Реферат: Инженерная психология
-
напряжения прикосновения и шага.
На рис. 4.8 показана схема
простого заземлителя в виде стержня или трубы, забиваемых в землю и вид
потенциальных кривых и эквипотенциальных линий.
При расстоянии менее 40 м
между одиночными заземлителями в групповом заземлителе их зоны растекания
накладываются друг на друга, и получается одна зона растекания группового
заземлителя, которой соответствует своя потенциальная кривая.
Ликвидация
чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне чрезвычайной ситуации и в
прилегающих к ней районах соответствующими силами и средствами разведки и
неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения
и личного состава этих сил.
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов
местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на
территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и
средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе
регионального формирования.
Аварийно-спасательные
работы в чрезвычайной ситуации включают в себя работы в зоне чрезвычайной
ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников
поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, по
поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их
эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.
Неотложными
работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные работы в зоне
чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени опасности от
воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение пострадавших,
аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на объектах
жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной медицинской
помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и обеспечению
охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.
Одной
из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и
других неотложных работ (СиДНР, СДНР).
Спасательные
и другие неотложные работы - это комплекс организационных мероприятий,
направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач
по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения
противника.
Организационные
мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время или когда угроза
возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или
маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после возникновения
чрезвычайной ситуации.
В
мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной
ситуации проводятся:
1.
Сбор
информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.
2.
Создание
системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечение ее
постоянной готовности.
3.
Создание,
оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.
4.
Планирование
СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных ситуаций мИриого
времени.
5.
Организация
повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов,
окружающей среды.
6.
Организацию
взаимодействия с органами военною командования.
При
угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф,
стихийных бедствий) проводятся:
1.
1 Приведение
системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.
2.
Уточнение
планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и
ликвидации ЧС в мирное время.
3.
Создание
группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.
4.
Уточнение с
органами военного командования вопросов взаимодействия.
После нападения противника или факта возникновения ЧС
(аварий, катастроф, стихийных бедствий) осуществляются:
1.
Восстановление
нарушенных систем управления, если они были нарушены.
2.
Восстановление
боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были
уничтожены, и их защита.
3.
Организация
сбора информации и наблюдения за обстановкой.
4.
Организация
и управление СДНР.
Спасательные и другие неотложные работы в целом можно
разделить на работы с целью спасения людей и на работы другие - по неотложности
в данной обстановке.
Спасательные
работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов, разрушенных сооружений,
оказание им первой медицинской и врачебной помощи, эвакуацию из очагов
поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.
Спасательные
работы включают:
-
разведку
маршрутов движения и участков работ;
-
локализацию
и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
-
розыск
пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных,
затопленных и задымленных помещений, завалов;
-
вскрытие
разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение
находящихся в них людей;
-
подачу
воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной
системой;
-
оказание
первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;
-
вывоз
(вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
-
санитарную
обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных,
дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание
территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.
Причем
все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это
вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а
также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.
Другие
неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и
обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий (катастроф и т.д.) на
сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.
Другие
неотложные работы включают:
-
прокладывание
колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах заражения;
-
локализацию
аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и
технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных
работ;
-
укрепление
или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или
препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
-
ремонт и
Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и
коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
-
обнаружение,
обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и
других взрывоопасных предметов;
-
ремонт и
восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных
повторных ядерных ударов противника;
-
СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и
многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со
специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских
частей МО РФ и другими формированиями ГО.
К
силам и средствам для проведения СДНР относятся:
-
военизированные
и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и
аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;
-
учреждения и
формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также
других министерств и ведомств РФ;
-
формирования
экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза России;
-
военизированные
службы по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий,
подразделений авиапарашютной доставки грузов и оборудования Минэкологии России;
-
части и
подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных работ МВД России;
-
воинские
соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО РФ;
-
соединения и
части химических и инженерных войск, предназначенные для ликвидации последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий;
-
силы и
средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
Минтранса России;
-
восстановительные
и пожарные поезда МПС России;
-
аварийно-спасательные
службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и ведомств РФ;
-
отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований
России, других добровольных общественных организаций.
Наиболее
многочисленными по численности являются различные невоенизированные
формирования, которые выполняют основные работы по спасению людей и решают
другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного времени.
Для
проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:
-
на объекте
промышленности используются формирования объекта, а также могут использоваться
формирования города (района), формирования сельского района
(некатегорированного города) и другие силы;
-
в городе без
районного деления - группировки сил объектовых и территориальных формирований
города, области, войсковые части ГО, подразделения и части военного гарнизона;
-
в городе с
районным делением - группировки сил городских районов и резервы города;
-
в области -
группировки сил категорированных и некатегорированных городов, населенных
пунктов с категорированными объектами промышленности, группировка сил районов и
резервы.
-
По своему
составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу предстоящих действий
и обеспечивать:
-
возможность
быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;
-
своевременное
выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;
-
сосредоточение
основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;
-
развертывание,
непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных работ в предельно
сжатые сроки;
-
возможность
ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах поражения и
осуществление маневра ими;
-
устойчивое
управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки сил и средств для
проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования общего назначения,
в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и специализированные
формирования.
Специальные
и специализированные формирования состоят из:
-
50% -
медицинские формирования;
-
25% -
противопожарные формирования;
-
10% -
формирования радиационной и химической защиты;
-
10% - службы
охраны общественного порядка;
-
5% - прочие
аварийно-спасательные формирования.
К
комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях
относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные по
производительности и другим показателям основные и вспомогательные технические
средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или определенных видов
работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной ситуации.
Техническими
средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются средства
механизации аварийно-спасательных работ, средства малой механизации и
механизированный инструмент, транспортные, ремонтные, вспомогательные,
переправочные и мостостроительные средства, средства индивидуальной защиты и
другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных
ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах
чрезвычайной ситуации.
Одним
из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах стихийных
бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление ими. В
современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие требования:
начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в сложной обстановке,
принимать целесообразные решения, своевременно ставить задачи подчиненным и
организовывать взаимодействие сил. Система управления ГО должна находиться в
постоянной и высокой степени готовности, а само управление должно быть
устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным, т.е. готовность систем
управления, связи и оповещения в целом должна быть выше готовности сил ГО.
В ходе
проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями сил; следят
за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или уточняют ранее
поставленные задачи; осуществляют маневр силами и средствами; организуют
наблюдение за измерением химической и (или) радиационной обстановки и
дозиметрический контроль; организуют всестороннее обеспечение действий сил,
смену формирований на участках работ, замену и ремонт СИЗ, приборов, техники,
пополнение израсходованных средств материального, технического и медицинского
снабжения; организуют санитарную обработку и проведение других мероприятий.
Основы взаимодействия сил при
проведении СДНР в планомерном проведении мероприятий ГО разрабатываются в
мирное время и отражаются в соответствующих планах ГО. Взаимодействие
организуется прежде всего в интересах той части группировки сил, которая при
проведении СДНР решает основную задачу.
Всестороннее обеспечение
действий сил ГО является одним из решающих условий успешного проведения СДНР.
Организация и проведение обеспечения возлагаются на начальников ГО, их штабы,
начальников служб, командиров формирований и выполняются с учетом необходимости
одновременного обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите
населения и повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время.
Успешное проведение СДНР
достигается:
-
своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею
достоверных данных к установленному сроку;
-
быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;
-
высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;
-
знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности
при выполнении работ;
-
заблаговременным изучением командирами формирований особенностей
выполнения работ на объектах, характера их застройки, наличия
коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест
расположения и характеристики ЗС;
-
непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.
Силы и средства ГО, в т.ч. и
для проведения СДНР, приводятся в готовности различной степени, отличающиеся в
основном временем, отводимым на готовность к действиям.
Группировка сил и средств по
каждому направлению ввода в очаг поражения (район стихийного бедствия) делится
на эшелоны: первый, второй и резерв.
Первый эшелон (до 50%)
предназначается для немедленного развертывания спасательных и других неотложных
работ в очагах поражения и ведение их в высоком темпе.
Второй эшелон (до 30%)
предназначен для наращивания усилий и расширения фронта работ по мере спада
уровней радиации, частичной (полной) замены первого эшелона.
Резерв (до 20%) предназначен
для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на важнейших
участках работ в целях сокращения сроков их проведения.
В состав первого эшелона
включаются формирования ГО объекта промышленности, продолжающих работу в
категорированных городах, части (подразделения) ГО и ВС, выделенные в
соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости и формирования ГО
повышенной готовности близко расположенных некатегорированных городов и
сельских районов.
Во второй эшелон сил ГО
включаются формирования объектов промышленности, продолжающих производственную
деятельность в городе, не вошедших в первый эшелон, формирования объектов,
прекративших работу и перенесших ее в загородную зону, формирования ГО
некатегорированных городов и сельских районов, а также воинские части (подразделения),
не вошедшие в первый эшелон.
Для обеспечения непрерывного
СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены. Первый эшелон группировки сил может
состоять из 2-3 смен, второй - из 1 -2 смен. Первая смена по численности
личного состава составляет примерно 30%, вторая - 50%, третья - 20% численности
эшелона.
Продолжительность работы
составом первого эшелона может быть 10-12 часов:
-
первой смены - не менее 2-х часов;
-
второй смены - от 3-х до 4-х часов;
-
третьей смены - от 5 до 6 часов.
В резерв сил ГО города могут
быть включены территориальные формирования ГО, служб ГО города и
взаимодействующих сельских районов. Резервы восстанавливаются за счет
выведенных сил и средств ГО из очага поражения после выполнения задач.
В условиях мирного времени
всестороннее обеспечение действий сил ГО заключается в организации и проведении
разведки, транспортного и дорожного, материального, технического,
гидрометеорологического и инженерного, химического и медицинского обеспечения.
Разведка в интересах ГО
- комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению и изучению данных о
состоянии окружающей среды, обстановки в зоне аварий, катастроф, стихийных
бедствий и очагах поражения, а также на объектах и участках СДНР.
Основные задачи разведки заключаются в:
-
выявлении источников потенциальной опасности и осуществления за ними
постоянного контроля;
-
выявлении (установлении) угрозы возникновения стихийных бедствий;
-
усилении наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый
период;
-
контроле за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах
развертывания сил ГО и эвакуации;
-
уточнении состояния маршрутов;
-
усиленном контроле и наблюдении за изменением степени зараженности при
возникновении ЧС;
-
выявлении общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных
бедствий;
-
установлении мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;
-
определении состояния маршрутов после ЧС;
-
контроле за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия
сил ГО;
-
выявлении обстановки на потенциально опасных объектах после
возникновения ЧС.
Разведка в интересах ГО
включает следующие виды: общая, инженерная, радиационная, химическая,
медицинская, пожарная, санитарно-эпидемиологическая, биологическая
(бактериологическая), ветеринарная, фитопатологическая.
Организация спасательных и
других неотложных работ включает:
-
принятие решения на проведение работ;
-
постановку задач силами ГО;
-
планирование проведения работ;
-
организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.
Штаб ГО ЧС на основе оценки
создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил ГО разрабатывает
предложения по решению для НТО на проведение СДНР.
Проведение спасательных и
других неотложных работ условно можно разделить на 3 этапа:
1. 1
этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и
подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.
2. 2
этап - проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения,
районах ЧС.
3. 3
этап - ликвидация последствий применения противником средств поражения,
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
На первом этапе СДНР
решаются две основные задачи:
1. Задачи
по экстренной защите и спасению населения:
-
оповещение об опасности;
-
использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;
-
эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;
-
применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской
помощи пострадавшим.
2. Задачи
по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:
-
приведение в готовность органов управления;
-
организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;
-
приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.
Второй этап - этап проведения
спасательных и других неотложных работ в очагах поражения характерен прежде
всего тем, что на этом этапе вырабатывается решение на проведение СДНР,
осуществляется постановка задач силам и средствам ГО, организуется
взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение действий, проводятся СДНР,
осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами
ГО.
Третий этап - этап
решения задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, бедствий,
последствий воздействия средств поражения противника.
На этом этапе начинается восстановление работы по
функционированию отраслей и объектов промышленности, проводятся мероприятия по
восстановлению энерго-, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание
населения; восстановление жилья и т.д.
Разработка и внедрение мер по
повышению устойчивости работы объектов и предотвращению аварий должны
осуществляться комплексно с учетом конкретных особенностей каждого предприятия.
Основными мероприятиями по
ликвидации последствий крупных аварий являются: оповещение об опасности рабочих
и служащих, формирований ГО и населения, проживающего вблизи объекта;
комплексная разведка объекта, на котором произошла авария; спасение людей
из-под завалов, из разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, оказание
медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение
пожаров; локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих
ведению спасательных работ; устройство проездов и проходов к местам аварий;
обрушивание неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося
оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской службы.
Быстрое проведение спасательных
работ и оперативная ликвидация последствий аварий требуют значительных сил и
средств, для этих целей привлекаются специальные (объектовые) и территориальные
формирования общего назначения и служб.
Любое предприятие имеет свои
особенности, которые могут быть неизвестны спасателям, но должны быть учтены.
Поэтому перед началом работ с каждым формированием соответствующими
специалистами предприятий и служб ГО проводится инструктаж, на котором
указываются способы действий при выполнении поставленной задачи и правила
безопасности, соблюдение которых строго обязательно.
На каждом участке аварийных
работ выставляются охрана и наблюдатели, а у опасных мест устанавливаются
ограждения и вывешиваются плакаты с предупреждением об опасности. Действия по
ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях согласовываются с
представителями соответствующих служб и организаций, ведающих этим хозяйством.
В зависимости от характера и
масштаба аварии руководство ликвидацией последствий осуществляет либо
руководитель данного предприятия, являющийся одновременно и начальником ГО,
либо председатель специально создаваемой чрезвычайной комиссии. На каждый
участок назначается руководитель из числа ответственных должностных лиц объекта
или руководящих работников ГО и специалистов служб ГО, который должен поставить
задачи формированиям, указать сроки и способы их выполнения, определить порядок
материального, технического и других видов обеспечения, организовать работы,
своевременную смену, отдых и питание личного состава.
К месту производственной аварии
первыми должны прибывать пожарные команды, подразделения милиции, машины скорой
медицинской помощи, технической помощи.
С прибытием формирований и
воинских частей их командиры знакомятся с обстановкой и получают задачи,
которые доводят до исполнителей.
Ликвидация последствий аварии
может осуществляться одновременно на всем объекте или по отдельным участкам. В
тех случаях, когда имеется достаточное количество сил и средств, работы
проводятся сразу на всей площади. Если сил недостаточно, работы приходится
проводить последовательно. При этом в первую очередь их начинают там, где
необходимо оказать помощь людям, и на участках, представляющих наибольшую
опасность.
На предприятиях, имеющих
штатную газоспасательную службу, ликвидация последствий аварии организуется
силами этой службы во взаимодействии с формированиями ГО. При этом личный
состав газоспасательной службы выполняет наиболее сложные специальные работы в
газоопасных местах. А формирования общего назначения совместно с
противопожарными формированиями тушат пожары, извлекают пострадавших из-под
завалов и обломков, оказывают им первую медицинскую помощь, расчищают проезды и
устраняют повреждения на коммунально-энергетических сетях.
Производственным авариям обычно
сопутствуют пожары, представляющие в некоторых случаях основную опасность.
Борьба с огнем часто бывает связана и со спасением людей, когда часть персонала
предприятия оказалась в охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве
взрывоопасных и быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить
положение.
Основной задачей в начальной
стадии пожаротушения является локализация отдельных пожаров, чтобы не допустить
их слияний в сплошной пожар. С этой целью на пути распространения огня (с
учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении
распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий,
полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность
для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м.
Пожарные подразделения в первую
очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно
организуя и проводя их спасение с верхних этажей зданий; некоторая часть
пожарных машин может использоваться для перекачки воды из удаленных источников.
К тушению пожаров, конечно же,
привлекаются и штатные пожарные команды и противопожарные формирования, а для
разборки сложных завалов и обрушенных конструкций - специальные
строительно-монтажные организации.
В очаге поражения при авариях,
катастрофах, землетрясениях, когда разрушаются здания и сооружения, люди могут
оказаться под завалами, в поврежденных зданиях, в заваленных защитных
сооружениях. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных
сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных
проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без
исключения, участок спасательных работ. Важным этапом является установление
связи с пораженными - голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск
людей начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные
стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с
первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с
соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают
осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД -
изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей разыскивают путем
окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя специальные
приспособления.
Спасению людей, попавших в
завалы, предшествует тщательный их осмотр, при этом устраняются условия,
способствующие обрушению отдельных конструкций. Чтобы сласти людей, находящихся
в верхних частях завалов, применяется осторожная разборка завала сверху, при
этом необходимо следить, чтобы не было перемещения и осадки обрушенных
элементов конструкций. Если структура завала такова, что крупномерные
железобетонные элементы (балки, перекрытия, колонны, ригели и т.д.) переплелись
своей арматурой, то разборка завала чрезвычайно затруднительна и может занять
много времени. В этом случае рекомендовано применять мощные краны
(грузоподъемностью 100 и более тонн) - по опыту Спитакского землетрясения. Для
извлечения пораженного необходимо освободить его от мелких обломков и мусора
вручную, не причиняя ему дополнительных повреждений, затем оказать первую
медицинскую помощь.
Для извлечения людей,
находящихся в пристенных пространствах разрушенных зданий, целесообразно
проделывать проем в стене размером 0,8 х 0,8 м.
Для ликвидации последствий
производственных аварий применяется инженерная и другая специальная техника:
краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные станции, самосвалы, тяжелые
тягачи с тросами для растаскивания и разведения крупных железобетонных
конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и металлорежущие установки.
Используются также средства малой механизации: домкраты, лебедки, мотопилы,
керосинорезы, электронасосы и др.
Спасательные работы в местах
аварий, как правило, проводятся в условиях загазованности, а при пожарах -
задымленности и высоких температур; чтобы обеспечить непрерывность работы с
нарастающим темпом, силы ГО делят на смены и выделяют резервы.
Первая медицинская и врачебная
помощь оказывается пострадавшим, находящимся в состоянии шока, а также
извлеченным из-под небольших завалов и обломков. Извлечение людей из-под
крупных завалов производится с соблюдением мер предосторожности, им оказывается
медицинская помощь с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.
Список литературы
1.
Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М: Медицина, - 1998.
2.
Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.2 /Е.А. Резчиков,
В.Б. Носов, Э.П. Пышкина, Е.Г. Щербак, Н.С. Чверткин /Под редакцией Е.А.
Резчикова. М.: МГИУ, - 1998.
3.
Варварин В.К., Койлер В.Я., Панов П.А. Справочник по наладке
электрооборудования. Россельхозиздат, - 1979.
4.
Жеребцов И.Н. Основы электроники. М., Энергоатомиздат, - 1989.
5.
Иванов Б.С. Человек и среда обитания: Учебное пособие, М.: МГИУ, - 1999.
6.
Охрана труда в машиностроении: Учебник /Под редакцией Е.Я. Юдина и С.В.
Белова, М. - 1983
|