Курсовая работа: Анализ ассортимента продукции предприятия
Коэффициент полноты
ассортимента (Кп) можно определить по формуле
где Qф — фактическое количество разновидностей товаров в
момент обследования (проверки);
Qп — количество разновидностей товаров, предусмотренное
ассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности,
или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле
где Qф1 Qф2 … Qфп — фактическое количество
разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
QП —
количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n — число проверок.
Коэффициент устойчивости
ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).
В условиях перехода к
рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно
усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом
зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм
и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе
покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и
другой коммерческой информацией.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции
дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема
производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к
плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана по
ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не
более запланированного.
Анализ начинается с
изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных
темпов роста и прироста.
Таблица 2.1 Динамика
производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2007 г.
Квартал |
Объем производства продукц., руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, руб. |
Темпы роста, % |
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные |
I |
100500 |
100 |
100 |
100500 |
100 |
100 |
II |
70600 |
70,2 |
70,2 |
70500 |
70,1 |
70,1 |
III |
87000 |
85,6 |
123,2 |
85200 |
84,8 |
120,8 |
IV |
70000 |
69,6 |
80,5 |
68600 |
68,2 |
80,5 |
Из таблицы видно, что к
концу года объем производства снизился на 30,4 %, а объем реализации - на 31,8
%. Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой - либо определенной
динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов
(самый больший объем реализации приходится на март месяц, поэтому и повышается
объем производства в марте, т.е. 1 квартале). Для большей наглядности динамику
производства и реализации продукции можно изобразить графически.
Динамика производства и
реализации продукции за 2007 г.
Рис.2.1 – Динамика
производства и реализации продукции за 2007г.
Оценка выполнения плана
по производству и реализации продукции за отчетный год производится по
следующим данным:
Таблица 2.2 Анализ
выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2007 г.
Продукция |
Объем производства, руб. |
Объем реализации, руб. |
план |
Факт |
+, - |
% к плану |
план |
факт |
+, - |
% к плану |
А |
83200 |
85000 |
+ 1800 |
+ 2,2 |
83200 |
83500 |
+ 300 |
+ 0,4 |
Б |
62500 |
56000 |
- 6500 |
- 10,4 |
60000 |
56000 |
- 4000 |
- 6,7 |
В |
100000 |
120300 |
+20300 |
+ 20,3 |
98500 |
118500 |
+20000 |
+ 20,3 |
Г |
68800 |
66800 |
- 2000 |
- 2,9 |
68000 |
66800 |
- 1200 |
- 1,8 |
ИТОГО |
314500 |
328100 |
+13600 |
+ 4,3 |
309700 |
324800 |
+15100 |
+ 4,9 |
Из таблицы видно, что за
отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по
реализации - на 4,9 %. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной
продукции. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана
по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия
оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме
того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад
производства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов
на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт
продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. В
процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим
итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов
продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности
по выполнению договорных обязательств. (на примере двух изделий) руб.
Таблица 2.3 Выполнение
плана поставок за месяц
Изделие |
Покупатель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
А |
1 |
1500 |
1900 |
|
1500 |
|
2 |
1800 |
1500 |
- 300 |
1500 |
|
3 |
1500 |
1900 |
|
1500 |
Б |
1 |
2600 |
3100 |
- 200 |
2600 |
|
2 |
2800 |
2600 |
|
2600 |
ИТОГ |
|
10200 |
11000 |
-500 |
9700 |
Процент выполнения
договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом
отгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП
пл):
Страницы: 1, 2, 3
|