Курсовая работа: Сущность финансов хозяйствующих субъектов
Курсовая работа: Сущность финансов хозяйствующих субъектов
Содержание
Введение
Сущность финансов хозяйствующих
субъектов. Место финансов в финансовой системе государства
Роль финансов предприятия и их значение для внебюджетных
фондов
Проблема управления финансами Пенсионного фонда
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансы хозяйствующих субъектов
в любом государстве являются основой любого бюджета. Различного вида налоги и отчисления
аккумулируются в финансовой системе государства и, перераспределяясь, определяют
государственную социально-экономическую политику государства по обеспечению сбалансированного
роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование
необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой
опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.
Развитая экономика государства
позволяют полно и своевременно финансировать все нужды государства и населения,
а этот вопрос всегда актуален для каждого государства и гражданина, и именно это
и делает тему данной курсовой работы актуальной.
Чем более прибыльно работает
предприятие, тем больше заработная плата работников, а, следовательно, больше налоговые
отчисления с прибыли и оплаты труда. Эти средства являются одним из основных источников
пополнения бюджета, т.е. можно сказать, что чем более эффективно работают предприятия,
тем более богато и благополучно живет государство в лице его граждан.
Бездефицитный бюджет предполагает
регулярное и полное финансирование всех расходов государства, в том числе и социальных
гарантий.
Главной целью государственной
финансовой политики должно стать создание благоприятных финансовых условий для социально-экономического
развития общества, повышения уровня и качества жизни населения, а это возможно только
при рациональной системе доходов и расходов.
Но социальная защита граждан
не настолько идеальна, как хотелось бы иметь, и это требует определенных доработок.
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение сущности финансов хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой
системе государства. Предметом - финансы хозяйствующих субъектов.
Исходя из цели определены следующие
задачи:
1)
Определить сущность финансов хозяйствующих субъектов и их место в финансовой
системе государства;
2)
Рассмотреть роль и значение финансов предприятия в формировании внебюджетных
фондов;
3)
Рассмотреть проблемы финансирования Пенсионного фонда России.
В работе
использована законодательно-нормативная база, труды ученых-экономистов, статьи периодической
печати и данные официальных источников.
Список
литературы состоит из 15 источников.
Сущность финансов хозяйствующих субъектов. Место финансов
в финансовой системе государства
Деятельность любого хозяйствующего
субъекта подразумевает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание
услуг, операции на финансовом рынке. В процессе этого взаимодействия возникают хозяйственные
связи, в которых используются денежные средства. Таким образом, под финансами предприятий
понимается совокупность объективно обусловленных экономических отношений организаций,
имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материальных в доходах
поступления и накопления, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования, для
целей обеспечения их деятельности.
Собственно понятие "финансы"
в современном его представлении, по мнению Ковалева В.В., можно отнести к этапу
обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета. [1]
Финансы предприятий имеют
две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляет
себя в процессе формирования первоначального капитала, который образуется за счёт
вкладов учредителей распределения валового внутреннего продукта в стоимостном выражении,
так же обеспечения оптимальности в сочетании интересов хозяйствующего субъекта,
государства и его контрагента. Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществления
стоимостного учёта, затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ,
оказание услуг в процессе формирования доходов организаций и его денежных фондов.
Определяющим принципом является оперативное отслеживание степени рациональности
распределения и эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов на всех
стадиях воспроизводства, информирования о имеющих место нарушениях в кругообороте
средств организаций и принятия соответствующих адекватных мер по их устранению.
Финансы всегда связаны
с движением денег от одного владельца к другому.
Финансы - это экономическая
категория и с точки зрения государства связаны с экономическими денежными отношениями.
[2]
Денежные отношения многообразны. Общепринято выделять
4 признака финансовых отношений:
1.
отношения денежные;
2.
отношения распределительные;
3.
отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов в основном
в форме денежных фондов;
4. по одностороннему движению денежной формы стоимости
без встречных взаимозависимых потоков.
Т.е. финансы - это экономическая категория по поводу
распределения стоимости общественного продукта и части стоимости национального богатства
путем формирования и использования финансовых ресурсов на цели расширенного воспроизводства
и удовлетворение социальных потребностей.
Финансовая система - совокупность финансовых отношений. По своей природе
финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости
осуществляется, прежде всего, по субъектам.
Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости
от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными
его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное
регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве
первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии
с ним, в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные
сферы:
¾
финансы предприятий,
учреждений и организаций;
¾
страхование;
¾
государственные
финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых
отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей
определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерии
позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие
звенья, как: финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы
учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных
объединений.
В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет
специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование,
имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских
рисков.
В сфере государственных финансов, соответственно: государственный бюджет,
внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности
единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды
финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое
- финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное
- государственным бюджетом, внебюджетными фондами. [3]
Финансовые отношения многообразны.
Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:
• между
хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения
товарно-материальных ценностей;
• между
хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов
денежных средств и их использовании;
• между
хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании
бюджетов и внебюджетных фондов;
• внутри
хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных
средств;
• между
отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
• между
гражданами и государством, органами местного, самоуправления при формировании бюджетов
и внебюджетных фондов.
Финансовая
система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три
взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых
ресурсов соответственно: (1) у хозяйствующих субъектов, (2) у населения, (3) у государства
и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем
используются специфические формы и методы образования и использования финансовых
ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий
финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из
субъектов экономических отношений.
Основой финансовой системы
являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая
доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии
с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды.
При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование
бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также
возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий
и т.п.).
Среди децентрализованных финансов
ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные
блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся
главным источником производственного и социального развития общества. [4]
Особое значение в системе
децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют
финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся
на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства,
с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых
странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде
всего на инвестиционные цели.
Таким образом, финансы предприятий
представляют собой основу финансовой системы страны, обеспечивая поступление денежных
средств в Государственный бюджет страны, и, в конечном итоге, в фонды социального
назначения, служащие гарантом для каждого гражданина России. Более подробно значение
роли финансов в формировании внебюджетных фондов рассмотрено в следующей главе курсовой
работы.
Роль финансов предприятия и их значение для внебюджетных
фондов
В финансовой системе принято выделять следующие подсистемы
- централизованных и децентрализованных финансов.
Централизованные финансы - экономические отношения,
связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства,
аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы - денежные отношения, опосредующие
кругооборот денежных фондов хозяйствующих субъектов. Кроме того, к децентрализованным
финансам причисляют и финансы домашних хозяйств (граждан).
Таким образом, финансовая система страны включает в
себя три основные подсистемы:
·
государственные финансы;
·
финансы предприятий;
·
финансы домашних хозяйств.
Финансы предприятий - это исходное звено финансовой
системы государства. Основу сферы финансов предприятий составляют финансы отдельных
хозяйствующих субъектов - юридических лиц. Главная цель финансов предприятий - формирование
необходимого объема финансовых ресурсов с целью использования их в процессе текущей
производственной деятельности и обеспечения развития в предстоящем периоде. Приоритет
финансов предприятий в общей системе финансов определяется наибольшим объемом генерируемых
финансовых ресурсов за счет собственных внутренних источников, а также обеспечением
преимущественной доли формирования доходной части государственных бюджетов (внебюджетных
фондов) разных уровней и бюджетов домашних хозяйств (граждан).
Важная роль финансов предприятий проявляется в следующем:
·
финансовые ресурсы, концентрируемые государством в значительной степени
формируются за счет финансов предприятий;
·
финансы предприятий способствуют непрерывности производственного процесса,
нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;
·
финансовые ресурсы предприятий направляются и на потребление, таким
образом, с помощью финансов предприятий опосредованно реализуются социальные задачи
развития общества;
финансовая система пенсионный фонд
·
осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта,
обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе
оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление;
·
происходит изменение отраслевых пропорций в рыночной экономике, ускоренное
развитие отдельных отраслей экономики, создание новых производств и современных
технологий;
·
финансы предприятий позволяют использовать денежные накопления домашних
хозяйств (граждан) путем инвестирования их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые
предприятиями.
Все три подсистемы финансов страны тесно взаимосвязаны.
Действующее законодательство предполагает разделение
предприятий (организаций) - юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие предприятия преследуют извлечение прибыли
в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими
организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных
кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации - не имеющие извлечение
прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Финансирование некоммерческих организаций осуществляется собственником учреждений,
благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь
постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую
этим целям.
Финансы предприятий представляют собой финансовые или
денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов
предприятий. Они формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные
к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; и средства, поступающие
в порядке перераспределения (страховые возмещения и т.п.).
Государственное регулирование финансов предприятий
является существенным условием их функционирования. Основные способы государственного
регулирования финансов предприятий:
·
определение организационно-правовых форм ведения бизнеса;
·
определение условий формирования и изменения величины уставного капитала
предприятий;
·
установление правил формирования и использования денежных фондов и
резервов предприятий;
·
регулирование взаимодействия предприятий и финансового рынка;
·
определение стандартов финансового учета и отчетности предприятий;
·
определение принципов и режимов налогообложения предприятий;
·
регулирование учетной ставки процента и др.
Одним из наиболее эффективных экономических методов
государственного регулирования финансов предприятий является налогообложение.
Система налогообложения должна решать определенные
задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производства
и заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно
использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы,
сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета
в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих
функций.
Положительный эффект воздействия системы налогообложения
возможен при соблюдении ряда условий:
1) возлагаемое на предприятия налоговое бремя не может
быть чрезмерным, лишающим предприятия ресурсов финансирования расширения и технического
перевооружения производства.
2) количество взимаемых налогов должно быть минимальным,
а порядок их исчисления и взимания - простым и понятным каждому плательщику.
3) необходимы стабильность ставок и порядка уплаты
налогов на длительное время.
4) система налогообложения должна быть гибкой, создавая
при помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех отраслей, в
продукции которых заинтересовано общество.
Налоги классифицируются по видам и объектам обложения.
Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (общеобязательные
и вводимые по усмотрению соответствующих органов власти).
Объектами налогообложения на предприятии выступают:
прибыль, доходы, имущество, товары определенного вида, отдельные виды деятельности,
в т. ч. финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользование
природными ресурсами.
Параллельно с бюджетом функционирует система государственных
внебюджетных фондов социального и производственного назначения, аккумулирующих значительные
финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированного
бюджета составляет не менее половины. Большая часть этих финансовых средств перечисляется
в централизованные внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении
предприятий.
К внебюджетным фондам производственного назначения
относятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских
работ и мероприятий по освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах,
ведомствах, концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий; дорожные фонды
РФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемых
в себестоимость продукции, и др.
Значительная часть финансовых ресурсов аккумулируется
в фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Одним
из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий,
включаемые в себестоимость продукции.
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств,
находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое
назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования
и использования регламентируется финансовым правом. [5]
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации включает:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших
органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных
условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема
этих фондов объясняется рядом причин.
Страницы: 1, 2
|