Дипломная работа: Место и роль муниципального имущества в муниципальных образованиях
С развитием
рыночных отношений возрастает значение доходов от ценных бумаг, находящихся в
муниципальной собственности, в том числе полученных с использованием инструментов
залога и доверительного управления. Получают все большее распространение
операции муниципальных структур с нематериальными активами. В странах с
развитой экономикой все большую роль в финансировании местных бюджетов играют
доходы от вложений в нематериальные активы.
Определенную
(незначительную) часть доходов составляют поступления в виде части прибыли
муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других
обязательных платежей. Как уже отмечалось, деятельность муниципальных предприятий
связана преимущественно с обеспечением жизненно важных потребностей населения,
выполнением общественных и социально значимых услуг. Муниципальные предприятия
в целом характеризуются невысокой рентабельностью, многие из них получают
дотации из бюджета. Специфика финансов муниципальных предприятий связана с
отсутствием права собственности на закрепленное за ними имущество.
Муниципальные унитарные предприятия создаются на праве муниципального
хозяйственного ведения, их финансово-хозяйственная деятельность
регламентируется в порядке, общем для данной организационно-правовой формы.
Орган местного самоуправления как собственник имущества муниципальных унитарных
предприятий определяет предмет и пели его деятельности, осуществляет контроль
за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию
имущества. Законодательно устанавливаются ограничения на продажу недвижимого
имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду,
использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный
капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограничения на
распоряжение имуществом без согласия собственника. Муниципальному образованию
как собственнику принадлежит часть прибыли от использования имущества, остающаяся
после уплаты налогов и других обязательных платежей. Размер прибыли, подлежащей
внесению в местный бюджет, определяется в порядке нормативного распределения,
установленном органами местного самоуправления.
Платежи,
связанные с использованием земли, – один из важнейших источников формирования
доходной базы местных бюджетов во всех странах мира. В Российской Федерации,
как и в других государствах, использование земли платное. Формами платы
являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и
арендная плата. Земельный налог относится к местным налогам, роль которых в
формировании доходной базы местных бюджетов была рассмотрена ранее. Далее речь
пойдет о доходах от использования и продажи земель, находящихся в муниципальной
собственности.
Платежи за
землепользование выступают как форма перераспределения рентного дохода в пользу
собственника земли, поэтому в основе их регулирования лежит решение вопроса о
собственности на землю.
В Российской
Федерации согласно действующей Конституции земля может находиться в
государственной, муниципальной, частной и других формах собственности. Однако
фактически в течение длительного времени эти положения не были реализованы в
силу отсутствия четких законодательных норм. Принятие земельного
законодательства, соответствующего рыночным условиям и предполагающего введение
земли в рыночный оборот, осложнялось наличием значительных разногласий в
отношении собственности на землю, в первую очередь, на земли
сельскохозяйственного назначения. Такая ситуация не позволяла добиться
определенности и в вопросах собственности на земли поселений, имеющих
первостепенную значимость для муниципальных образований.
В странах с
рыночной экономикой земли поселений включены в рыночный оборот. Это достигается
различными подходами: в одних государствах предметом купли-продажи являются
земельные участки, в других – право на долгосрочную наследуемую аренду земли. В
России решение проблем, связанных с оборотом земель поселений, осуществлялось в
русле общего процесса развития земельного рынка и до принятия Земельного кодекса
РФ не имело четкого правового обеспечения.
В период
рыночных преобразований российской экономики произошло существенное
реформирование земельных отношений, которое в основных чертах выразилось в
следующем:
– ликвидирована
государственная монополия на землю и установлено многообразие форм
собственности на землю;
– осуществлено
разграничение государственной собственности на собственность Российской
Федерации, собственность субъектов Федерации и собственность муниципальных
образований;
– введена
плата за использование земли, ставки которой дифференцированы в зависимости от
целевого назначения, местоположения, качества участков и других факторов;
– сформированы
основы земельного рынка и его инфраструктуры;
– создана
законодательная и нормативно-правовая база регулирования земельных отношений
(Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральные законы «О разграничении
государственной собственности на землю», «О плате за землю», другие федеральные
законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты органов местного
самоуправления).
Базисным
актом земельного законодательства является принятый в октябре 2001 г.
Земельный кодекс РФ. Кодекс устанавливает основные принципы регулирования
отношений по использованию и охране земли. Он содержит положения,
регламентирующие права на землю, права и обязанности собственников земельных
участков, землевладельцев и арендаторов земельных участков, платность земли и
порядок ее опенки, мониторинг земель, землеустройство и государственный кадастр,
категории земель, условия их использования и другие законодательные нормы в
области земельных отношении.
Земельный
кодекс РФ о землях поселений, муниципальной собственности на землю, полномочиях
органов местного самоуправления в области земельных отношений. Введение
Земельного кодекса РФ имеет важное значение для муниципальных образований,
поскольку данный документ включает законодательные нормы в отношении земель
поселений, муниципальной собственности на землю, полномочий органов местного
самоуправления в области земельных отношений.
В
соответствии с земельным законодательством земли в Российской Федерации по
целевому назначению подразделяются на следующие категории:
– земли
сельскохозяйственного назначения;
– земли
поселений;
– земли
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио вещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного специального назначения;
– земли
особо охраняемых территорий и объектов;
– земли
лесного фонда;
– земли
водного фонда;
– земли
запаса.
Земли
поселений – это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития
городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других
категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с
зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его
административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования
территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного
самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Правилами
землепользования и застройки для земельных участков, расположенных в границах
одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент
(для каждой территориальной зоны – индивидуально, с учетом особенностей ее
расположения и развития, а также возможности территориального сочетания
различных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент
территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, а также
всего того, что находится над и под поверхностью земельных участков и
используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений,
сооружений. Все собственники земельных участков, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы независимо от форм собственности и иных прав на
земельные участки обязаны использовать земельные участки строго в соответствии
с градостроительным регламентом.
В состав
земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с
градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
– жилым,
предназначенным для застройки жилыми зданиями, объектам культурно-бытового и
иного назначения;
– общественно-деловым,
предназначенным для застройки административными зданиями, объектами образовательного,
культурно-бытового, социального назначения и иными объектами общественного
использования;
– производственным,
предназначенным для застройки промышленными, коммунально-складскими, и иными
производственными объектами;
– инженерных
и транспортных инфраструктур – для застройки объектами железнодорожного,
автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта,
связи, инженерной инфраструктуры;
– рекреационным
– земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими
садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемые для отдыха граждан и
туризма;
– сельскохозяйственного
использования – земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями,
а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения,
используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента
изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений
и правилами землепользования и застройки;
– специального
назначения;
– военных
объектов;
– иным
территориальным зонам.
В пределах
черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых
территорий, объединяющие земельные участки, имеющие особое природоохранное,
научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и
иное особо ценное значение. В состав пригородных зон могут включаться земли,
находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом
единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав
земель иных поселений.
Земельные
участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами,
автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми
водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных
территориальных зон и не подлежат приватизации.
К полномочиям
органов местного самоуправления в сфере земельных отношений отнесены:
– изъятие,
в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
– установление
с учетом требований законодательства Российской Федерации правил
землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений,
территорий других муниципальных образований;
– разработка
и реализация местных программ использования и охраны земель;
– иные
полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и
охраны земель.
Земельный
кодекс РФ устанавливает следующие виды прав на землю:
– собственность;
– постоянное
(бессрочное) пользование;
– пожизненное
наследуемое владение;
– безвозмездное
срочное пользование;
– ограниченное
пользование чужими земельными участками – сервитут;
– аренда
(субаренда).
В зависимости
от субъектов собственности на земельные участки выделяют собственность граждан
и юридических лиц (частную собственность), федеральную собственность и
собственность субъектов Российской Федерации (государственную собственность),
муниципальную собственность.
Согласно
законодательству в муниципальной собственности находятся земельные участки:
– которые
признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
законами субъектов Российской Федерации;
– право
муниципальной собственности на которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю:
– приобретенные
в результате гражданско-правовых сделок;
– не
предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям,
предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 2001 г. №101-ФЗ «О
разграничении государственной собственности на землю»;
– земли,
находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ
муниципальных образований, безвозмездно переданные в собственность
муниципальных образований для обеспечения их развития.
Органы
местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в муниципальной собственности. Местные органы власти
могут также обладать правами постоянного (бессрочного пользования), аренды,
устанавливать публичные сервитуты.
2.1 Собственные доходы
муниципального образования
Собственные
доходы областного бюджета – виды доходов, закрепленные на постоянной основе
полностью или частично за областным бюджетом налоговым и бюджетным
законодательством Российской Федерации.
Собственные
доходы областного бюджета от региональных налогов и сборов, а также от
закрепленных федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на
постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой
областной Думой на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть пересмотрен
в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Областная
Дума путем принятия законов области вводит региональные налоги и сборы, устанавливает
размеры ставок по ним и предоставляет налоговые льготы в пределах полномочий, предоставленных
налоговым законодательством Российской Федерации и области.
Законы
области, вносящие изменения и дополнения в налоговое законодательство области в
пределах своей компетенции и вступающие в силу с начала очередного финансового
года, должны быть приняты до утверждения закона области об областном бюджете на
очередной финансовый год.
Внесение
изменений и дополнений в законодательство о региональных налогах и сборах,
предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года,
допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в
закон области об областном бюджете на текущий финансовый год.
Администрация
области вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате
налогов и иных обязательных платежей в областной бюджет в соответствии с налоговым
законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек, определенных законом об областном бюджете.
Отсрочки и
рассрочки в части сумм федеральных налогов и сборов, поступающих в областной бюджет
могут быть предоставлены только при отсутствии задолженности областного бюджета
по бюджетным ссудам перед федеральным бюджетом, соблюдении предельного размера дефицита
областного бюджета и размера государственного долга Тамбовской области.
Одним из
источников собственных доходов муниципальных образований являются неналоговые
доходы. В 2006 году денежные средства, полученные от продажи имущества,
находящегося в муниципальной собственности составили 344,45 млн. рублей или в
1,3 раза выше уровня 2005 года, в связи с приватизацией объектов
теплоснабжения, арендуемых ОАО «Тамбовские коммунальные системы»; в т.ч.
доходы, полученные от продажи земельных участков, возросли в 2,6 раза и
составили 37,4 млн. рублей.
По оценке на
2007 год доходы, полученные от продажи имущества, находящегося в муниципальной
собственности составят 162,76 млн. рублей; в т.ч. от продажи земельных участков
– 12,2 млн. рублей.
По прогнозу
на 2008 год – 57,9 млн. рублей, при этом доля от продажи земли составит 17,4%.
Основная доля
в неналоговых доходах местных бюджетов приходится на сдачу в аренду имущества,
находящегося в муниципальной собственности.
За 2006 год
от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности,
получено денежных средств в сумме 362,2 млн. рублей, из которых 180,7 млн.
рублей – арендная плата за землю, что соответственно в 1,3 раза и 1,12 раза
больше уровня 2005 года. Основными арендаторами муниципального недвижимого
имущества являются представители малого бизнеса, у которых нет собственных площадей.
По оценке
2007 года от сдачи в аренду муниципального имущества ожидается получить 367,3 млн.
рублей, с ростом к уровню 2006 года на 101,4%. Ожидаемые поступления от
арендной платы за землю составят 161 млн. рублей, что ниже фактических сумм
2006 года на 19,7 млн. рублей или на 10,9%. Это связано с процессом
разграничения собственности на землю и выкупа земельных участков в собственность.
В 2008 году
прогнозируется получение денежных средств от арендной платы за имущество в
сумме 385,8 млн. рублей, в том числе за землю – 170,7 млн. рублей, с ростом к уровню
2007 года соответственно на 5% и 6%.
В объеме
собственных доходов местных бюджетов в 2006–2008 годах удельный вес доходов от
использования имущества, находящегося в муниципальной собственности составляет
13%, против 11,1% – в 2005 году.
Проводится
работа по государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты
недвижимости.
В 2006 году
приняты из государственной собственности Тамбовской области в муниципальную
собственность автомобильные дороги.
Невысокая
эффективность использования муниципальной собственности связана, в первую
очередь с тем, что в ее составе преобладают имущественные комплексы организаций
социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
На 2008 год
актуальной остается задача повышения эффективности использования муниципального
имущества за счет: оптимизации количества муниципальных предприятий;
обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, их
учета, проведения технической инвентаризации и государственной регистрации прав
на объекты муниципальной собственности; ведения муниципального учета объектов недвижимости
и муниципального земельного кадастра; создание реестра земельных участков и их
собственников вплоть до уровня поселений, что создаст условия для формирования
эффективных правообладателей земель и повысит эффективность ее использования в
экономическом обороте; проведения конкурсов по продаже муниципального имущества
и сдаче в аренду нежилых помещений; обеспечения контроля за использованием и сохранностью
объектов муниципальной собственности; ведения единого реестра договоров аренды
и учета недвижимого имущества, находящегося в арендном обороте, а также
корректировки величины арендной платы с ориентацией на рыночные цены с целью
увеличения эффективности использования муниципального имущества; создания
благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по использованию
и развитию объектов муниципальной собственности.
Объем
отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг
собственными силами по организациям муниципальной формы собственности по оценке
2007 года составит 1780 млн. рублей. В 2008 году по прогнозу ее объем составит
по 1 варианту – 1800 млн. рублей, по второму – 1830 млн. рублей.
Наиболее
крупными в муниципальном секторе являются предприятия, действующие в сфере
жилищно-коммунального хозяйства. Основную долю объема производства при этом вырабатывают
муниципальные тепловые и электрические сети.
В
соответствии с проводимыми мероприятиями по ликвидации убыточных предприятий,
предприятий, находящихся в стадии банкротства, сократилось число неэффективных
муниципальных предприятия ЖКХ и значительно увеличилось количество частных
предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|