Реферат: Размещение промышленности в городе
Реферат: Размещение промышленности в городе
Новосибирская Государственная Архитектурно-художественная
Академия.
Кафедра архитектуры Промышленных зданий
и сельскохозяйственных сооружений.
Реферат
На тему:
Размещение промышленности в
городе.
Выполнил: ст 512 гр Начаров П.
Проверила: Федорова ЛФ
Новосибирск
2000.
Содержание.
Организация городских промышленных
районов_____________________3
Градостроительные категории городских промышленных
районов и система размещения промышленности в
городе ____________4
Состав городского промышленного района
_________________________7
Размеры городского промышленного района
________________________7
Планировка и застройка городских промышленных
районов __________9
Зонирование промышленного района ___________
___________ ______11
Промышленный район в структуре города
_______________ _________12
Транспорт для обслуживания внешних и
внутрирайонных перевозок __14
Железнодорожный
транспорт________________________________________ 15
Автомобильный
транспорт___________________________________________16
Непрерывный
транспорт ____________________________________________ 16
Санитарная классификация предприятий
и производств, санитарно защитные
зоны_________________________ 17
Технико-экономические показатели проекта
планировки городского промышленного района
____________________21
Список литературы
_______________________________________________________25
Организация городских промышленных районов.
Промышленные предприятия и связанные с ними объекты
независимо от ведомственной принадлежности размещаются в городских
промышленных районах – обособленных планировочных образованьях, входящих в
состав промышленной зоны города.
Концентрированное расположение промышленных предприятий в
промышленных районах обеспечивает экономию городской территории, улучшение
санитарно- гигиенических условий в городах, создает определенные
удобства в обслуживании предприятий общими вспомогательными ,производствами,
транспортными, коммунальными и энергетическими объектами и системами и снижает
затраты на сооружение этих объектов и систем.
Научно технический прогресс обусловливает возникновение.
и дальнейший рост научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро с
опытными, производствами, учебных заведений разных ступеней. по подготовке и
переподготовке кадров на базе производства, а также других учреждений,
связанных с научно-техническим обслуживанием промышленности. Все эти объекты
размещаются как в городских промышленных районах, так и автономно, формируя
специализированные научно-производственные комплексы. Наряду с этим, отдельные
научно-исследовательские объекты с опытными производствами, не выделяющими
производственных вредностей, комплексы научных учреждений гуманитарного
направления, а также другие места труда, не связанные с неблагоприятными в
санитарно-гигиеническом отношении производствами, целесообразно размещать в
пределах селитебных зон городов, создавая производственно-селитебные
образования, которые получают все большее распространение. В них территориально
объединены предприятия (не выделяющие производственных вредностей; имеющие
объем грузооборота, не требующего применения железнодорожного транспорта;
отличающиеся высокой трудозанятостью и не нуждающиеся в защите от
производственного воздействия других объектов) и жилые районы с местами отдыха.
Производственно-селитебные районы обеспечивают наибольшие удобства для
населения.
Важнейшим условием формирования
городских промышленных районов является объединение предприятий в группы
(промышленные узлы). Это выполняется в зависимости от производственно-технологических
экономических и градостроительных условий. К последним относится достижение
рационального размещения промышленных площадок с учетом общей городской
планировочной структуры и транспортного обеспечения грузовых и пассажирских
перевозок, а также обеспечения площадок водой, энергией и сооружениями по
удалению и очистке промышленных сточных вод. На территории промышленного района
размещают одну или несколько групп предприятий,
Градостроительные
категории городских промышленных районов и система размещения промышленности в
городе.
В
зависимости от санитарной классификации производства и величины грузооборота
промышленных предприятий делятся на три категории:
1.
Районы удаленные от селитебной территории. Предназначаются для размещения предприятий, относимых по
санитарной классификации производств к 1 и 2 классам, независимо от величины
грузооборота предприятий, а также для групп предприятий, которые могут
создавать большие концентрации различных производственных вредностей и
оказывать особо неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические
условия жизни населения.
2.
Районы, расположенные около границ селитебной территории.
Предназначаются для размещения предприятий, относимых по санитарной
классификации производств к 3 и Ч классу, независимо от величины
грузооборота, а так же предприятий 5 класса и предприятий, не выделяющих
производственных вредностей, но требующих устройства железнодорожных подъездных
путей.
3.
Районы расположенные в предела селитебной территории. Предназначаются
для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, а также
предприятий, относимых к 5 классу, по санитарной классификации с не
пожароопасными и невзрывоопасными процессами производства, не создающих
шума и других отрицательных воздействий сверх нормативного уровня, не требующих
устройства железнодорожных подъездных путей и имеющих объем
грузооборота, осваиваемого автомобильным транспортом с интенсивностью движения
не более 4х автомобилей в сутки в одном направлении.
При размещении в городах крупных комплексов предприятий
тяжелой индустрии, например металлургической или химической промышленности,
обычно создается ряд специализированных промышленных районов, в том числе для
этих комплексов и отдельно для предприятий легкой и пищевой, а также
обслуживающей город промышленности и для других городских производственных
объектов.
Для уменьшения суммарного влияния производственных
вредностей при размещении промышленности и формировании промышленных районов с
групповым размещением предприятий рекомендуются следующие планировочные приемы:
1) раздельное размещение (в разных частях города) групп
предприятий или целых промышленных районов, предприятия которых имеют
значительные производственные вредности;
2) последовательное многорядное (в виде панелей)
размещение, как правило, параллельно селитебной территории по принципу
уменьшения производственной вредности предприятия по мере приближения к ней.
При размещении промышленных предприятий и
промышленных районов в городе необходимо максимально, но в соответствии с
санитарной классификацией предприятий и производств и транспортными условиями
приближать их к местам расселения трудящихся. Это может быть успешно рёшено
только при устранении производственных вредностей на предприятиях путем
внедрения новой, более совершенной технологии оборудования, новых видов энергии
и топлива, герметизации оборудования, максимального улавливания
производственных вредностей в результате применения более эффективных средств
очистки и последующей утилизации вредных веществ и отходов.
При размещении промышленности в городе важное
значение имеют, устранение производственных вредностей и полная утилизация
твердых отходов производства. Участки для отвалов, отходов, шлакона- копителей
или отбросов производства с учетом их обязательной переработки или утилизации
следует располагать на землях, непригодных для сельскохозяйственного
использования, за пределами площадок предприятий и селитебной зоны городов и
охранных зон источников водоснабжения по согласованию с органами
Государственного санитарного надзора и органами по использованию и охране
водных ресурсов с соблюдением соответствующих норм и правил безопасности.
При разработке системы размещения промышленных районов в
новом городе наиболее удачным приемом считается параллельное размещение
промышленной и селитебной зон. Помимо четкости функциональной организации
территории города этот прием создает лучшие возможности для последующего
свободного развития промышленных районов и селитебных территорий.
В новых городах промышленного профиля
научно-производственные районы и научно-технические центры могут размещаться:
1. по параллельной линейной схеме между
промышленной и селитебной зонами города;
2. между селитебной зоной и зоной отдыха;
3. непосредственно в промышленном районе между отдельными
группами предприятий;
4. вблизи или в составе общественного центра города.
Состав городского промышленного района.
На территории городского промышленного района
размещаются:
промышленные предприятия, теплоэлектроцентрали, крупные
электроподстанции, линии электропередачи, газопроводы, нефтепроводы и другие
промышленные продуктопроводы местного значения, крупные гаражи и автобазы и
др., научно-исследовательские институты и конструкторские бюро с опытными производствами,
учебные центры по подготовке и переподготовке кадров на базе производства и
другие объекты, связанные с научно-техническим обслуживанием предприятий;
подъездные железнодорожные пути и станции; автомобильные дороги, обеспечивающие
внутренние и внешние транспортные связи; грузовые причалы, пристани и другие
транспортные объекты и сооружения; инженерные сооружения и сети, технические
полосы и эстакады для производственно-технологических коммуникаций; учреждения
и предприятия обслуживания, работающих в данном промышленном районе.
В состав городских промышленных районов, кроме того,
входят резервные территории для расширения действующих предприятий, а также для
размещения новых объектов промышленного строительства, санитарно-защитные зоны,
зеленые насаждения, общественные центры, предзаводские зоны, включающие
предзаводские площади и входные узлы предприятий.
Линии электропередачи, входящие в общие энергетические
системы, а также трассы магистрального трубопроводного транспорта
общегосударственного значения размещать на территории городских промышленных
районов не разрешается.
Размеры городского промышленного района определяются в зависимости от следующих условий:
1) группового размещения взаимосвязанных предприятий с
максимальным сближением смежных производств, обеспечивающего
производетвенно-технологические требования и развитое кооперирование,
сокращение протяженности инженерных коммуникаций и транспортных связей;
2) удобного расселения трудящихся с учетом трудозанятости
предприятий и других объектов, входящих в его состав;
3) обеспечения транспортного обслуживания (пассажирские и
грузовые перевозки);
4) санитарной классификации предприятий и производств и
степени концентрации выделяемых производственных вредностей предприятиями,
располагаемыми в районе.
Одним из основных требований является наиболее
рациональное и экономичное использование городской территории, поэтому размеры
городских промышленных районов должны во всех случаях приниматься минимально
необходимыми, с наименьшими расстояниями между предприятиями, с учетом наиболее
высокой плотности их застройки, без излишних резервных площадей, с учетом
блокирования производственных зданий. На размер районов влияет также
необходимость создания в последующем сопутствующих производств.
Промышленные районы, располагаемые в пределах селитебной
территории и создаваемые из предприятий, не выделяющих производственных
вредностей, в целях максимального приближеиия мест труда к местам жительства,
как правило, имеют размеры в пределах 30 – 60 га, а численность трудящихся в
них достигает 6 – 10 тыс. чел. В отделвных случаях для некоторых предприятий
легкой или пищевой промышленности размеры промышленных районов могут достигать
120 – 140 га и более. Наибольшие размеры промышленных районов, располагаемых в
пределах селитебной территории, не должны превышать 400 га. Это обеспечивает
удобные пешеходные и транспортные связи в пределах 30-минутной доступности.
Размеры городских промышленных районов, предназначенных
для более крупных предприятий и их групп, особенно предприятий тяжелой
промышленности, составляют до 1000 – 1200 га при территории собственно площадок
предприятий 600 – 700 га. Такие районы обычно располагаются на границе с
селитебной территорией.
Для промышленных районов,
удаленных от селитебной территории, ограничения в территориальных размерах не
так существенны. Так например
промышленные районы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
занимают территории 2000 – 2400 га и более.
При
определении территориальных размеров городских промышленных районов следует
учитывать, что в районах площадью более 1000 га возникают трудности, связанные
с доставкой трудящихся к месту работы. Поэтому размер промышленного района в
значительной степени должен определяться в зависимости от общей численности трудящихся,
занятых на всех предприятиях, входящих в его состав.
Требуемый
размер территории промышленного района определяется по формуле:
где S- общая площадь района, га; Sр1 – суммарная площадь территории промышленных предприятий,
га; Sр2 – суммарная площадь других объектов (энергетических,
транспортных, научных и др.), располагаемых в районе, га; Sр3 -суммарная
площадь резервных территорий для развития предприятий, размещения сопутствующих
производств и др., га; k – коэффициент
занятости территории, равный 0,55 – 0,65.
Планировка и застройка городских промышленных районов должны обеспечивать:
1. Функциональное зонирование его территории по видам
использования с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и
противопожарных требований, величины грузооборота и видов транспорта,
очередности строительства;
2. Наиболее рациональные производственные, транспортные и
инженерные связи между отдельными предприятиями и селитебной зоной города;
3. Производственную специализацию предприятий и возможность
размещения сопутствующих производств или предприятий;
4. Рациональное использование территории района и
отдельных промышленных площадок с наиболее высокими технико-экономическими
показателями;
5. Планировочную и транспортную связь (не менее чем по двум
магистралям) с селитебной зоной, а также с другими промышленными районами
города;
6. Рациональное инженерное оборудование, благоустройство и
озеленение территории района;
7. Возможность осуществления строительства и ввода
предприятий в' эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями;
8. Возможность последующего расширения и реконструкции
действующих предприятий и связанных с ними объектов прежде всего за счет
преимущественного использования свободных участков на промышленных площадках,
обновления зданий, повышения этажности и блокировки зданий;
9. Организацию единой системы культурно-бытового
обслуживания трудящихся, занятых на предприятиях и объектах, входящих в данный
район или группу предприятий;
10. Внедрение прогрессивных объемно-планировочных
решений, способствующих повышению архитектурно-художественных и
эксплуатационных качеств производственных зданий и сооружений;
11.
Созидание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих
районов города .
На
рис2 показана планировка городского промышленного района.
.
Главным условием при решении планировочной
структуры городского промышленного района является предварительная планировка
его территории, устанавливающая основы планировочной организации, последующего
планомерного размещения промышленных предприятий и других производственных
объектов с учетом территориального их объединения в группы и возможности
всестороннего кооперирования.
Зонирование промышленного
района.
В планировочной структуре промышленного района выделяют
зоны: производственную; санитарно-защитную; энергетических объектов;
транспортных и складских объектов; объектов культурно-бытового и
научно-технического обслуживания, различных учебных заведений на базе
производства и других учреждений, имеющих обще- районное значение.
Ориентировочные показатели удельного веса отдельных
элементов в общей территории промышленного района (в %):
При реконструкции и развитии сложившихся городских
промышленных районов - их планировка проводится с учетом действующих
предприятий и в значительной степени носит характер совершенствования и
упорядочения сложившейся планировки и застройки.
Промышленный
район в структуре города.
Планировочная связь промышленных районов с прилегающими
городскими территориями зависит от положения промышленных районов в структуре
города. Особенно полной и органичной эта связь должна быть для промышленных
районов и предприятий, расположенных в пределах селитебных территорий или в
непосредственной близости от них. В этих случаях сеть улиц и проездов
является в значительной степени единой для обслуживания. промышленности и
селитьбы. В объемно-пространственном отношении промышленно-производственная
застройка (этажность, объемно-планировочные параметры, характер архитектуры),
ориентированная на основные городские магистрали, вместе с объектами жилищного
и гражданского строительства должна активно участвовать в формировании
архитектурных ансамблей.
Планировочная связь с городом промышленных районов,
удаленных от селитебной территории, сводится к размещению магистралей, ведущих
от промышленного района к другим районам города.
Основными структурными элементами планировки городского
промышленного района являются панели, предназначенные для размещения, как
правило, одного ряда предприятий, и блоки, на которые панели разделяются
внутрирайонными проездами рис. З.
Ниже приводятся приемы размещения , предприятий:
·
ленточное одно-панельное – применяется для
предприятий и объектов одного или близких классов по санитарной классификации
производств;
·
последовательное много панельное применяется при
размещении предприятий различных классов по санитарной классификации
производств. При этом предприятия, относящиеся к I, II, III классу,
размещаются в панели, более удаленной от селитебной зоны; предприятия и
объекты IV и V класса – последовательно в панелях, более близких к
селитебной зоне.
Данный прием является наиболее распространенным, так как
позволяет более эффективно использовать территорию.
Страницы: 1, 2
|