Курсовая работа: Прямые и косвенные налоги, применяемые в налогообложении
Курсовая работа: Прямые и косвенные налоги, применяемые в налогообложении
Аксенова Ж.С.
Апрель 2005г.
Введение. «Налоги и налоговая система».
Под налогом понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговая система — это взаимосвязанная совокупность
действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий
налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) к существенным
условиям налогообложения в РФ, в частности, относятся:
- виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и
порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения
действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и
сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов
и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) и их должностных лиц.
Структура системы налогов и сборов повторяет структуру
бюджетной системы РФ и имеет три уровня:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
Действующая в настоящее время в РФ система налоговых
отношений базируется на следующих принципах (законодательных началах): - признание
всеобщности и равенства налогообложения;
- при установлении налогов учитывается фактическая
способность налогоплательщика к уплате налога;
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер
и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных
и иных подобных критериев;
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки
налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или места происхождения капитала (однако допускается
установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных
таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения то-вара в соответствии
с НК РФ и таможенным законодательством РФ);
- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не
могут быть произвольными;
- недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации
гражданами своих конституционных прав;
- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ,
услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать
препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и
организаций;
- федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются
или отменяются НК РФ; налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы
устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ
о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов
местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ;
- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать
налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ
признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином
порядке, чем это определено НК РФ;
- при установлении налогов должны быть определены все
элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть
сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке ад должен платить;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов).
2. Налоги на прибыль.
2.1 Налогоплательщики.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций
признаются:
- российские организации;
- иностранные организации:
осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные
представительства;
получающие доходы от источников в РФ.
2.2 Объект налогообложения.
Объектом налогообложения является прибыль, полученная
налогоплательщиком. Прибылью признается:
- для российских организаций — полученные доходы,
уменьшенные на величину произведенных расходов, учитываемых в целях
налогообложения; <* для иностранных организаций, осуществляющих деятельность
в РФ через постоянные представительства, — доходы, полученные через эти
постоянные представительства, уменьшенные на величину учитываемых в целях
налогообложения расходов, произведенных этими постоянными представительствами;
- для иных иностранных организаций — доходы, полученные от
источников в РФ (определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ). Налоговое
законодательство определяет Следующие условия, которым
должны удовлетворять расходы, учитываемые в целях
налогообложения:
- расходы должны быть обоснованными (под обоснованными
расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена
в денежной форме);
- затраты должны быть подтверждены документами,
оформленными в соответствии с законодательством РФ;
- расходы должны быть произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
2.3 Налоговая база.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли,
подлежащей налогообложению, поэтому доходы и расходы налогоплательщика должны
учитываться в денежной форме. Налоговая база определяется нарастающим итогом с
начала года.
Доходы, полученные в натуральной форме в результате
реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (включая товарообменные
операции), учитываются исходя из цены сделки ,без включения в нее НДС и акциза.
В аналогичном порядке учитываются внереализационные доходы, полученные в
натуральной форме.
Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной
от 24%, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик должен вести
раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым предусмотрен
отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком
получен убыток (отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми
в целях налогообложения), налоговая база такого периода признается равной нулю,
а полученные убытки принимаются в целях налогообложения в установленном
порядке.
При исчислении налоговой базы в составе доходов и расходов
не учитываются:
- доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу; - доходы
и расходы, связанные с деятельностью, подпадающей под обложение единым налогом
на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности; - доходы
и расходы, относящиеся к специальным налоговым режимам, — для
налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Особый порядок определения налоговой базы установлен:
- для банков;
- для страховщиков;
- для негосударственных пенсионных фондов;
- для профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- по операциям с ценными бумагами;
- по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
2.4 Налоговый период.
Налоговый период по налогу на прибыль организаций
установлен как календарный год. Налоговым законодательством также установлены
отчетные периоды по налогу, определяемые в зависимости от выбранного способа
уплаты авансовых платежей следующим образом:
- для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые
платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетные периоды установлены
как месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года;
- для всех остальных налогоплательщиков отчетные периоды
установлены как первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
2.5 Налоговые ставки.
1. Налоговая ставка установлена как 0 %:
- по процентам по отдельным видам государственных и ценных
муниципальных бумаг;
- по прибыли, полученной ЦБ РФ от осуществления
деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным
законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» (действующая редакция от 23.12.2003).
2. Налоговая ставка установлена как 6%:
- по дивидендам, полученным от российских организаций
российскими организациями.
3. Налоговая ставка установлена как 15%:
- по дивидендам, полученным от российских организаций
иностранными организациями или российскими организациями от иностранных
организаций;
- по процентам по государственным и муниципальным ЦБ,
условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде
процентов (кроме ценных бумаг, доходы по которым облагаются по ставке 0%).
4. Налоговая ставка установлена как 24 %:
- по обычным доходам.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не
связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство:
- 10% — от использования, содержания или сдачи в аренду
подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением
международных перевозок;
- 20% — с любых других доходов (за исключением дивидендов).
2.6 Налоговые льготы.
Глава 25 НК РФ не предусматривает льгот по налогу на
прибыль организаций. Однако после 1 января 2002 г. продолжают действие льготы,
ранее установленные в Законе РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль
предприятий и организаций» и предоставляемые на срок — льготный порядок
налогообложения прибыли вновь созданных малых предприятий, занимающихся
определенными видами деятельности (производство продовольственных товаров,
товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и
др.). В первые два года такие предприятия освобождались от уплаты налога на
прибыль, в третий год работы уплачивали налог в размере 25% и в четвертый — 50%
от установленной ставки налога на прибыль.
На 1 января 2004 г. продолжили действие льготы, полученные
в 2001 г., а полностью их действие прекратится в 2005 г.
2.7 Порядок и сроки уплаты налога.
- некоммерческих организаций, не имеющих дохода от
реализации товаров (работ, услуг); - участников простых товариществ в отношении
доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах;
- инвесторов соглашений о разделе продукции в части
доходов, полученных от реализации указанных соглашений;
- выгодоприобретателей по договорам доверительного
управления.
Организации, созданные после 1 января 2002 г., начинают
уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты
их государственной регистрации.
Сроки уплаты авансовых платежей, а также налогового платежа
по истечении налогового периода установлены следующим образом:
Вид
платежа |
Установленный
срок уплаты |
Ежемесячные
авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода
(определяемые поданным предыдущего квартала) |
Не
позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода |
Ежемесячные
авансовые платежи по фактически полученной прибыли |
Не
позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого
производится исчисление налога. |
Авансовые
платежи по итогам отчетного периода (квартала) |
Не
позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за
соответствующий отчетный период (не позднее 28 дней после окончания отчетного
периода) |
Налоговый
платеж по истечении налогового периода |
Не
позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за
соответствующий налоговый период (не позднее 28 марта следующего года) |
Суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение
отчетного периода (квартала), засчитываются при уплате авансовых платежей по
итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода
засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Аналогичный
порядок действует в случае исчисления авансовых платежей по фактически
полученной прибыли.
2.8 Классификация доходов и расходов организации для
целей налогообложения прибыли.
К доходам относятся:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и
имущественных прав — доходы от реализации;
- внереализационные доходы.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий
осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на: -
расходы, связанные с производством и реализацией:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы;
- внереализационные расходы.
В системе налогового учета, формирующего необходимую
информационную базу для исчисления налоговой базы и определения суммы налога,
подлежащего уплате, используется развернутая классификация доходов и расходов:
А. Доходы:
1) доходы от реализации;
2) внереализационные доходы;
3) доходы, не учитываемые в целях налогообложения. Б.
Расходы:
1) расхода, связанные с производством и реализацией: - прямые
расходы:
> материальные затраты
> прямые расходы на оплату труда
> амортизация основных производственных фондов ^ прочие
прямые расходы (к которым относится, например, единый социальный налог,
начисляемый на прямые расходы на оплату труда) - косвенные расходы:
> капитализируемые расходы ^ резервы
> нормируемые расходы ^ прочие косвенные расходы
2) внереализационные расходы
3) расходы, не учитываемые в целях налогообложения.
3. Единый социальный налог.
3.1. Налогоплательщики.
Статья 235. Налоговый кодекс Российской Федерации.
1. Налогоплательщиками налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными
предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
2. Если налогоплательщик одновременно относится к
нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта
1, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
3.2. Объект налогообложения.
Статья 236. Налоговый кодекс Российской Федерации.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков, признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты,
производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является
переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные
права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества
(имущественных прав).
Доходы от предпринимательской либо иной профессиональной
деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
3.3. Налоговая база.
Налоговая база работодателей (организаций и индивидуальных
предпринимателей) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений,
начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за
исключением особо оговоренных сумм) вне зависимости от формы, в которой
осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров
(работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического
лица-работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания,
отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам
добровольного страхования (за исключением отдельных случаев).
Налоговая база физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и
вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц. Налогоплательщики,
выплачивающие доход в пользу третьих физических лиц, определяют налоговую базу
отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении
каждого месяца нарастающим итогом.
Налоговая база самих индивидуальных предпринимателей и
адвокатов определяется как сумма доходов от предпринимательской либо иной
профессиональной деятельности, полученных ими за налоговый период как в
денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их
извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения,
определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат,
установленных для налогоплательщиков налога на прибыль При расчете налоговой
базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров, работ,
услуг учитываются как их стоимость на день выплаты, исчисленная исходя из
рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на
эти товары, работы, услуги — исчисленная исходя из государственных регулируемых
розничных цен. При этом в стоимость товаров, работ, услуг включается
соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма
акцизов.
Сумма вознаграждений по авторским договорам, учитываемая
при определении налоговой базы, определяется в порядке, установленном для
исчисления соответствующей налоговой базы по НДФЛ (т.е. с применением
профессиональных налоговых вычетов).
3.4. Суммы не подлежащие налогообложению.
Не подлежат обложению ЕСН: - государственные пособия;
- все виды компенсационных выплат (в пределах норм,
установленных в соответствии с законодательством РФ) — в установленных случаях;
- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой
налогоплательщиком физическим лицам, — в установленных случаях; - отдельные
суммы, выплачиваемые работникам, а также военнослужащим, направленным на работу
(службу) за границу, — в установленных случаях и в пределах установленных
размеров;
- доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства,
получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной
продукции и продуктов ее переработки, — в течение пяти лет начиная с года
регистрации хозяйства ;
- доходы (за исключением оплаты труда наемных работников),
получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных
общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в
результате ведения ими традиционных видов промысла; - суммы страховых платежей
(взносов) налогоплательщика:
Страницы: 1, 2, 3
|