Курсовая работа: Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного страхования на примере ОАО "Сервис"
Кроме того, правительство предлагает установить в
законопроекте, что отчисления в фонды компенсационных выплат и возмещения
убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций страховщики производят в полном
объеме, независимо от фактического поступления средств господдержки, а
страховые резервы по сельхозстрахованию формируются страховщиком в полном
объеме независимо от фактического поступления государственной помощи за счет
собственных средств. При этом необходимо дополнить законопроект положением о
том, что в план сельхозстрахования включаются суммы господдержки, не
выплаченные в истекшем году.
Правительство предлагает исключить ряд положений
законопроекта. В частности, предлагается исключить положения, касающиеся
формирования фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций,
поскольку законопроектом уже предусмотрена необходимость создания фонда
компенсационных выплат за счет перечисления страховщиками 3 процента от
полученной страховой премии по договору сельхозстрахования.
Выгоды страхования можно подсчитать по формуле:
Расходы хозяйства на страхование одного гектара
посевов:
Свз
= 1 x У x Ц x Т x 0.5
Расходы хозяйства без страхования и с возмещением
ущерба при страховом случае:
Своз
= 1 x (У-Уф) x Ц,
где: Свз - сумма взноса в рублях
Своз – сумма возмещения в рублях
У - урожайность по договору страхования в центнерах
Уф – фактическая урожайность после страхового случая
в центнерах
Ц – цена одного центнера по договору в рублях
Т – страховой тариф на данную культуру в регионе
0.5 – коэффициент, учитывающий возврат государством
50% страховых взносов
Можно убедиться, что при соблюдении всех условий
договора, расходы на страхование составят 5-7% от планируемого дохода.
Взамен – уверенность в получении стабильного дохода
величиной не менее 93% при любых погодных условиях, оговоренных договором
страхования.
Дпустим:
Планируемая цена - 300 руб./ц. Страховой тариф – 7,40%
Таблица
8 Средняя урожайность за три года в ОАО «Сервис»
С/х
культура |
Урожайность,
ц/га |
Средняя
урожайность, ц/га |
2008
год |
2009
год |
2010
год |
Зерновые
и зернобобовые |
25,8 |
30,1 |
18,4 |
24,8 |
Планируемая цена - 300 руб./ц. Страховой тариф –
7,40%
Расчет, сделанный по этим показателям будет
выглядеть следующим образом:
Таблица
9 Расчет выгоды страхования
Без
страхования |
Страхование
с государственной поддержкой |
Урожай
с 1 га (ц/га) |
Доход
(руб.) |
Доход
от урожая (руб.) |
Страховое
возмещение (руб.) |
Доход
всего (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
24 |
7
200 |
6
934 |
- |
6
900 |
23 |
6
900 |
6
634 |
300 |
6
900 |
22 |
6
600 |
6
334 |
600 |
6
900 |
21 |
6
300 |
6
034 |
900 |
6
900 |
18 |
5
400 |
5
134 |
1
800 |
6
900 |
Из расчета видно, что хозяйство, застраховав урожай,
приобретает уверенность в стабильном доходе.
4.2 Перспективы развития рынка агрострахования
В настоящее время сельское хозяйство обеспечено
страховой защитой не более чем на 15%. Отсутствие единой методологической базы
страхования и перестрахования в агростраховании, а также адекватной нормативной
основы, тормозят развитие этой отрасли страхования.
Несмотря на расширение рынка страховых услуг в
целом, укрепление законодательной базы страхования, применение новых страховых
программ, рынок агрострахования является проблемным. Дискуссионными остаются
вопросы эффективности страхования с государственной поддержкой, нет
однозначного мнения о применении обязательного или добровольного страхования в
сельском хозяйстве, возникают сложности с выбором страховых тарифов и объекта
страхования и, конечно, по поводу выплаты страхового возмещения.
Проблемы в этом секторе страхования обусловлены не
только спецификой отрасли, что нельзя сбрасывать со счетов, сколько тем, что
агрострахование (в том виде, в каком оно должно осуществляться в современной
экономической системе России), находится на стадии становления – оно начало
формироваться с 2002 года.
Рыночный механизм хозяйствования предполагает, что
все участники товарного производства обладают экономической самостоятельностью
и несут ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Но
обеспечение продовольственной и экономической безопасности страны, социальная
значимость сельского хозяйства и его зависимость от природно-климатических и
многих иных внешних факторов, требуют государственной поддержки этого сектора
экономики. Мировой опыт показывает, что в большинстве стран эта поддержка
осуществляется по различным каналам, среди которых не последнее место занимает
страхование. На примере стран-членов Евросоюза (таблица 10), видно, степень
охвата агрострахованием в отдельных странах достигает 100%, а размер
государственных субсидий на страхование – до 67%.
Таблица
10 Агрострахование в Европе (2006 г.)
Страна |
Степень
охвата страхованием, % |
Субсидии
на страхование |
М€ |
%
страховой премии |
Австрия |
78 |
24 |
46 |
Кипр |
100 |
4,4 |
50 |
Чешская
Республика |
35 |
7 |
30 |
Германия |
43 |
0 |
0 |
Италия |
8 |
180 |
67 |
Латвия |
менее
1 |
0,05 |
50 |
Португалия |
22 |
32 |
68 |
Испания |
26 |
232 |
41 |
Всего
по ЕС |
- |
497 |
32 |
Агрострахования шире всего применяется в
растениеводстве. Это можно объяснить тем, что оно более зависимо от природных
факторов и несет большие убытки от опасных природных явлений. Но, кроме того, в
сельском хозяйстве России произошел перекос в сторону растениеводства. Если в 1990 году в общем объеме продукции
сельского хозяйства доля растениеводства составляла лишь 37 %, а животноводства
63%, то в 2006 году пропорции изменились и составили соответственно 53 и 47%. А
в развитых странах, например, в Германии и Канаде, эта пропорция соответствует
показателям советского периода (рисунок 4).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|