Курсовая работа: Учетная политика предприятия
По
истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных
материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета
затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (счета 20, 23, 25,
26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены,
то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой,
обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной
цены плановой себестоимости материалов) - способом "красное сторно",
т.е. отрицательными числами.
Отклонения
фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам
распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами
пропорционально стоимости материалов по учетным ценам.
При
синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам дополнительно
используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных
ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".
Счет
15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" предназначен
для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к
средствам в обороте (материалы, товары).
В
дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных ценностей, по которым в
организацию поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по
приобретению материалов с кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками", 23 "Вспомогательные производства", 71
"Расчеты с подотчетными лицами" и др. в зависимости от того, откуда
поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке
материальных ценностей в организацию.
МПЗ,
фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам, отражается
проводкой Д-т 10 К-т 15.
Сумму
разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости
приобретения и учетных ценах, отражают проводкой Д-т 16 К-т 15. Остаток на
счете 15 на конец месяца показывает наличие материально-производственных
запасов в пути.
Израсходованные
или проданные МПЗ списывают на счета издержек производства (обращения) и
продажи с кредита материальных счетов по учетным ценам.
Счет
16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" предназначен для
учета разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов,
исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет
используют только в том случае, если на счетах 10, 41 синтетический учет ведут
по учетным ценам.
Накопленные
на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных
материально-производственных запасов и стоимостью их по учетным ценам списывают
с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или
других счетов, как правило, пропорционально стоимости израсходованных
материально-производственных запасов по учетным ценам. Допускается списание
отклонений на затраты производства или на расходы на передачу в месяце их
выявления.
В
бухгалтерском балансе сальдо по счету 16 включается в стоимость
материально-производственных запасов без отражения этой операции на счетах
бухгалтерского учета.
Аналитический
учет по счету 16 ведут по группам МПЗ с приблизительно одинаковым уровнем этих
отклонений.
Кредиты
и займы играют важную роль в жизни коммерческих организаций. Не стоит думать,
что наличие кредиторской задолженности организации - это, безусловно, плохо.
Дело в том, что кредиты обычно вполне органично вписываются в хозяйственную
жизнь организаций. Конечно, если организации достаточно собственных средств для
тех или иных операций, она вполне может обойтись без кредита. Ведь кредит - это
еще и проценты по нему. Но в некоторых случаях, например - при нехватке денег
на текущие операции, при крупных обновлениях основных средств, при сезонном
характере работы, когда средства прошлого года подходят к концу, а следующие
поступления денег ожидаются не скоро, кредиты способны серьёзно помочь
организации. Фактически, "здоровый", с точки зрения финансового
анализа, баланс, обычно содержит некоторую долю кредиторской задолженности.
Кредиты
и займы - это разные понятия. Кредитам и займам посвящена гл. 42 ГК РФ
"Заем и кредит". Главная разница между займом и кредитом заключается
в том, что денежные средства в кредит могут давать лишь специальные кредитные
организации - обычно это банки. А заём может быть выдан любой организацией.
Еще
одно важное различие заключается в том, что кредит предусматривает выплату
процентов за пользование им, а заём, в его исходном определении рассматривается
в беспроцентном виде.
Так
же кредит обычно подразумевает выдачу денежных средств, а заём вполне может
быть сделан как в вещественном, так и в денежном виде.
Так,
в ст. 819 ГК РФ сказано, что по кредитному договору банк или иная кредитная
организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит)
заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик
обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В
то же время, в ст. 807 ГК РФ дается такое определение займа: по договору займа
одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику)
деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется
возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество
других полученных им вещей того же рода и качества.
На
практике для того, чтобы быть уверенными в том, что заём, который получила ваша
организация, беспроцентный, в договоре по данному займу должно быть прямо
указано на то, что он беспроцентный.
Выдача
кредита или займа обязательно оформляется в виде договора.
Рассмотрим
особенности отражения кредитов и займов на счетах бухгалтерского учета.
С
точки зрения бухгалтерского учета, кредиты и займы бывают краткосрочными (до 12
месяцев) и долгосрочными (свыше 12 месяцев).
Бухгалтерский
учет краткосрочных кредитов и займов ведется на счете 66 "Расчеты по
краткосрочным кредитам и займам", учет долгосрочных ведется на счете 67
"Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Это счета, которые
обычно используются как пассивные. Кредитовый остаток по такому счету означает
наличие непогашенных кредитов.
Особенности
учета расходов по займам и кредитам регулирует Положение по бухгалтерскому
учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008). В
частности, ПБУ 15/2008 применимо для учета и отражения в отчетности информации
по любым кредитам и займам для всех юридических лиц кроме кредитных организаций
и бюджетных учреждений.
Основная
сумма кредита или займа отражается в бухгалтерском учете как кредиторская
задолженность. Помимо кредиторской задолженности на сумму кредита или займа, у
организации появляются расходы, связанные с выполнением обязательств. Так, это
- проценты, причитающиеся оплате заимодавцу (кредитору). В качестве
дополнительных расходов здесь могут появляться суммы, уплачиваемые за
информационные и консультационные услуги, суммы, уплачиваемые за экспертизу
договора займа (кредитного договора) и другие. Расходы по займам и кредитам
учитываются обособленно от основных сумм займов и кредитов. Это обычно делается
на различных субсчетах счетов 66 и 67.
Расходы
по займам признаются прочими расходами, исключая ту их часть, которая подлежит
включению в стоимость инвестиционного актива. Инвестиционный актив - это
имущественный объект, подготовка которого к использованию требует длительного
времени. Например, строящийся объект (промышленное сооружение), который после
окончания строительства будет принят к учету. Инвестиционным активам посвящена
немалая часть ПБУ 15/2008.
В
соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению, по кредиту счетов
66 и 67 учитываются полученные кредиты. Обычно при получении кредитов делается
запись по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 66 или 67.
В
общем случае, проценты, причитающиеся к уплате по полученным кредитам и займам
отражаются так же по кредиту счетов 66 и 67 в корреспонденции с дебетом счета
91 "Прочие доходы и расходы".
При
поступлении материалов делается такая запись:
Д-т
10 К-т 66 - поступили материалы по договору товарного кредита.
Д-т
19 К-т 66 - отражен НДС по поступившим материалам. Данный НДС может быть принят
к вычету с соблюдением обычных условий приема НДС к вычету и только после
возврата данного товарного кредита организацией.
Срок
товарного кредита прошел, организации пришло время возвращать его. Это
оформляется следующими записями:
Д-т
66 К-т 91- отражена в составе прочих доходов организации сумма займа, указанная
в договоре.
Д-т
91-2 К-т 10 - списана стоимость материалов, подлежащих передаче
организации-заимодавцу.
Д-т
91-2 К-т 68 - отражен НДС по передаваемым ценностями.
Д-т
68 К-т 19 - принят к зачету входящий НДС по принятым ранее по договору
товарного кредита ценностям.
Теперь
рассмотрим учет тех же товаров у организации-заимодавца.
При
выдаче займа делаются такие записи:
Д-т
58 К-т 91 - отражена стоимость имущества, указанная в договоре займа, на счете
58 "Финансовые вложения".
Д-т
91 К-т 68 - НДС по операции, подлежащий уплате (моментом реализации признается
отгрузка ценностей).
Д-т
91 К-т 10 - учетная стоимость материалов, передаваемых по договору займа..
Теперь
заимодавцу возвращают материалы:
Д-т
10 К-т 91 - возвращены материалы.
Д-т
19 К-т 91 - возвращен НДС, который можно будет принять к зачету.
Д-т
91 К-т 58 - списана стоимость финансовых вложений (займа) на расходы
организации.
Д-т
68 К-т 19 - принят к зачету НДС, относящийся к возвращенным материалам.
Здесь
надо отметить счет 58 "Финансовые вложения" - помимо, собственно,
финансовых вложений, он используется для учета займов, которые дает
организация.
Если
договор предусматривает уплату процентов, например, в денежной форме, то у
заемщика мы делаем такие записи:
Д-т
91 К-т 66 - на сумму процентов, начисленных к уплате.
Д-т
66 К-т 51 - уплачены проценты за пользование товарным кредитом.
У
получателя денежных средств (у заимодавца) мы делаем такую запись:
Д-т
51 К-т 76 - на сумму полученных процентов.
В
соответствии с подпунктом 15 п. 3. ст. 149 НК РФ, НДС не облагаются операции по
предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по
предоставлению займов в денежной форме.
Если
бы проценты были возвращены в виде материалов, операции по их получению
подлежали бы обложению НДС.
Как
видно, здесь можно наблюдать интересный процесс: по результатам операций ни
заёмщик, ни заимодавец, фактически, не платят НДС, однако он участвует в каждой
из операций, причем, возможна ситуация, когда заимодавец уплатит авансовый
платеж по НДС, включив в него НДС по переданным ценностям, но, при возврате ему
аналогичных ценностей сможет предъявить такую же сумму НДС к зачету.
Аналогичная ситуация складывается у получателя товарного кредита - сначала она
учитывает входящий НДС на 19 счете и не может принять его к зачету до тех пор,
пока не вернет товарный кредит. При возвращении товарного кредита начисляется
НДС, подлежащий уплате в бюджет (в нашем случае суммы входящего и исходящего
НДС равны, в реальности при проведении подобной операции все может выглядеть
далеко не так гладко), после чего организация может принять к зачету входящий
НДС и в итоге суммы входящего НДС и НДС, подлежащего уплате в бюджет так же
взаимно уничтожаются.
Кредиты
можно подразделить на нецелевые - то есть такие, средства которых
организация-заемщик может потратить на любые цели, и целевые - такие, которые
берутся для определенной цели. Если заемщик использовал полученный кредит на
цели отличные от тех, которые указаны в договоре, его ждут неприятности.
Обратите
внимание на то, что поступление кредитных средств не является доходом
организации, а их выбытие - не является расходом. В то же время, проценты за
пользование кредитом - это расходы.
учетный политика материальный производственный
В
соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета организация
может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями
и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов
на финансовые результаты организации.
Сомнительным
долгом при этом признается дебиторская задолженность организации, которая не
погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими
гарантиями.
Резерв
сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации
дебиторской задолженности организации.
Величина
резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от
финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности
погашения долга полностью или частично.
Если
до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных
долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то
неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса
на конец отчетного года к финансовым результатам.
Организация
при утверждении учетной политики должна указать:
-
факт
создания или отказ от создания резерва сомнительных долгов;
-
периодичность
формирования резерва сомнительных долгов (ежемесячно, ежеквартально, по итогам
отчетного года);
-
порядок
формирования величины резерва по каждому сомнительному долгу (в размере
задолженности, в доле задолженности, определяемой в зависимости от вероятности
погашения долга и т. п.);
-
порядок
оценки вероятности погашения долга полностью или частично, документ, которым
оформляется указанная оценка, а также лицо (служба), ответственное за
представление данного документа в бухгалтерию.
Помимо
создания резервов сомнительных долгов в соответствии с пунктом 72 Положения по
ведению бухгалтерского учета организация вправе создавать резервы предстоящих
расходов.
Данные
резервы создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в
издержки производства или обращения отчетного периода.
Указанной
нормой предусмотрено, что организация может создавать следующие виды резервов:
1)
на
предстоящую оплату отпусков работникам;
2)
выплату
ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
3)
выплату
вознаграждений по итогам работы за год;
4)
ремонт
основных средств;
5)
производственные
затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
6)
предстоящие
затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных
мероприятий;
7)
предстоящие
затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору
проката;
8)
покрытие
иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ,
нормативными правовыми актами Минфина России.
Поэтому
организация при утверждении учетной политики должна указать:
-
перечень
создаваемых резервов предстоящих расходов (или отказ от создания каких-либо
резервов);
-
порядок
формирования величины каждого резерва (исходя из смет, на основании суммы
расходов, понесенных в прошлых периодах и т. п.);
-
лицо
(службу организации), ответственное за представление расчета величины каждого
резерва в бухгалтерию.
В
пункте 18 ПБУ 10/99 сказано, что расходы в бухгалтерском учете признаются в том
отчетном периоде, в котором они были произведены. В некоторых случаях они
осуществляются в текущем периоде, но имеют отношение к будущим периодам. Такие
затраты называются расходами будущих периодов.
К
ним относятся расходы, связанные: с горно-подготовительными работами;
подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и
осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в
течение года ремонтом основных средств (когда организация не создает
соответствующий резерв или фонд) и др.
Не
всегда момент признания расходов будущих периодов можно установить на основании
первичных документов. В таких случаях порядок их списания организация
определяет самостоятельно. Наиболее распространенными вариантами являются:
-
равномерное
списание расходов в течение периода, к которому они относятся;
-
списание
расходов пропорционально объему произведенной продукции.
Однако
организация вправе разработать свой экономически обоснованный алгоритм списания
расходов будущих периодов, который закрепляется в учетной политике.
ГЛАВА
3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В
настоящее время организации должны оформлять как минимум два вида внутренних
нормативных документов: учетную политику для целей бухгалтерского учета и
учетную политику для целей налогообложения. Все аспекты учетной политики
организации для целей бухгалтерского учета регламентируются Положением по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утв.
Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Впервые понятие "учетная политика для целей налогообложения" получило нормативное закрепление
со вступлением в силу главы 21 НК РФ "Налог на добавленную
стоимость". Так, согласно п.1 ст. 167 НК РФ в учетной политике для целей
налогообложения определяется дата возникновения обязанности по уплате НДС (дата
реализации): по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов
или по мере поступления денежных средств. В том случае, если организация не
указала в учетной политике для целей налогообложения, какой способ определения
даты реализации товаров (работ, услуг) она будет использовать для целей
исчисления и уплаты НДС, то применяется способ определения даты реализации по
мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
Глава
25 НК РФ "Налог на прибыль", которая вступает в действие с 1 января
2002 года, в ряде статей также закрепляет необходимость формирования учетной
политики для целей налогообложения (ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.).
Рассмотрим вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политики для
целей налогообложения.
-
В
учетной политике необходимо указать – какой метод оценки сырья и материалов,
используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ,
оказании услуг) будет применяться при их списании в производство, а также какой
метод списания себестоимости покупных товаров и ценных бумаг следует применять
при их реализации и ином выбытии. В п. 6. ст. 254 предусмотрены следующие
методы оценки сырья и материалов: по себестоимости единицы запасов; по средней
себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по
себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Согласно
пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик
вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров,
определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров: по
себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних
по времени приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости (в случаях, когда с
учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|