Реферат: Разработка плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на АЗС
Реферат: Разработка плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на АЗС
1.АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВАРИЙ АЗС №3.
г. Джанкой.
1.1Характеристика видов опасностей, свойственных АЗС №3.
На автозаправочной станции
производится прием светлых нефтепродуктов из бензовозов в подземные резервуары.
Заправка автотранспортной техники и выдача нефтепродуктов в мелкую тару
осуществляется через топливораздаточ-ные колонки (ТРК) типа «Gilbarko».
Условия хранения: в подземных
резервуарах при нормальном атмосферном давлении и температуре не более +15°С.
Условия эксплуатации АЗС: в
холодное время года при температуре в среднем -10°С, в теплое время года -
+30°С, максимально - +41°С.
Количество подземных резервуаров:
для бензина - 5шт. вместимостью по 25м3 каждая, для дизтоплива -
1шт. вместимостью 25м3. Количество топливо-раздаточных колонок -
Зшт.
Прием дизельного топлива и бензина
в подземные резервуары производится самотеком или насосом из бензовозов через
сливные фильтры, установленные на сливных трубопроводах.
Заправка автомобильного транспорта
топливом производится через топли-вораздаточные колонки оператором, управление
заправкой осуществляется старшим оператором с пульта управления операторной.
Наличие большого количества
дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании создает опасность
возникновения пожара, в случае утечки топлива и наличия источника
воспламенения. При утечке топлива в технологические колодцы создается опасность
образования взрывоопасных концентраций топ-ливно-воздушной смеси в
технологических колодцах, что при наличии источника инициирования взрыва может
обусловить взрыв топливно-воздупщой смеси в технологических колодцах и создать
условия для дальнейшего развития аварии в подземных хранилищах.
Не исключена вероятность аварии в
резервуарах даже при наличии исправной системы защиты от статического электричества
и нормальной эксплуатации технически исправного оборудования. Вероятность
возникновения в зоне резервуаров пожара или взрыва составляет 2,9х 10"4.
[ 17, с. 71 ]
При определенных условиях
налива нефтепродуктов в ёмкости (при увеличении скорости налива) заряды
статического электричества накапливаются быстрее, чем отводятся через
заземление, т.к. бензин и дизтошшво относятся к диэлектрикам с очень слабой
проводимостью электрического тока. В таких случаях с увеличением уровня налива
топлива в ёмкости напряжение статического электричества будет возрастать и
может достигнуть такого значения, при котором в момент приближения свободной
поверхности топлива к стенкам заливной горловины (при наполнении емкости свыше
90% наполнения) вследствии разности потенциалов произойдет искровой разряд,
способный вызвать воспламенение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар. Так
как давление в момент взрыва достигает 1470 кПа (1,5мПа), а температура взрыва
колеблется в преде-
лах 1500-1800°С может произойти разгерметизация сосуда.
[18,с.21] Это в свою очередь обусловит доступ кислорода в разгерметизированный
сосуд, развитие пожара или образование огненного шара, дальнейшее развитие
аварии.
При проведении операций наполнения
и опорожнения резервуаров всегда существует вероятность образования в газовом
пространстве над поверхностью жидкости смеси паров топлива с воздухом в области
НКПВ и ВКПВ.
Опасность возникновения
аварии и аварийной ситуации может возникнуть при вскрытии резервуаров для
подготовки к проведению ремонтных и технологических работ и при проведении
ремонтных работ в резервуарах. При этом особую опасность представляют собой
пирофорные отложения железа, способные к самовоспламенению в присутствии
кислорода воздуха при обычной температуре. Наиболее опасны пирофорные
соединения в том случае, если они образовались под слоем нефтепродуктов.
Быстрое освобождение емкости от нефтепродуктов создает благоприятные условия
для интенсивного взаимодействия этих отложений с кислородом паро-воздушной
смеси. При этом пирофорные отложения могут разогреться до температуры 500-700
°С и послужить источником воспламенения и загорания нефтепродуктов.[18,с.59]
Для предотвращения аварийной ситуации или аварии, вызываемой пирофорными
отложениями, необходимо проводить своевременную зачистку резервуаров.
[18,с.60]
Эксплуатация неисправного
оборудования, заземления, средств защиты от проявлений молнии, несоблюдение
графика ППР, отсутствие квалификации у обслуживающего персонала, не соблюдение
на территории АЭС "Правил пожарной безопасности на АЭС", применение
неомедненного инструмента, метр-штока, способных вызвать искру - может привести
к аварии.
В зависимости от характера
разгерметизации, погодных и других условий аварии могут развиваться в виде
проливов, пожаров проливов, взрывов, огненных шаров.
Взрывы и пожары могут
происходить при воспламенении паро-воздушной смеси как внутри емкостного
оборудования, так и на открытой площадке. (Район дыхательных клапанов -
СМДК-50).
Суть взрывов и пожаров - горение.
Горение - это сложный химический
процесс, основой которого является быстро протекающая химическая реакция
окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и света.
Скорость горения зависит от наличия
горючего вещества и окислителя (кислорода воздуха), их определенной
температуры и агрегатного'состояния.
Пары нефтепродуктов окисляются
быстрее, жидкие - медленнее. Это связано с концентрацией окислителя
(кислорода) в парогазовой и жидкой фазах нефтепродуктов. В парогазовой фазе
кислорода значительно больше, чем у поверхности жидкой фазы и в жидкой фазе.[
18,с. 18]
Скорость распространения
пламени на поверхности зеркала бензина при обычных условиях 10-15 м /сек., в
факеле распыленного форсункой дизельного топлива - превышает 150 - 160м/сек,
скорость распространения пламени во взрывчатой смеси паров бензина с воздухом
достигает 1500 - 1800 м/сек. (10). При такой скорости распространения пламени
горение переходит во взрыв с
большой разрушительной силой. Давление в момент взрыва
превышает 1470 кПа (1,5 мПа), температура взрыва в пределах 1500 -1800 °С.
Скорость распространения взрывной волны более 1500 м/сек.
Скорость выгорания жидкости (бензина) в объёме - 20-ЗОсм/ч,
дизтоплива -18-20 см/ч.[18,с.18, 21]
ПДК бензина- 100 мг/м3, 4 класс
опасности по ГОСТ 12.1.007-76. Показатели огнеопасности и взрывоопасности
нефтепродуктов [ 1,с.54-55 ]
Вид
продукта
•
|
Температура
вспышки, "С |
Пределы
воспламенения |
Температура
самовоспламенения, °С |
Температура
воспламенения, °С |
концентрационные,
% об. |
НТПВ °С |
ВТПВ °С |
Бензины
(различных марок) |
-39
--29 |
0,65-8,04 |
-30 |
до 10 |
350 -
440 |
-34 |
Дизельное
топливо: Л 3 |
40-60
более 61 |
2,1-12 |
более
35 |
до 155 |
240-370 |
45-^65 |
За пределами температурной
зоны взрывоопасных концентраций, образующаяся смесь нефтепродуктов с воздухом
не всегда взрывоопасна, но всегда огнеопасна, способна вспыхивать от любого
источника открытого огня.
Бензины всех марок и некоторые виды
дизтоплива относятся к легковоспламеняющимся жидкостям (ЛВЖ), другие виды
дизтоплива - к горючим жидкостям (ПК).
К ЛВЖ относятся горючие
жидкости с температурой вспышки паров, не превышающей 61 °С в закрытом тигле.[
18,с.20]
К ГЖ относятся нефтепродукты,
температура вспышки паров которых выше 61°С в закрытом тигле.[18,с.20]
Загорание нефтепродуктов всегда
начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом.
Первоначальная вспышка паров
переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его
сгорания.
По сравнению с бензином дизельное
топливо испаряется значительно медленнее, однако взрыв смеси паров дизельного
топлива с воздухом не уступает силе взрыва паро-воздушной смеси бензина.
Примечание: [1,с.11,12,15]
[18,с.22,23]
Температурой вспышки называется наименьшая температура горючего вещества, при
которой в условиях специальных испытаний над его поверхностью образуются пары
или газы способные вспыхивать в воздухе от внешнего источника зажигания;
устойчивого горения вещества при этом не возникает.
Температурой воспламенения называется наименьшая температура горючего вещества, при
которой оно выделяет горючие пары или газы с такой скоро-
стью, что после воспламенения их от внешнего источника
зажигания вещество
устойчиво
горит.
Температурой самовоспламенения называется наименьшая температура горючего вещества, при
которой происходит резкое увеличение скорости экзотермической реакции,
приводящее к возникновению пламенного горения.
Температурными пределами
воспламенения паров в воздухе (нижний
температурный предел воспламенения - НТПВ; верхний температурный предел
воспламенения - ВТЙВ) называются такие температуры вещества, при которых его
насыщенные пары образуют концентрации, равные соответственно нижнему или
верхнему концентрационным пределам воспламенения.
Нижним пределом взрывоопасной
концентрации называется такая концентрация
паров нефтепродукта с воздухом, ниже которой смесь взрываться не будет.
Верхним пределом
взрывоопасной концентрации называется
такая концентрация паров нефтепродукта с воздухом, выше которой смесь
взрываться не будет.
Зона, лежащая в границах нижнего и
верхнего пределов взрывоопасных концентраций смеси паров нефтепродуктов с
воздухом, называется зоной взрываемости или пределом воспламенения.
1.1.1. Причины пожаров и
взрывов.[18, с. 37-52J
Открытый огонь, искры, разряды статического электричества,
грозовые разряды, самовоспламенение, самовозгорание, пирофорные отложения:
- открытый огонь: зажженная
спичка, лампа, брошенный окурок сигареты у хранилищ, у заправочной станции;
проведение ремонтных работ с источником открытого огня;
- искра: выполнение работ
стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного
электрооборудования, всякая другая искра независимо от природы её
происхождения;
- разряды
статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества;
плавающие на поверхности нефтепродуктов предметы могут накопить заряды
статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать
искровой разряд, который будет источником воспламенения смеси napde с
воздухом; грозовые разряды, молния (при неисправности конструкции
молние-защиты) могут вызвать пожары и взрывы;
- природные катаклизмы.
7
1.2. Основные правила безопасной эксплуатации АЭС.
1.2.1. В соответствии с ГОСТ
12.3.00275 безопасность производственного процесса обеспечивается выбором
режима работы технологического оборудования, выбором конструкции оборудования
и его размещения, профессиональным отбором и обучением работающих.
Производственный процесс приема,
хранения и отпуска нефтепродуктов на АЭС осуществляется По непрерывной схеме в
герметичном оборудовании, исключающем контакт работающих с нефтепродуктами.
Все резервуары с
нефтепродуктами расположены на площадке АЭС под землей. Электрооборудование
установлено во взрывозащищенном исполнении. Контроль и управление
технологическим процессом осуществляется частично в ручном режиме, частично
автоматически со щита управления операторной.
При наиболее опасных
нарушениях технологического режима предусмотрена сигнализация. АЭС оснащена
громко говорящей связью.
К работе на АЗС допускаются
лица, прошедшие необходимую подготовку, сдавшие экзамен на допуск к
самостоятельной работе.
В аварийных ситуациях
действовать согласно рабочей инструкции по охране труда и оперативной части
ПЛАСа.
В основу разработки
мероприятий по безопасному ведению процесса положены действующие нормы и
правила: ППБ79, НАОП 1.3.00-1.01-88 -ОПВХП 88, НАШ А.01.001-95 и др.
1.2.2 Основные мероприятия, обеспечивающие
безопасное ведение технологического процесса.
а) Поддерживать параметры
технологических процессов АЗС в пределах норм технологического режима
(температура, атмосферное давление, уровень налива нефтепродуктов в хранилища,
скорость налива).
б) Обеспечивать систематический
контроль давления, температуры, уровня нефтепродуктов в хранилищах, не допуская
отклонений от установленных норм.
в) Перед пуском в работу необходимо
проверить герметичность оборудования, арматуры, трубопроводов. При обнаружении
пропусков немедленно принимать меры к их устранению.
г) Все запорные устройства должны
содержаться в исправности и обеспечивать быстрое и надежное прекращение
поступления или выхода продукта.
д) Категорически запрещается
устранять пропуски на действующих трубопроводах, оборудовании без их
отключения и освобождения.
е) Для всего технологического
оборудования, где по условиям ведения технологического процесса возможно
скопление воды, устанавливается периодичность дренирования регламентом.
ж) Эксплуатировать
технически исправное оборудование с исправным заземлением.
8
з) Осуществлять постоянный контроль
состояния оборудования, трубопроводов, запорной арматуры с записью в
оперативном журнале.
и) Контролировать правильность
работы приборов измерения параметров технологического режима.
к) Отражать в вахтенном журнале
параметры технологического режима перекачивания и хранения нефтепродуктов с
помощью приборов КИПиА, контролировать качество нефтепродуктов.
л) Соблюдать противопожарный режим АЭС: [15, с 118]
территория должна быть спланирована таким образом, чтобы
исключить попадание разлитых нефтепродуктов за её пределы; автомобили,
ожидающие очереди для заправки должны находиться возле въезда на территорию
АЭС, вне зоны размещения резервуаров и колонок с нефтепродуктами;
запрещается курить, проводить ремонтные и другие работы,
связанные с применением открытого огня как в пределах АЭС, так и за её
пределами на расстоянии не менее 20 м;
на АЭС должны быть вывешены на видных местах плакаты, содержащие
перечень обязанностей водителей во время заправки автотранспорта, а
также инструкции о мерах пожарной безопасности; места заправки и слива
нефтепродуктов должны быть освещены в ночное время суток;
АЭС должна быть оснащена телефонной и громко говорящей
связью и другие требования "Правил пожарной безопасности в Украине",
м) Выполнять требования по безопасной эксплуатации АЭС согласно отраслевого
нормативного акта "Правила технической эксплуатации и охраны труда на
стационарных, контейнерных и передвижных АЗС". н) Контролировать состояние
воздушной среды на содержание взрывоопасных концентраций паров нефтепродуктов
в смотровых колодцах, о) Производить своевременную зачистку резервуаров от
пирофорных отложений.
п) Соблюдать чистоту на территории АЗС.
р) О производственных неполадках и принятых
мерах старший оператор сообщает начальнику АЗС.
ЬЗ.Сценарий возникновения и развития возможных аварий.
Анализ причин и условий возникновения и развитии аварий.
События, способные привести к
возникновению аварии (нарушение герметичности технологической системы, выход
опасного вещества в окружающее пространство) могут быть разделены на две
основные группы:
События 1-ой группы -
события, которые могут привести к нарушению нормального технологического режима
АЗС. Например: болезненное наркотическое состояние работника АЗС; износ
материалов, деталей оборудования, крепежа, прокладок, сальников и т.д.; выход
из строя средств защиты от статэ*
лектричества и вторичных проявлений молний; неисправность
дыхательного клапана.
События 2 -ой группы - аварийные
ситуации нарушения нормального технологического режима или состояния
оборудования, приводящие к тому, что герметичность технологической системы
может быть нарушена. Например: переполнение резервуаров, баков автотранспорта;
эксплуатация негерметичного насоса топливораздаточной колонки; включение в
работу негерметичных участков трубопровода; работы с искрящим инструментом и
т.д.
Эти события предшествуют
разгерметизации технологического оборудования (собственно аварии).
АВАРИЯ уровня А - авария, развитие
которой не выходит за пределы рассматриваемого технологического блока.
АВАРИЯ уровня Б - авария, развитие
которой выходит за пределы рассматриваемого технологического блока, но
ограничена территорией АЭС.
АВАРИЯ уровня В - авария, развитие
которой выходит за пределы, ограниченной территорией АЭС.
Сценарии возникновения и
развития возможных аварий приведены в карточках опасности оборудования (стр.
17-31 ).
Главная задача
обслуживающего персонала на первой стадии - предупредить аварию, т.е.
выявить опасное событие, идентифицировать причину и потенциальную опасность,
выполнить в необходимой последовательности в минимально возможные сроки
действия по переводу технологической системы в устойчивое и безопасное
состояние. При своевременных и правильных действиях обслуживающего персонала и
срабатывании систем защиты авария может быть предотвращена. Перевод системы в
безопасное состояние может осуществляться:
1). Без остановки технологического процесса:
-с использованием резерва;
-с ручным регулированием отдельных параметров
технологического процесса;
- с изменением производительности АЗС.
2). С остановкой технологического процесса :
- с остановкой отдельных функциональных блоков,
- полная остановка в нормальном или аварийном режиме. f На второй
стадии, при нарушении герметичности
системы, перед обслуживающим персоналом стоит двойная задача:
-Для уменьшения количества опасного
вещества в выбросе - оперативно отключить поврежденный участок (оборудование)
от системы и освободить его от технологической среды.
-Выполнить необходимые
действия по сохранению устойчивости системы (аналогично действиям на 1 -ой
стадии) с учетом нового состояния, при отключении части оборудования.
10
Дальнейшее развитие аварии в
зависимости от состава, количества и места аварии может идти таким образом:
1. При разгерметизации с выбросом жидкой фазы может
сопровождаться:
• возникновением пожара пролива
при наличии источника зажигания в непосредственной близости от места
разгерметизации;
• испарением жидкости и
образованием пожаровзрывоопасного облака с последующим продвижением его по
территории предприятия (АЭС), горением при встрече с источником зажигания,
взрывом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|