Курсовая работа: Комплексный экономический анализ производства и реализации продукции
4.
Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем деятельности промышленных
предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной
борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции
способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только
за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое
характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические,
дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность
и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества
продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество
всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем
ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории
качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной
продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей
мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции,
в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели
качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность
угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность
в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность
конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную
продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной
продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа - изучить динамику
перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и
дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Как видно из табл. 4.1, за отчетный год
на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении
ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции
высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Таблица 4.1 - Анализ обобщающих показателей качества
продукции
Показатель |
Прошлый год
|
Отчетный год |
план |
факт |
Средневзвешенный
балл качества продукции
Удельный вес,
%:
продукции высшей
категории качества;
экспортируемой продукции;
забракованной продукции; зарекламированной продукции;
Потери от брака,
млн руб.
|
0,70
75
12,5
0,55
0,30
450
|
0,75
76
15,6
0,40
0,25
350
|
0,74
78
15,7
0,50
0,20
420
|
По продукции, качество которой характеризуется
сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем
объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия
в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую
долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения
динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить
двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением
стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 4.2):
Отсюда коэффициент сортности: по плану
- 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана
по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб.,
фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.
Таблица 4.2 - Анализ качества продукции
Сорт продукции |
Цена за 1 туб,
тыс. руб. |
Выпуск продукции.туб |
Стоимость выпуска,
млн руб. |
план |
факт |
план |
факт |
по цене I сорта |
План |
факт |
I
II
III
|
6000
5000
2500
|
2880
1728
1152
|
3528
1008
504
|
17280 8640
2880
|
21168 5040
1260
|
17280 10368 6912 |
21168 6048 3024 |
Итого |
5000 |
5760 |
5040 |
28800 |
27468 |
34560 |
30 240 |
Вторая задача анализа - определение влияния
качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной
продукции (),
выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет производится следующим
образом:
где и - соответственно цена изделия до и
после изменения качества;
и - соответственно уровень себестоимости
изделия до и после изменения качества;
- количество произведенной продукции
повышенного качества;
- объем реализации продукции повышенного
качества.
Если предприятие выпускает продукцию по
сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать,
как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции,
а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск
товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Средневзвешенная цена рассчитывается следующим
образом:
Расчет влияния сортового состава продукции
на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем
способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры
производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 4.3).
Таблица 4.3 - Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия
А в стоимостном выражении
Сорт
продукции
|
Оптовая цена
1 туб, тыс. руб.
|
Структура продукции,
% |
Изменение средней
цены за счет
структуры, тыс.
руб.
|
план |
факт |
+, - |
1
2
3
|
6000
5000
2500
|
50
30
20
|
70
20
10
|
+20
-10
-10
|
+1200
-500
-250
|
Итого |
5000 |
100 |
100 |
X |
+450 |
В связи с улучшением качества продукции
(увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции
II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс.
руб., а стоимость всего фактического выпуска - на 2268 млн руб.(450 тыс. руб. х
5040 туб).
Аналогичные расчеты делают по всем видам
продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукции
является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на
предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению
себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению
прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака
по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;
определяют потери от брака:
млн. руб.
1. Себестоимость забракованной продукции
500
2. Расходы по исправлению брака 80
3. Стоимость брака по цене возможного
использования 150
4. Сумма удержаний с виновных лиц 10
5. Потери от брака (п.1 + п.2 - п.З -
п.4) 420
Для определения потерь товарной продукции
необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость товарной
продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн руб., а ее себестоимость -
84 168 млн руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300-84
168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости
продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 млн
руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.
Затем изучаются причины понижения качества
и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности
и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества
продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации
производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
5.
Анализ ритмичности работы предприятия
При изучении деятельности предприятия
важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность — равномерный
выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных
планом.
Ритмичная работа является основным условием
своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические
показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства
и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется
оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит
штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|