МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Разработка плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на АЗС

    Реферат: Разработка плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на АЗС

    1.АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВАРИЙ АЗС №3.

    г. Джанкой.

    1.1Характеристика видов опасностей, свойственных АЗС №3.

    На автозаправочной станции производится прием светлых нефтепродуктов из бензовозов в подземные резервуары. Заправка автотранспортной техники и выдача нефтепродуктов в мелкую тару осуществляется через топливораздаточ-ные колонки (ТРК) типа «Gilbarko».

    Условия хранения: в подземных резервуарах при нормальном атмосферном давлении и температуре не более +15°С.

    Условия эксплуатации АЗС: в холодное время года при температуре в среднем -10°С, в теплое время года - +30°С, максимально - +41°С.

    Количество подземных резервуаров: для бензина - 5шт. вместимостью по 25м3 каждая, для дизтоплива - 1шт. вместимостью 25м3. Количество топливо-раздаточных колонок - Зшт.

    Прием дизельного топлива и бензина в подземные резервуары производит­ся самотеком или насосом из бензовозов через сливные фильтры, установлен­ные на сливных трубопроводах.

    Заправка автомобильного транспорта топливом производится через топли-вораздаточные колонки оператором, управление заправкой осуществляется старшим оператором с пульта управления операторной.

    Наличие большого количества дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании создает опасность возникновения пожара, в случае утечки топли­ва и наличия источника воспламенения. При утечке топлива в технологические колодцы создается опасность образования взрывоопасных концентраций топ-ливно-воздушной смеси в технологических колодцах, что при наличии источ­ника инициирования взрыва может обусловить взрыв топливно-воздупщой сме­си в технологических колодцах и создать условия для дальнейшего развития аварии в подземных хранилищах.

    Не исключена вероятность аварии в резервуарах даже при наличии исправ­ной системы защиты от статического электричества и нормальной эксплуатации технически исправного оборудования. Вероятность возникновения в зоне резер­вуаров пожара или взрыва составляет 2,9х 10"4. [ 17, с. 71 ]

    При определенных условиях налива нефтепродуктов в ёмкости (при увели­чении скорости налива) заряды статического электричества накапливаются бы­стрее, чем отводятся через заземление, т.к. бензин и дизтошшво относятся к ди­электрикам с очень слабой проводимостью электрического тока. В таких случа­ях с увеличением уровня налива топлива в ёмкости напряжение статического электричества будет возрастать и может достигнуть такого значения, при кото­ром в момент приближения свободной поверхности топлива к стенкам заливной горловины (при наполнении емкости свыше 90% наполнения) вследствии раз­ности потенциалов произойдет искровой разряд, способный вызвать воспламе­нение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар. Так как давление в момент взрыва достигает 1470 кПа (1,5мПа), а температура взрыва колеблется в преде-


    лах 1500-1800°С может произойти разгерметизация сосуда. [18,с.21] Это в свою очередь обусловит доступ кислорода в разгерметизированный сосуд, развитие пожара или образование огненного шара, дальнейшее развитие аварии.

    При проведении операций наполнения и опорожнения резервуаров всегда существует вероятность образования в газовом пространстве над поверхностью жидкости смеси паров топлива с воздухом в области НКПВ и ВКПВ.

    Опасность возникновения аварии и аварийной ситуации может возникнуть при вскрытии резервуаров для подготовки к проведению ремонтных и техноло­гических работ и при проведении ремонтных работ в резервуарах. При этом особую опасность представляют собой пирофорные отложения железа, способ­ные к самовоспламенению в присутствии кислорода воздуха при обычной тем­пературе. Наиболее опасны пирофорные соединения в том случае, если они об­разовались под слоем нефтепродуктов. Быстрое освобождение емкости от неф­тепродуктов создает благоприятные условия для интенсивного взаимодействия этих отложений с кислородом паро-воздушной смеси. При этом пирофорные отложения могут разогреться до температуры 500-700 °С и послужить источни­ком воспламенения и загорания нефтепродуктов.[18,с.59] Для предотвращения аварийной ситуации или аварии, вызываемой пирофорными отложениями, не­обходимо проводить своевременную зачистку резервуаров. [18,с.60]

    Эксплуатация неисправного оборудования, заземления, средств защиты от проявлений молнии, несоблюдение графика ППР, отсутствие квалификации у обслуживающего персонала, не соблюдение на территории АЭС "Правил по­жарной безопасности на АЭС", применение неомедненного инструмента, метр-штока, способных вызвать искру - может привести к аварии.

    В зависимости от характера разгерметизации, погодных и других условий аварии могут развиваться в виде проливов, пожаров проливов, взрывов, огнен­ных шаров.

    Взрывы и пожары могут происходить при воспламенении паро-воздушной смеси как внутри емкостного оборудования, так и на открытой площадке. (Рай­он дыхательных клапанов - СМДК-50).

    Суть взрывов и пожаров - горение.

    Горение - это сложный химический процесс, основой которого является быстро протекающая химическая реакция окисления, сопровождающаяся выде­лением большого количества тепла и света.

    Скорость горения зависит от наличия горючего вещества и окислителя (ки­слорода воздуха), их определенной температуры и агрегатного'состояния.

    Пары нефтепродуктов окисляются быстрее, жидкие - медленнее. Это свя­зано с концентрацией окислителя (кислорода) в парогазовой и жидкой фазах нефтепродуктов. В парогазовой фазе кислорода значительно больше, чем у по­верхности жидкой фазы и в жидкой фазе.[ 18,с. 18]

    Скорость распространения пламени на поверхности зеркала бензина при обычных условиях 10-15 м /сек., в факеле распыленного форсункой дизельного топлива - превышает 150 - 160м/сек, скорость распространения пламени во взрывчатой смеси паров бензина с воздухом достигает 1500 - 1800 м/сек. (10). При такой скорости распространения пламени горение переходит во взрыв с


    большой разрушительной силой. Давление в момент взрыва превышает 1470 кПа (1,5 мПа), температура взрыва в пределах 1500 -1800 °С. Скорость распро­странения взрывной волны более 1500 м/сек.

    Скорость выгорания жидкости (бензина) в объёме - 20-ЗОсм/ч, дизтоплива -18-20 см/ч.[18,с.18, 21]

    ПДК бензина- 100 мг/м3, 4 класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76. Показатели огнеопасности и взрывоопасности нефтепродуктов  [ 1,с.54-55 ]

    Вид продукта

    Темпера­тура вспышки, "С Пределы воспламенения Темпера­тура самовоспла­менения, °С Темпе­ратура воспла­мене­ния, °С
    концен­траци­онные, % об. НТПВ °С ВТПВ °С
    Бензины (различных марок) -39 --29 0,65-8,04 -30 до 10 350 - 440 -34
    Дизельное топливо:    Л 3 40-60 более 61 2,1-12 более 35 до 155 240-370 45-^65

    За пределами температурной зоны взрывоопасных концентраций, обра­зующаяся смесь нефтепродуктов с воздухом не всегда взрывоопасна, но всегда огнеопасна, способна вспыхивать от любого источника открытого огня.

    Бензины всех марок и некоторые виды дизтоплива относятся к легковос­пламеняющимся жидкостям (ЛВЖ), другие виды дизтоплива - к горючим жид­костям (ПК).

    К ЛВЖ относятся горючие жидкости с температурой вспышки паров, не превышающей 61 °С в закрытом тигле.[ 18,с.20]

    К ГЖ относятся нефтепродукты, температура вспышки паров которых вы­ше 61°С в закрытом тигле.[18,с.20]

    Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом.

    Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродук­тов и создает условия для полного его сгорания.

    По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно мед­леннее, однако взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паро-воздушной смеси бензина.

    Примечание:        [1,с.11,12,15] [18,с.22,23]

    Температурой вспышки называется наименьшая температура горючего вещества, при которой в условиях специальных испытаний над его поверхно­стью образуются пары или газы способные вспыхивать в воздухе от внешнего источника зажигания; устойчивого горения вещества при этом не возникает.

    Температурой воспламенения называется наименьшая температура горю­чего вещества, при которой оно выделяет горючие пары или газы с такой скоро-


    стью, что после воспламенения их от внешнего источника зажигания вещество

    устойчиво горит.

    Температурой самовоспламенения называется наименьшая температура горючего вещества, при которой происходит резкое увеличение скорости экзо­термической реакции, приводящее к возникновению пламенного горения.

    Температурными пределами воспламенения паров в воздухе (нижний температурный предел воспламенения - НТПВ; верхний температурный предел воспламенения - ВТЙВ) называются такие температуры вещества, при которых его насыщенные пары образуют концентрации, равные соответственно нижнему или верхнему концентрационным пределам воспламенения.

    Нижним пределом взрывоопасной концентрации называется такая кон­центрация паров нефтепродукта с воздухом, ниже которой смесь взрываться не будет.

    Верхним пределом взрывоопасной концентрации называется такая кон­центрация паров нефтепродукта с воздухом, выше которой смесь взрываться не будет.

    Зона, лежащая в границах нижнего и верхнего пределов взрывоопасных концентраций смеси паров нефтепродуктов с воздухом, называется зоной взрываемости или пределом воспламенения.

    1.1.1. Причины пожаров и взрывов.[18, с. 37-52J

    Открытый огонь, искры, разряды статического электричества, грозовые разряды, самовоспламенение, самовозгорание, пирофорные отложения:

    -       открытый огонь: зажженная спичка, лампа, брошенный окурок сига­реты у хранилищ, у заправочной станции; проведение ремонтных ра­бот с источником открытого огня;

    -       искра: выполнение работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного электрооборудования, вся­кая другая искра независимо от природы её происхождения;

    -       разряды статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества; плавающие на поверхности нефтепро­дуктов предметы могут накопить заряды статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать искровой разряд, ко­торый будет источником воспламенения смеси napde с воздухом; грозовые разряды, молния (при неисправности конструкции молние-защиты) могут вызвать пожары и взрывы;

    -       природные катаклизмы.


    7

    1.2. Основные правила безопасной эксплуатации АЭС.

    1.2.1. В соответствии с ГОСТ 12.3.00275 безопасность производственного процесса обеспечивается выбором режима работы технологического оборудо­вания, выбором конструкции оборудования и его размещения, профессиональ­ным отбором и обучением работающих.

    Производственный процесс приема, хранения и отпуска нефтепродуктов на АЭС осуществляется По непрерывной схеме в герметичном оборудовании, ис­ключающем контакт работающих с нефтепродуктами.

    Все резервуары с нефтепродуктами расположены на площадке АЭС под землей. Электрооборудование установлено во взрывозащищенном исполнении. Контроль и управление технологическим процессом осуществляется частично в ручном режиме, частично автоматически со щита управления операторной.

    При наиболее опасных нарушениях технологического режима предусмот­рена сигнализация. АЭС оснащена громко говорящей связью.

    К работе на АЗС допускаются лица, прошедшие необходимую подготовку, сдавшие экзамен на допуск к самостоятельной работе.

    В аварийных ситуациях действовать согласно рабочей инструкции по охра­не труда и оперативной части ПЛАСа.

    В основу разработки мероприятий по безопасному ведению процесса по­ложены действующие нормы и правила: ППБ79, НАОП 1.3.00-1.01-88 -ОПВХП 88, НАШ А.01.001-95 и др.

    1.2.2 Основные мероприятия, обеспечивающие безопасное ведение техноло­гического процесса.

    а) Поддерживать параметры технологических процессов АЗС в пределах норм технологического режима (температура, атмосферное давление, уровень налива нефтепродуктов в хранилища, скорость налива).

    б) Обеспечивать систематический контроль давления, температуры, уровня нефтепродуктов в хранилищах, не допуская отклонений от установленных норм.

    в) Перед пуском в работу необходимо проверить герметичность оборудова­ния, арматуры, трубопроводов. При обнаружении пропусков немедленно при­нимать меры к их устранению.

    г) Все запорные устройства должны содержаться в исправности и обеспе­чивать быстрое и надежное прекращение поступления или выхода продукта.

    д) Категорически запрещается устранять пропуски на действующих трубо­проводах, оборудовании без их отключения и освобождения.

    е) Для всего технологического оборудования, где по условиям ведения тех­нологического процесса возможно скопление воды, устанавливается периодич­ность дренирования регламентом.

    ж) Эксплуатировать технически исправное оборудование с исправным за­землением.


    8

    з) Осуществлять постоянный контроль состояния оборудования, трубопро­водов, запорной арматуры с записью в оперативном журнале.

    и) Контролировать правильность работы приборов измерения параметров технологического режима.

    к) Отражать в вахтенном журнале параметры технологического режима пе­рекачивания и хранения нефтепродуктов с помощью приборов КИПиА, контро­лировать качество нефтепродуктов.

    л) Соблюдать противопожарный режим АЭС:   [15, с 118]

    территория должна быть спланирована таким образом, чтобы исклю­чить попадание разлитых нефтепродуктов за её пределы; автомобили, ожидающие очереди для заправки должны находиться возле въезда на территорию АЭС, вне зоны размещения резервуаров и колонок с нефтепродуктами;

    запрещается курить, проводить ремонтные и другие работы, связан­ные с применением открытого огня как в пределах АЭС, так и за её пределами на расстоянии не менее 20 м;

    на АЭС должны быть вывешены на видных местах плакаты, содер­жащие    перечень   обязанностей    водителей   во    время   заправки автотранспорта, а также инструкции о мерах пожарной безопасности; места заправки и слива нефтепродуктов должны быть освещены в ночное время суток;

    АЭС должна быть оснащена телефонной и громко говорящей связью и другие требования "Правил пожарной безопасности в Украине", м) Выполнять требования по безопасной эксплуатации АЭС согласно от­раслевого нормативного акта "Правила технической эксплуатации и ох­раны труда на стационарных, контейнерных и передвижных АЗС". н) Контролировать состояние воздушной среды на содержание взрывоопас­ных концентраций паров нефтепродуктов в смотровых колодцах, о) Производить своевременную зачистку резервуаров от пирофорных от­ложений.

    п) Соблюдать чистоту на территории АЗС.

    р) О производственных неполадках и принятых мерах старший оператор сообщает начальнику АЗС.

    ЬЗ.Сценарий возникновения и развития возможных аварий. Анализ причин и условий возникновения и развитии аварий.

    События, способные привести к возникновению аварии (нарушение герме­тичности технологической системы, выход опасного вещества в окружающее пространство) могут быть разделены на две основные группы:

    События 1-ой группы - события, которые могут привести к нарушению нормального технологического режима АЗС. Например: болезненное наркоти­ческое состояние работника АЗС; износ материалов, деталей оборудования, крепежа, прокладок, сальников и т.д.; выход из строя средств защиты от статэ*


    лектричества и вторичных проявлений молний; неисправность дыхательного клапана.

    События 2 -ой группы - аварийные ситуации нарушения нормального тех­нологического режима или состояния оборудования, приводящие к тому, что герметичность технологической системы может быть нарушена. Например: пе­реполнение резервуаров, баков автотранспорта; эксплуатация негерметичного насоса топливораздаточной колонки; включение в работу негерметичных участ­ков трубопровода; работы с искрящим инструментом и т.д.

    Эти события предшествуют разгерметизации технологического оборудова­ния (собственно аварии).

    АВАРИЯ уровня А - авария, развитие которой не выходит за пределы рас­сматриваемого технологического блока.

    АВАРИЯ уровня Б - авария, развитие которой выходит за пределы рассмат­риваемого технологического блока, но ограничена территорией АЭС.

    АВАРИЯ уровня В - авария, развитие которой выходит за пределы, ограни­ченной территорией АЭС.

    Сценарии возникновения и развития возможных аварий приведены в кар­точках опасности оборудования (стр. 17-31 ).

    Главная задача обслуживающего персонала на первой стадии - предупре­дить аварию, т.е. выявить опасное событие, идентифицировать причину и по­тенциальную опасность, выполнить в необходимой последовательности в ми­нимально возможные сроки действия по переводу технологической системы в устойчивое и безопасное состояние. При своевременных и правильных действи­ях обслуживающего персонала и срабатывании систем защиты авария может быть предотвращена. Перевод системы в безопасное состояние может осущест­вляться:

    1). Без остановки технологического процесса:

    -с использованием резерва;

    -с ручным регулированием отдельных параметров технологического про­цесса;

    - с изменением производительности АЗС.

    2). С остановкой технологического процесса :

    - с остановкой отдельных функциональных блоков,

    - полная остановка в нормальном или аварийном режиме. f На второй стадии, при нарушении герметичности системы, перед обслужи­вающим персоналом стоит двойная задача:

    -Для уменьшения количества опасного вещества в выбросе - оперативно отключить поврежденный участок (оборудование) от системы и освободить его от технологической среды.

    -Выполнить необходимые действия по сохранению устойчивости системы (аналогично действиям на 1 -ой стадии) с учетом нового состояния, при отклю­чении части оборудования.


    10

    Дальнейшее развитие аварии в зависимости от состава, количества и места аварии может идти таким образом:

    1. При разгерметизации с выбросом жидкой фазы может сопровождаться:

    •   возникновением пожара пролива при наличии источника зажига­ния в непосредственной близости от места разгерметизации;

    •   испарением жидкости и образованием пожаровзрывоопасного облака с последующим продвижением его по территории пред­приятия (АЭС), горением при встрече с источником зажигания, взрывом;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.