Реферат: Курс лекций по аудиту
9. СУЩНОСТЬ АУДИТА.
Ауд. деят-ть - это предприним. деят-ть аудиторов
по осущ-ию независимых проверок - БО, платежно-расчетной док-ции, налоговых
деклараций и др. фин. обяз-ств, ведение и восстановление учета, анализ ФХД,
консультации, обучение. Ауд. деят-ть осуществляется наряду с фин. контролем за
деят-тью эконом. субъектов, производимым в соотв-ии с законод-вом РФ специально
уполномоченными на то гос. органами.
Аудит – независимая экспертиза БО пр-ия на
основе проверки соблюдения порядка ведения БУ, соответствия хоз. и фин.
операций закон-тву РФ, полноты и точности отражения в БО деят-ти пр-ия.
Аудитор - это квалифицированный специалист,
аттестованный на право ауд. дея-ти в порядке, установленном законод-вом.
Гл. цель аудита - опр-ие достоверности и правдивости
БО, а также контроль за соблюдением компанией законов и норм хоз. права. В ходе
ауд. проверки БО устанавливается точность отражения в них фин. положения и
результатов деят-ти пр-ия, соотв-ие ведения БУ установленным требованиям,
соблюдение законод-тва. Важно, что проверку осуществляет независимый аудитор.
Аудитор сам может выбирать клиента, а пр-ие само выбирать аудитора. Аудитор
может оказать клиенту в выдаче заключения до устранения недостатков,
невозможность ауд. проверки при родственных отношениях.
Под эконом. субъектами понимаются
независимо от орг.-правовых форм и видов собственности пр-ия, их объединения
(союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и др.
объединения), орг-ции и учр-ия, банки и кред. учр-ия. А также их союзы и
ассоциации, страховые орг-ции, товарные и фондовые биржи, инвестиционные,
пенсионные, общественные и др. фонды, а также граждане, осуществляющие
самостоятельную предприним. деят-ть. К эконом. субъектам относятся ауд. фирмы и
аудиторы, работающие самостоятельно.
Основные показатели (содержание,
объем, и формы) принятой в РФ БО эконом. субъектов определяются соотв-щим
законом РФ, а до его принятия - нормативными актами СовМина – Правительства РФ
и в части БО банков и кред. учр-ий – нормативными актами ЦБ РФ.
10.
Цели и задачи аудита.
Осн. цель ауд. деят-ти – установление достоверности БО
эконом. субъектов и соответствия совершенных ими фин. и хоз. операций
нормативным актам. => назначение аудита - проверка фин. отчетов с целью:
-
подтверждения
достоверности отчетов или констатации их недостоверности;
-
проверка полноты,
достоверности и точности отражения в учете и БО затрат, доходов и фин.
результатов деят-ти пр-ия за проверяемый период;
-
контроля за
соблюдением законод-ства и нормативных док-тов, регулирующих правила ведения
учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обяз-ств и СК;
-
выявления резервов
лучшего использования собственных ОС и обор. ср-в, фин. резервов и заемных
источников.
Осн. цель аудита фин. отчетов – объективная оценка полноты,
достоверности и точности отражения в отчетности активов, обяз-ств, собственных
ср-в и фин. рез-тов деят-ти пр-ия за опр. период, проверка соответствия
принятой на пр-ии УП действующему законод-тву и нормативным актам. Осн. цель
аудита может дополняться обусловленными договорами с клиентом задачами
выявления резервов лучшего использования фин. ресурсов, анализом правильности
исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению фин. положения пр-ия,
оптимизации затрат и результатов деят-ти, доходов и расходов.
Задачи аудитора. В ходе ауд. проверки устанавливается
правильность составления баланса, ф.№2, достоверность данных пояснительной
записки. При этом определяется:
- все ли активы и пассивы отражены в
отчете;
- все ли документы использованы в
отчете;
- насколько фактическая методика
оценки им-ва отклоняется от принятой при опр-ии УП пр-ия.
ф.№2 аудитор проверяет для
установления правильности расчета балансовой и н/о прибыли.
Для достижения осн. цели и
предоставления заключения, аудитор должен составить мнение по сл. вопросам:
- общая приемлемость БО (соответствует
ли БО в требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой
инф-ции);
- обоснованность (существуют ли
основания для включения в БО указанных там сумм);
- законченность (вкл. ли в БО все
надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат компании);
- оценка (все ли категории правильно
оценены и безошибочно подсчитаны);
- классификация (есть ли основания
относить эту сумму на тот счет, на к-рый она записана);
- разделение (отнесены ли операции,
проводимые незадолго, даты составления баланса или непосредственно после нее к
тому периоду, в к-ром были проведены);
- актуальность (соотв-ют ли суммы
отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналит. учета,
правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным,
приведенным в Главной книге);
- раскрытие (все ли категории занесены
в БФО и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним)
Аудиторы в процессе своей деят-ти
решают также ряд задач, связанных с оказанием ауд. услуг:
- проверка ведения БУ и составления
БО, законности хоз. операций;
- оказание помощи в орг-ции БУ;
- оказание помощи в восстановлении и
ведении учета, составлении БФО;
- оказание помощи в налоговом
планировании и расчете налогов;
- консультирование по отдельным
вопросам ведения учета и составления БО и др. услуги.
2.11.
Виды аудита
Внутренний и внешний аудит. Внутр. аудит явл. неотъемлемым и важным элементом
управленческого контроля. Потребность во внутр. аудите возникает на крупных
пр-ях в связи с тем, что верхнее звено рук-ва не занимается повседневным
контролем деят-ти орг-ции и низших управленческих структур. Внутр. аудит дает
инф-цию об этой деят-ти и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.
Внутр. аудит необходим - для предотвращения потери ресурсов и осуществления
необходимых изменений внутри пр-ия. Ф-ии внутренних аудиторов выполняют ревизорские
группы при бухгалтериях крупных пр-ий, подчиненные гл. бух. или фин.
директору, однако ф-ии внутренних аудиторов шире и вкл. в себя: контроль за
состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности инф-ции,
используемой рук-вом при принятии решений; подтверждение выполнения
внутрисистемных контрольных процедур; анализ эфф-ти функционирования системы
внутреннего контроля и обработки инф-ии и др. В рамках внутреннего аудита
осущ-ся не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за
политикой и качеством менеджмента.
Внутр. и внеш. аудит дополняют друг
друга. Ф-ии внутреннего аудита могут выполнять не только работники пр-ия, но и
приглашенные независимые аудиторы.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами,
явл. одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эфф-ти
использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Аудит хоз. деят-ти - систематический АХД орг-ции,
проводимый для опр-ых целей. При аудите хоз. деят-ти предполагаются
объективное обследование и всесторонний анализ опр. видов деят-ти. Цели: оценка
эфф-ти управления; выявление возможностей улучшения хоз. деят-ти; внесение
рекомендаций, касающихся улучшения деят-ти. Аудит хоз. деят-ти может быть
проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в
том числе и гос. органов.
Аудит на соответствие требованиям - анализ определенной фин. или хоз.
деят-ти субъекта для опр-ия ее соответствия предписанным условиям, правилам
или законам. Если такие условия, например внутренние правила контроля,
установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками
пр-ия, к-рые выполняют ф-ию внутр. аудиторов. Если же условия установлены
кредиторами, то т.к. выполнение этих условий часто находят отражение в фин.
отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом фин. отчетов.
Аудит на соответствие требованиям,
установленным гос. актами, проводится ревизорами, работающими в гос. органе,
осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами,
к-рым поручается такой контроль.
Аудит ФО и специальный аудит.
Аудит ФО представляет собой проверку
отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее,
установленным критериям и общепринятым правилам БУ. Этот аудит проводится
сторонними аудиторами, приглашёнными компанией, отчеты которой проверяются.
Результаты аудита ФО публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей. Специальный
аудит — это проверка конкретных вопросов в деят-ти пр-ия, соблюдения
определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность,
добросовестность и эфф-ть деят-ти управляющих, правильность составления
налоговой отчетности и др.
Обязательный
и инициативный аудит. Обязательный аудит
проводится в случаях, установленных непосредственно законод-ством или по
поручению гос. органов. V и порядок проведения обязательного аудита регламентируются
законод-ством.
Основные критерии отнесения деят-ти подлеж. обязат. аудиту:
по струк-ре капитала: если есть доля в УК ин. капитала.
по орг.-правовой форме: АООТ;
по видам деят-ти: банки, кред. орг-ции
,биржи, страх. орг-ии, внебюдж. фонды, инвест. инст-ты, благотвор. фонды.
по фин. пок-лям: V выр-ки от реал-ции > 500 тыс. МРОТ, ст-ть активов на конец
года > 200 тыс. МРОТ.
Инициативный (добровольный) аудит осущ-ся по решению
пр-ия, на основе договора с аудитором (ауд. фирмой). Хар-р и масштабы такой
проверки определяет клиент.
Первоначальный и согласованный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (ауд. фирмой)
впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость
аудита, так как аудиторы не располагают необходимой инф-цией об особенностях
деят-ти клиента, системе внутр. контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осущ-ся
аудитором (ауд. фирмой) повторно или регулярно. Практика работы ауд. фирм
свидетельствует о преимуществах согласованного аудита.
2.12. РЕГУЛИРОВАННИЕ АУД.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во всех странах с рын. эк-кой гос-во
активно осуществляет регулирование ауд. деят-ти. Оно опр-ет обязательность
аудита, выделяя значимые для гос-ва пр-ия, фин. затруднения к-рых могли бы
существенно повлиять на эк-ку. Гос-во же определяет требования и к аудитору
(образование, калификация, порядок сдачи экзаменов, ответственность …). Как
правило, регул. ауд. деят-ти в развитых странах гос-во осущ. посредством
законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита со
стороны общественных орг-ций аудиторов.
В России современный этап развития
аудита начавшийся в 1987 характерен появлением первых ауд. фирм и практически
полным отсутствием регул-ия аудита.
Развитие ауд. деят-ти потребовало
работы над законом об аудите, первым результатом к-рой был Указ Президента от
22.12.93 №2263 «Об ауд. деят-ти в РФ» и последовавшее за ним Постановление
Прав-ва от 6.05.94 №482 «Об утверждении нормативных док-тов по регул-ию ауд.
деят-ти в РФ». Оба эти док-та сыграли положительную роль в развитии и
становлении аудита в России.
Регул-ие ауд. деят-ти развивается по
3-м направлениям:
1) Гос. регул-ие; 2)
Гос.-общественное регул-ие; 3) Регул-ие на уровне ауд. фирм.
1-е направление вкл. в себя те
нормат. док-ты, через посредство к-рых гос-во влияет на формы и способы
развития аудита, его роль в эк-ке. К таким док-там относ.:
1.1. Временные правила ауд. деят-ти
1.2. Порядок проведения аттестации и
лицензирования на право осущ. ауд. деят-ти
1.3. Основные критерии деят-ти эконом.
субъектов, по к-рым их БО подлежит обязательной ежегодной ауд. проверке.
2-е направление состоит из регул-ия
ауд. деят-ти с помощью единых национальных правил (стандартов). В настоящее
время введены 11 стандартов ауд. деят-ти:
1. Планирование аудита. 2.
Документирование аудита. 3. Ауд. доказательства. 4. Изучение и оценка систем БУ
внутреннего контроля в ходе аудита. 5. Ауд. выборка. 6. Действия аудитора при
выявлении искажений БО. 7. Письменная инф-ия аудитора руководству эконом.
субъекта по результатам проведения аудита. 8. Письмо-обяз-ство ауд. орг-ции о
согласии на проведение аудита. 9. Использование работы эксперта. 10. Дата
подписания ауд. заключения и отражение в нем событий, происшедших после даты
составления БО. 11. Порядок составленияауд. заключения о БО.
3-е направление – непосредственное
внутрифирменное регул-ие с помощью правил и методик, создаваемых на основе нац.
стандартов. Сюда относится и договорная работа.
2.13.
Проверка правильности учета ДС
При проверке прав учета ДС необх
проверить операции по кассе, р/сч, в/сч, спец. счетах в банках, ден док-там,
переводам в пути и КФВ. Осн источниками проверки кассовых операций явл. ПКО,
РКО, кас. книга, книга аналит. учета, хранящаяся в кассе, акты инвент-ий
кассовой наличности, лимит хранения наличных денег в кассе, согласованный с
учреждением банка, учетные регистры, ж-о №1, обор. ведомость и Гл. книга.
Проверяя кассовые операции необходимо установить как соблюдается положение с
ведением касс. операций, как соблюдается законность совершенных операций с нал.
ДС. Одной из задач проверки явл. установление правильности оформления док-тов,
по к-рым произв-ся операции, связанных с получением и выдачей нал. ДС:
1. РКО и ПКО д.б. заполнены без
помарок и четко.
2. на РКО и ПКО должен стоять штамп
«оплачено», «получено».
3. ведомости на выдачу ЗП д.б. росписи
лиц, получивших деньги или отметка «депонировано».
4. внимательно проверить подписи
док-тов.
5. ПКО и РКО имеют раздельную порядковую нумерацию, пропуски
номеров могут натолкнуть на злоупотребление. Также необх проверить не совмещают
ли выполнение обяз-тей кассира и бухгалтера пользующиеся правом подписи в
кассовых док-тах. При проверке следует проверить исп-ие полученных из банка
нал. денег по целевому назначению, своевременность и полноту возврата в банк
неисп-х ДС, соблюдение установленных правил расчетов нал. ДС, не превышались ли
остатки нал. ДС лимита, злоупотребления по кассе (вкл. в платежные док-ты
вымышленных лиц, не приходование ДС, списание суммы в больших размерах, чем
следует по док-там, проводят повторное списание ДС по одним и тем же
оправдательным док-там). При проверке сч. 51 аудитор устанавл сколько на пр-ии
имеется р/сч и при наличии таких сч. необх проверить как ведется аналит. и
синт. учет по каждому из них. Осн. инф-ия по р/сч содежится-ся в банковских
выписках и приложенных к ним первичных док-тах: аудитор проверяет подтверждение
каждой операции отраженной в выписке, соответствующими первичными док-тами. При
этом аудитор должен выявить:
1. неправильное перичисление авансов.
2. перечисл денег в кач-ве предоплаты
по бестоварным счетам.
3. расчеты с прочими деб. и кред.
4. отсутствие в первичн док-те штампа
банка.
5. неправильное отражение в учете
операций связанных с покупкой или продажей валюты. На 1-е число каждого
квартала остатки по р/сч должны соотв-ть сумме, показателя стр. 262 баланса.
Ж-о 2 и ведомость по Д50 д.б. сверены с выписками банка, первичными док-ми и
Гл. книгой. При аудите операций по сч. 52 – установить законность
открытия счетов, соотв-ие сумм по выпискам суммам отраженным в первичных
док-тах, правильность перевода в рубли и отражения операций по продаже и
покупке валюты, правильность перечисления авансов за импортную ТП. На 1-е число
каждого квартала остатки по в/сч д.б. равны стр. 263 баланса. При аудите
ден. док-тов проверить правильность прав учета таких док-тов. Ведения
аналит. учета. Аудитор проверяет правильность составления бух. проводок, а так
же соотв-ие движения ср-в по ден. док-там и ж-о №3 и Гл книге. При аудите
учета ср-в пути аудитор проверяет правильность ведения учета, наличие
первичных док-тов и сверяет эти данные с ж-о №3 и Гл. книгой. При проверке фин.
вложений необходимо проверить ведется ли аналит. учет по сч. 58, далее -
правильность составления бух. проводок, отнесения разниц между ценой
приобретения и номинальной ст-тью бумаг, отражение в учете выкупа и продажи
ц/б, записи первичных док-тов по сч. 58 сверяют с ж-о №8 и Гл. книгой. При
проверке операций по прочим сч. в банках (55) аудитор проверяет полноту и прав
док-го оформления операций по целевому финанс-ию. Соотв-ие записей в выписках
банка по операц сч. 55 сверяется с Гл. книгой и ж-о №3.
2.14.
Проверка правильности учета МПЗ.
ПЗ учитываются на сч. 2-го раздела ПС,
основной сч. 10 (с субсчетами). Общие данные по ПЗ – 2-й раздел баланса, гл.
книга, ж-о 6,10,10/1. При проверке орг-ии учета движения ТМЦ на складах
необходимо: проконтролировать орг-цию складского хоз-ва и конрпропускной
системы, орг-ция складского учета, как ведется контроль со стороны бухг-ии. Сущ
3 варианта учета движения ТМЦ:
1.
оперативно-бухгалтерский(сальдовый).
2. карточно-документационный. 3.
бескарточный.
При использовнии сальдового метода,
аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу ТМЦ, сверяет итоговые данные
этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предполагает составление
в бух-рии количественно-суммовых ведомостей. При проверке аудитор выборочно
сверяет эти остатки по этим ведомостям с карточками складского учета. При
третьем методе вместо карточек исп-ся ПЭВМ, и за опр. периоды составляются
оборотные ведомости. Аудитор проверяет как сверяются данные складского учета с
бух данными. Так же проверяется соблюдение требований по проведению
инвентаризации ТМЦ. Выясняется причина инвент-ии, как оформлены ее рез-ты,
какие приняты меры по устранению недостатков в орг-ции учета материалов. Рез-ты
инвент-ии д.б. отраж в отчетности того периода в к-ром была закончена
инвент-ция. Списание НДС произв-ся в соотв-ии с составленной инструкцией.
Аудитор проверяет как образовано сальдо по сч.19 и как его отнесли на сч. 68.
Особое внимание в проверке расчетов по списанию ТМЦ на затраты пр-ва. Исходя из
выбранного метода (ФИФО, ЛИФО, по ср. себ-ти). Проверяется правильность спис МЦ
в рез-те недостач и хищений. Оно должно отраж по К84(94) Д73,80(99).
Заключительный этап – контроль ведения сводного учета ТМЦ. Проверка идет по ж-о
10, накопительным ведомостям, Гл. книге.
2.15 Аттестация аудиторов
Аттестация ауд. деят-ти регулир.
«Порядком аттестации ауд. деят-ти» (Постановление Прав-ва РФ №482, 94г.).
Аттеста-ю проходят все физ. лица сам-но или в составе ауд. фирмы. Орг-ция
проведения аттестациии возлагается на Минфин РФ (по аудиту предп-й, товар. и
фонд. бирж, внебюджет. и благотвор. фондов), на ЦБ РФ - по аудиту банков и
кредит. орг-ций. Для этого Минфин и ЦБ создают ЦАЛАК.
К аттестации допускаются лица имеющие
эконом. или юр. образование (высшее или средн.-спец.), а также имеющие стаж
работы не менее 3 лет из последних 5 в кач-ве аудитора, бух-ра, экон-та,
ревизора, руков-ля предр-я, науч. раб-ка или препод-ля по эконом. профилю.
К аттестац-и не допускаются лица
осужденные приговором суда, лишеннные права занимать опред. должности или
заниматься оред. деят-тю в сфере фин.-хоз. операцй, в период отбывания ими
наказания и в до снятия суд-ти в законод. порядке.
Аттестация проводится на базе
учебно-методических центров по обучению и переподготовке. Претенденты на
аттестацию в коммисию подают сл. док-ты:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|