Курсовая работа: Специфика развития человеческого капитала в условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике
Курсовая работа: Специфика развития человеческого капитала в условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике
Введение
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный
инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов
оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика
человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной
литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из
общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через
призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав
производительных сил и капитала, образование и распределение доходов,
экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в
экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц
и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий
капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств
как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом.
Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту
производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника.
Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью
человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала. В новой экономической парадигме в центр анализа
социально-экономического развития ставится способность экономики к эффективным,
качественным и структурным сдвигам, что напрямую зависит от человека.
Человеческие возможности в любых системах
являются определяющими в достижении поставленных целей. Однако исследование
человека как живого носителя знаний, творческих способностей и сил, при помощи
которых он изменяет окружающую среду, не только было, но и является и будет
актуально в мировой научной мысли.
Целью данной курсовой работы является анализ эволюции подходов и
способов оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;
охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческого
капитала;
проанализировать особенности реализации человеческого капитала в
Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика развития человеческого капитала
в условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике.
Объект курсовой работы – человеческий капитал как экономическая категория.
Методы курсовой работы: аналитический, графический, дедуктивный,
индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.
1. Сущность и роль человеческого капитала в современной экономике
Уильяму Петти обычно приписывается честь одного из первых экономистов,
кто подчеркнул важную роль человека и его способностей в национальном богатстве
страны. Население страны с приобретенными знаниями и способностями является не
только основным источником доходов государства, но требует и определенных
расходов. Для того чтобы определить целесообразность траты денежных средств из
государственной казны, в своей работе «Трактат о налогах и сборах» У. Петти
попробовал произвести подсчет необходимого количества людей разных профессий,
как-то: врачей, юристов, священников и т.п., таким образом определяя основные
институты, влияющие на формирование необходимого стране человеческого капитала.
Дальнейшее развитие идея о наиболее эффективном использовании знаний
и навыков человека получила в работах самого знаменитого представителя
классической школы – Адама Смита. Способности человека, считал он, являются
частью основного общего капитала и их приобретение связано с некоторыми
издержками, однако впоследствии эти издержки будут компенсироваться, так как
приобретенные способности будут использоваться с целью получения дохода [4, c. 14].
Подход К. Маркса к оценке человеческих способностей, с одной
стороны, аналогичен подходу А. Смита (производительные способности людей
являются главным действительным богатством общества). С другой стороны, подход
К.
Маркса специфичен с позиции характеристики положения о том, в
руках у кого находится рабочая сила: рабочая сила в руках рабочего является
товаром, в качестве капитала она функционирует после продажи, в руках
капиталиста, во время самого процесса производства. Взгляды К. Маркса на
природу производительных сил человека были обусловлены конкретной исторической
ситуацией (кризис раннего капитализма) и классовым подходом к анализу.
Имя А. Маршалла обычно является последним в списке экономистов,
внесших вклад в развитие идеи об изучении производительных способностей
человека, до оформления теории в современном виде. Считается, что в своем
труде под названием «Принципы экономической науки» он оценил исследования в
этом направлении как бесперспективные: «…хотя Маршалл знал о теории
человеческого капитала и кратко описал ее качества, он признал ее нереалистичной».
Дело в том, что авторитет Маршалла среди экономистов был достаточно значим, и
после того, как его позиция стала известна «…интерес буржуазных экономистов
того времени к категории «человеческих агентов производства» почти пропал и широко
развернутые до этого исследования пошли на убыль». Известный исследователь истории
развития экономической мысли М. Блауг пишет, что Маршалл «убил тот интерес
к данной проблеме, который неуклонно развивался за рамки основного направления
ортодоксальной экономической науки. Он отверг идею о человеческом капитале как
нереалистичную, и считается, что его судейский авторитет ответственен за
увядание этой идеи». Как бы то ни было, но после выхода в свет этого труда А. Маршалла,
интерес к изучению человеческого капитала значительно снизился, и практически
никаких значимых исследований в последующее время не проводилось.
В 30-е и 40-е годы XX столетия, в период процветания кейнсианской теории, лишь
сотрудник Гарвардского университета Дж. Уолш в 1935 году в статье
«Применение концепции капитала к человеку» провел исследование по вопросу о
том, являются ли образование и профессиональные навыки человека капиталом, и,
если да, то приносит ли он прибыль? Результатом вычислений, основанных на
статистических данных о расходах на образование и будущих доходах в зависимости
от его уровня, стал вывод о том, что «инвестирование в профессиональные навыки
и материальный капитал происходит одинаково. В пределах этого диапазона концепция
капитала может применяться к человеку» [4, c. 15].
В современном виде теория человеческого капитала сформировалась в
конце 50-х – начале 60-х годов XX века. Роль «первооткрывателя» данной теории в ее современном виде
принадлежит Т. Шульцу, который в 1960 году опубликовал статью «Формирование
капитала образования», где были сформулированы основные положения теории человеческого
капитала. Почти в то же самое время разработкой основ теории человеческого
капитала занимался Г. Беккер. В 1962 году увидела свет его статья «Инвестиции
в человеческий капитал», а в 1964 году был опубликован фундаментальный труд под
названием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В 1992
году Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение
сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения
и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Именно в своем современно
звучании теория человеческого капитала трактует человеческие способности как
капитал, применяя неоклассический анализ не только к экономическим, но и к
социальным аспектам деятельности человека [15, c. 36].
Становление теории человеческого капитала как самостоятельного течения
мировой экономической мысли в начале 60-х годов XX века, усиление внимания в
настоящее время.
Исследователи, которые начали разрабатывать теорию человеческого капитала
в ее современном виде: Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Б. Вейсброд,
Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вэйзл.
Оценка поведения человека с единых позиций экономического подхода
к человеческому поведению позволила определить человеческий капитал как «…меру
сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком способностей и
качеств, которые при целесообразном использовании приводят к росту
производительности труда и доходов». Используемая модель человека позволяет
классикам трактовать поведение человека в отношении собственных способностей, знаний
и навыков как рациональное, т.е. в течение жизни человек стремиться к повышению
уровня доходов, который достигается путем инвестиций в образование, здравоохранение,
подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание
детей.
В рамках теории признается, что формирование человеческого
капитала подобно накоплению физического или финансового капитала и требует отвлечения
средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в
будущем.
Особенности современной теории человеческого капитала:
применение экономического подхода к анализу разнообразных явлений
человеческой деятельности;
переход от анализа текущих показателей жизнедеятельности человека
к показателям, охватывающим весь жизненный цикл;
выделение инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
рассмотрение человеческого времени как основного экономического ресурса
[15, c.
37].
Фонды человеческого капитала, образующие его определенный запас,
существуют потенциально, независимо от того, используются они в данный момент
или нет. Фонды преобразуются в активы, если они активно функционируют в производстве
и генерируют доходы.
Фонды человеческого капитала:
фонды образования;
фонды подготовки на производстве;
фонд здоровья;
фонд мобильности;
фонд обладания экономически значимой информацией;
фонд воспроизводства человека.
Важное значение в теории человеческого капитала имеет понятие инвестиций.
«Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает
квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих.
Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, молено
рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются
с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим
потоком доходов в будущем». К основным видам инвестиций в человеческий капитал
относятся расходы на образование, здравоохранение и мобильность.
Оценка инвестиций в человеческий капитал происходит с помощью внутренних
норм отдачи. Они подобны нормам прибыли на капитал и позволяют оценивать
эффективность инвестиций в человека, прежде всего в области образования и
производственной подготовки.
«Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что
при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут
себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным
предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких
вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским
депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что
экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо
о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения
инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между
системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи
свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании» [10, c. 7].
Роль и место человека как носителя производительных сил в форме
человеческого капитала в системе сложных общественных отношений не являются
однозначными, поскольку он играет различные социальные и экономические роли,
выполняет разнообразные функции.
Современная экономика является весьма сложным и неоднозначно трактуемым
явлением, используются различные подходы для характеристики и выявления ее
сущности и основных черт. Можно выделить несколько форм современной экономики,
степень обоснованности и разработанности которых различна. На взгляд автора,
эти формы в большей степени обусловлены ролью и местом человеческого капитала.
Например, современное общество уже традиционно рассматривается как
постиндустриальное. Одной из характерных черт экономики, соответствующей
постиндустриальному обществу является ведущая роль третичного сектора (сферы
услуг), что проявляется в снижении относительной значимости первичного и
вторичного секторов в совокупной рабочей силе развитых стран и в объеме ВНП.
Термин «информационная экономика» был введен в научный оборот американским
исследователем М. Поратом в середине 70-х годов XX века. Им обозначался
кластер отраслей, производящих современные базы данных и средства,
обеспечивающие их функционирование и применение. Для информационной экономики
определяющим производительным ресурсом выступает информация, а в структуре занятых
преобладают работники умственного труда.
В экономике знания важнейшим производственным ресурсом становится
не просто информация, а информация, освоенная человеком, т.е. превращенная в
знания. Обеспечение роста и конкурентоспособности в рамках экономики знаний обеспечивается
созданием, распространением и применением знаний в виде высокотехнологичной
продукции и услуг. Знания выступают значимым ресурсом для всех отраслей, секторов
и всех участников экономических процессов.
Таким образом, формирование «экономики знания» связано с тем, что
различия в экономическом развитии стран в меньшей степени связаны с количеством
имеющихся природных ресурсов, а в большей степени связаны со способностью
повышать качество человеческого капитала, т.е. со способностью создавать новое
знание и воплощать его в используемых способах организации и технологии
производства. Показателями роста значимости данного параметра является рост
доли нематериальных активов в производительном капитале на мезоуровне и в ВВП
на макроуровне [1, c. 91].
Новая экономика представляет собой понятие, трактуемое в начале 80-х
годов XX века как экономика, в рамках которой ведущая роль переходит к производству
услуг, а не материальных товаров в 90-х годах стало обозначать совокупность
отраслей отличающихся наличием высокотехнологичных элементов.
И, наконец, экономика свободного времени формируется в результате
трансформации общества высокой производительности и благосостояния в общество
свободного времени. В этих условиях, жизнь воспринимается как развлечение, а
работа служит всего лишь средством для ее организации. Свободное время трактуется
как экономическое благо, доступ к которому ограничен и которое обладает
определенной полезностью. Экономика свободного времени характеризуется особой
ролью деятельности в сферах, обеспечивающих проведение свободного времени и
возрастанием полезности от него. По мнению некоторых исследователей «Основой развития
человечества может быть только создание достаточного количества материальных и
духовных благ в натуральной форме (включая и благо «свободное время»)». Следовательно,
для занятия всеми видами деятельности, включая как трудовую, так и досуговую
требуется развитый человеческий капитал.
Таблица 1.1 – Связь форм современной экономики и оценки роли места
человеческого капитала
Формы современной
экономики |
Подход к оценке роли и
места человеческого капитала |
1 |
2 |
Экономика, соответствующая
постиндустриальному обществу |
Оценка роли и места
человеческого капитала проистекает от качественно нового характера
человеческой деятельности и возрастания ее значимости в рамках сферы услуг |
Информационная экономика |
Отличительными
особенностями информационной экономики является то, что определяющим производительным
ресурсом здесь выступает информация в том или ином виде, а в структуре
занятых преобладают работники умственного труда, поскольку информационные
ресурсы – непосредственный продукт интеллектуальной деятельности.
Предполагается особая характеристика производительных способностей человека,
образующих фонды человеческого капитала |
Новая экономика |
В новой экономике складывается
ситуация, в которой наряду с ростом значения такого фактора как человеческий
капитал, представляемого в моделях экономического роста как
нематериализованный технический прогресс, значение материализованного материально-технического
прогресса отнюдь не уменьшается. Однако материализованный технический
прогресс базируется на активном участии человеческого капитала |
Экономика свободного
времени |
Предпосылкой для
формирования и развития экономики свободного времени является высокоразвитое
производство товаров и услуг, базирующееся, в числе прочего, на состоянии
такого ресурса как человеческий капитал. Экономика свободного времени базируется
на высоком уровне развития человеческого капитала, позволяющего получать
сравнительно высокую полезность от свободного времени |
Экономика знания или
экономика, основанная на знаниях |
Место и роль
человеческого капитала определяются возможностями его носителя формировать
новые знания и на их основе создавать материальные и нематериальные ценности. |
Интеллектуальная экономика |
Поскольку
интеллектуальный капитал непосредственно связан с человеческим капиталом, то
их формирование связано с определенными инвестициями. В так называемой
интеллектуальной экономике упор делается на интенсивные инвестиции в
человеческий капитал и в информационные технологии |
|
|
|
С определенной точки зрения все отмеченные выше формы современной экономики
можно рассматривать как проявления экономики человеческого капитала, поскольку
в любой из этих форм основным ресурсом выступает наличие человеческих способностей
к получению информации, переработке ее в знания и использовании его в производительной
деятельности и в рамках свободного времени. В настоящее время это проявляется в
рамках всех профессиональных групп, в частности, в США квалифицированные рабочие
составляют примерно 50% работающего населения, а в Германии – 45%.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|