Курсовая работа: Оборотные активы и оборотный капитал торговой организации
На эффективность
использования оборотных средств торговой организации действуют множество
факторов, нередко в противоположных направлениях. По широте влияния и
степени управляемости факторы условно можно объединить в три группы:
общеэкономические, организационные и связанные с техническим прогрессом.
К общеэкономическим
факторам относятся: изменение величины товарооборота и его структуры;
размещение производительных сил; динамика производительности общественного
труда, занятого в сфере товарного обращения и в отраслях, ее обслуживающих;
развитие хозяйственного расчета.
На эффективность
использования оборотных средств и ускорение их оборачиваемости влияют факторы,
как повышающие их величину, так и снижающие.
К факторам, повышающим
величину оборотных средств, относятся: повышение качества торгового
обслуживания, расширение сети магазинов в районах новостроек, изменение
структуры товарооборота в сторону увеличения удельного веса товаров, имеющих
замедленную оборачиваемость, и др. Снижению оборотных средств способствуют:
экономия материальных и финансовых ресурсов; широкое внедрение принципов
хозяйственного расчета в деятельность торговых организаций.
Факторы, определяющие
величину оборотных средств, могут быть объективными, т.е. не зависящими от
деятельности данного предприятия, и субъективными. К числу субъективных можно
отнести, например, рациональность использования оборотных средств, выполнение
плана товарооборота, применяемые формы обслуживания, соблюдение кредитной и
финансовой дисциплины.
Оборачиваемость оборотных
средств - это их движение в процессе воспроизводства, последовательный их
переход из одной формы в другую. Характеризуется временем, в течение которого
средства, авансированные в оборотные фонды, и средства обращения совершают
полный оборот, или скоростью, которая выражается числом полных оборотов за
установленное время (год, квартал, месяц).
Под оборачиваемостью
оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с
момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные
запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации. Кругооборот средств
завершается зачислением выручки на счет предприятия.
Система обобщающих и
частных показателей оборачиваемости оборотных средств основывается на двух
взаимосвязанных финансовых коэффициентах: коэффициенте оборачиваемости и
длительности одного оборота, характеризующих эффективность использования
оборотного капитала, а в частности оборачиваемость и длительность оборота
материально-производственных запасов, оборачиваемость и срок погашения
дебиторской задолженности и т.д.
По своему содержанию
показатели оборачиваемости являются прямыми показателями эффективности
ресурсного типа, т.е. характеризующими отношение эффекта к затратам. В качестве
эффекта применяется исходный финансовый показатель - выручка от продаж.
Количественно затраты выражаются через показатели авансированных ресурсов, что
дает основание относить показатели оборачиваемости к ресурсному типу. [45, C.
98]
На длительность
нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера.
К внешним факторам
относятся: сфера деятельности организации; отраслевая принадлежность; масштабы
организации; экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия
хозяйствования.
Внутренние факторы -
ценовая политика организации, структура активов, методика оценки запасов. [39,
C. 242]
Резервы и пути ускорения
оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов:
объема производства, сбыта и размера оборотных средств. Чтобы ускорить оборачиваемость,
необходимо:
· совершенствовать
производство и сбыт, нормализовать размещение оборотных средств;
· полностью и ритмично
выполнять планы хозяйственной деятельности;
· совершенствовать
организацию производства и сбыта, внедрять прогрессивные формы и методы;
· совершенствовать
расчеты с поставщиками и покупателями;
· улучшать претензионную
работу;
· ускорять оборот
денежных средств за счет улучшения инкассации выручки, строгого лимитирования
остатков денежных средств в кассах предприятия, в пути, на расчетном счете в
банке;
· свести к минимуму
запасы хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
инвентаря, спецодежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих
периодов;
· не допускать роста
дебиторской задолженности.
Эффективность
использования оборотных средств предприятий, следовательно, зависит прежде
всего от умения управлять ими, улучшать организацию производства и сбыта,
повышать уровень коммерческой и финансовой работы.
Особое внимание уделяется
изучению причин выявленных отклонений по отдельным видам оборотных активов и
разработке мер по их оптимизации. Рост товарных запасов может быть результатом
недостатков в организации торговли, рекламе, изучении спроса покупателей,
другой маркетинговой деятельности, наличия невостребованных и неходовых
производств. Большие остатки денежных средств в кассе и в пути возникают в
связи с неритмичным развитием сбыта, несвоевременной сдачей выручки в банк,
неиспользуемых денежных средств и другими нарушениями кассовой дисциплины.
Снизить запасы товаров, материалов, сырья, топлива до оптимальных размеров
можно путем их оптовой реализации или бартерных сделок, равномерного и частого
завоза. Нормализации остатков товаров и денежных средств в кассе и в пути
способствует ритмичное развитие товарооборота.
На счетах в банке должны
храниться минимально необходимые суммы денежных средств, а все свободные их
остатки следует перечислять в досрочное погашение полученных кредитов,
вкладывать в ценные бумаги, предоставлять кредит юридическим и физическим
лицам. При перерасходе средств фондов специального назначения и резервов
основное внимание уделяется разработке мер по его погашению и предупреждению.
Глава 3. Анализ оборотных
активов ООО Торговый Дом «Омскопторг»
3.1 Краткая
характеристика хозяйственной деятельности ООО Торговый Дом «Омскопторг»
Общество с ограниченной
ответственностью Торговый Дом «Омскопторг», учреждено в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обществах с
ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.Общество является
юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и
действующего законодательства Российской Федерации.
Место нахождения
Общества: Россия, Омская область, Омск, Район/округ: ул.: ЛИНИЯ 5-Я, д.: 157,
Комната/офис: 309
Общество является
коммерческой организацией. Общество является юридическим лицом, имеет
обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в
учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки,
собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке знак (знак
обслуживания) и другие средства индивидуализации товарный.
Общество является
собственником принадлежащего ему на праве собственности имущества и денежных
средств. Общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся
в его хозяйственном ведении.
Целью деятельности ООО
Торговый Дом «Омскопторг» является привлечение прибыли.
Предметом деятельности
Общества являются:
o торгово-закупочная
деятельность, оптовая и розничная торговля;
o сдача и наем помещений
в аренду;
Хозяйственная
деятельность ООО Торговый Дом «Омскопторг»» заключается в покупке, а затем
перепродаже отделочных материалов. Товар хранится на складах на территории
оптовой базы. В основном данная организация занимается именно оптовой продажей.
Продажи товаров в розницу практически не происходит.
Вывод: в данном пункте
рассмотрена структура ООО Торговый Дом «Омскопторг»» описана хозяйственная
деятельность. Данные приведены на основании устава анализируемого предприятия.
Торговый Дом «Омскопторг»
– крупнейший дистрибьютор товаров народного потребления в Омском регионе.
Компания была основана в 1997 году. За 12 лет работы ТД «Омскопторг» стал
обладателем самого большого портфеля известнейших мировых и отечественных
брэндов (на начало 2009 г. – более 100 контрактов), что позволило обеспечить
максимальное покрытие омского розничного рынка и создать устойчивые партнерские
отношения с региональными клиентами.
Приоритетным направлением
деятельности фирмы является дальнейшее расширение ассортимента, более полное
развитие существующих товарных групп, а также развитие более тесных
взаимоотношений с поставщиками, заинтересованными в представлении своих товаров
в нашем регионе.
Для постоянных клиентов
Торгового дома "Омскопторг" существует ряд преимуществ:
Поступления новейших
коллекций популярных торговых марок, которые окажутся на Ваших прилавках
быстрее, чем у Ваших конкурентов
Постоянное наличие
широкого ассортимента позволит Вам оперативно реагировать на изменения
покупательского спроса
Продажа товара по ценам
производителя
Предоставление товарных
кредитов и отсрочки платежа
Гибкая система скидок
Бесплатная доставка
товаров по г.Омску
Резервирование заказов на
наших складах
Обеспечение наших
клиентов торговым оборудованием и рекламными материалами
Услуги профессиональных
торговых представителей
Консультации и помощь в
формировании заказов
Возможность участия в
промо-акциях
Бесплатная рекламная
продукция
Полный пакет документов
Предоставление торгового
оборудования
Регулярное проведение
рекламных акций с дополнительными скидками или бонусами.
3.2 Состав и структура
оборотных активов ООО Торгового Дома «Омскопторг»
В данном пункте
рассмотрим состав и структуру оборотных активов ООО Торгового Дома «Омскопторг»
Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих
оборотные средства. Соотношение между отдельными элементами оборотных средств,
выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.
Классификация оборотных
средств по степени их ликвидности и степени финансового риска характеризует
качество средств предприятия, находящихся в обороте. Задача такой классификации
- выявление тех текущих активов, возможность реализации которых представляется
маловероятной. Эффективное управление оборотным капиталом предприятия
предполагает как поиск и привлечение дополнительных источников финансирования,
так и рациональное размещение их в активах предприятия, особенно в текущих.
Таблица 2 Состав
оборотных средств по степени ликвидности
Группа
оборотных средств |
Остатки
на конец отчетного периода по статьям актива баланса |
1.
Абсолютно ликвидные активы |
1.1.
Денежные средства (17375 тыс. руб.) |
2.
Наиболее ликвидные активы |
2.1.
Краткосрочные финансовые вложения (3334 тыс. руб.) |
3.
Быстро ликвидные активы |
3.1.
Дебиторская задолженность (50190 тыс. руб.) |
4.
Медленно ликвидные активы |
4.1.
Запасы - строка 210 и 220 раздела II актива баланса за вычетом расходов
будущих периодов (53670 тыс. руб. + 789 тыс. руб. = 54459 тыс. руб.) |
Общая
сумма оборотных средств |
125358
тыс. руб. |
Анализ активов
организации по данным бухгалтерского баланса целесообразно проводить в
соответствии со структурой таблица 3, представляющей собой аналитический
баланс, который позволяет выявить главные тенденции в динамике и структуре ее
статей.
Таблица 3. Состав активов
ООО Торгового Дома «Омскопторг»
Показатель
(код строки баланса
Сумма,
тыс. руб.
Удельный
вес, %
|
На
начало года |
На
конец года |
На
начало года |
На
конец года |
1.Внеоборотные
активы (190) |
43203 |
44339 |
25,21 |
26,09 |
2.Оборотные
активы (290) |
128194 |
125606 |
74,79 |
73,91 |
Итого
активов (300) |
171397 |
169945 |
100 |
100 |
Удельный вес оборотных
активов в общем объеме активов составил на конец года 73,91%, что на 0,88%
ниже, чем на начало года. Из таблицы 3 видим, что наибольший удельный вес и
абсолютное значение в денежном выражении занимают запасы. Их величина на
отчетную дату составила 53670 тыс. руб., что на 3170 тыс. руб. больше, чем на
начало года (темп роста - 106,28%). Удельный вес запасов в общей величине
оборотных активов увеличился за отчетный год на 3,34% и составил 42,73%. Данные
о составе запасов показывают, что основную часть составляет готовая продукция и
товары, сумма которых на отчетную дату - 53530 тыс. руб., что на 3175 тыс. руб.
больше, чем на начало года. Наблюдается рост расходов будущих периодов на 3
тыс. руб. и уменьшение материалов на 5 тыс. руб.
Дебиторская задолженность
в целом возросла в связи с увеличением краткосрочной задолженности
соответственно на 598 тыс. руб., или на 1,21%. Наблюдается значительное
уменьшение на 6182 тыс. руб. краткосрочных финансовых вложений.
Сами денежные средства
возросли незначительно - на 10 тыс. руб. их остаток на конец года составил
17375 тыс. руб. Также увеличился удельный вес денежных средств в общей величине
оборотных активов на 0,29% и составил на конец года 13,83%.
3.3 Анализ и оценка
эффективности использования оборотных средств ООО Торгового Дома «Омскопторг»
При оценке экономической
эффективности показателей делаем ряд расчетов. Расчеты оформлены в таблице 3.
Таблица 3 Расчеты оценки
эффективности использования оборотных активов
№ п/п
Показатели
|
Условные обозначения |
Остаток на начало года |
Остаток на конец года |
Отклонение (+,-) |
Темп роста (%) |
Темп прироста (%) |
1
Выручка от реализации товаров,
тыс. руб.
|
N - стр.010 ф.2 |
99017 |
106969 |
7952 |
108,031 |
8,031 |
2
Средняя величина оборотных
средств, тыс. руб.
|
E = 0,5*стр.290 |
64097 |
62803 |
-1294 |
97,981 |
-2,019 |
3
Количество оборотов оборотных
средств
|
=N/E |
1,545 |
1,703 |
0,158 |
110,226 |
10,226 |
4. Коэффициент закрепления |
=E/N |
0,647 |
0,587 |
-0,06 |
90,726 |
-9,274 |
5 Оборачиваемость в днях |
LE=(E*T)/N |
233,039 |
211,361 |
-21,678 |
90,697 |
-9,303 |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|