Курсовая работа: Учетная политика и управленческий учет ОАО ОЗМК
Фонд накопления снизился
в 2007 г. на 3%, хотя в 2006 г. было увеличение на 25%. Та же картина
наблюдается по фонду потребления. Фонд потребления является источником средств
хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по
социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению
коллектива. Это обусловлено соответствующим снижением прибыли в ОАО «ОЗМК» в
2007 г.
2.2
Учетная политика и управленческий учет на предприятии
ОАО «ОЗМК» организует и ведет бухгалтерский учет, составляет бухгалтерскую
отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете» и иными нормативными документами в области бухгалтерского
учета.
Бухгалтерский и налоговый
учет ведется структурным подразделением Общества - Департаментом бухгалтерского
и налогового учета и отчетности, возглавляемым Главным бухгалтером.
Департамент
бухгалтерского и налогового учета Общества осуществляет методологическое
руководство бухгалтерскими службами филиалов, представительств и обособленных
подразделений.
Филиалы,
представительства и обособленные подразделения Общества имеют собственные
бухгалтерские службы, составляют отдельные бухгалтерские балансы и другую
отчетность.
Документами учетной
политики Общества являются настоящее положение, рабочий план счетов
бухгалтерского учета и график (правила) документооборота, утверждаемые
соответствующими распорядительными документами Общества.
Для ведения
бухгалтерского учета используется рабочий план счетов, который утверждается
руководителем Общества. Рабочий план счетов бухгалтерского учета Общества
применяется в процессе ведения бухгалтерского учета в Исполнительном аппарате,
в филиалах Общества. Рабочий план счетов Общества составлен в соответствии с
Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министерства Финансов
РФ от Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 07.05.2003) и с учетом
функциональности программного обеспечения, используемого для ведения
бухгалтерского учета в Обществе.
Для оформления фактов
хозяйственной деятельности ОАО «ОЗМК» применяет типовые формы первичных учетных
документов, установленные Государственным комитетом РФ по статистике, Минфином
РФ и другими уполномоченными органами исполнительной власти, а также фирменные
формы первичных учетных и иных документов, утверждаемые соответствующими
распорядительными документами Общества.
Основные правила ведения
бухгалтерского учета и документирования хозяйственных операций соответствуют
Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации с учетом отдельных отраслевых особенностей, принятых и отраженных в
настоящем документе и иных распорядительных документах Общества.
Годовая бухгалтерская
отчетность Общества рассматривается и утверждается общим собранием акционеров и
представляется в сроки и адреса, установленные статьей 15 Федерального закона
от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Финансовая отчетность
Общества по МСФО формируется на основании консолидационных таблиц –
расшифровок, разрабатываемых для каждого отчетного периода и заполняемых
Исполнительным аппаратом, филиалами Общества.
Годовая бухгалтерская
отчетность Общества публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Содержание регистров
бухгалтерского и налогового учета, форм внутренней бухгалтерской отчетности
является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации,
содержащейся в этих документах, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее
разглашение они несут ответственность, установленную внутренними приказами
общества и законодательством Российской Федерации.
Право подписи первичных
учетных документов имеют руководители Общества в соответствие с
распорядительными документами Общества. Руководители филиалов и отделений имеют
право подписи первичных учетных документов на основании доверенностей, выданных
ОАО «ОЗМК», а также имеют право подписи иной внутренней документации Общества,
если это следует из исполнения ими должностных обязанностей.
Инвентаризация имущества
и обязательств проводится в соответствии со статьей 12 Федерального закона от
21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом
Министерства финансов РФ от 13.06.1995г. № 49.
Инвентаризация имущества,
в том числе переданного по договорам аренды, проводится на месте филиалами,
дочерним ОАО «ОЗМК», осуществляющими эксплуатацию соответствующих объектов.
Проведение инвентаризации
обязательно в случаях, предусмотренных законодательством.
Учет основных средств в
Обществе ведется в соответствии с ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от
30.03.01. № 26н.
Объекты основных средств
стоимостью не более 10 000 рублей за единицу (а также приобретенные книги,
брошюры и т.п. издания, не входящие в библиотечный фонд) списываются на расходы
по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения
сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации
организуется контроль за их движением.
Расходы от списания
основных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
относятся в состав чрезвычайных расходов.
На основании Приказа
Руководителя ОАО «ОЗМК» может один раз в год переоценивать группы однородных
объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем прямого
пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Учет финансовых вложений осуществляется в соответствии с ПБУ 19/02,
утвержденным Приказом Минфина РФ от 10.12.02 г. № 126Н.
Аналитический учет по счету учета финансовых вложений ведется
по видам финансовых вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения
(организациям-продавцам ценных бумаг; другим организациям, участником которых
является организация; организациям-заемщикам и т.п.). Построение аналитического
учета должно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных и
долгосрочных активах. При этом учет финансовых вложений в рамках группы
взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная
бухгалтерская отчетность, ведется на счете 58 «Финансовые вложения»
обособленно.
Бухгалтерский учет
материальных запасов осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 утвержденным
приказом Минфина РФ от 09.06.01г. № 44н.
При отпуске материально -
производственных запасов в производство, их использовании для ремонтно-восстановительных
работ, капитального строительства, и ином выбытии их оценка производится по
средней себестоимости.
Аналитический учет
материалов ведется оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом.
Формирование фактической
себестоимости материалов и оборудования к установке осуществляется с
применением счетов № 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и
№ 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
На счете № 10 «Материалы»
и счете № 07 «Оборудование к установке» учет ведется по учетным ценам. За
учетную цену принимается цена поставки, в соответствии с заключенными
договорами с поставщиками.
Отклонения фактических
расходов на приобретение материально-производственных запасов от их учетной
цены списываются пропорционально стоимости списанных в производство (проданных)
материальных ценностей.
К расходам, произведенным в данном отчетном периоде, но потребляемым ОАО
«ОЗМК» в своей деятельности в течение определенного периода, относятся
следующие расходы:
- платежи по
добровольному и обязательному страхованию имущества и работников;
- затраты по приобретению
копий программных продуктов для ЭВМ;
- расходы по приобретению
лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;
- расходы по оплате отпусков,
относящиеся к будущим отчетным периодам;
- иные расходы, которые
отвечают критериям расходов будущих периодов.
Расходы будущих периодов
списываются равномерно в течение периода, к которому они относятся.
Продолжительность такого периода определяется в момент принятия расходов
будущих периодов к бухгалтерскому учету.
Дебиторская задолженность
покупателей учитывается по сумме счетов- фактур, предъявленных к оплате, по
обоснованным ценам и тарифам. Расчеты с прочими дебиторами и по претензиям
отражаются в учете и отчетности исходя из цен, предусмотренных договорами.
Резерв сомнительных
долгов создается один раз в год после проведения ежегодной инвентаризации перед
составлением годовой отчетности организации. Размер резерва определяется исходы
из каждого конкретного случая на основании объективной информации о
платежеспособности дебитора.
Прочие активы Общества,
его филиалов и отделений оцениваются по фактическим затратам на момент их
принятия к учету.
Кредиторская
задолженность по полученным кредитам и займам учитывается и отражается в
отчетности с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов,
кредиторская задолженность поставщикам и другим кредиторам - по сумме принятых
к оплате счетов и величине начисленных обязательств.
Задолженность организации
перед заимодавцами, обеспеченная выданными собственными векселями, учитывается
на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»- краткосрочная, на
счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»- долгосрочная.
Перевод долгосрочной
задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную не производится,
даже если по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы
долга остается 365 дней.
ОАО «ОЗМК» исчисляет и уплачивает налоги сборы в соответствии
с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством
субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Формирование налогооблагаемой базы, ведение регистров
налогового учета, составление налоговой отчетности по налогам и сборам в
отношении налогов и сборов, уплачиваемых централизованно Исполнительным
аппаратом ОАО «ОЗМК», осуществляет отдел налогового учета и планирования ОАО
«ОЗМК» на основании данных, предоставляемых Управлением бухгалтерского учета и
другими обособленными подразделениями (филиалами, представительствами,
структурными подразделениями) ОАО «ОЗМК».
Исчисление и составление отчетности по налогу на доходы
физических лиц, единому социальному налогу, взносу на обязательное страхование
от несчастных случаев в части, уплачиваемой Исполнительным аппаратом,
осуществляет Управление бухгалтерского учета ОАО «ОЗМК».
В отношении налогов и сборов субъектов Российской Федерации и
местных налогов и сборов, исчисляемых и уплачиваемых обособленными
подразделениями ОАО «ОЗМК» по месту их нахождения, формирование налоговой базы
и составление налоговой отчетности производится непосредственно
соответствующими обособленными подразделениями.
Порядок составления налоговой отчетности, формы регистров
налогового учета и порядок их ведения, порядок формирования налоговой базы,
расчет и уплата налогов и сборов регулируется настоящим Положением об учетной
политике, а также внутренними документами ОАО «ОЗМК» о порядке исчисления и
уплаты отдельных налогов и сборов. Регистры налогового учета могут вестись в
виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых
машинных носителях.
Изменения в налоговую часть учетной политики ОАО «ОЗМК»
вносятся при изменении порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или)
объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства или
применяемых методов учета, а также, если ОАО «ОЗМК» начало осуществлять новые
виды деятельности.
Инвентаризация обязательств, связанных с расчетами по налогам
и сборам, и сверка задолженности с налоговыми органами производится
Исполнительным аппаратом ОАО «ОЗМК» и обособленными подразделениями в части
платежей по месту исполнения обязанностей налогоплательщика.
Филиалы и отделения Общества производят начисление, уплату и
составление отчетности по следующим налогам и сборам:
-
налог на доходы
физических лиц;
-
единый социальный
налог;
-
взнос на
обязательное страхование от несчастных случаев;
-
единый налог на
вмененный доход;
-
налог с продаж;
-
налог на землю;
-
налог на
имущество;
-
транспортный
налог;
-
плата за
пользование водными объектами.
Исполнительный аппарат Общества исчисляет и уплачивает:
¾
централизованно –
налог на прибыль и налог на добавленную стоимость;
¾
по отделениям,
расположенным в г. Орске – налог на имущество, налог на землю.
Ответственность за ведение налогового учета и составление
налоговой отчетности:
Ответственность за правильность исчисления налогов и сборов в
части, исчисляемой Исполнительным аппаратом ОАО «ОЗМК» несет главный бухгалтер
Общества.
Ответственность за уплату вышеуказанных налогов несет
начальник Казначейства ОАО «ОЗМК». Ответственность за правильность исчисления
налогов и сборов, исчисляемых и уплачиваемых обособленными подразделениями ОАО
«ОЗМК», несут руководители соответствующих обособленных подразделений.
Ответственность за правильность исчисления подоходного
налога, единого социального налога, взноса на обязательное страхование от
несчастных случаев в части, исчисляемой и уплачиваемой Исполнительным аппаратом
ОАО «ОЗМК», несет Главный бухгалтер ОАО «ОЗМК».
Для обеспечения правильного и полного формирования
налогооблагаемых баз по всем налогам и сборам подразделения Исполнительного
аппарата ОАО «ОЗМК», филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения представляют необходимую информацию в сроки, установленные
графиком документооборота, в формах и объемах, утвержденных отдельными
внутренними распорядительными документами.
Глава 3 Пути
совершенствования учетной политики и управленческого учета ОАО «ОЗМК»
Эффективная работа современного предприятия ОАО
«ОЗМК» невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и
отчетности на всех уровнях управления.
Основным критерием действенности системы управления
является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов.
Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяя
комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета
отдельных видов деятельности.
Для эффективного решения задач управленческого учета
важное значение имеет регламентация правил формирования нормативно-справочной
информации. Ее основу составляют данные государственных стандартов на
материально-технические ресурсы, готовую продукцию, выполненные работы, а также
данные справочников норм, расценок и нормообразующие элементы - нормы и
нормативы производственных запасов и их потребления на нужды производства.
Нормы и нормативы потребления материалов и их
разнообразных запасов направлены на то, чтобы за определенный период времени
сократить удельное потребление природных, сырьевых и материальных ресурсов в
натуральном, стоимостном и количественно-стоимостном выражении, уменьшить
запасы до оптимального уровня при обеспечении непрерывности хода производства.
Нормой затрат (потребления) материалов являются планируемые показатели
деятельности предприятий, включая расход на их упаковку, подготовку
производства и т.п. Они разрабатываются самими предприятиями с учетом специфики
их технико-экономических условий, а работа с нормами и нормативами является
частью управленческой деятельности по уменьшению расхода этих фондов.
Формирование норм и нормативных запасов должно
гарантировать более высокую оборачиваемость оборотных средств, оптимизацию
цикла поставки, транспортного и складского оборотов на основе рациональных
(оптимальных) связей между поставщиками и потребителями, а также обеспечивать
надежную базу долгосрочных прогнозов технического развития предприятия.
Исходя из практики внедрения управленческого учета,
можно сказать, что основная проблема заключается в отсутствии четких
стратегических целей. Если цели не определены, это приводит к неверному
определению решаемых задач. Часто встречаются случаи не только отсутствия
единой нормативной базы в компании, но даже единой терминологии. Необходим правильный
выбор менеджера проекта. Большой проблемой является неправильное распределение
ролей. Очень важна грамотная работа с персоналом, так как внедрение
управленческого учета приводит к появлению дополнительных функций и должностных
обязанностей, что вызывает недовольство персонала.
Разработка рекомендаций по оптимизации учетной
политики с точки зрения:
- соблюдения действующих нормативных документов по
бухгалтерскому учету и налогообложению;
- повышения надежности внутреннего контроля;
- эффективности информационного обеспечения аппарата
управления;
- соответствия проводимой финансовой и налоговой
политике;
- снижения трудоемкости учета;
- обеспечения достоверности финансовой информации,
предоставляемой заинтересованным пользователям.
Внедрение измененной учетной политики в практику
бухгалтерского учета:
- согласование изменений в учетной политике с
руководством организации;
- подготовка всей внутренней нормативной
документации по учетной политике;
- проведение обучения сотрудников по новым способам
учета;
- разработка мероприятий по автоматизации учетного
процесса;
- контроль эффективности измененной учетной
политики.
Заключение
Итак, в данной курсовой
работе была раскрыта такая сложная и многогранная, на мой взгляд, тема: учетная
политика и управленческий учет.
Одна из основных причин
такого положения в отсутствии на многих российских предприятиях нового,
соответствующего современным требованиям подхода к организации учета. Судя по
зарубежному опыту в первую очередь речь должна идти о создании и
функционировании системы управленческого учета.
Предприятие фактически
бессильно перед неопределенностью внешней среды. Все, что оно может сделать, —
это попытаться предвидеть будущее, создав надежную систему мониторинга —
слежения за ключевыми факторами, к которым первичный спрос особенно
чувствителен. Нестабильность на рынке систематически заставляет предприятия
разрабатывать альтернативные сценарии своих действий и не ограничиваться лишь
наиболее вероятным вариантом. Эти сценарии тем точнее соответствуют рыночной
ситуации, чем достовернее положенная в их основу информация. Многие предприятия
уже на своем опыте осознали справедливость известной фразы: «Кто владеет
информацией — владеет миром».
Основным критерием действенности системы управления
является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов.
Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяя
комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета
отдельных видов деятельности.
Под системой управленческого учета на предприятии,
на наш взгляд, нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение,
обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и
результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета,
нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формирования достаточной
информационной базы внутренним пользователям с целью принятия оперативных
(тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.
Список литературы
1. Б.А. Керимов. Управленческий учет:
Учебник. – М.: Маркетинг,2005.
2. С.А. Николаева. Управленческий учет:
Учебное пособие. – М.: ИПБ России ИПБ-БИНФА, 2004.
3. Управленческий учет: Учебное
пособие/Под ред. А.Д.Шеремета. – 2-е издание, исправленное. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,
2005.
4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский
управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И пер. – М.: ИКФ
Омега-Л; Высш.шк., 2006. – 528 с.
5. Карпова Т.П. Управленческий учет:
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 350 с.
6. Кондраков Н.П., Иванова М.А.
Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368
с. – (Высшее образование).
7. Палий В.Ф., доктор экономических
наук. Управленческий учет – система внутренней информации.// «Бухгалтерский
учет». – 2006г. - № 2 – с.57-59.
8. Парасоцкая Н.Н., Петров Д.С.,
Финансовая академия при Правительстве РФ. Как составить бюджет.//
«Бухгалтерский учет». – 2007г. - № 17 – с.47-49.
9. Раметов А.Х., МГУ им. М.В.
Ломоносова. Управленческий учет по сегментам деятельности предприятия.//
«Бухгалтерский учет». – 2006г. - № 15 – с.58-59.
10.
Шарков Г.М.,
преподаватель-консультант ММФБШ, Шилкин С.А., эксперт журнала «Главбух». Как
управленческий учет меняет работу бухгалтерии.// «Главбух». – 2007г. – июнь - №
12. – с.69-74.
11.
Шигаев А.И.,
ассистент кафедры управленческого учета КГФЭИ. Распределение затрат по видам
внутрихозяйственной деятельности.// «Бухгалтерский учет». – 2007г. - № 8 –
с.50-52.
12.
Шилкин С.А.,
эксперт журнала «Главбух». Что скажут банку цифры вашего баланса.// «Главбух».
– 2007г. – апрель – №8 – с.72-77.
13.
Абрамова И.
Правильное решение как строить систему управленческого учета//Бухгалтер и
компьютер-2006.-N10.-с.14-20.
14.
Бурцев В.
Управленческий учет//Аудит и налогообложение-2006.-N1.-с.31-34.
15.
Бухгалтерский
учет: Учебник. / А.Д. Ларионова–М.: Проспект,2005.-392с.
16.
Вахрушина М.А.
«Бухгалтерский управленческий учет» М.:ЗАО Финстатинформ.-2006.-365с.
17.
Вещунова Н.Л,
Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет, М.-2000.-387с.
18.
Каверина О.Д.
Управленческий учет: система, методы, процедуры-М.:Финансы и
статистика.-2007.-350с.
19.
Керимов В.Э. Управленческий
учет.-М.-2006.- 413с.
20.
Козлова Е.П.,
Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях-М.:Финансы и статистика.-2003.-
751с.
21.
Медведко К.А.
Система управленческого учета и анализа: западная и российская практика,
перспективы трансформации зарубежного опыта//Менеджмент в России и за
рубежом.-2006.-N6.-с.106-112 .
22.
Рахметов А.Х.
Управленческий учет по центрам ответственности//Экономика перерабатывающих предприятий.-2006.-N1.-с.23
|