МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Материальные носители фонодокументов

    Курсовая работа: Материальные носители фонодокументов

    Введение

    Актуальность: Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как фонодокументы выступают в качестве одной из основных форм распространения информации, форме соучастия общества в событиях современной мировой истории. Использование фонодокументов в сравнении с возможностями восприятия сознанием печатного текста значительно повышает перспективы управления общественными процессами. Именно поэтому нас интересуют фонодокументы, звуки, зафиксированные на любой системе звукозаписи.

    Целью нашей работы является рассмотрение фонодокументирования, его возникновение, развитие и области применения. Исходя из поставленной цели, нам нужно реализовать следующие задачи:

    ·  рассмотреть вопросы возникновения и развития фонодокументирования;

    ·  изучить фонодокументирование как один из способов документирования;

    ·  выявить материальные носители фонодокументирования

    Объект нашего исследования - документирование.

    Предмет исследования – фонодокументирование.

    Теоретической базой исследования послужили: ГОСТ Р 51141-98, ГОСТ 7. 69-95 СИБИД, статьи из журналов: "Вестник архивиста" и "Советские архивы", обзоры фондов Российского государственного архива фонодокументов. Значительный вклад в рассмотрение вопроса внесли: Фрадкин В.Н. и Магидов В.М., а так же: Барыкин К.А., Ларьков Н. С., Аполлонова Л.П. и Шумова Н.Д., Василевский Ю.А., Кушнаренко Н.Н., Левин В. И.

    фонодокумент звукозапись информация


    1. Возникновение и развитие фонодокументирования

    1.1 Зарождение фонодокументирования

    Одним из важнейших проявлений человеческого поведения является коммуникация - общение с другими людьми посредством определённых знаков или символов. Первоначально информацию об окружающем мире человек передавал с помощью жестов, мимики, крика, прикосновений, другими словами простейших средств зрительной, слуховой, осязательной коммуникации. Возникновение осмысленной речи и языка ознаменовало, по мнению ряда учёных, появление первой информационной технологии в истории человеческого общества. Между тем по мере развития человека возрастала потребность в передаче информации не только в пространстве, но также и во времени, в хранении информации. Однако простейшие средства коммуникации, передачи информации были несовершенны. Та же человеческая речь слышна лишь на небольшом расстоянии и только в момент её произнесения. Трудно было сохранять нужную информацию, поскольку знания на первых порах ещё не были отделены от субъекта, который обладал ими. Не случайно в тот период роль своеобразных банков знаний и каналов их передачи играли старики, самые опытные члены общества.

    Именно поэтому человек с давних пор пытался зафиксировать на материальном носителе свою речь, создавая приборы для записи и воспроизведения звуков. В наше время такие приборы выступают в качестве одной из основных форм распространения информации, форме соучастия общества в событиях современной мировой истории.

    Звукозапись позволяет во многом ускорить процесс документирования. Например, для записи одной страницы рукописным способом требуется не менее 9 минут, тогда как диктофон позволяет это сделать всего лишь за 3 минуты. Кроме того, даже самые лучшие стенограммы не в состоянии в точности передать сказанное в речи, выступлении и т. п., хотя бы потому, что значительная доля информации (по некоторым данным, до 40%) заключена в интонации говорящего.

    Звукозапись – процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения. Она происходит по схеме: микрофон – усилитель электрических колебаний - устройство, воздействующее на носитель записи. Иногда звукозаписью называют записанную звуковую информацию, т.е. фонодокумент.

    Фонодокумент (греч. phone – звук +документ) – музыкально- звучащий, аудиальный документ. Он содержит звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи, которая используется в том случае, когда получение информации возможно только с её помощью (запись голосов животных, птиц, людей, звучание музыкальных инструментов, аудиальная диагностика в медицине и др.)

    Попытки создания аппаратов, которые могли бы воспроизводить звуки, предпринимались еще в Древней Греции. В IV-II веках до н. э. там существовали театры самодвижущихся фигурок - андроидов. Движения некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками, складывающимися в мелодии.

    В эпоху Возрождения был создан целый ряд различных механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, ящиков, табакерок.

    В Средние века были созданы куранты - башенные или большие комнатные часы с музыкальным механизмом, издающие бой в определенной мелодической последовательности тонов или исполняющие небольшие музыкальные пьесы. Таковы Кремлевские куранты и Биг Бен в Лондоне.

    Музыкальные механические инструменты - это всего лишь автоматы, воспроизводящие искусственно созданные звуки. Задача же сохранения на длительное время звуков живой жизни была решена значительно позже.

    Лишь в 1807 г. физик Т. Юнг сумел впервые закрепить следы колебаний звука на закопченной бумаге.

    В 1857 г. Скотт создал фонаутограф – аппарат для записи звуковых колебаний, передаваемых через воздух. И только в 1877 г., т.е. спустя 70 лет, американскому изобретателю Т.А.Эдисону удалось создать аппарат, получивший название фонограф, с помощью которого производилась не только запись, но и воспроизведение звука, сначала на валике с оловянной фольгой, а затем на восковом валике. Параллельно в разных странах велись разработки других способов механической звукозаписи. В частности, француз Ш. Кро предложил идею, а немец Э. Берлинер осуществил на практике запись звука не на вращающийся цилиндрический валик, а на цинковый диск. Так в 1888 г. был изобретён граммофон. В отличие от восковых валиков, с диска оказалось гораздо удобнее делать копии, поэтому вполне закономерно фонограф постепенно был вытеснен граммофоном.

    Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи. Идею о возможности использования явления остаточной намагниченности для записи звука высказал ещё в 1870 г. Смит. Первый аппарат магнитной записи, названный телеграфоном, был запатентован в 1898 г. Его изобрёл и построил датский инженер В. Поульсен, использовавший для записи звука остаточное намагничивание стальной проволоки или ленты. Однако низкое качество звука не позволяло использовать это изобретение в практических целях на протяжении трёх десятков лет. Оно оказалось востребованным лишь в первой половине 1930-х годов, после того как были изобретены порошковая магнитная лента и электронные усилители записи и воспроизведения сигналов, обусловившие появление магнитофона. Электромагнитная запись звука дала возможность не только документировать человеческую речь, но и корректировать записи. В дальнейшем происходило непрерывное совершенствование магнитной записи, а также соответствующей аппаратуры и материальных носителей.

    Кроме механического и магнитного, был изобретён также фотографический способ записи звука, до 1950-х годов использовавшийся в кинематографе. Этот способ основан на изменении яркости или ширины светового луча, направленного на движущуюся киноплёнку, в зависимости от изменения звуковых колебаний. После соответствующей обработки на киноплёнке образуется звуковая дорожка (фотографическая фонограмма).

    В настоящее время фонодокументирование используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности: для записи хода различных совещаний, заседаний, деловых встреч, телефонных переговоров, деловых писем, устных распоряжений и указаний с целью последующего их перепечатывания. Звукозапись используется в современных телекоммуникационных системах в качестве голосового почтового ящика; в промышленном, политическом, бытовом шпионаже; с целью фиксации кризисных ситуаций (“чёрные ящики” в авиации) и др.

    1.2 Отечественное фонодокументирование

    Первоначально изобретение Эдисона воспринималось с недоверием. В России первого владельца фонографа осудили на 3 месяца тюрьмы за демонстрацию «механического зверя». Однако уже вскоре преимущества и выгоды нового способа документирования проявились в полной мере. Одними из первых пользу звукозаписи увидели коммерсанты. Они, к примеру, рекомендовали приобретать фонографы завещателям наследства, которые бы высказывали с его помощью свою предсмертную волю без оформления письменных заверенных завещаний. Граммофоны на первых порах охотно приобретали владельцы трактиров, привлекавшие с их помощью в свои заведения посетителей.

    Трудно переоценить значение изобретения звукозаписи для развития культуры. Уже впервые десятилетия существования отечественной грамзаписи, начало которой в России было положено в 1899г., удалось записать и тем самым сохранить для потомков голоса многих выдающихся деятелей культуры, искусства, политиков, учёных и т.д. На фоновалики в начале века были записаны, в частности, голоса Л.Н. Толстого, А.П.Чехова и др.

    Фонограф также довольно быстро завоевал популярность, особенно среди специалистов, заинтересованных в фиксации живого звука - этнографов, фольклористов, искусствоведов. При многих достоинствах (компактность, сравнительная простота пользования) фонограф имел и серьезный недостаток - невозможность тиражирования фоноваликов из-за резкой потери уровня звучания при их перезаписи. Этот фактор серьезно сдерживал распространение звукозаписи. Указанный недостаток был преодолен с изобретением граммофона и грампластинки. Эта разработка ганноверского инженера Эмиля Берлинера явилась серьезнейшим скачком в истории звукозаписи.

    С появлением грампластинок и граммофонов началось массовое распространение звукозаписей, в первую очередь в сферу бытовую. Это предопределило характер записей - подавляющее большинство среди них составили музыкальные и эстрадные произведения различных жанров.

    Впервые граммофон был продан в России еще в 1895 году и очень быстро завоевал широкую популярность. Зарубежные производители увидели в этом удобную возможность проникновения на российский рынок. Он быстро и прочно оказался захваченным ими. В страну хлынул поток пластинок, что привело к очень жесткой конкурентной борьбе. Чтобы привлечь российского потребителя фирмы шли на различные ухищрения: в рекламных целях всячески расширялся репертуарный диапазон записей, велась борьба за увеличение длительности звучания дисков за счет увеличения их диаметров, использовалась откровенная фальсификация и т.д. В конечном итоге, побеждали те фирмы, которые отказались от ввоза пластинок из-за рубежа, перенеся свои производственные базы непосредственно в Россию и наладив выпуск граммофонных пластинок с российским репертуаром. Наиболее крупными из них были фирмы “Граммофон”, “Пате”, “Экстрафон”, “Сирена Рекорд” и др.

    В России первый граммофон фабричного производства был изготовлен в 1897 году.

    Появлялись и первые робкие ростки отечественного граммофонного бизнеса. Война 1914—1918 гг. способствовала укреплению позиций российских фирм, так как производственные базы, принадлежавшие компаниям с немецким капиталом были конфискованы в пользу российских владельцев.

    Октябрьская революция 1917 года положила конец деятельности всех частных граммофонных компаний в России, заводы и фабрики по производству пластинок были национализированы.

    Впоследствии на смену граммофонам пришли электропроигрыватели, где вращение пластинки с заданной скоростью осуществлялось с помощью небольшого электродвигателя. Что существенно увеличило качество записи и воспроизведения звука.

    Наряду с механической записью звука на диск предпринимались попытки механической записи на ленту. Был даже найден способ тиражирования таких фонограмм, однако распространения они не получили.

    В 1930-е гг. А.Ф. Шориным был сконструирован аппарат для механической записи звука на киноплёнку, получивший название «шоринофон».

    Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи.

    Историю отечественной магнитной записи звука, вероятно, надо писать с 1942 г., когда Н.Рабинович разработал наш первый ленточный магнитофон. В нем использовалась четырехголовочная строчная запись, в определенном смысле предвосхитившая первый формат магнитной видеозаписи. В 1945 г. Н.Рабинович разрабатывает первый отечественный студийный магнитофон СМ-45. Образец этого устройства был изготовлен в 1948 г. Почти до конца сороковых годов радиовещание в нашей стране использовало механическую запись звука и тонфильмы (запись на фотопленки, аналогичная используемой в звуковом кинематографе тех лет). Ситуацию удалось переломить после создания в 1945 г. при Радиокомитете Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи (ВНАИЗ).

    Основными направлениями работы института в первые годы его существования были определены: электро- и студийная акустика, механическая звукозапись и тонфильмы. Уже в 1944 г. под руководством И. Горона началось конструирование устройств профессиональной магнитной записи. Были созданы два магнитофона: МАГ-1 с подмагничиванием постоянным током и МАГ-2 с высокочастотным подмагничиванием. Эти разработки вели А. Вроблевский и В. Пархоменко. Московский экспериментальный завод выпустил более 70 магнитофонов МАГ-2. Ими оснащались радиодома нашей страны. Позже на смену пришли усовершенствованные аппараты МАГ-3 (разработчик И. Морев) и МАГ-4 (Э. Дыскин).

    Магнитофоны потребовались армии для решения задач специального назначения. Настал черед наладить производство магнитной ленты, а также двигателей со специальными характеристиками и магнитных головок. Была создана абразивная лента, используемая для шлифовки магнитных головок. В новом поколении магнитных лент в качестве магнитных материалов нашел применение гамма-окисел железа. Толщина ленты с 52 мкм снизилась до 35 мкм, а затем и до 26 мкм. С конца пятидесятых годов к ацетилцеллюлозной основе ленты начали добавлять полиэфир. Вначале шестидесятых толщина магнитной ленты была снижена до 18 мкм.

    Многое было сделано и по развитию теоретических основ магнитной записи звука. Первым из отечественных специалистов был Д. Порто. Многое в этом направлении было сделано В. Пархоменко, который известен также, как ведущий разработчик отечественных видеомагнитофонов, А. Вроблевским, И. Медниковой, А. Михневичем и другими. Но, пожалуй, самый большой вклад в развитие теоретических основ магнитной записи сигналов внес В. Корольков.

    В пятидесятые годы ВНАИЗ в основном был занят разработками магнитофонов для армии, спецслужб и предприятий, использующих вычислительную технику. Институт, в частности, создал (Г.Иванов и Н.Божко) магнитофоны, использованные во время исторического полета в космос Ю.Гагарина. Это достаточно надежное свидетельство уровня проводимых тогда разработок.

    Первым отечественным профессиональным стереомагнитофоном была модель МЭЗ-41. Затем появился переносной аппарат МЭЗ-29, стереомагнитофоны для передвижных записывающих станций и репортажный магнитофон МЭЗ-60. Модели МЭЗ-101, 102, 109 появлялись по мере совершенствования конструкции. Все они - аппараты воспроизведения. Модель МЭЗ-115 была специально предназначена для реставрации записей, а МЭЗ-205 с головкой предварительного считывания для монтажа. Магнитофоны МЭЗ поставлялись в Болгарию, Ирак, Румынию, Северную Корею, Монголию, Афганистан, на Кубу, во Вьетнам и другие страны.

    Первый массовый бытовой магнитофон, точнее приставка, МП-1 был разработан в 1954 г. С.Шифриным и В.Островским. Промышленность выпустила около 60 тыс. таких аппаратов. Официальные власти настороженно относились к бытовой магнитной записи. Вероятно, они опасались возможности бесконтрольного тиража "крамольных" записей. Ситуацию неожиданно переломил Н.Хрущев. В бытность первым секретарем компартии Украины он решил, что каждая агробригада должна иметь магнитофон для воспроизведения лекций на агротехническую тематику и патриотической музыки, поднимающей настроение сельского труженика во время полевых работ. Вот какие "идеи" иной раз влияли на принятие ответственных решений. По прямому указанию будущего генсека на ОКБ Каменева, одном из оборонных предприятий Киева, было налажено серийное производство первых отечественных магнитофонов "Днепр".

    Основной проблемой магнитной записи оставался износ магнитных головок. Срок службы сердечников магнитных головок составлял всего150-200 часов.

    Первые профессиональные многодорожечные магнитофоны появились в семидесятые годы. Они позволяли одновременно записывать на магнитную ленту большое число (до 24 и более) сигналов на ленту шириной в один или два дюйма. Такая система произвела подлинную революцию в записи и обработке музыкальных произведений с большим числом исполнителей. Стало возможным записывать отдельно инструменты и инструментальные группы больших симфонических оркестров, вокалистов, и т. п. Звукорежиссер получил возможность при объединении сделанных в разное время записей независимо обрабатывать каждую группу инструментов и солистов. Многодорожечная запись существенно облегчила работу исполнителей, сократила число репетиций, записываемых дублей и многое другое. Многодорожечная запись активно используется в аналоговой звуковой технике и сегодня. Однако области ее применения и дальнейшие перспективы в настоящее время ограничены конкурирующей цифровой звуковой техникой.

    В 1979 году создали совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинку, - оптический диск для записи и воспроизведения звука.

    По сравнению с механической звукозаписью он имеет целый ряд преимуществ - очень высокую плотность записи и полное отсутствие механического контакта между носителем и считывающим устройством в процессе записи и воспроизведения. С помощью лазерного луча сигналы записываются на вращающийся оптический диск цифровым методом. В результате записи на диске образуется спиральная дорожка, состоящая из впадин и гладких участков. В режиме воспроизведения лазерный луч, сфокусированный на дорожку, перемещается по поверхности вращающегося оптического диска и считывает записанную информацию. При этом впадины считываются как нули, а ровно отражающие свет участки - как единицы. Цифровой метод записи обеспечивает практически полное отсутствие помех и высокое качество звучания. Высокая плотность записи достигнута благодаря возможности сфокусировать лазерный луч в пятно размером менее 1 мкм. Это обеспечивает большое время записи и воспроизведения.

    Хранить звуковые записи в цифровой форме на оптических дисках гораздо лучше, чем в аналоговой форме на грампластинках или магнитофонных кассетах. Прежде всего, несоизмеримо повышается долговечность записей. Ведь оптические диски практически вечны - они не боятся мелких царапин, лазерный луч не повреждает их при воспроизведении записей. Так, фирма Sony дает 50-летнюю гарантию хранения данных на дисках. Кроме того, на них не действуют помехи, характерные для механической и магнитной записи, поэтому качество звучания цифровых оптических дисков несоизмеримо лучше. К тому же при цифровой записи появляется возможность компьютерной обработки звука, позволяющей, например, восстановить первоначальное звучание старых монофонических записей, убрать с них шумы и искажения и даже превратить их в стереофонические.

    Для проигрывания CD-дисков можно использовать проигрыватели (так называемые CD-плееры), музыкальные центры и даже портативные компьютеры, оснащенные специальным приводом (так называемым дисководом CD-ROM) и звуковыми колонками. К настоящему времени в мире на руках у пользователей находится более 600 миллионов CD-плееров и более 10 миллиардов компакт-дисков. Портативные переносные CD-плееры, подобно плеерам для магнитных компакт - кассет, оснащаются наушниками.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.