МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах

    выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные

    пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнения за

    благополучие любимого героя достигают большой выразительности.

    Ребенок 10—11 лет в своих фантазиях "дорисовывает" отдельные картины из

    жизни любимого героя. Впечатления от художественных произведений, глубоко

    затронувших его чувства, могут находить выражение в рисунках, в пересказе

    прочитанного, услышанного, увиденного. Любопытно, что, рассказывая о герое

    книги, ребята порой стремятся подчеркнуть, развить лучшие качества его и

    "исправляют" недостатки.

    Младшие школьники лучше осознают нравственные требования к действиям

    и поведению людей; у них возникают добрые порывы: помочь больному, старому

    человеку, пожалеть раненое животное, отдать другому свою игрушку, книгу.

    Особенности развития моральных чувств в эти годы родителям непременно надо

    учитывать, всячески одобряя нравственные порывы детей (отдать что то свое

    товарищу, потратить время на помощь больному), и ни в коем случае не

    упрекать их за то, что они зря тратят время и силы, нужные для других,

    якобы более важных дел.

    2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.

    До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности

    определяла круг его общения. Если эта потребность продолжает стойко

    преобладать, формирующийся коллектив может отвергнуть такого ребенка либо в

    связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной

    привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного

    расположения учителя. У детей это отвергание, объективно отражающее

    динамику формирования отношений в коллективе, в крайних случаях может

    принять форму травли. Обычно она приходится на тех детей, которым

    недостаточно легких знаков отвергания для коррекции поведения, и чаще

    всего—на мальчиков. Такое поведение не совпадает с представлениями о

    мужественности. И когда взрослые говорят: "Какой же ты мужчина?", мальчики

    презирают, а девочки либо присоединяются в этом к ним, либо принимают

    презираемого в свою компанию и даже защищают от других мальчиков. Ни один

    из этих стихийных путей не способствует формированию маскулинного

    поведения. Только очень тонкая и деликатная помощь взрослых может привести

    девочек к уважению такого мальчика именно как мальчика, а через это — к

    изменению отношения к нему мужской части коллектива.

    Дошкольник оценивается обычно по одному какому-то признаку,

    обеспечивающему ему постоянное место в определенной группе: сильный, умный,

    поет, рисует и т.д. Совсем иначе у школьника: он может быть первым по

    математике и последним по физкультуре, а выдвинувшись по физкультуре,

    оказаться последним по чтению. «Он все время перемещается из одной группы в

    другую, с одного места в группе на другое — он познает себя как средоточие

    многих и разных возможностей»[1].

    Прежде ребенок имел относительно узкий круг товарищей, большей частью

    сверстников, и. как правило, достаточно известных родителям. Теперь же он

    все чаще оказывается в кругу детей разного возраста. культурного уровня и

    поведения. Почувствовав себя членом разношерстной дворовой компании,

    недавний дошкольник, утверждая себя в глазах группы, будет считать своим

    долгом поступать в соответствии с может быть еще не всегда для него

    понятными стремлениями более активных и сведущих заводил. Такая группа

    может совершить налет на тихо играющих девочек, сопровождая этот "подвиг"

    оскорбительными н непристойными замечаниями. Участники подобной акции,

    как правило, не осознают ни мотива ее, ни тем более, значения слов,

    брошенных в адрес девочек. Многократное повторение таких действий может

    способствовать закреплению способа поведения, когда девочку, женщину

    обижают походя, без желания обидеть, из стремления к «мужскому

    превосходству».

    У младшего школьника уже есть некоторое представление о помощи и

    сочувствии. Но оно конкретно и опирается не на понимание объективного

    значения действий, а на положительную эмоциональчую зависимость ребенка от

    одобрения взрослого. Коллективные отношения, как было сказано, только

    формируются. Ученик еще не понимает положения другого, не может представить

    себя на его месте. Нравственное поведение, выражающееся в сочувствии и

    помощи, отстает от формального знания, "что такое хорошо", а отрицательное

    поведение опережает возможность суждения «что такое плохое»[2].

    В начальных классах складываются условия, побуждающие и ускоряющие

    процесс выработки самооценки: ребенок определяет свое место среди

    окружающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. Нельзя

    отрицать роли темперамента и характера в формировании самооценки н уровня

    притязаний, но необходимо подчеркнуть ведущую роль социально-средовых

    факторов, в данном случае — школы. Уже в 1—2-м классах у слабоуспевающих и

    отличников может складываться завышенная самооценка. А. И. Липкина

    (1976) констатирует, что помехой для правильного развития личности детей с

    повышенной самооценкой является их недостаточная критичность к себе, а для

    нормального развития личности детей с пониженной самооценкой—пониженная

    самокритичность. Из приводимых автором примеров видно, как самооценка

    влияет на уровень притязаний в будущем и как она различается у мальчиков и

    девочек. В представлениях девочек о будущем отчетливо звучат мотивы семьи,

    эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. Жизненные

    планы пальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию.

    В. А. Крутецкий (1976) полагает, что психику младшего школьника

    характеризует «созерцательная любознательность». Он подчеркивает

    недостаточную дифферснцированность восприятия, связь его с действием и

    преимущественное развитие непроизвольного внимания. Отсюда значительная

    потребность в наглядности, стремление потрогать, взять в руки все

    интересующее. Это стремление усиляется благодаря выраженной эмоциональности

    детей. «Многие противоречия этого возраста связаны с тем, что младший

    школьник, находящийся на "доморальном" этапе господства субъективности в

    поведении»[3], начинает вступать в фазу объективных интересов и определения

    своего места в коллективе, выработки позиций в отношении к обязанностям.

    В младших классах продолжают закладываться основы нравственного поведения

    и сознания. Отмеченные особенности эмоциональности благоприятствуют

    обогащению переживаний, и на пороге подросткового возраста дети уже

    обладают определенным нравственным потенциалом, который в немалой степени

    определит протекание пубертатного периода. Недостаточное развитие воли и

    импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность

    — вот то основное, на что опирается воспитатель и что, способствуя

    воспитательному процессу, может нести с собой и известную опасность.

    Младший школьник, обычно не умея четко выделить элемент для подражания,

    подражает во всем. Девочка копирует старшую подругу или героиню фильма, не

    только пытаясь воспроизвести главное понравившееся, но и перенимая

    отношение к внешнему виду, к противоположному полу — она может сделать

    маникюр, поразить родителей внезапным изменением прически, начать вздыхать

    над портретом киноактера. Мальчик может не только наращивать силу, стремясь

    походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и

    грубости, отнюдь не добродетельный интерес к женщинам. Перед взрослыми в

    этих случаях возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к

    подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего

    наносного, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та

    или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю.

    Однако только объясняя и требуя, не демонстрируя примером собственного

    отношения и поведения, взрослые способствуют тому, что дети могут ставить

    соблюдение моральных норм и правил в прямую зависимость от ситуации,

    настроения взрослых, вырабатывают представление о формальности морали и

    нравственности—мораль для школы, мораль для дома. мораль для компании

    сверстников, мораль для себя и т. д. Первые уроки ханжества, двойной морали

    ребенок берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать

    эти уроки, но полагающих, что воспитывать ребенка следует, апеллируя только

    к его сознанию, разуму.

    Активная, действенная требовательность взрослых н коллектива сверстников

    вводит детей в круг общественных обязанностей. Вопреки мнению части

    родителей, здоровые дети обычно не только не устают от обязанностей, но и

    активно их ищут. Не найдя их в школе и дома, ребенок будет искать и

    находить их в других местах, и, возможно, в совершенно неприемлемых,

    уродливых формах. Улица сильна своим богатым арсеналом средств воздействия,

    обращенных не только к разуму, но прежде всего к чувствам, переживаниям.

    В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических

    качеств. «Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных

    воздействий формируется произвольность как особое качество психических

    процессов, а в связи с ней и чувство долга» [Давыдов В. В., 1973; Левитов

    Н. Д., 1969]. У одних это устойчиво и проявляется в широком кругу жизненных

    отношений, у других—лишь в отдельных поступках или сравнительно узкой сфере

    поведения, у третьих развито еще слабо, некоторые могут быть послушны. но

    лишь по мере требований. Развивается способность к планированию действий

    про себя, внутренне. Начинает оформляться умение оценивать свои действия

    как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии—качества,

    позволяющего разумно и объективно анализировать свои мысли и поступки под

    углом их соответствия замыслу и условиям деятельности [Давыдов В. В.,

    1973].

    Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален.

    В психоанализе он рассматривался как «латентный» период. В ряде ценных и

    содержательных отечественных руководств также можно встретить обобщенный,

    «бесполый» анализ психологии и поведения младшего школьника. Из

    общепризнанного факта дружбы с представителями своего пола как важной черты

    этого периода нельзя вывести положения о сексуальной латентности — оно

    относится скорее к гетеросексуальной активности, чем к сексуальным

    интересам, и не означает прекращения или временной остановки

    психосексуального развития мальчиков и девочек. «Был аист нами в девять лет

    забыт, мы в десять взрослых слушать начинали, в тринадцать лет, пусть мать

    меня простит, мы знали все, хоть ничего не знали», — пишет К. Симонов.

    Возраст 9—10 лет—это период половой гомогенизации: подражания и

    привязанности мальчиков к отцу. а девочек к матери. Иногда переход к этому

    этапу происходит быстро и изменение привязанностей ребенка особенно

    разительно. Класс разбиваются на два лагеря—мальчиков и девочек, измена

    своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры.

    зачитываются «героической» литературой и подражают героям, рыцарям. Они

    больше тянутся к отцу, а при отсутствии его—к мужчинам вообще

    (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют

    настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают

    первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение

    лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней

    отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут

    коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это

    период формирования оценки себя как представителя определенного пола.

    Поляризация полов—естественная закономерность развития, внешне

    проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка,

    которые отражают внутренний интерес к другому полу. В. В. Богословский

    (1974) приводит пример, когда мальчик дергает девочку за косу и на вопрос

    учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах

    ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные

    мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Сколько-нибудь

    серьезных конфликтов оно, как правило, не вызывает, н мы неоднократно

    отмечали у девочек чувство обиды и обойденности при отсутствии этих

    своеобразных знаков внимания. В последнее время все чище приходится

    наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения,

    ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном

    периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение

    половых ролей и представлений о маскулинности — фемининности в современном

    обществе и семье.

    М. Кинег (1974) приводит данные, опровергающие представления о

    сексуальной латентности ребенка 7—М лет. Дети или не осознают, или скрывают

    свои сексуальные интересы и их проявления. «Как уже указывалось, эта

    скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться упущениями

    воспитания в тенденции постепенного учащения в этом возрасте мастурбации,

    гетеросексуальных и реже—ковальных игр у мальчиков. Сходные данные получены

    для девочек, сексуальная активность которых, однако, ниже. В 10—12 лет

    мальчики переходят от высказываний желания жениться на ком-нибудь к желанию

    любить будущую подругу и, наконец, к совместной социальной активности, к

    увеличению количества друзей другого пола.

    Опрошенные нами матери указывали на наличие вопросов о различии между

    полами, подробностях зачатия и рождения, менструациях и поллюциях, половом

    акте. Одни дети боялись утратить половые отличия, другие высказывали

    желание изменить свой пол. Некоторые матери определенно говорили о

    влюбленности детей, о мастурбации, об условно сексуальных проявлениях

    (сосание пальцев, кусание губ и ногтей, ковыряние в носу, вырывание волос,

    постоянное держание рук в карманах). Преобладающими источниками информации

    детей о поле были сверстники и литература, у девочек—часто мать и

    значительно реже отец—у мальчиков»[2].

    «Весьма показательны данные проведенного нами опроса молодежи,

    относящиеся к младшему школьному возрасту. Треть мальчиков и девочек в этом

    возрасте впервые услышали о различии полов, причем 4 из 5 получали сведения

    от сверстников и старших детей и каждый 6—7-й воспринимали их эмоционально.

    Из аналогичных источников получили информацию о родах 36% мальчиков и 68%

    девочек этого возраста. Для каждого 4-го мальчика и каждой 5-й девочки это

    было эмоционально значимо. В половине случаев мальчики и несколько чаще

    девочки уяснили роль отца. почти все мальчики и половина девочек—из

    объяснений сверстников и старших детей, 15% —от родителей; эти сведения

    воспринимались многими с волнением, часто как нечто потрясающее. Сущность

    беременности раскрылась для 60% мальчиков и 52% девочек, из них благодаря

    родителям—9% мальчиков и 24% девочек от специалистов—5—7% детей.' Сущности

    полового акта родители не разъясняли, сведения же о нем получили 63%

    мальчиков и 43% девочек, причем из наблюдения полового акта

    соответственно—30% и 19%, от сверстников и старших детей—65% и 68%, из

    литературы—20 °/о и 24 % «У трети мальчиков и двух третей девочек это

    вызвало эмоциональное, часто с отвращением, реагирование. О менструациях и

    поллюциях узнали 40% мальчиков (9% от отцов) и 66% девочек (61% от

    матерей). О противозачаточных средствах узнали 45% мальчиков и 6% девочек

    (лишь единицы—от специалистов и родителей). Если о мастурбации сообщили 10%

    юношей и 1% девушек, то узнали о ней 33% ч 10%' соответственно: каждый

    десятый—наглядно, каждый пятый мальчик и каждая вторая девочка—из

    литературы, примерно каждый второй—от сверстников ч каждый десятый—от

    посторонних взрослых. Заслуживают внимания основные словесные фермы

    полученных знаний о поле: в медицинской терминологии — 27% мальчиков и 43%

    девочек и соответственно в обывательских выражениях—52% и 42%, в циничных и

    бранных выражениях—26 и 2%, в «детских» выражениях—3% и 5%. Двое юношей и

    три девушки сообщили о начале половой жизни до 12 лет, трое юношей и две

    девушки — о гомосексуальный влюбленности, 56% юношей и 36% девушек—о

    гетеросексуальной влюбленности. В единичных случаях у мальчиков и девочек

    было стремление обнажаться. За интимными отправлениями лиц другого пола

    подглядывали каждый третий мальчик и каждая 16-я девочка»[2].

    Приведенные данные свидетельствуют об ошибочности представления о

    сексуальной латентности младшего школьника. Различия сведений родителей о

    сексуальном поведении и интересах детей, с одной стороны, и молодежи о

    своем детстве — с другой. отражают, по-видимому, не только тенденции

    возраста, но и погрешности предшествующего полового воспитания. Разное

    время осведомленности в вопросах секса со слов родителей и со слов молодежи

    лишь усиливает это предположение.

    Отсутствие должного внимания со стороны родителей, педагогов и врачей к

    половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности младшего

    школьника приводят в ряде случаев к тому, что половое воспитание

    осуществляется тайными совоспитателями, проблемы пола обсуждаются с

    применением матных языковых средств, затрудняющих последующее правильное

    знакомство с ними и способствующих загрязнению представлений о

    сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.