Воспитание детей в игре
сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский
характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот
факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно
своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения
замысла, восможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мыли.
Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и
во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые
возникают между мышлением и действиями ребе нка»[2].
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный
характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это
подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее,
т.е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник
не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный
замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры
или рассказа»[3].
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных
впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле –
выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного,
и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и
непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое
отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать
предстаящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который
реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать
творческие способности ребенка, целенаправленноне воображение, побуждать
его в любом деле идти от мысли к действию.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им
навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность,
воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и
умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности»
ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков»1. При
правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого
уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем
более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения,
опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения
к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к
новым достижениям в этой о бласти, дают перспективу для дальнейшего
развития и укрепления творческих способностей ребенка»2.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой
деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу
и его реализации , в умении комбинировать свои знания и представления, в
искренней передаче своих чувств.
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели
искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру
которых всегда отличает вера и правда. Поэт П.Антокольский утверждал, что
все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская
одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании
ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в
необыкновенном развитом инстинкте подражания»3.
Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и
развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное
развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно
задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до
передачи его переживаний, чувств.
В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны
им.
Испытывает ли ребенок эти чувсва или только изображает их? Какое
влияние оказывают они на формирование его морального облика?
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след
в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание
их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка4.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения
задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики,
употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам
игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюду естественно
возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития
игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это
стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в
этом.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания
и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений,
от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой
проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие
творческого замысла.
§ 4 ИГРЫ
.В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие
речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам
формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-
ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные
особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности
соответствующие игровые способы и средства.
Полноценного развития игра детей лостигает лишь, когда воспитатель
систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая
все ее основные компоненты. Так , при сюжетно-ролевой игре он выделяет для
ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого
взаимодействия; в дидактических играх помогае им выделить и осознать
правила, определить последовательность действий и конечный результат, во
время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил
и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и
функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников.
Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей,
осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового
пространства и специального подготовительного этапа игры.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у
детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает
ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.
В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения,
позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных
предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).
Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность
детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее
различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных
произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей.
Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга,
Буратино и врач.
Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей,
их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий,
которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и
взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает
игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут
реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как
можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он
всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые
ситуации, события и действующих лиц, так как4 это является показателем
свободного владения игровыми спосабами деятельности и творческой активности
ребенка.
Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование
недостающих предметов в ходе уже развернувшегосясюжета помогает четче
обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее
согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели
используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно
помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и
похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто
символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым
играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевыхъ предлагают
наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у
детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации,
мимики,жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и
авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия
взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные
игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам
выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место
для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является
нелегкой задачей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические
игры как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании,
различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. М
помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы
как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них
воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются
позновательные способности.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Музыкаль-дидактические игры осваиваются детьми постепенно.
Ознакомление с новой игрой происходит в основном во време музакальных
занятий. Педагог знакомит детей с правилами игрыб ставит перед ними
определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором
проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы.
Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав
ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе
разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно
выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
§ 5 РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное
положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить
его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него
желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть
похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание
общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге,
стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем,
насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в
частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к
учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому,
что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А
между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в
подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к
предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со
взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
В игре формируются такие качества,как самостоятельность, инициативность,
организованность, развиваются творческие способности, умение работать
коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со
школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с
трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений,
целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения
художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других
детских садов.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время
содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и
вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они
испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их
устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то,
что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те,
кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время
внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают
организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют
выставки книг.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на
возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в
школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление
быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых
знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кню для учителя. – М.: Просвещение,
1987.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост.
А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Просвещение, 1983.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//
Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
6. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979.
7. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика,
1971.
8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
9. Змановский Ю.Ф. Вуоспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
10. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение,
1988.
11. Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 1988.
12. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб.
– М.: Просвещение, 1987.
13. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
14. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. –
Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
15. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение,
1966.
16. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
18. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод.
пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,1974.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы работать с детьми педагог должен иметь свои личные качества.
Я провела тестирование в № 72 школе , какими хотят видеть сегодня ученики
учителя. Среди самых ценных качеств были отмечены: доброта, умение видеть в
ребятах друзей, справедливость , честность, юмор. Но этими качествами
обладают не все преподаватели.
Непростительными качествами для педагога ребята назвали лень,
высокомерие, грубость, выделение любимчиков, несправедливость.
Какие же недостатки ребята склонны простить педагогу?
Отсутствие чувства юмора, замкнутость, несдержанность, неумение
«поставить себя». Хотя я считаю, чтот у педагога не должно быть
недостатков. Видимо, это характернро для тех случаев, когда общение учителя
и учеников ограничивается лишь рамками предмета. Тогда учитель не
становится для учеников понятнее как личность, как человек, которуму ничто
человеческое , в том числе и слабости, не чуждо.
По моему мнению идеальный учитель должен в совершенстве знать свой
предмет, излагать его хорошим языком, использовать учебные пособия, иметь
чувства юмора, способность легко устанавливать контакт с детьми как
старшего, так и младшего возраста, быть честным , справедливым , культурным
человеком.
-----------------------
1 Макаренко А.С. Соч. М., 1957
1 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959.
2 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959.
3 Макаренко А.С. Игра. Соч. М., 1957.
[1] Крупская Н.К. Пед. соч. М., 1959
[2] Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
[3] Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М.,
1965
1 Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. –
Дошкольное воспитание, 1965, № 5
2 Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
3 Эстетическое воспитание в семье. М., 1963
4 Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – Избр. Произв. М., 1953
Страницы: 1, 2, 3
|