Курсовая работа: Информация в банковской деятельности
Количество операций, доступных
по SMS-каналу, зависит от технологической состоятельности того или иного банка.
Сейчас услуг намного больше. Банки предупреждают клиента об окончании срока
действия пластиковой карты, дают возможность получить отчет о последних операциях.
Кроме того, клиенты могут устанавливать лимиты расходов по карте; в случае их
превышения система отправит SMS-предупреждение
Касса в мобильнике.
Следующий шаг в развитии
мобильного банкинга - оплата любых товаров и услуг:
- потребитель выбрал продукт
или услугу и хочет их оплатить. Для этого он нажимает соответствующую кнопку на
мобильном телефоне, и информация о плательщике по каналам связи короткого
радиуса (0,5-2 метра) поступает в кассу. Далее кассир вводит команду, и на
мобильный телефон клиента направляются заранее запрограммированные или новые
реквизиты платежа. В завершении клиент подтверждает платеж на своем мобильном
телефоне при помощи отпечатка пальца, и средства переводятся на счет магазина.
Основное отличие данной технологии, например, от технологий, применяемых при
использовании пластиковых карт, заключается в том, что мобильный телефон в
одних транзакциях выступает в качестве средства оплаты, а в других - кассы, что
само по себе очень удобно для потребителя. В будущем ничто не помешает,
например, матери выдать карманные деньги ребенку при помощи простого нажатия на
кнопку телефона. А за товар или услугу можно будет расплатиться, находясь в
десятках километров от ближайшей кассы.
Безопасность при работе
клиента по каналу SMS обеспечивается стандартными средствами защиты: уникальным
идентификационным номером и паролем. Знать их должен только
клиент-пользователь.
Также в скором времени может
начать использоваться штрихкодовая идентификация с помощью мобильной карты [24;
С. 109-116].
Суть решения в том, что на
телефон клиента присылается изображение штрих-кода (мобильная карта), который
однозначно идентифицирует клиента и/или заказанный им продукт/услугу. Штрих-код
может быть считан обычным штрих-кодовым сканером в месте оказания услуги. Для
доставки штрих-кода на телефон абонента используются WAP Push сообщение либо
обычное SMS-сообщение, содержащее ссылку на наш WAP-сайт, с которого клиент и
скачивает изображение штрих-кода. Каждая выданная мобильная карта фиксируется в
системе, а при считывании карты происходит обращение к базе данных с целью
верификации карты.
Применения мобильной
штрих-кодовой идентификации:
-
билеты на транспорт
(железнодорожные билеты, авиабилеты и др.);
-
билеты на мероприятия
(концерты, шоу, мюзиклы, спектакли, спортивные мероприятия, вечеринки) в полном
соответствии с российским законодательством, касающимся «бланков строгой
отчетности»;
-
пропускные системы:
карты доступа;
-
страховые полисы;
-
квитанции об оплате;
-
электронные документы.
На выбор клиента возможна
отправка на телефон абонента как обычных штрих кодов, которые могут свободно
копироваться и передаваться на другие телефоны, так и защищенных от копирования
штрих кодов. Также возможно добавление на мобильную карту фотографии абонента. Можно
создавать и посылать на телефон клиента как обычные одномерные штрих-коды, так
и двумерные, которые позволяют закодировать и поместить в обычный размер экрана
телефона до 400 символов произвольной информации.
Преимущества мобильной
штрих-кодовой идентификации:
-
Удаленная продажа. Для
распространения и продажи билетов, страховых полисов, дисконтных карт и других
продуктов не требуется физическое присутствие клиента. Это значительно
расширяет доступность вашего предложения для конечного клиента и укорачивает
путь к покупке.
-
Обратная связь с
клиентом. Для того чтобы получить мобильную карту на свой телефон, клиент
должен сообщить вам номер своего мобильного телефона и согласиться на получение
информации от вас, что позволяет вам создать 100% достоверную базу данных своих
клиентов и посылать на их телефоны SMS сообщения как информационного (например,
информация о статусе рейса, на который куплен билет), так и рекламного
характера (уведомления о скидках, акциях, распродажах и т.д.).
-
Совместимость с
системами учета в торговле. Система интегрирована в программы RKeeper и
1С:Предприятие.
Таким образом, при помощи
современных безналичных расчетов клиенты получают полный, но индивидуальный для
каждого клиента доступ к системе, возможность создания и передачи в банк
платежных документов, запросов, писем и других предусмотренных документов посредством
интернет. Система позволяет клиентам банка в online режиме (24 часа в сутки, 7
дней в неделю, 365 дней в году) удаленно осуществлять весь спектр банковских
операций. Клиенты получают индивидуальный набор разрешенных операций, широкие
возможности создания и передачи в банк платежных и расчетных документов,
документов для целей валютного контроля, идентификационных сведений и других
документов.
В online режиме клиенты могут
видеть этапы обработки документов в банке, получать новые документы и справки о
проведенных операциях, заключать договора, осуществлять переводы денежных
средств, конвертацию валют, размещение депозитов, пополнение карточных счетов,
обслуживание кредитов, подтверждение остатков и уведомлений. Клиентам
предоставляется удаленный доступ не только ко всей информации по их счетам, но
и общефинансовой информации банка: выпискам, текущим курсам, процентным
ставкам, тарифам.
К недостаткам электронных платежных систем в современных российских
условиях следует отнести:
- неразвитую инфраструктуру
хранения и трансферты электронных средств;
- зависимость пользователей от
аппаратных средств и коммуникаций;
- некоторые платежные системы
находятся вне правовой зоны;
- низкую безопасность;
- конфиденциальность.
Причем конфиденциальность и безопасность можно отнести и к
преимуществам, при создании платежной системой соответствующих условий, однако
рост количества киберпреступлений отталкивают потенциальных пользователей. Все
эти особенности платежных систем накладывают свою специфику по отношению к их
развитию, взаимодействию с поставщиками товаров и услуг, а также потребителями.
3. Анализ услуг по
дистанционному обслуживанию в ОАО «Челябинвестбанк»
Решение проблем, связанных с
увеличением скорости безналичных расчетов, задержкой платежей осуществляется в
ОАО «Челябинвестбанк» посредством предоставления различных услуг своим
клиентам, в частности мобильные платежи, которые можно осуществлять через
системы ДиректДебет и SimMP, платежи
через интернет-сервис Faktura.ru и через банкоматы.
Рассмотрим последовательно все
виды услуг для осуществления безналичных платежей.
Через систему ДиректДебет
можно оплатить услуги операторов сотовой связи - Utel, МТС, БИЛАЙН, МЕГАФОН, ТЕЛЕ2
с картсчета с использованием мобильного телефона посредством SMS-ЗАПРОСОВ.
Подключение услуги ДиректДебет
в отличие от других, перечисленных выше, обходится клиенту бесплатно.
Количество клиентов,
подписавшихся на данную услугу, отражено в таблице 1.
Таблица 1
Количество клиентов,
подключившихся на услуги ДиректДебет
2008 г. % |
2008 г. % |
2009 г. % |
2009 г. % |
1 полугодие |
2
полугодие |
Всего |
1
полугодие |
2
полугодие |
Всего |
9,6 |
11,7 |
21,3 |
8,9 |
7,7 |
16,6 |
В течение 2008 года количество
клиентов, воспользовавшихся услугой ДиректДебет, увеличилось во втором
полугодии на 2,1% и составило 21,3% от общего числа клиентов, воспользовавшихся
дистанционными услугами. Во втором полугодии 2009 года количество клиентов
снизилось на 1,2% и в целом за год доля клиентов, подписавшихся на данную
услугу, стала равна 16,6%.
Динамика подключения услуги
ДиректДебет за 2008 год помесячно представлена на рисунке 2. Значительное
увеличение количества участников расчетов, подключившихся к данной услуге,
связано с проходившими акциями в сотовых компаниях.
Рисунок 2 - Динамика
подключения услуги ДиректДебет в 2008 году
Сравнивая динамику подключения
к данной услуге можно отметить, что в первом полугодии 2008 и 2009 годов
количество подключившихся было приблизительно одинаковым, чего не скажешь о
втором полугодии за эти же годы, так как количество подключившихся в 20909 году
было значительно меньше. Снижение произошло на 4%.
Динамика подключения услуги
ДиректДебет в 2009 году представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика
подключения услуги ДиректДебет в 2009 году
В целом тенденция по
количеству новых клиентов, воспользовавшихся данной услугой, за 2008 и 2009
года была понижательной. Доля участников расчетов по данной системе в 2009 году
снизилась на 4,7%, что отражено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Количество
клиентов, подключившихся к услуге ДиректДебет в 2008 и 2009 гг., %
Таким образом, количество
клиентов, воспользовавшихся услугой ДиректДебет во втором полугодии 2008 года
увеличилось на 2,1% и составило 21,3% от общего числа клиентов,
воспользовавшихся дистанционными услугами. Во втором полугодии 2009 года
количество клиентов уменьшилось на 1,2% и в целом за год доля клиентов,
подписавшихся на данную услугу, стала равна 16,6%.
Снижение подключившихся к
данной услуге может быть связано с тем, что определенная группа клиентов
сотовой связи уже определилась с выбором подключения данной услуги, что
естественно снижает темп прироста новых клиентов. Так темп роста в 2009 году
составил всего 77,9%, что свидетельствует о снижении темпов роста на 22,1%.
Оплату услуг за сотовую связь
предпочитают также оплачивать в любом электронном терминале «Связного» и других
магазинов. К тому же кризис не вселил уверенности другим клиентам банка,
учитывающим риск перевода данной услуги на платную основу.
Информация по количеству
операций с использованием ДиректДебет и количеству оборотов представлена в
таблице 2.
Таблица 2 Количество оборотов
по услуге ДиректДебет
2008 г.% |
2008 г.% |
2009 г.% |
2009 г.% |
1
полугодие |
2
полугодие |
Всего |
1
полугодие |
2
полугодие |
Всего |
6,8 |
9,8 |
16,6 |
8,1 |
8,5 |
16,6 |
Представленные в таблице
данные свидетельствуют о том, что количество платежей, проведенных через данную
систему в 2009 году, осталось на том же уровне, что и в 2008 году и составляет
16,6%.
Динамика платежей через услугу
ДиректДебет в 2008 году представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика
количества платежей через услугу ДиректДебет в 2008 году
Динамика проведенных платежей
по ДиректДебет явно свидетельствует о росте оборотов в течение 2008 года.
Динамика платежей, проведенных
с помощью услуги ДиректДебет в 2009 году представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Динамика
количества платежей через услугу ДиректДебет в 2009 году
Данные диаграммы на рисунке 6
свидетельствуют в среднем о стабильной ситуации с платежами в 2009 году.
Наглядно динамика изменения количества платежей по системе ДиректДебет
представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Динамика
количества платежей через услугу ДиректДебетв 2008 и 2009 гг.
Таким образом, количество
операций через услугу ДиректДебет во втором полугодии 2008 года увеличилось на
3,0% и составило 16,6% от общего количества платежей, совершенных с помощью
дистанционных услуг. Во втором полугодии 2009 года также произошло увеличение
количества операций, совершенных через услугу ДиректДебет, но только на
значительно меньшую величину на 0,4%, и в целом за год количество оборотов по
платежам, проведенным по данной услуге, также равнялось 16,6%. Таким образом,
тенденция по количеству оборотов денежных средств, которые были проведены по
ДиректДебет за 2008 и 2009 года не изменилась, в отличие от того, как
осуществлялись платежи внутри каждого года. Их доля и в 2009 и в 2008 годах
составила 16,6.
дистанционный
банковский обслуживание
Заключение
Современный уровень развития
производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего
объема услуг своим клиентам - крупным промышленникам, торговым компаниям и
населению. Началось формирование нового рынка банковских услуг, на котором
наряду с традиционными видами операций получили развитие и ранее не
проводившиеся услуги.
Большинство коммерческих
банков в странах с развитой рыночной экономикой рассматривают сегодня услуги
клиентам как своеобразный «товар», а предоставление услуги -как продажу этого
товара. На формирование концепции «продажи услуг как товара» нацелена политика
многих банков.
Несмотря на широкий выбор
предоставляемых современными западными банками услуг, тем не менее, многие
банки стремятся к его постоянному увеличению, объясняя свое стремление, прежде
всего тем, что клиенты все ещё не видят в банке учреждения, способного
удовлетворить все их финансовые требования, и обращаются в другие
кредитно-финансовые институты с целью получения услуг по страхованию,
ипотечному кредиту, деловым консультациям, обслуживанию туристических поездок и
др.
Стратегия развития ассортимента услуг предполагает решение двух важнейших
задач: оптимизации структуры ассортиментного набора оказываемых банком услуг с
учетом текущей стадии жизненного цикла и разработка продуктов-новинок.
Анализ ассортимента
осуществляется на основе изучения уровня сбыта каждой услуги, относительных
показателей доли рынка, величины издержек и уровня рентабельности, относящихся
к данной услуге. Структура продуктового ряда должна быть сбалансирована как с
точки зрения уровня прибыльности, так и с точки зрения сочетания старых и новых
услуг
Автоматизация информационных и других технологий банка содействует решению этой
задачи. Главными направлениями, по которым автоматизация обслуживания клиентов
воздействует на конкурентную позицию банков, являются сокращение издержек и
повышение качества обслуживания.
Рост объёма банковских операций увеличивает документооборот, количество
коммерческой и финансовой документации, находящейся в распоряжении банковских
структур. Поэтому, для организации эффективной работы в условиях развития
рыночных отношений и совершенствования банковского дела важно максимально
компьютеризировать банковские операции по обслуживанию и внешнеэкономических, и
внутриэкономических связей. А для этого необходимо создание специализированных
программных продуктов, которые могут быть как собственными, так и других
организаций, и передаваться как через свои, так и через чужие каналы доставки.
Список использованной
литературы
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от
26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // «Справочно-информационная
система «Консультант +».
2. «Положение о порядке осуществления безналичных расчетов
физическими лицами в Российской Федерации» от 01.04.2003 N 222-П (ред. от
26.08.2009) «Справочно-информационная система «Консультант +».
3.Указание ЦБ РФ от 06.10.2008 N 2086-У (ред. от 24.03.2009) «Об
особенностях указания информации в расчетных документах и платежных ордерах,
направляемых в электронном виде при осуществлении безналичных расчетов через
Банк России» // «Справочно-информационная система «Консультант +».
4. «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» от
03.10.2002 N 2-П (ред. от 22.01.2008) // «Справочно-информационная система
«Консультант +».
5. <Письмо> ЦБ РФ от 07.12.2007 N 197-Т «О рисках при
дистанционном банковском обслуживании» // «Справочно-информационная система
«Консультант +».
6. <Письмо> ЦБ РФ от 27.04.2007 N 60-Т «Об особенностях
обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии
дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)»
// «Справочно-информационная система «Консультант +».
II Литература:
7.
Ануриев, С. В. Платежные системы и их развитие в России. − М.: Финансы и
статистика, 2007. – 288 с.
8.
Ануриев, С. В. Пределы эффективности проведения платежа в различных платежных
системах. – М.: Финансы, 2008. –157 с.
9.
Балабанов, И.Т. Электронная коммерция: Учебники для вузов. – СПб.: Питер, 2006.
– 336 с.
10. Балабанова И. Т. Банки и банковская
деятельность. – СПб.: Питер, 2008. – 345с.
11. Банковское дело / Под ред. В.И.
Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 564с.
12.
Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. –М.:
Логос, 2005. – 168 с.
13.
Бачалов А. Банковская конкуренция. – М.: Экзамен, 2007.– 210 с.
14.
Белов, В.А. Юридическая природа безналичных расчетов и безналичных денег. – М.:
Бизнес и банки, 2007. –189 с.
15.
Белоглазова Б. Н., Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки. – М.: Финансы
и статистика, 2006. – 127 с.
16.
Березина, М.П. Проблемы организации безналичных расчётов / М.П. Березина,
Ю.С.Крупнов. – М.: Финансы. 2006. –125 с.
17.
Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / В.М. Богаченко, Н.В.
Кириллова. – М.: Феникс, 2005. – 324 с.
18.
Варламова, Т.П. Безналичный расчет: организация и учет: Учебное пособие / Т.П.
Варламова, В.А. Форфанов. – М.: Экзамен, 2007. –176 с.
19.
Вершингора, Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Е.Е.
Вершингора. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 283 с.
20.
Головизина, А.Т. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций / А.Т. Головозина,
О.И. Архипова. – М.: Экзамен, 2007. – 216 с.
21.
Деньги, кредит, банки: справочное пособие / Под ред.. Г.И. Кравцовой. – Минск:
Меркаваж, 2006. – 191 с.
22.
Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. В.В. Лукашевича.
–М.: Профико, 2007. – 256 с.
23.
Жарковская, Е.П. Банковское дело / Е.П. Жарковская. – М.: Омега-Л, 2007.– 340
с.
24. Жуков Е. Ф. Банки и банковские
операции. – СПб: Питер, 2008. – 234с.
25. Калтырин, А.В. Деятельность
коммерческих банков: учеб. пособие, изд. 2-е прераб и доп. – Ростов н /Д.:
Феникс, 20058. – 400 с.
26.
Копытин, В.Ю. Модели осуществления расчетов в платежных системах. – М.:
Финансы, 2005. – 187с.
27. Костерина Т.М.
Банковское дело: Учебник для ВУЗов. – М.: Маркет ДС, 2007. – 240 с.
28. Крахмалев, С.В.
Основные общеевропейские клиринговые системы, обеспечивающие расчеты в единой
валюте (TARGE и EURO 1). – М.: Финансы, 2007. – 145 с.
29.
Крахмалев, С. В. SWIFT – глобальная телекоммуникационная система,
обеспечивающая проведение международных финансовых операций. – М.: Финансы,
2007. – 140 с.
30.
Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. –
М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.
31. Лаврушин О. И. Банковское дело:
Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 672 с.
32. Латышева, Н.В. Некоторые аспекты
развития платежных систем в России и странах зарубежья. – М.:Финансы, 2005 –
152 с.
33.
Печникова, А.В. Банковские операции: Учеб. для сред. проф. образования А.В.
Печникова, О.В. Маркова, Е.Б. Стародубцева. – М.: Инфра-М, 2005. – 250 с.
34.
Пещанская И. В. Организация деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие. –
М.: ИНФРА-М, 2005. – 205 с.
35.
Платежная система: структура, управление и контроль / Под ред. Брюса Д.
Саммерса. – Спб.: Издательский дом «Бизнес - пресса», 2006. – 456 с.
36.
Рудько-Селиванов, В.В. Банковский менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд., с изм.
и доп. / В.В. Рудько-Селиванов, М.Р. Оленичева, Л.Н. Вотинцева. М.: Изд-во
научн.-образов. лит-ры РЭА; Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2007. –344 с.
37.
Саксельцева, Е.Г. Возможности применения зарубежных банковских технологий
безналичных расчетов в российской практике. М.: Финансы, 2006. – 145 с.
38.
Севрук В.Т. Банковские риски. – М.: Дело, 2005.– 157 с.
39.
Семенюта О. Г. Деньги, кредит, банки в РФ. –М.: Банки и биржи, 2005. – 206 с.
40.
Семенюта, О. Г. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие. – М.: Контур, 2006. 356
с.
41.
Тедеев, А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность):
правовое регулирование и налогообложение.– М.: Приор-издат, 20062. – 224 с.
42.
Тедеев, А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое
регулирование и налогообложение. – М.: Новый Индекс, 2006. – 243 с.
43.
Федорусенко, А. В. Совершенствование платежной системы. М.: Финансы, 2006. –
248 с.
44.
Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Дробозиной Л.А.. – М.: Финансы,
ЮНИТИ, 2006. – 645с.
4533.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред.
проф. А.И.Фисенко. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 246 с.
46. Холопов,
А.М. Проблемы применения аккредитивной формы расчетов в практике работы
российских экспертов и международных экспедиторов. – М.: Финансы,2006. – 168 с.
47.
Шагин, В.В. Качество банковских услуг: современные проблемы. – М.: Финансы,
2005. – 242 с.
48.
Шамраев, А.В. Перспективы направления деятельности по нормативному пути
регулирования безналичных расчетов. – М.: Финансы 2006. – 234 с.
49.
Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ. 2005
50.
Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -
М.:Финансы и статистика. – 2007
51.
Болецкая К. Игра в карты- на деньги // Банковское обозрение. №4. 2005
52.
Висящев А. Вытеснит ли Интернет – банкинг филиальные сети? // Банковское дело в
Москве. № 8. 2006
53.
Волчик А. Интернет- банкинг: тотальность и мгновенность//Банковское дело в
Москве. №8. 2007
54.
Гуманков К. Виртуальный банк – у кого лучше? // Финанс. №2. 2007
55.
Дъяченко О. Электронные платежные системы в авангарде рынка// Банковское
обозрение. №8. август 2008
56.
Китник Ю. Россия уже вступила в эпоху электронного банкинга Банковское дело в
Москве. №8. 2006
III Спавочные и информационные издания
57. Официальный сайт Банка России.
Интернет: www.cbr.ru
58. Официальный сайт ОАО
«Челябинвестбанк». Интернет:. www.chelinvest.ru
|