МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Общества взаимного страхования: история возникновения, современное состояние и перспективы развития

    Многие крупные имущественные ОВС на Западе формируют технические резервы, что свойственно коммерческим страховщикам. Мелкие же ОВС ограничиваются сбором взносов на погашение убытков со всех членов, не создавая резервы совсем.

    Законодательство других стран предусматривает существование обществ взаимного страхования с фиксированными или переменными взносами. Общества с переменными взносами не могут заниматься страхованием жизни. Этот вид страховых услуг могут оказывать только общества с фиксированными страховыми взносами.

    Каждой системе раскладки ущерба присущи свои виды страховых взносов. ОВС с переменными страховыми взносами, при необходимости, имеют возможность пополнить страховой фонд дополнительными платежами страхователей. Это означает, что члены общества изначально принимают во внимание риск несоответствия ожидаемых и фактических ущербов и в первые годы деятельности все усилия направлены на аккумулирование денежных средств, в виде одного «запасного фонда». В дальнейшем с развитием ОВС ситуация меняется, и у общества появляется возможность формирования резервов.

    Те общества, которые практикуют взимание фиксированного страхового взноса, имеют возможность формирования страховых резервов, если страховые взносы установлены на уровне, превышающем убыточность страховой суммы.

    В проекте закона о взаимном страховании предусматривается формирование страховых резервов для обеспечения платежеспособности общества по обязательствам перед своими членами. Страховые резервы образуются за счет страховых взносов и дохода от размещения страховых резервов. Страховые резервы должны создаваться по каждому виду страховых обязательств в размерах, достаточных для их покрытия.

    Право выбора видов страховых резервов сохранится за обществами взаимного страхования. В качестве обязательного предусматривается резервный фонд, предназначенный для покрытия непредвиденных расходов и возможных убытков основного вида деятельности. Он формируется из средств вступительных и иных взносов и доходов общества от уставной деятельности. Размер резервного фонда должен быть определен решением общего собрания членов общества, и составлять не менее половины суммы вступительных взносов.

     

    2.4 Инвестиционная политика обществ взаимного страхования

    У начинающего общества взаимного страхования в структуре финансового потенциала преобладает собственный капитал, но в процессе осуществления страховых операций создаются страховые резервы, которые со временем становятся основным источником инвестиций.

    На современном этапе, инвестиционная политика обществ не регулируется государством. Законопроекты о взаимном страховании не снимают проблемы выбора инвестиционной политики с ОВС. Общества должны размещать страховые резервы на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с принятыми правилами.

    Финансы ОВС неоднородны по инвестиционным качествам. Они различаются сроками, в течение которых эти средства находятся в распоряжении общества, и скоростью превращения их в наличные средства для покрытия убытков.

    Определить инвестиционную политику ОВС затруднительно при отсутствии четких рекомендаций по типам страховых резервов для ОВС. Инвестиционная характеристика финансовых ресурсов ОВС определяется видами страхования, проводимыми обществом. Инвестиционная политика общества зависит также от размеров сформированных страховых резервов и уставного фонда, гарантийного резерва, а также финансового состояния ОВС.

    В соответствии с инвестиционными характеристиками различных видов страховых резервов, формируемых по долгосрочным и рисковым видам страхования, установлены факторы, определяющие инвестиционные предпочтения при их размещении.

    При инвестировании средств по долгосрочным договорам страхования жизни, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

    ·  договоры страхования жизни носят долгосрочный характер, и в этой связи имеется реальная возможность оценить поступления и выплаты по этим договорам;

    ·  страхование жизни, как правило, не подвержено воздействию факторов катастрофического риска и убытка;

    ·  долгосрочный характер договоров страхования жизни определяет необходимость принятие мер для уменьшения инфляционного воздействия.

    По другим видам страхования:

    ·  договоры носят краткосрочный характер, как правило, заключаются сроком на один год;

    ·  поступление страховых премий по действующим договорам страхования не отличается равномерностью и стабильностью;

    ·  страховые выплаты сложно прогнозировать;

    ·  существует вероятность катастрофических убытков, поэтому инвестиционные активы должны обладать высокой ликвидностью;

    При инвестировании средств уставного фонда, гарантийного резерва и резерва предупредительных мероприятий страховая организация должна учитывать следующие условия:

    ·  данные инвестиционные ресурсы преимущественно не связаны обязательствами по договорам страхования;

    ·  инвестирование этих средств, в значительной мере не ограничено временными рамками;

    ·  за счет уставного фонда и гарантийного резерва ОВС может проводить стратегическую инвестиционную политику.

    При инвестициях необходимо обеспечивать соответствие между сроками вложений и сроками наступления страховой ответственности.


     

    3. Проблемы и перспективы развития обществ взаимного страхования в России

     

    3.1 Проблемы создания и деятельности обществ взаимного страхования

    В современной России правовой базой взаимного страхования служит ст.968 «Взаимное страхование» ГК РФ. Согласно п.2 указанной статьи, особенность правового положения и условия деятельности ОВС должны определяться Законом «О взаимном страховании». В настоящее время данный закон не принят, что создает ряд проблем и противоречий для деятельности обществ взаимного страхования.

    Гражданский кодекс РФ не требует наличия лицензии на осуществление страховой деятельности для ОВС. На общества взаимного страхования не распространяются установленные для страховщиков ограничения по размещению страховых резервов. На них не распространяются требования по поддержанию платежеспособности, публикации отчетности и получению аудиторского заключения.

    Попытка устранить имеющийся правовой диссонанс была сделана департаментом страхового надзора весной 2001г. Письмом Министерства финансов РФ от 28.03.01 №24-00/05 всем российским ОВС было рекомендовано в добровольном порядке встать на учет в Департаменте страхового надзора Минфина РФ. [8, c. 82-86].

    Лицензирование деятельности ОВС в России — вопрос, который может разрешиться только законом о взаимном страховании.

    В законопроектах о взаимном страховании, в частности в проекте, представленном депутатами Государственной Думы И.Ю. Артемьевым, М.М. Задорновым, М.В. Емельяновым не предусмотрено получение ОВС лицензии на осуществление страховой деятельности.

    В законопроекте предполагается, что государственный надзор и контроль за деятельностью обществ будет осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Общество приобретает право осуществлять страхование с момента его аккредитации и внесения в Государственный реестр обществ взаимного страхования. Порядок аккредитации обществ в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью будет установлен Правительством Российской Федерации.

    Отсутствие лицензирования означает, что на ОВС не накладывается никаких серьезных финансовых ограничений в плане платежеспособности, формирования резервов, размещения активов. Кроме того, не устанавливается никаких требований по передаче рисков взаимного страхования в перестрахование. [9].

    В Европе регулирование деятельности ОВС осуществляется в соответствии с Директивами ЕС. В сфере страхования иного, чем страхование жизни, деятельность ОВС определяется директивой ЕС № 73/239/СЕЕ от 24.07.73 с последующими изменениями и дополнениями.

    Получения лицензии на право осуществления страховой деятельности не требуется, если ОВС соответствует следующим требованиям:

    ·  уставом предусмотрена возможность уплаты участниками дополнительных взносов или сокращения страховых выплат в случае угрозы неплатежеспособности;

    ·  ежегодный объем поступлений страховой премии не превышает 1 млн. евро;

    ·  не менее половины всех страховых премий поступает по договорам, заключенным со страхователями-участниками ОВС.

    Отдельным документом — Директивой ЕС № 79/267/EEC от 05.03.79 с последующими изменениями и дополнениями регулируется деятельность ОВС по страхованию жизни.

    Для ОВС не требуется получение лицензии на право осуществления страховой деятельности, если кроме предусмотренной уставом возможности уплаты участниками дополнительных взносов, объем страховой премии, полученной в течение трех лет деятельности, не превышает 500 тысяч евро. В противном случае на четвертом году деятельности ОВС обязано получить лицензию.

    В качестве активов, обеспечивающих маржу платежеспособности, разрешено принимать средства складочного капитала при условии, что устав ОВС содержит следующие положения:

    ·  страховые выплаты и платежи в пользу участников осуществляются до тех пор, пока фактический размер маржи платежеспособности превышает требуемый;

    ·  заявление участника о прекращении членства должно быть направлено в исполнительные органы ОВС не менее чем за месяц до фактического выхода, и исполнительные органы вправе как минимум в течение этого срока не осуществлять никаких выплат такому участнику из средств ОВС. [10].

    Таким образом, законодательство ЕС устанавливает четкие критерии, когда деятельность ОВС приобретает коммерческий характер, что делает необходимым получение лицензии и влечет за собой более жесткий контроль со стороны органов государственного страхового надзора. Для РФ также необходимы четкие нормы, регламентирующие деятельность ОВС.

    Гражданский кодекс РФ ограничивает перечень рисков, страхование которых могут осуществлять общества взаимного страхования. Это только риски имущественного страхования, к которым относятся:

    1)  риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930ГК);

    2)  риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932 ГК);

    3)  риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск (ст.933 ГК).

    Таким образом. ГК РФ существенно ограничивает деятельность обществ взаимного страхования, исключая из нее личное страхование. Однако за рубежом общества взаимного страхования успешно занимаются как страхование жизни, так и медицинским страхованием и это исторически было их естественной функцией.

    Кроме того, сегодняшний Налоговый кодекс не способствует развитию взаимного страхования в России. В соответствии с п.15 ст.270 Гл.25 НК РФ, организации не имеют права отнести сумму добровольных вступительных и членских взносов участников ОВС на расходы в целях расчета налога на прибыль. Таким образом, участие во взаимном страховании не уменьшает налогооблагаемую базу организаций. Для развития взаимного страхования в России должно быть разрешено отнесение расходов по нему на себестоимость продукции, работ, услуг для предприятий участников ОВС. Также, расходы на взаимное страхование должны уменьшать базу для начисления налога на доходы физических лиц, что будет способствовать развитию взаимного страхования, что в данный момент отсутствует.

    На ОВС не в полной мере распространяется Закон об организации страхового дела, поэтому многие вопросы общества взаимного страхования решают сами. В частности самостоятельно определяются:

    ·  условия (правила) взаимного страхования и порядок оформления договоров страхования, заключаемых с членами общества;

    ·  тарифная политика;

    ·  виды, формы и размеры страховых резервов;

    ·  условия передачи рисков на перестрахование.

    Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации, создается без ограничения срока деятельности, если иное не оговорено в уставе.

     


    3.2 Перспективы развития обществ взаимного страхования

    Несмотря на отсутствие правовой базы развитие взаимного страхования необходимо на страховом рынке России. В сравнении с коммерческим страхованием. ОВС располагают возможностью предоставлять более низкие тарифы на страхование за счет экономии на расходах на ведение дела и отсутствия прибыли. Однако степень распространенности ОВС напрямую связана с уровнем развития страхового дела в стране в целом.

    Эта форма страховой организации имеет ряд преимуществ по сравнению с другими, в частности:

    ·  взаимное страхование является надежной системой страховой защиты, так как страхованием управляют сами страхователи;

    ·  общество взаимного страхования может наиболее полно учесть конкретные страховые потребности лиц, так как, условия страхования разрабатываются и утверждаются самими обществами с учетом потребностей их членов;

    ·  взаимное страхование применимо там, где необходим местный контроль;

    ·  взаимное страхование подходит для страхования новых, плохо изученных рисков.

    Являясь некоммерческой формой организации страхового фонда, взаимное страхование способствует развитию страхового рынка в России.

    С учетом всех факторов и ограничений развития, в целях повышения эффективности функционирования взаимного страхования, необходимо разработать четкие правила по условиям создания и функционирования обществ взаимного страхования.

    Деятельность ОВС должна контролироваться органами государственного надзора, что предотвратит появление на страховом рынке России недобросовестных страховщиков. Недопустимо так же отсутствие контроля платежеспособности ОВС. Следовательно, необходимо лицензирование ОВС и разработка условий получения лицензии.

    Деятельность ОВС нельзя ограничивать только имущественным страхованием. Необходимо расширить перечень рисков, страхуемых на взаимной основе. Как показывает анализ зарубежных рынков страхования взаимная форма организации страхового фонда хорошо подходит для страхования жизни и медицинского страхования.

    В Налоговом кодексе РФ должны быть учтены интересы физических и юридических лиц, принимающих участие во взаимном страховании.

    Для обеспечения платежеспособности обществ взаимного страхования целесообразно установить виды страховых резервов в отдельности для ОВС с переменными и фиксированными страховыми взносами, с учетом видов страхования осуществляемых обществами.

    Нельзя согласиться с бесконтрольностью инвестиционной политики обществ взаимного страхования. Поскольку основным источником инвестиций страховой организации являются страховые резервы, которые представляют объем обязательств страховщика перед страхователями, необходимо наличие определенных ограничений в формах и условиях размещения этих средств установленных законодательно. Разрабатывая правила размещения страховых резервов, следует учитывать, что инвестиционная политика общества зависит от проводимых видов страхования, размеров сформированных страховых резервов, а также финансового состояния ОВС.

    Развитие взаимного страхования может стать серьезным шагом к расширению спектра страховых услуг для хозяйствующих субъектов и населения России, а также развитию страхового рынка в целом.


    Заключение

    В заключение проделанной работы следует сделать следующие выводы.

    Основными преимуществами взаимного страхования являются:

    •        повышенная прозрачность действий ОВС по отношению к своим членам;

    •        способность предложить своим членам менее дорогую страховую защиту, т.к. деятельность ОВС носит некоммерческий характер;

    •        способность предоставить защиту от рисков, которые акционерные компании отказываются включать в покрытие из-за крупных страховых сумм, частых убытков и т.д.

    Основными недостатками взаимного страхования являются:

    •        необходимость для страхователей ОВС самостоятельно формировать первоначальный резерв средств;

    •        возможности привлечения финансовых ресурсов для ОВС по сравнению с акционерными компаниями серьезно ограничены;

    •        специфика страховой деятельности требует специальной подготовки организаторов ОВС.

    Эти недостатки существенно ограничивают развитие практики взаимного страхования в мировом страховом хозяйстве и способствуют развитию процесса акционирования ОВС.

    Российское законодательство пока значительно более строгое: ОВС не могут заниматься личным страхованием, поэтому возникновение в России крупных ОВС-страховщиков жизни невозможно.

    Однако все основные принципы и особенности взаимного страхования: его некоммерческий характер, равенство членов ОВС при голосовании и прочее в законе отражены, что является положительным достижением и позволяет надеяться на то, что теперь, когда правовое положение ОВС в России наконец-то определено, интерес к этой форме организации страхового фонда существенно повысится.

    Низкий уровень развития инфраструктуры взаимного страхования в России по не означает, что услуги ОВС не востребованы обществом. Более верным было бы утверждать, что развитию взаимного страхования в России до сих пор препятствовали такие факторы, как несовершенство правовой базы, низкий уровень осведомленности потенциальных страхователей о преимуществах и особенностях страхования в ОВС, и, как связанный с этим фактор, нехватка квалифицированных кадров.

    Наиболее существенным препятствием для развития взаимного страхования в России является запрет на проведение ОВС личного страхования, однако это ограничение не может препятствовать ни развитию морского страхования, ни тем более, сельскохозяйственного страхования с участием ОВС.


    Список литературы

    1.  Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М.:СССР, 1947.

    2.  Аленичев В., Шахов В. Зарождение страховой науки в Росси// Страховое ревю. №8. 1999.

    3.  Интернет публикация «Результаты многовекового развития института взаимного страхования»

    4.  Интернет публикация «Взаимное страхование как механизм страхового обеспечения сельских товаропроизводителей», 25 июля 2002.

    5.  Корезин А. С. Методические основы создания и функционирования обществ взаимного страхования в России: Дис. канд. экон. наук: СПб., 2002.

    6.  Лайкова Н. В. Общества взаимного страхования// Современные аспекты экономики №1(14): Спб., 2002.

    7.  Что такое взаимность в страховании и как она связана с КПКГ// Журнал НС. №4(18). 2006.

    8.  Жилкина М. Семь лет без взаимности// Русский полис. 12.2002/01.2003.

    9.  Проект федерального закона N 295151-3 "О взаимном страховании" (п. 52 протокола заседания Совета Государственной Думы РФ от 6 марта 2003 г. N 161).

    10.  Эпоха обществ взаимного страхования в Европе, кажется, заканчивается// Российский страховой бюллетень. №5. 2001.

    11.  Турбина К. Е. Теория и практика страхования. Учебное пособие. — М.: Анкил, 2003.

    12.  Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. — М.: Волтерс Клувер, 2007.

    13.  Скакун С.Г. Мировая практика взаимного страхования// Страховое дело. № 8. 2004.


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.