Реферат: Аудит расчетов с работниками по заработной плате
Реферат: Аудит расчетов с работниками по заработной плате
МОСКОВСКИЙ
ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
КУРС:
АУДИТ
ТЕМА: АУДИТ
РАСЧЕТОВ С РАБОТНИКАМИ
ПО
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
КРУЖКОВСКАЯ Л. Г.
ВЫПОЛНИЛА:
МОИСЕЕВА Т. А.
ГР.
УБ-99
г. Электросталь
План
1. Цели и
задачи аудита. Аудит расчетов с работниками по заработной плате.
2. Цели
проверки и источники информации.
3. Основные
комплексы задач и вопросы для составления программы проверки.
4. Методика
проверки основных комплексов работ.
5. Типичные
ошибки.
Заключение.
Литература.
Цели и задачи аудита.
Аудит расчетов с работниками по заработной плате.
В условиях рынка
предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в
договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению
коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна
подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать
финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым
аудитором.
Собственники, и прежде всего
коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены
возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции
предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности,
так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и
поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение
информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими
законодательства необходимо государству для принятия решений в области
экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки
необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для
подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугах
аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной
информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и
пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий
принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных
знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у
пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Все эти предпосылки привели
к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов,
имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право
оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников,
устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить
эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и
прогнозировать последствия различных экономических решений.
Аудиторская деятельность
(аудит) - это
предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению
независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных
аудиторских услуг:
-постановка, восстановление
и ведение бухгалтерского учета;
-составление деклараций о
доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-анализ
финансово-хозяйственной деятельности;
-оценка активов и пассивов
экономического субъекта;
-консультирование в вопросах
финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;
-обучение;
-и др.
Аудит - независимая
экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения
порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых
операций законодательству Украины, полноты и точности отражения в финансовой
отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением
аудиторского заключения.
Цель аудита - решение
конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой
нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам
аудитора и клиента.
Основной целью аудитора при
проверке расчетов с работниками по заработной плате является определение
сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Основная задача аудита расчетов с работниками по заработной плате - проверка
соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из
нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
Цели проверки и источники информации.
Проверка носит комплексный характер и
включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового
законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний,
правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так
и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты
труда (ФОТ) и выплат социального характера.
Источниками информации
являются документы по зачислению. Увольнению и переводу работников предприятия,
первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве
первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной
документации, разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России. Ведение
первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц
всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного
хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы: приказ
(распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1), личная
карточка (ф. № Т-2), учетная карточка научного работника (ф. № Т-4), приказ
(распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5), приказ (распоряжение) о
предоставлении отпуска (ф. № Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении
трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).
По учету использования
рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель
учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12),
расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-53),
лицевой счет (ф. № Т-54).
Кроме того, применяются
первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды,
рапорты, маршрутные листы и другие документы.
К регистрам, которые
подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы
(по видам, шифрам затрат и др.), регистры по сч. 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и
депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при
журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1).
Основные комплексы задач
и вопросы для составления программы
проверки.
К числу основных
комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся следующие:
1.
Соблюдение
положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым
отношениям:
-
применяются ли
типовые формы документов по учету личного состава;
-
личные карточки
на работающих (ф. № Т-2);
-
приказ
(распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6);
-
приказ о переводе
на другую работу (ф. № Т-5);
-
приказ
(распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8);
-
ведутся ли на
работающих трудовые книжки;
-
проверяется ли
отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих,
установленных в штатном расписании;
-
ведутся ли в
цехах (отделах) табели рабочего времени.
2.
Учет и контроль
выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам:
-
применяются ли на
предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ;
-
используются ли
типовые формы первичных документов;
-
организовано ли
гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов;
-
применяются ли ПК
для выполнения расчетов по сдельной оплате труда;
-
применяются ли
наряды на бригаду.
3.
Учет и начисление
повременных и прочих видов оплат:
-
ведутся ли
расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени;
-
проверяет ли
отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям
различных видов оплат;
-
применяется ли ПК
для выполнения расчетов по начислению заработной платы.
4.
Расчеты удержаний
из заработной платы физических лиц:
-
проставлены ли в
расчетных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного исчисления
удержаний;
-
налог на доходы с
физических лиц;
-
удержаний по
исполнительным листам;
-
прочих удержаний;
-
применяются ли ПК
для прочих удержаний;
-
проверяли ли
органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по налогу на доходы
с физических лиц.
5.
Аналитический
учет по работающим (по видам начислений и удержаний):
-
какие ведутся
документы по аналитическому учету;
-
расчетно-платежные
ведомости;
-
расчетно-платежные
ведомости и лицевые счета на работающих;
-
применяются ли ПК
для ведения аналитического учета;
-
организовано ли
архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими.
6,7. Сводные расчеты по заработной плате, расчет
налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ:
-
имеют ли сквозную
нумерацию расчетно-платежные ведомости;
-
сопоставляются ли
начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию,
медицинскому страхованию, пенсионному фонду, фонду занятости;
-
проверяет ли
ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях
сумм начислений по оплате труда;
-
применяются ли ПК
для сводных расчетов по оплате труда;
-
имеются ли на
предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда.
8. Расчеты по депонированной
заработной плате:
-
ведутся ли на
предприятии карточки по депонированной заработной плате;
-
производится
ли отнесение депонированных сумм на счета «Прибыли и убытки» по истечении срока
исковой давности;
-
применяются ли
ПК для расчетов по депонированной заработной плате.
Прежде всего целесообразно
проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового
законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление
сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников,
построение системы оплаты труда и др.
Правильность оформления
работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам,
трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном
используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в
соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда
необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий
контракта, а при сдельной – правильность применения норм и расценок.
Учет рабочего времени,
соблюдение установленного режима работы и начисления заработной платы
работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета
использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому
документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни
отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).
Для проверки применяется
метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих
документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и
распоряжениями.
Аудитор проверяет, как
оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность
применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение
соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое
внимание уделяется расчетам сдельного заработка, расчетам за дни пребывания в
отпуске, расчетам премий и других видов оплат, правильности переноса итоговых
сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет
ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам,
разовым документам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы
выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов,
нормативно-справочные данные.
При проверке применяются
такие методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов,
подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов (определение
сумм сдельной заработной платы).
При несовпадении
полученных аудитором данных с бухгалтерскими записями необходимо установить
причину расхождения, и, если выясниться, что бухгалтер-расчетчик неправильно
произвел расчеты, то делаются соответствующие замечания в отчете аудитора.
Бухгалтер-расчетчик должен произвести исправления и отразить их в
соответствующих документах.
При расчете начислений,
которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего
необходимо установить, правильно ли определен средний заработок, а затем
проверить правильность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.
Аудитор также проверяет
правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы
в праздничные дни, доплата за работу в ночное время и др. Методика проверки
сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным
ошибкам бухгалтер-расчетчик вносит необходимые исправления, пересчитывает
начисления и удержания по работающим.
К основным видам
удержаний относятся: налог на доходы с физических лиц, удержания по
исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в
кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по
налогу на доходы с физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и
др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и,
наконец, проверить сами выполненные расчеты.
При проверке
правильности исчисления налога на доходы с физических лиц аудитор
руководствуется НК РФ гл. ___. Необходимо уточнить величину льгот, статус
работника (штатный или совместитель), величину налогооблагаемой базы, проверить
правильность расчета налога на доходы с физических лиц.
Проверка других видов
удержаний не представляет сложности. Так, при проверке удержаний за товары,
приобретенные в кредит, устанавливают период рассрочки, суммы удержаний и сроки
платежей. При проверке погашения ссуд, выданных работникам, устанавливают сроки
и нвнесенные суммы, сумму удержанного налога на доходы с физических лиц за
пользование ссудой.
Аналитический учет
расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам, как
состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по всем видам
заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам,
платежам и др.).
Для этой цели
необходимые данные накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах),
расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут храниться в виде
отдельных файлов.
Аудитор должен
проверить, ведется ли такой учет, и обратить внимание на сохранность этой
информации и формирование на каждого работающего совокупного годового дохода.
Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость
натуральной оплаты работником, вознаграждения по результатам работы за год,
стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в
районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах
Дальнего Востока, стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов,
единовременные вознаграждения за выслугу лет и др.
Сводные расчеты по
заработной плате выполняют проверку данных по сч. 70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов. При журнально-ордерной форме
учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журнала-ордера № 10, а
дебетовые данные по сч. 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по
данным журналов-ордеров № 1 «Касса», № 2 «Расчетный счет», № 8 – по счетам
учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.
При автоматизированной
форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых
оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (сч. 70 и 69).
Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по
ст. «Расчеты с кредиторами по оплате труда» и «Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению» раздела VI пассива и по ст.
«Расчеты с прочими дебиторами» раздела II актива (в
части долгов за работающими и органами страхования).
Для контроля расчетов по
оплате труда используются следующие документы: первичные документы по учету
выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные)ведомости, лицевые
счета работающих, платежные ведомости и др.
Прежде всего необходимо
проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими
итогами по предприятию. Далее проверяется правильность производимых операций по
отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.
Так, выплаты из фонда
оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся на дебет сч. 20,
23, 25, 26 (производственные затраты).
Помимо контроля расчетов
по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению Е.С.Н.
и платежей в бюджет. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения
Е.С.Н. и платежей, перечисляемых в бюджет.
Аудитор проверяет, как
организован аналитический учет по сч. 76, субсчет «Депонированная заработная
плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и
депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной
платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока
исковой давности (трех лет) и т.п.
Типичные ошибки.
Для аудитора очень
важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при
аудите расчетов по оплате труда. Наиболее характерные ошибки:
-
не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда;
-
не ведутся табели учета рабочего времени (Т-2);
-
включение в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей
налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ;
-
не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных
подарков;
-
неверно производилось начисление налога на доходы с физических лиц;
-
неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат.
Наряду с проверкой
аналитических и синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает
работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская
фирма может порекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда,
использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения
расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета
по работающим и др.
После проведения всех
необходимых процедур проверки аудитор оценивает полноту и качество выполнения
всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончании аудиторской проверки
можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и
программой аудита, выполнены в полном объеме. Проверка проводилась сплошным
методом с использованием следующих документов: Главная книга, расчетные
ведомости по начислению заработной платы, своды по заработной плате, договора
на оказанные услуги, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по
счетам 50, 51, 69, 70, 71, 76 и т.д.), «Баланс» (ф. № 1) и др.
Необходимо описать
результаты проверки, выявить все возможные недостатки и нарушения по расчетам с
работниками по заработной плате. После проверки организации, составление
аудиторского отчета по объекту проверки, отчета аудитора генеральному директору
предприятия, аудитор обязан написать аудиторское заключение, где показывает,
что проверка проходила в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и
отчетности в РФ. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить
достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части оплаты
труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на
выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в
бухгалтерской отчетности по оплате труда. Мы полагаем, что проведенный аудит
дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности
бухгалтерской отчетности в части оплаты труда.
Литература
1. «Бухгалтерский
учет и аудит» Ж; 2000г.
2. Налоговый
кодекс РФ (часть первая, часть вторая).
3. План
счетов бухгалтерского учета и инструкция его применения.
4. «Аудит».
Под редакцией доктора экономических наук, профессора В. И. Подольского; - Юнити
Москва 2002г.
|