МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Военное воспитание в Спарте

    Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее

    насыщенным и трудным.

    3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.

    На втором этапе государственного военного воспитания его содержание

    несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только

    лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности,

    причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших

    преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все

    полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того,

    начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую

    заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь

    входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и

    музыкой.

    С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни

    от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже

    имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к

    военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом

    возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин,

    на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым

    людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они

    должны были сидеть молча и набираться опыта.

    Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного

    образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим

    всем спектром социальных и политических прав.

    В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной

    военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на

    развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о

    теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым

    философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна

    эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

    3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.

    Обучение военным навыкам, действитьльно, играло ведущую роль в системе

    спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была

    сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в

    пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя.

    Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность

    отрицалась.

    В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому

    пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат

    в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения

    гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных

    качеств.»[9]. Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на

    поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и

    была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено

    своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным

    порывом к действию»[10]. Все песни носили военный характер и были либо

    хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и

    призывающие к подвигу.

    Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических

    упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования.

    Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни

    наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть

    спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались

    невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их

    военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и

    других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда

    спартанское правительство отнесло также граматику и музыку, полностью

    милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в

    невежественности нельзя.

    ***

    4. Женское воспитание в Спарте.

    Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского

    воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное

    равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все

    занятия доступны по природе и женщине и мужчине,»[11]- эта мысль

    просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек

    учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же

    танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали

    мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети

    будут сильными и здоровыми».[12] Женщинам также, по достижении

    определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и

    криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных,

    военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

    Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после

    30 лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного

    образования, так как этот возраст символизировал достижение полного

    физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

    Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки

    юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был

    прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как

    хранительница домашнего очага.

    ***

    5. Философы Древней Греции о физическом

    воспитании как о главном аспекте военного воспитания.

    Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь

    философские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной

    чертой спартанского воспитания является его узко военная направленность,

    которая подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и

    умений. А поэтому изучим отношение философов именно к аспекту физического

    воспитания, к его нормам и целям.

    Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас

    представляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и

    остановимся на их работах.

    5.1. Философские взгляды Платона.

    Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг

    на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных

    идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни,

    Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более

    реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов

    воспитания молодежи во многом совпадают.

    Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого

    раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на

    важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные

    игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как

    “это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в

    играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько

    другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры.

    “Человек...должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез,

    во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать

    хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый -

    обрабатывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.”[13] Как

    видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое

    воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже

    религиозный окрас.

    Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый

    план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души”

    играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о

    физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к

    изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым.”[14] И поэтому

    Платон провозглашает: “Основное начало...-движение.”[15] Но и сама суть

    движения у философа носит несколько особый характер: “...все должны

    избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда держаться какой-

    то середины.”[16] Эту золотую середину Платон возводит в главный

    воспитательный принцип и, продолжая идею об изнеженности тела, говорит:

    если “изнеженность делает характер детей тяжелым...то излишнее и грубое

    порабощение делает его приниженным.”[17]

    Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится

    прежде всего к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам

    после 6 лет “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из

    пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней

    мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться обращеннию с

    оружием...Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не

    свойственны свободорожденным людям,”[18]- так заканчивает свои

    размышления о физическом развитии детей филлосов, указывая на то, что этих

    упражнений будет вполне достаточно, чтобы воспитать свободного гражданина.

    У Платона также свои взгляды на пользу от физического воспитания. Его

    функции он сводит только лишь к участию в государственных мероприятиях:

    “Детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий

    и торжественных процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а

    также сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев...Состязания и

    подготовительные работы к ним надо устраивать только лишь ради этой

    цели.”[19]

    С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платона высшим

    жизненным задачам. И здесь особое значение приобретает преподавание

    гимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения

    должны содействовать тому, что тело превращается в покорное орудие воли в

    конечном стремлении истинного философа,”[20] которым является желание

    уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли:

    в здоровом теле здоровый дух.

    Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью

    подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и

    не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его

    второстепенность.

    5.2. Философские взгляды Аристотеля.

    Другой древнегреческий филосов, о котором уже было сказано выше, -

    Аристотель - в противоположность Платону придает физическому воспитанию

    колоссальную роль и выдвигает его на первое место: “забота о теле должна

    предшествовать заботе о душе,”[21]- говорит он и в то же время резко

    осуждает спартанскую воспитатальную практику, поскольку спартанцы

    “постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своего рода животных;

    поступают они так в том расчете, будто бы это полезно для развития

    мужества. Однако, как на это часто было указано, не следует обращать все

    свои заботына одну цель...”[22] Спартанское правительство действовало

    вразрез с этой идеей, что впоследствии привело к глобальной катастрофе.

    В качестве основного принципа правильного воспитания Аристотель, так же,

    как и Платон, видел стремление к “золотой середине.” С его точки зрения,

    “для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные...а

    обладание серединой благосклонно.”[23]

    Резкой критике подвергает филосов как средства, так и цели спартанского

    воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспитанием несколько

    иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “о военной

    выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили

    недостойных, но для того, чтобы они прежде всего не попали сами в

    рабство,”[24] в то время как Спарта постоянно преследовала резко

    противоположные цели: расширение своих владений путем захватасоседних

    территорий.

    Таким образом, проанализировав некоторые работы древнегреческих

    философов, становится очевидно, что лучшие мыслители того времени во многом

    не были согласны со спартанским максимализмом относительно физического

    воспитания и столь большой концентрацией внимания на военных нуждах

    государства в ущерб эстетическому развитию народа. Однако оба философа

    поддерживают некоторы отдельные идеи, признавая их эффективными и

    актуальными для своей эпохи.

    ***

    Заключение.

    Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате

    захватнических действий со стороны одного из греческих племен по отношению

    к близлежащим территориям. Дорийским племенам победа далась тяжело, так как

    коренное население оказывало сильное сопротивление захватчикам. В связи с

    тем, что обостренная классовая борьба не затихала в течение нескольких

    веков, спартанское правительство вынуждено было направить все свои силы на

    то, чтобы удержать власть в своих руках. А для этого прежде всего было

    необходимо создать сильную, военно-обученную нацию. Таким образом,

    особенности спартанского воспитания были заложены еще изначально, ибо эта

    задача легла на плечи педагогов.

    В связи с этой напряженной исторической обстановкой в Спарте

    вырабатывается особая система воспитания, которая становится первостепенной

    задачей государства и полностью подчиняется его политическим нуждам.

    Система государственного воспитания распространялась на людей в возрасте от

    7 до 30 лет и подразделялась на три периода.

    На первом этапе детям в возрасте от 7 до 15 лет прививались основные

    моральные качества воина: смелость, сила духа, пренебрежение смертью, а

    также юных спартиатов учили выживать в суровых природных условиях. Для

    этих целей использовались разнообразные методы. Так, например, для

    воспитания мужества широко применялись жестокие публичные наказания и

    показательные бои без использования оружия, право на ношение которого

    необходимо было заслужить. В отрядах детей намеренно кормили очень мало для

    того, чтобы научить детей самостоятельно добывать себе пищу. И кроме того,

    в возрасте 15 лет юноша впервые принимал участие в “войне” с рабами,

    таким образом преодолевая страх перед смертью и убийством. Большое внимание

    в это время уделялось также развитию логической и краткой речи у детей

    как необходимого качества будущего воина.

    Второй этап государственного спартанского образования (15-20 лет) был

    менее интенсивным и насыщенным. Ос-новное внимание здесь уделялось

    закреплению уже полученных навыков и умений. Выйдя из под опеки

    учителей, спартиаты должны были доказать свое право быть гражданином,

    принимая участие в настоящих сражениях и боях. В это время юноши

    овладевают азами грамоты и занимаются музыкой, которая также находиться

    в подчинении военной идеологии.

    Третий этап (21-30 лет) напрямую связан с получением всех социальных и

    гражданских прав, вхождением в политическую жизнь общины и получением

    разрешения примать участие в общественнных трапезах.

    Таким образом, обозначилась основная тенденция спартанского воспитания:

    его исключительная направленность на развитие физических способностей в

    ущерб эстетической качеств души человека.

    Подобная политика воспитания не нашла полного одобрения среди лучших

    философов того времени. И Платон и Аристотель резко осуждают спартанский

    максимализм, став сторонниками “золотой середины”, особенно относительно

    того, что касается воспитания ребенка. Не соглашаются они также и с целями

    спартанского правительства, стремящегося создать военную нацию для большего

    укрепления и расширения границ своего государства. Платон в воспитании тела

    видит лишь подготовку человека к уподоблению божеству. Аристотель же

    говорит о том, что физическое воспитание необходимо прежде всего для

    оборонительной, а не захватнической политики. Однако оба философа

    поддерживают некоторые воспитательные методы спартанцев.

    The previous version.

    С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда

    занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных

    задач, поскольку их первостепенная значимость очевидна. Так, если у власти

    в стране стоит политически безграмотный человек, то какими бы колоссальными

    ресурсами это государство не обладало, оно все равно попадет в подчинение

    более развитым странам.

    Если же мы обратимся к истории древнейшего мира, то даже здесь можно

    найти подтверждения тезису о важности образования, хотя оно и имело

    несколько другие формы. Несомненно огромное значение для всего человечества

    открытие огня, бронзы, первых орудий труда. И все эти знания передавались

    потомкам посредствам наскальных рисунков и надписей, что сыграло большую

    роль в процессе становления цивилизации.

    Итак мы видим, что каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в

    понятие воспитания, то есть содержание образования хронологически меняется,

    но цель его всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках

    достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной

    исторической обстановке.

    Таким образом, факт необходимости образования очевиден. Однако, какую

    роль оно играет для государства в целом?

    Аристотель писал: “... в тех государствах, где предмет воспитания

    находится в пренебрежении, оно само терпит от того ущерб. Ведь для каждой

    формы государственного строя соответственное воспитание - предмет первой

    необходимости.”[25] Таким образом философ приходит к выводу о существовании

    тесной взаимосвязи между образованием и государственными интересами. Следуя

    этому факту, я поставила перед собой цель в своей работе изучить, насколько

    сильно воспитание может повлиять на государственный строй и на его судьбу.

    А для этого прежде следует подробно изучить систему воспитания на

    определенном этапе развития государства, а затем проследить его

    исторические последствия.

    В качестве примера я выбрала один из полисов Древней Греции - Спарту. Это

    военное государство, на мой взгляд, является наиболее ярким образцом

    взаимосвязи трагической судьбы народа с политикой воспитания.

    Заключение.

    В заключении работы подведем главный итог основной цели данного реферата.

    На примере древнегреческого города-государства Спарты отчетливо видно

    насколько сильно влияние воспитания как на сохранение общественного строя,

    так и на определение судьбы целого государства.

    Утвердившись в IХ веке до н.э. в качестве новой административной единицы,

    Спарта создает все условия для воспитания нескольких десятков физически

    сильных и военно обученных поколений, которые уже в V - IV веках сумели

    подчинить себе всю Грецию. Однако спартиаты не были готовы принять на себя

    власть управления в силу ограниченности своего культурного уровня и

    образования. Великий народ, воспитанный в лучших военных традициях своего

    времени, оказывается беспомощным в новых исторических условиях мирного

    существования. Неготовый и неспособный к такой жизни, он самоуничтожается

    изнутри: происходит полное растление нравов и падение всех жизненных устоев

    общества. Следствием этих внутренних кризисов стало полное ослабление и,

    фактически, уничтожение некогда сильнейшего государства, которое даже не

    оставило после себя никакого культурного наследия, так как на протяжении

    всей истории существования государства правительство заботилось только лишь

    о военном воспитании граждан, совершенно упустив из виду их эстетическое

    развитие. «Лакедемоняне держались, пока они вели войны, и стали гибнуть,

    достигнув гегемонии: они не умели пользоваться досугом и не могли заняться

    каким-либо другим делом, которое стояло бы выше военного дела,»[26]- к

    такому выводу приходят философы.

    В свете этого исторического факта совершенно очевидно, что правильность

    выбора направления образования кардинально влияет на ход всей истории: она

    может вознести государство к вершинам благополучия или же придать его

    полному уничтожению и забвению. А для того, чтобы общество функционировало

    нормально, необходима четко продуманная и тщательно разработанная

    программа, которая создаст все условия для воспитания всесторонне развитого

    человека и не повторит ошибок спартанского правительства, которое сузило

    весь спектр педагогических проблем, полностью милитаризовав политику

    образования и тем самым подписав смертный приговор целому народу.

    -----------------------

    [1] Аристотель Политика I, 2

    [2] Аристотель Политика VII, 2, 5

    [3] Аристотель, Политика, VIII, 1, 1-3, 1337а

    [4] Ликург XVII

    [5] П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков» С-Петербург Издание

    Л.Ф. Пантелеева 1897 стр.77

    [6] Лукиан. Анахарсис, или об упражнении тела т.1 М-Л Academia 1935 с.

    348-349

    [7] Платон Законы I , 7 , 633 с

    [8] Плутарх «Сравнительные характеристики» Ликург XVIII, XIX

    [9] Аристотель Политика, VIII , 5, 4

    [10] Плутарх «Сравнительные характеристики» Ликург XXI

    [11] Платон Государство V , 413

    [12] Ксенофонт Лакедемонское государство I ,3,4

    [13] Платон Государство III 401 а

    [14] Платон Законы I, 3, 791d

    [15] Платон Законы I, 3, 791d

    [16] Платон Законы I, 3, 793а

    [17] Платон Законы I, 6, 796 d

    [18] Платон Законы I, 6.796 d

    [19] Платон Законы I, 6, 796 c,d

    [20] Платон Государство III, 412 а

    [21] Аритотель Политика VII,13,23

    [22] Аристотель Политика VIII, 3,3

    [23] Аристотель Никомахова этика I, 104а, 15

    [24] Аристотель Политика VII,13,14

    [25] Аристотель Политика VIII, 1,1

    [26] Аристотель Политика, II, 6, 22

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.