50% – в течение года).

    Уставный капитал – совокупность вкладов участников (собственников) в имущество при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Проверяя формирование уставного капитала, аудитору следует убедиться в достоверности его суммы. Ее показывают в балансе (форма №1 строка 410) и в отчете о движении капитала (форма №3 строка 100). Сальдо по счету 80 «Уставный капитал» должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации.

    В счет вклада в уставный капитал организации могут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, интеллектуальная собственность, ценные бумаги, денежные средства. Поступление взносов учредителей проверяется на основании данных первичных документов и записей по Кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции с дебетом счетов учета основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материалов, товаров, денежных средств.

    Целесообразным для повышения качества проверки является проведение инвентаризации имущества и иных имущественных прав, числящихся в качестве взносов в уставный капитал.

    Завершающим этапом проверки является обобщение выявленных отклонений в учете уставного капитала по сравнению с действующим законодательством и обоснование предложений по их устранению.

    13. Выборочный метод получения аудиторских доказательств. Риск выборки и виды выборок, используемых в аудите

    Согласно Федеральному правилу (стандарту) №16. Аудиторская выборка понятие аудиторская выборка (выборочная проверка) означает применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

    В аудите используются два подхода для определения объема выборки:

    1. Нестатистический. Он предполагает: а) произвольный выбор, б) целенаправленный выбор (проверить каждую десятую операцию);

    2. Статистический. Обычно выборка должна быть репрезентативной, или представительной, т.е. все элементы совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

    Для обеспечения репрезентативности используются следующие методы: а) случайный отбор (по таблице случайных чисел выбор из пачки документов); б) систематический отбор – элементы отбираются через постоянный интервал начиная со случайно выбранного элемента; в) комбинированный отбор, т.е. комбинация случайного и систематического отбора.

    Аудиторская организация проводит выборку элементов совокупности наиболее эффективным и экономичным способом. В некоторых случаях для расчета объема выборки можно использовать стратификацию, т.е. разбиение изучаемой совокупности на отдельные группы, элементы каждой из которых имеют сходные характеристики.

    При определении объема выборки аудиторская организация должна установить риск выборки, а также допустимую и ожидаемую ошибку. Риск, связанный с использованием аудиторской выборки, возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основании отобранной совокупности, может отличаться от вывода, который мог быть сделан, если к генеральной совокупности в целом были бы применены идентичные процедуры аудита. Различают два типа рисков, связанных с использованием аудиторской выборки: а) риск того, что аудитор придет к выводу о том, что риск средств внутреннего контроля ниже, чем в действительности или придет к выводу о том, что существенной ошибки не существует, вопреки тому, что в действительности она есть. Риск данного типа оказывает влияние на надежность аудита и с большой степенью вероятности может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению.

    б) риск того, что аудитор придет к выводу о том, что риск средств внутреннего контроля выше, чем в действительности либо придет к выводу о том, что имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности ее не существует. Риск данного типа оказывает влияние на эффективность аудита, поскольку он обычно приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.

    Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Ошибкой считается отклонение от нормального функционирования средства внутреннего контроля и искажение в учете или отчетности. Чем ниже величина ошибки, тем больше объем выборки. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита в соответствии с выбранным уровнем существенности. Для любой выборки аудиторская организация должна: 1) анализировать каждую ошибку в выборке; 2) экстраполировать полученный при выборке результат на всю проверяемую совокупность. Аудитор должен убедиться, что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимой величины. Вся работа по расчету объема выборки должна быть отражена в рабочей документации аудитора.

    14. Рабочие документы аудитора

    В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита» в процессе проверок аудиторы должны составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой работы.

    Документально оформляются все сведения, подтверждающие аудиторское мнение, а также доказательства того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

    Аудит, предусматривающий подготовку официального аудиторского заключения, должен сопровождаться обязательным документированием. Рабочая документация аудитора обязана включать: копии выписок из юридических документов экономического субъекта; информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность; материалы по организационной структуре; материалы предварительной экспертизы; письмо-обязательство, договор; план и программа аудита; материалы по оценке бухгалтерского учета, средств внутреннего контроля и соблюдению законодательства; материалы по переписке с руководством, письмо – подтверждение согласия на аудит; доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок; доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы; анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения; сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения; выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором; аудиторское заключение; копию бухгалтерской отчетности.

    Руководствуясь своим профессиональным мнением, аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме. Сведения о рабочей документации являются конфиденциальными. Рабочая документация должна создаваться своевременно, оформляться ясно и четко. Рабочая документация должна содержать обязательные реквизиты документов. Рабочая документация должна храниться в папках не менее 5 лет в архиве.

    В практической работе аудиторской фирмы рабочая документация включает: постоянное досье; текущее досье; специальное досье (досье менеджера: письма к клиенту и от клиента, связанные с организацией аудита, планы по проверке).

    В рабочей документации аудитора должна содержаться необходимая справочная информация о клиенте; краткое описание выполненной работы. Необходимо указывать метод проведения проверки – сплошной или выборочный, либо объем проверенной документации; замечания по результатам проверки; перечень первичных и других документов, не представленных к проверке; иные выявленные несоответствия действующему законодательству; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков и другие рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности клиента.

    В рабочих документах должно быть описание системы внутрихозяйственного контроля у клиента с выделением слабых мест и положительных сторон этой системы. Важно, чтобы подробности рабочего документа не расходились с тем, что содержится в подтвержденной финансовой отчетности. Выводы, к которым пришел аудитор по данной части аудита, должны носить четкий недвусмысленный характер. На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.

    15. Виды, источники и качество аудиторских доказательств

    Согласно Федеральному правилу (стандарту) №5 «Аудиторские доказательства» АД – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. В качестве доказательства в аудите может быть любая информация, позволяющая аудиторам формулировать свое мнение по поводу бухгалтерской отчетности как в целом, так и по отдельным частям. К АД относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

    АД могут быть внутренними, внешними и смешанными. Внутренние доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде. Внешние доказательства включают информацию, полученную от третьей стороны в письменной форме. Смешанные доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

    Надежность АД зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной). При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, исходят из следующего: АД, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников; АД, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными; АД, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица; АД в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме. АД более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу.

    Доказательства делятся на естественные, искусственные и логические. Первичные документы – это искусственные доказательства.

    АД должны быть достоверными и достаточными. Их достаточность зависит от следующих факторов: степени аудиторского риска, т.е. вероятности принятия неверного решения аудитором; наличия свидетельства из независимого источника; получения доказательства на основе данных системы внутреннего контроля; получения информации в результате самостоятельного анализа или проверки.

    Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитору следует выполнить дополнительные процедуры.

    Доказательства должны быть релевантными, т.е. иметь ценность для аудитора.

    Качество доказательства зависит от источника. Основными источниками получения являются: 1) первичные документы, 2) регистры бухгалтерского учета, 3) бухгалтерская отчетность, 4) аналитические расчеты-процедуры, 5) устные высказывания сотрудников и третьих лиц, 6) результаты инвентаризации имущества, проводимой сотрудниками экономического субъекта, 7) сопоставление документов и т.д.

    При получении аудиторских доказательств выполняются следующие процедуры проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры.

    16. Методы аудиторской проверки

    Методы аудиторской проверки – это совокупность приемов и способов, с помощью которых исследуется объект проверки.

    Аудиторы самостоятельно выбирают методы и приемы аудита, основные из которых:

    1. Инвентаризация. Позволяет получить точную информацию о наличии имущества и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости имущества. Инвентаризации подлежит имущество и финансовые обязательства. Рекомендуется провести проверки в двух направлениях: 1) сверить учетные данные с фактическим наличием ТМЦ; 2) сверить фактические запасы ТМЦ с данными учетных записей.

    2. Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от третьей стороны.

    3. Документальная проверка. Включает следующие составляющие:

    а) формальная проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций вплоть до первичного документа. Следует убедиться в правильном заполнении реквизитов, отсутствии не оговоренных исправлений, подчисток, в подлинности подписей; б) арифметическая проверка расчетов (пересчет). Заключается в проверке точности бухгалтерских записей и источников документов, осуществляется выборочно; в) проверка по существу (законности, целесообразности, котировки документов); г) встречная проверка. Применение в аудите ограничено, однако может быть использовано между подразделениями, между головной организацией и дочерними или зависимыми обществами; д) наблюдение. Предполагает непосредственное ознакомление с работой подразделений и цехов; е) устный опрос персонала и третьей стороны. Для проведения типовых опросов можно готовить бланки с перечнем вопросов. Результаты опросов конспектируются с указанием фамилии опрошенных лиц; ж) аналитические процедуры. Это анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления неверно отраженных фактов хозяйственной деятельности. Типичные виды аналитических процедур: сопоставление остатков по счетам за различные периоды; сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными показателями; оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов; сопоставление финансовых показателей с отраслевыми; з) сканирование. Беглый просмотр пачки документов в надежде найти проблему; и) обследование – личное ознакомление с проблемой с вниканием; к) специальная проверка (привлечение специалистов по праву, по компьютерам);

    л) прослеживание. Процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете. Рекомендуется обратить внимание на нетиповые корреспонденции счетов; м) подготовка альтернативного баланса. Можно составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции. Позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

    17. Аудиторские услуги

    В аудиторской деятельности выделяются два относительно самостоятельных направления: экспертиза достоверности отчетности и оказание услуг. В составе непосредственно аудиторских услуг относительно самостоятельное значение имеют пять направлений: консалтинг, конструктивные услуги, информационное обеспечение, исполнение функций хозяйствующего субъекта и информационное обеспечение.

    Экспертиза заключается в подтверждение достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, проверки постановки бухгалтерского учета. Консалтинг – это консультации по организации бухгалтерского учета, хозяйственной деятельности, по выполнению расчетов по налогообложению, оптимизации налогов и т.д. Конструктивные услуги включают в себя разработку проектов внутрихозяйственного регламента, моделей организации производства, внутрихозяйственного аудита, методики расчета нормативов. Исполнение функций хозяйствующего субъекта заключается в составлении бухгалтерского баланса, расчетам по налогообложению, по дивидендам на основе данных бухгалтерского учета. А предоставление деловой информации о потенциальном партнере предприятия является информационным обеспечением.

    Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать как совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки (постановка бухгалтерского учета, контроль ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, начисления и уплаты налогов и платежей, анализ хозяйственной деятельности, оценка экономических и инвестиционных проектов, представление интересов экономического субъекта третьим лицам, и др.) и несовместимые (ведение бухгалтерского учета, восстановление бухучета; составление налоговых деклараций, составление бухгалтерской отчетности).

    Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности являются наиболее важным аспектом аудиторской деятельности. Они включают подтверждение достоверности публичной отчетности предприятий, проверку расчетов по налогообложению и обязательным платежам, правильности постановки учета материальных ценностей, расчетов с покупателями и поставщиками, установления иен на продукцию и услуги, распределения доходов и др.

    Анализ финансовой отчетности клиента проводится аудиторами в целях установления финансового положения экономического субъекта.


    18. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

    Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами включает анализ достоверности и правильности отражения в учете таких операций, как получение и оплата услуг организаций связи, коммунального хозяйства, тепло- и водоснабжения, учебных заведений, по аренде имущества, по возмещению материального ущерба и др.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.