Реферат: Безопасность жизнедеятельности
Реферат: Безопасность жизнедеятельности
Министерство
образования РФ
ТГТУ
Кафедра БЖЭ
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к курсовой работе
по дисциплине
« Безопасность жизнедеятельности »
по теме
«Обеспечение
безопасности жизнедеятельности работников в помещении с техническими
средствами ИСЭ»
Автор работы _____________ .11.99 г. О. В.
Болотова
подпись и дата
Направление 522300
Специальность 071900 «Информационные системы в экономике»
Группа ИСЭ – 52
Руководитель работы _____________ .11.99 г.
Аксеонов Б.С.
подпись и дата
Работа защищена _____________ оценка ________________
дата
Преподаватель работы ________________________________
подпись
г. Тверь, 1999
МО РФ
ТГТУ
Кафедра БЖЭ
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Болотова
О.В. группа ИСЭ – 52
1.
Тема «Обеспечение безопасности
жизнедеятельности работников в помещении с техническими средствами ИСЭ».
2.
Срок предоставления работы «31»
ноября 1999 г.
3.
Исходные данные по варианту № 2
.
4.
Содержание пояснительной записки
курсовой работы.
4.1.
Идентификация возможных
поражающих, опасных и
вредных факторов в помещении и вне его.
4.2.
Выбор методов и средств
обеспечения безопасности жизнедеятельности в помещении.
4.3.
Расчетно-конструктивные решения по
основным СКЗ (освещение, кондиционирование и прогнозирование возможной
радиационной обстановки при аварии на КАЭС) работников помещения при
нормальном и аварийном режимах работы.
4.4.
Основные мероприятия по
электробезопасности, охране окружающей среды, предупреждению аварий и пожаров в
помещении и ликвидации последствий ЧС.
5.
Перечень графического материала,
размещение светильников, питающих щитков, кондиционеров, принятая схема
воздухообмена и схема возможных зон РЗ и ВП при аварии на КАЭС.
Руководитель
работы _____________ .11.99
г. Аксеонов Б.С.
подпись и дата
Задание принял к исполнению __________
«12» 09 1999 г.
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................... 4
Аналитико-расчетная
часть............................................................................... 5
1. Идентификация возможных
поражающих, опасных и вредных факторов в помещении и вне его............................................................................................... 5
2. Выбор методов и средств
обеспечения БЖД работников в помещении......... 8
4. Расчетно-конструктивные
решения по основным СКЗ работников помещения при нормальном и аварийном
режимах работы................................................. 10
3.1. Проектирование установки
искусственного (рабочего и аварийного) освещения для помещения................................................................................. 10
3.2. Проектирование местной
системы кондиционирования воздуха для помещения на автономных кондиционерах...................................................... 13
3.3. Прогнозирование
возможной радиационной обстановки при авариях на КАЭС.................................................................................................................. 15
4. Основные мероприятия по электробезопасности,
охране ОС, предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидации
последствий ЧС........................ 19
4.1. Технические способы и
средства, организационные и технические мероприятия по обеспечению
электробезопасности при эксплуатации технических средств ИСЭ..................................................................................... 19
4.2. Общие мероприятия по
охране окружающей среды на объекте экономики............................................................................................................................. 20
4.3. Мероприятия по
предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидация последствий ЧС.............................................................................. 21
Заключение......................................................................................................... 23
Библиографический
список............................................................................. 24
Приложения........................................................................................................ 25
|
|
|
|
|
|
Курсовая работа
|
|
|
|
|
|
Изм
|
Лист
|
№
докум
|
Подп.
|
Дата
|
Разраб.
|
Болотова О.В. |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
Лит.
|
Лист
|
Листов
|
Пров.
|
Аксеонов
Б.С. |
|
|
|
У
|
|
3 |
28 |
|
|
|
|
ТГТУ
ИСЭ-52
|
Н.контр.
|
|
|
|
Утв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Повышенное внимание к проблеме БЖД во
всех средах обитания объясняется целым рядом факторов. Одним из основных
направлений обеспечения безопасности человека, помимо экологических аспектов
и резкого роста вероятности несчастных случаев в быту, остается профилактика
производственного травматизма. Важнейшими причинами, определяющими
необходимость совершенствования сложившейся системы обеспечения БЖД на
производстве, являются изменение содержания труда и условий его выполнения,
что, в свою очередь сказывается на характере производственного травматизма.
В эпоху НТП в
трудовой деятельности все большее значение приобретают психологические
характеристики человека, а сам труд все чаще превращается в преимущественно
умственный труд. Среди различных видов профессиональной деятельности растет
значение операторских специальностей, для которых характерным является
взаимодействие человека не с непосредственными характеристиками управляемых
объектов, а с их информационными моделями. Эффективность труда прежде всего
определяется точностью восприятия информации, скоростью ее переработки и
правильностью принимаемых решений, а не физическими возможностями работника.
Повышение требований к психологическим качествам специалиста, высокая
ответственность за принимаемые решения, особенно в условиях дефицита времени
или недостатка информации является причиной профессионального стресса, при
котором нарушается адекватность реакции человека, ухудшается качество его
деятельности, снижается уровень здоровья и растет производственный
травматизм.
Изучением этих проблем занимается БЖД
– наука о комфортной и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Ее основными задачами является сохранение работоспособности и здоровья
человека, выборе параметров состояния среды обитания и применении мер защиты
от негативных факторов естественного и антропогенного происхождения.
|
|
|
|
|
|
Курсовая работа
|
|
|
|
|
|
Изм
|
Лист
|
№
докум
|
Подп.
|
Дата
|
Разраб.
|
Болотова О. В. |
|
|
Введение
|
Лит.
|
Лист
|
Листов
|
Пров.
|
Аксеонов
Б.С. |
|
|
|
У
|
|
4 |
28 |
|
|
|
|
ТГТУ
ИСЭ-52
|
Н.контр.
|
|
|
|
Утв.
|
|
|
|
Аналитико-расчетная часть
1.
Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в
помещении и вне его
В основе возникновения негативных
воздействий на человека лежит неравновесное состояние материального мира и
прежде всего различия энергетических характеристик его компонентов, в уровнях
тепловой, кинетической, электромагнитной и других видов энергии. Появление и
развитие человеческого общества привело к формированию и расширению нового
класса негативных воздействий – антропогенных негативных факторов. Деление НФ
на естественные и антропогенные – это классификация факторов по
происхождению.
С трудовой деятельностью человека
связана особая группа психофизиологических факторов, создающих высокие уровни
физических и нервно - психических нагрузок и обусловленную ими тяжесть и
напряженность труда.
Государственными стандартами
предусмотрена следующая классификация опасных и вредных производственных
факторов:
Опасные и вредные производственные
факторы подразделяются по природе действия следующие группы:
I.
физические;
II.
химические;
III.
биологические;
IV.
психофизиологические.
I.
Физические опасные вредные
производственные факторы подразделяются на следующие:
¨ движущиеся машины и механизмы; подвижные части
производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки,
материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы;
¨ повышенная запыленность и загазованность воздуха
рабочей зоны;
¨ повышенная или пониженная температура воздуха
рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте;
¨ повышенный уровень вибрации;
¨ повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
¨ повышенный уровень ультразвука;
¨ повышенной или пониженное барометрическое давление в
рабочей зоне и его резкое изменение;
¨ повышенная или пониженная влажность воздуха;
¨ повышенная или пониженная ионизация воздуха;
¨ повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей
зоне;
¨ повышенной значение напряжения в электрической цепи,
замыкание которой может произойти через тело человека;
¨ повышенный уровень статического электричества;
¨ повышенный уровень электромагнитных излучений;
¨ повышенная напряженность электрического поля;
¨ повышенная напряженность магнитного поля;
¨ отсутствие или недостаток естественного света;
|
|
|
|
|
|
Курсовая работа
|
|
|
|
|
|
Изм
|
Лист
|
№
докум
|
Подп.
|
Дата
|
Разраб.
|
Болотова О. В. |
|
|
Аналитико-расчетная часть
|
Лит.
|
Лист
|
Листов
|
Пров.
|
Аксеонов
Б.С. |
|
|
|
У
|
|
5 |
28 |
|
|
|
|
ТГТУ
ИСЭ-52
|
Н.контр.
|
|
|
|
Утв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
¨ недостаточная освещенность рабочей зоны;
¨ повышенная яркость света;
¨ пониженная контрастность;прямая и отраженная
блескость;
¨ повышенная пульсация светового потока;
¨ повышенный уровень
ультрафиолетовой радиации;
¨ повышенный уровень инфракрасной радиации;
¨ острые кромки, заусенцы и шероховатость на
поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
¨ расположение рабочего места на значительной высоте
относительно поверхности земли(пола);
¨ невесомость.
¨ Химические опасные и вредные производственные
факторы подразделяются:
¨ по характеру воздействия на организм человека на:
¨ токсические;
¨ раздражающие;
¨ сенсибилизирующие;
¨ канцерогенные;
¨ мутагенные;
¨ влияющие на репродуктивные функции;
¨ по пути проникновения в организм человека через:
¨ органы дыхания;
¨ желудочно-кишечный тракт;
- кожные покровы и слизистые оболочки.
II. Биологические опасные и вредные производственные факторы включают
следующие биологические объекты:
¨ патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы,
риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности;
¨ микроорганизмы (растения и животные);
III. Психологические опасные и вредные производственные факторы по
характеру действия подразделяются на следующие:
¨ физические перегрузки подразделяются на:
- статические;
- динамические.
¨ нервно-психические перегрузки подразделяются на:
- умственное перенапряжение;
- перенапряжение анализаторов;
- монотонность труда;
- эмоциональные перегрузки.
Один и тот же опасный и вредный
производственный фактор по природе своего действия может относиться
одновременно к различным группам, перечисленным выше.
Работа с вычислительной техникой по вредности
относится к безопасным (риск смерти на человека в год составляет менее
0.0001). Тяжесть труда у операторов ВТ также минимальна, так как уровень
психической нагрузки по этому роду деятельности предусматривает энергозатраты
2000...2400 ккал в сутки. Условия труда оператора принадлежат к классу I
(оптимальные), так как отклонения параметров микроклимата от гигиенических
нормативов в данном случае минимальны.
Однако оператор при работе с ВТ
подвергается воздействию комплекса неблагоприятных факторов, обусловленных
характером производственного процесса УТ:
¨ повышенная интенсивность работы и ее монотонность;
¨ специфический характер зрительной работы;
|
|
|
|
|
|
|
Лист
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2
|