МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Мусульманская община в Северной Европе

    Мусульманские организации обращались с просьбой к датскому правительству поддержать создание демократически избранного совета, представляющего интересы мусульманских общин страны. В качестве основного аргумента было высказано, что создание Совета мусульман Дании будет препятствовать распространению радикализма и ксенофобии в стране. Однако эта инициатива не нашла отклика со стороны правительства.

    Министр внутренних дел Дании предложил выслать из страны тех переселенцев, которые въехали в страну незаконно. Обсуждение проблемы мигрантов–мусульман, отодвинуло на второй план политические дебаты по поводу вступления Дании в единую евровалютную систему в 2000 г. Член Европарламента М. Камр заявил, что "эти презренные заставляют своих дочерей и жен покрывать голову платком, переполненные религиозным фанатизмом, они направляют самолеты на здание Всемирного Торгового Центра". Премьер-министр Дании Расмусен считает, что его жесткие меры по отношению к иммигрантам должны быть взяты на вооружение и другими европейскими лидерами. Расмусену также во многом приходится "выполнять программу" крайне правой Народной партии, за которую в прошлом году проголосовало 12% избирателей.

    Лидер партии не рекомендует европейцам брать пример со Швеции, которая решила превратить Стокгольм в "скандинавский Бейрут". Министр по делам беженцев, иммиграции и интеграции Дании Бертель Хорде призвал разработать "новое, прозападное течение ислама". "В случае если мусульмане предпочтут придерживаться тех догм шариата, которые идут вразрез с демократическими нормами, они могут столкнуться в Дании с некоторыми проблемами", – отметил министр. Он также подчеркнул, что "не стоит слепо следовать религиозным традициям. Что-то необходимо менять". Послание с подобными предложениями Бертель Хордер направил ведущим представителям мусульманской общины Дании, в том числе имаму Копенгагена Фатиху Алеву. Последний уже заявил, что, по его мнению, датский министр находится на "неверном пути", т.к. ислам – целостная система, ниспосланная всевышним, которую невозможно подогнать в угоду тем или иным интересам.

    Правительство предприняло целый ряд вынужденных мер, направленных на ускорение процесса интеграции мусульман, с одной стороны, и на ограничение их притока в страну, с другой. Среди них получение вида на жительство, уменьшение социальной помощи мигрантам, ужесточение законов о "воссоединении семей". Эти меры привели к тому, что мигранты-мусульмане стали рассматриваться как явление крайне негативное и даже опасное.

    В 80–90-х годах политические партии стали активно использовать антииммигрантские лозунги в политической борьбе. Особенно протестные настроения избирателей использовали Датская народная партия и правая Партия прогресса. Члены этих партий обрушились с резкой критикой на мигрантов-мусульман, обвиняя их в подрыве западных ценностей и распространения насилия. Негативное отношение к мусульманам заметно усилилось в первые месяцы после 11 сентября 2001 г. В это же время предвыборная кампания в Дании вступила в заключительную фазу. С сентября по декабрь 2001 г. было зарегистрировано 52 преступления, совершенных на расовой почве (поджоги, избиения). В 2002–2003 гг. эти показатели были еще выше. Датская народная партия, построив предвыборную программу на антииммигрантских лозунгах, на выборах 2001 г. получила 15% голосов избирателей. ДНП не только опубликовала списки 5 тыс. человек, получивших гражданство Королевства Дании в 2001 г., но и использовала в предвыборной агитации плакат с изображением молодой скандинавки с надписью "Когда она выйдет на пенсию, в Дании будет мусульманское большинство". В 2003 г. 12 членам этих партий были предъявлены обвинения за использование антимусульманской риторики. В декабре 2003 г. Верховный суд Дании приговорил Питера Бухля (члена Партии прогресса) к условному тюремному заключению за расистские и антимусульманские высказывания. Он был признан виновным в публикации оскорбительных для мусульманского меньшинства материалов на своем интернет-сайте, вплоть до предложения поместить всех мусульман в специально отведенные концентрационные лагеря или депортировать их на родину. Верховный суд Дании признал, что статус политика не дает право на расистские заявления.

    Исследования показали, что дискриминация на религиозной почве является основной проблемой, с которой сталкиваются мигранты при устройстве на работу. В апреле 2004 г. был обнародован доклад, в котором говорится, что население, пользуясь услугами тех или иных организаций, предпочитает датчан, нежели мусульман-мигрантов. В стране отсутствуют мусульманские кладбища. В Дании нет ни одной специально построенной для религиозных нужд мечети.

    Студенты и преподаватели имеют право на ношение "хиджаба" в школах и университетах. В 2000 г. Верховный суд страны признал незаконными действия администрации супермаркета, отказавшейся принять на работу женщину-мусульманку из-за того, что она носила платок. В 2003 г. подобный случай произошел в другом супермаркете, (из-за ношения платка была уволена женщина-мусульманка), однако суд признал действия администрации законными, т.к. в трудовом контракте имелись пункты, запрещающие ношение религиозных атрибутов. В 1997 г. в Дании был открыт Центр христианско-мусульманского диалога. Стали создаваться студенческие ассоциации, как заявил один из руководителей, что цель таких организаций – не обратить датчан в ислам, а информировать и отвечать на их вопросы, связанные с исламской религией.

    События в Дании, связанные с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, не носят единичный характер. Дания является одной из европейских стран, в которых произошли мусульманские демонстрации протеста. Даже в этой скандинавской стране они имели место и ранее. Так, например, Исламская академия Дании обратилась в органы юстиции страны с просьбой рассмотреть вопрос о богохульстве, содержащемся в фильме "Покорность" голландского режиссера Тео Ван Гога, демонстрируемом двумя телевизионными каналами страны. Мусульмане требовали запретить дальнейшую демонстрацию фильма, т.к. он создает неблагоприятный климат в обществе. Между тем ультраправые партии Дании призывают отменить содержащееся в настоящее время в датском законодательстве положение о запрете богохульства под предлогом, что оно не использовалось на протяжении последних 30 лет. Осенью 2005 г. послы мусульманских стран потребовали от Дании запретить использование образа пророка Мухаммеда в газетных карикатурах. Письмо с таким требованием было направлено премьер-министру Дании Андресу Фогу Расмуссену. Представители десяти мусульманских стран, среди которых Иран, Пакистан, Индонезия, Босния и Герцеговина, обвиняют издательство датской газеты "Юландс Постен" в изображении пророка Мухаммеда как типичного исламского фундаменталиста. На улицы Копенгагена вышли тысячи мусульман. Газеты сравнили эти протесты с демонстрациями против "Сатанинских стихов" С. Рушди. В конце сентября газета опубликовала работы двенадцати ведущих датских карикатуристов, изображающие пророка Мухаммеда. Например, на одном рисунке Мухаммед изображен в тюрбане в виде атомной бомбы. Газета отказалась публиковать извинения, ссылаясь на свободу слова. Представители мусульманских организаций в Дании обратились к премьер-министру с жалобой на информационные агентства, в которых, по их мнению, негативно освещается сама исламская религия. По законам ислама запрещено всякое изображение пророка Мухаммеда. Тогда Расмуссен заявил, что в Дании действует свобода слова, и он не вправе приказывать изданиям, что можно публиковать и что нельзя. Датчане окружили здание Союза правоверных мусульман в Копенгагене. Их действия стали ответом на публикацию в ряде мусульманских изданий серии эпиграмм на Христа и Богоматерь и дали Союзу мусульман 48 часов на официальные извинения за публикацию этих эпиграмм. Группировки "Комитет датского единства" и "Бригады мучеников Марии Вальдхорн" распространили совместное заявление с угрозами совершать нападения на всех мусульман, которые окажутся в Скандинавии. Кроме того, представители этих организаций пообещали атаковать мечети, потребовали от мусульман немедленно покинуть территорию Западной Европы.

    Согласно проведенному исследованию "Комиссии по правам человека Совета Европы", Дания является страной, где в отношении мигрантов проводится самая жесткая политика, особенно в последние годы. Выступления людей "с иммигрантским прошлым" становятся неотъемлемым компонентом политической жизни Европы. Первым государством Европы, в котором на мусульманах жестко отразилась волна поднятой ксенофобии после 11 сентября, стала Дания. Королевство относится к числу стран, где довольно четко стараются выполнять предвыборные обещания со всеми вытекающими отсюда последствиями как для мусульман, уже получивших датское гражданство, так и тех, кто собирается сделать это в будущем. Реальной же интеграцией новых граждан и иммигрантов в датское общество парламентарии пока не занимаются, нанося серьезный удар по межконфессиональной и межэтнической стабильности Дании. Количество иммигрантов, получивших датское гражданство, составляет 4–7% и является самым низким показателем среди государств Северной и Западной Европы. Вероятно, резко негативное отношение местного коренного населения к мусульманскому меньшинству также можно объяснить этнической и религиозной гомогенностью датского общества. В Дании 87% населения являются последователями Евангелической Лютеранской церкви.

    До 1970 г. миграция мусульман в Норвегию практически не наблюдалась. Мигранты предпочитали Великобританию, Германию, Голландию, Францию. Однако экономический кризис середины 70-х годов и, как следствие, введение ограничений на въезд иностранных рабочих в эти страны, практически совпали с открытием в Северном море Норвегии нефтяных месторождений. Страна стала приглашать иностранных рабочих. Первой крупной группой мусульман-мигрантов были 2 тыс. пакистанцев, которые приехали в Норвегию в 1973 г. К началу 80-х годов в стране уже было 7 тыс. пакистанцев, которые стали самой крупной этнической группой среди мигрантов-мусульман. В январе 1996 г. численность мусульман возросла до 42 тыс. В 2003 г. до 110 тыс. мусульман являлись членами различных исламских организаций (пакистанцев – 26 тыс. чел, турок – 13 тыс., марокканцев – 7 тыс., иракцев, иранцев, боснийцев – по 13 тыс., сомалийцев – 11 тыс. чел.). Пакистанцы представлены "Минхадж уль-Куран", "Таблиг-и-джамаат". Турецкие мигранты представлены организациями – "Диянет", "Милли герюш", "Сулейман чи", "Бекташи". В Осло 25 мечетей в специально переоборудованных для религиозных нужд помещениях. Единственная мечеть была построена пакистанской организацией "Всемирная Исламская Миссия".

    Проблема интеграции иммигрантов в странах Европы является общей для многих правительств. В 1973 г. норвежский политик Андерс Ланге основал партию, которая первоначально носила его имя. Целями создания партии были заявлены снижение налогов, пошлин и государственного регулирования экономики. После смерти основателя в 1977 г. партия получила свое новое название – Партия прогресса. За тридцать с лишним лет цели партии не претерпели изменений, однако основным лозунгом программы стала борьба за сохранение идентичности норвежского общества. В устах ее председателя, искушенного оратора Хагена, борьба с чуждыми культурами превратилась в крестовый поход против иммигрантов из "незападных", прежде всего мусульманских, стран. Некоторые высказывания Хагена были шокирующими, например, его знаменитая фраза "Общество без этнических меньшинств – это общество, живущее в гармонии". События 11 сентября 2001 г. добавили Хагену новых "аргументов" в борьбе: он сравнил ислам с нацизмом и противопоставил Иисуса пророку Мухаммеду. Иисус, по мнению Хагена, призывал детей к любви, а Мухаммед хотел, чтобы дети насаждали исламизм любой ценой.

    Подход Норвегии к решению проблемы интеграции мусульман и успехи в этой области заставляют многие страны в Скандинавии внимательно следить за работой норвежских коллег. Они предложили новые идеи, связанные с интегрированием лиц, получивших норвежское гражданство, в местное общество. Были определены три непременные составляющие: иммигранты должны овладеть норвежским языком, понимать норвежскую культуру и стремиться найти работу. При этом центральными остаются вопросы прав и обязанностей. Норвежское правительство в отличие от правительств других стран Скандинавии несколько иначе подошло к вопросу о средствах для лиц из других стран, получивших разрешение на пребывание в Норвегии. Такая группа лиц получает в Норвегии в виде так называемой интеграционной помощи ровно столько же, сколько и граждане этой страны по социальным пособиям. Заместитель министра по вопросам интеграции Кристин Ёрмен Йонсен (Консервативная партия правых) полагает, что правительство намеренно не стало устанавливать различия между гражданами Норвегии и теми, кто получил право на жительство в стране, так как последние, получив разрешение от властей страны, должны восприниматься так же, как и все остальные граждане Норвегии. Норвежская модель – это своеобразный договор между властями и лицами с правом жительства в стране. Эта модель находится в стадии эксперимента и, как полагают, может быть распространена по всей территории Норвегии. Главный принцип этой модели заключается в том, что лицо, получившее разрешение на проживание в стране, а также все его прямые родственники и члены семьи проходят двухгодичный курс, целью которого является помочь интегрироваться некоренным жителям в норвежское общество через изучение языка, получение знаний о стране пребывания и трудовую практику. Ответственной за курсы является местная власть, что позволяет установить прямой контакт между нею и конкретным лицом с правом проживания на территории Норвегии. Если иммигрант не появляется на занятиях, а это шесть часов ежедневной подготовки, то он рискует потерять дальнейшую поддержку со стороны норвежского государства. Подобное сочетание прав и обязанностей не характерно для многих других стран Европы и Скандинавии. Норвежцы придерживаются в этом вопросе принципа равноправия, которое распространяется и на мужчин, и на женщин. Эти меры норвежского государства позволяют иммигрантам пройти путь интеграции в общество и получить возможность трудоустроиться. Независимые аналитики уверены, что реализация такой программы интеграции иммигрантов позволит Норвегии сэкономить через 10 лет до 45 миллиардов крон. Норвегия выделяет средства на поддержку каждого без учета общего дохода в семье. Таким образом, создается мотивация как для мужчин, так и для женщин участвовать в интеграционном процессе и стремиться найти свое рабочее место на рынке труда страны.

    Скандинавские страны также столкнулись с проблемой радикального исламизма. В парламент Швеции хотел переизбраться человек, которого США считают "спонсором терроризма". Это 34-летний выходец из Сомали Абдирисак Аден. Он входил в американский "черный список" спонсоров террористической группировки "Аль-Каида" как человек, напрямую связанный с финансовой организацией "Аль-Баракат", которая, как подозревают в Вашингтоне, организовывала сбор средств для "Аль-Каиды". После терактов 11 сентября американцы назвали Адена и еще двух сомалийцев "руководителями фирмы "Баракаат Интернешнл", зарегистрированной в стокгольмском пригороде Спонга, а также фонда "Баракаат Интернешнл Фаундейшн". Недавно Прокуратура Норвегии предъявила обвинения мулле Крекару – основателю радикальной исламской курдской группировки "Ансар аль-Ислам" в связях с террористами из "Аль-Каиды" и осуществлении нападений на коалиционные войска в Ираке. Ему грозит депортация. В то же время, как заявили норвежские власти, у следствия пока нет доказательств причастности Крекара к подготовке убийств его политических противников в Ираке. Датское отделение радикальной исламистской организации "Хизб ут-Тахрир" выпускает журнал "Халифат", который носит антизападную и антисемитскую направленность: "Изгоняйте евреев из страны, как они выгоняют нас из Палестины". В конце 2002 г. один из деятелей этой организации Фади Абдуллатиф был обвинен в расизме и приговорен к условному тюремному сроку. С осуждением этих заявлений выступил "Турецкий культурный Союз" В ситуацию даже вмешался авторитетный исламский деятель в Европе Т. Рамадан, который в интервью датской газете заявил, что "ненависть к евреям чужда исламу, ислам не узаконивает антисемитизм".

    Миграция мусульман в страны Скандинавии – явление довольно новое. Длительный период времени мигранты предпочитали Великобританию, Германию, Францию, Голландию. Смассовым притоком мигрантов скандинавские страны столкнулись в последние 25–30 лет. Причем большую часть составляют беженцы из зон конфликтов. В Великобритании на протяжении многих лет достаточно просто было получить гражданство, особенно для выходцев из стран Содружества, необязательно было владеть английским языком. Правительство больше поощряло общинный образ жизни, чем индивидуальную интеграцию. Правительство, по сути, продолжало "коммуналистскую" традицию Британской империи в Индии, при которой конфессиональная принадлежность индусов, мусульман или сикхов определяла их политическое представительство, а руководитель каждой религиозной общины становился выразителем своих интересов во властных структурах. В крупных городах Великобритании муниципалитеты передавали советам мечетей целый ряд посреднических функций во взаимоотношениях с их паствой. В ответ за оказываемое доверие имамы агитировали своих прихожан за определенного кандидата от той или иной партии. Франция и Великобритания поощряли миграцию из своих бывших колоний: Англия с Индийского субконтинента, Франция из стран Магриба и Западной Африки. Вскандинавских странах отсутствовала подобная практика. Несколько лучше ситуация с мусульманским меньшинством обстоит в Швеции, где прием иммигрантов мотивирован и соображениями внешней политики – традиционно нейтральная страна, Швеция, не может оставаться безучастной к событиям, происходящим в мире: войнам, конфликтам, природным катаклизмам. Тем не менее современную политику Швеции в отношении иммигрантов либеральной назвать нельзя. Убежище в Швеции может быть предоставлено только тем, кто в своей стране преследуется по расовым, национальным, политическим, религиозным причинам, и лишь в том случае, если его жизнь подвергается угрозе при возвращении на родину. От 5 до 30% мусульман в Швеции, Норвегии, Дании имеют гражданство. Уровень политической активности мусульман этих стран крайне низок как на государственном, так и на местном уровне. Из 349 членов парламента Швеции только 4 мусульманина, в Норвегии и Дании по одному члену парламента имеют арабские имена. Политическая активность ограничивается местным уровнем. В Дании более негативное отношение к мусульманскому населению, чем в Норвегии и Швеции. Скандинавские государства, как было показано выше, отличаются своей этнической и религиозной гомогенностью. В Норвегии и Дании, согласно конституции, Евангелическая Лютеранская церковь имеет статус государственной, облагает своих последователей налогами, получает государственные субсидии. Другие религиозные общины могут зарегистрироваться, чтобы получить освобождение от налогов. В Швеции в 1995 г. был принят, а в 2000 г. вступил в силу закон об отделении Шведской (Лютеранской) церкви от государства. Безусловно, это не способствует скорейшей и безболезненной интеграции мусульман в скандинавское общество.

    Всплеск эмоций, связанный с событиями 11 сентября 2001 года, стал катализатором ухудшения отношения многих "коренных" жителей европейских стран к согражданам и иммигрантам, исповедующим ислам.

    Чем сильнее дискриминация и предубеждения, тем теснее сплачивается община, процесс интеграции несколько замедляется. Рост численности и социальной активности иммигрантов особенно в западных странах порождает опасение властных структур за социальную и политическую активность.

    Страны-реципиенты по мере изменения ситуации пересматривают свою иммиграционную политику. В Европе сегодня существует особо предвзятое отношение к приверженцам ислама, который в общественном сознании ассоциируется в первую очередь с агрессией, насилием, террором. Иммигрант осознает пределы возможности своей интеграции в принимающее общество из-за этнорасовых предубеждений. Мечети выступают не только центрами духовной жизни, но и как социальные институты, которые выполняют интеграционную функцию, община выполняет для иммигранта защитную функцию. Предубеждения против чужого глубоко проникают в сознание коренного населения, подпитывая в нем ложное чувство превосходства.


    Список литературы

    1.  Islamic Center and Mosquen Alppila. Hut, Ark 3, Studio, A-8.310 8 SW, Spring 2005.

    2.  Aallas, Esa. Somalis' shock. Finnish Refugees. Publication Seri 2. Printed by Gummerus. Jyväskylä, Finland, 1991.

    3.  Hecker-Stamphel J. Notion State and Cultural Diversity in Finland. Helsinki, 2003.

    4.  Timo Makkonen L.M. Chapter on the General Situation of Discrimination in Finland. Helsinki, 2003.

    5.  Otterbeck J. The Baltic Tatars – The First Muslim Group // Sweden in Cultural Encounters in East and Central Europe. Stockholm: Swedish Council for planning and Coordination of Research, 1998.

    6.  Shireen T. Hunter. Islam, Europe’s Second Religion. The New Social, Cultural, and Political Landscape. London, 2002, с. 124–126.

    7.  Anwar M., Blaschke J., Sander А. State Policies Towards Muslim Minorities (Sweden, Great Britain and Germany). Verlagsabteilung im Europäischen Migrationszentrum (EMZ) Schliemannstr, 23 D-10437, Berlin, 2004, с. 277.

    8.  Shireen T. Hunter. Islam, Europe’s Second Religion. The New Social, Cultural, and Political Landscape. London, 2002, с. 128–129.

    9.  Anwar M., Blaschke J., Sander А. State Policies Towards Muslim Minorities (Sweden, Great Britain and Germany). Verlagsabteilung im Europäischen Migrationszentrum (EMZ) Schliemannstr, 23 D-10437, Berlin, 2004, с. 277.


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.