Внеклассная работа как часть изучения английского языка в старших классах
Внеклассная работа как часть изучения английского языка в старших классах
ПЛАН
|Введение |3 |
|1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной |4 |
|работы по иностранному языку | |
|2. Принципы организации внеклассной работы по |7 |
|иностранному языку | |
|3. Формы внеклассной воспитательной работы по |10 |
|иностранному языку | |
|4. Требования к внеклассной работе |17 |
|5. Факультативные занятия, как вид внеклассной работы в |19 |
|старших классах и их особенности. | |
|6. Использование Интернет во внеклассной работе по |25 |
|английскому языку | |
|Заключение |33 |
|Использованная литература |34 |
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое
общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не
только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует
также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их
творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает
мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя
требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их
возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения
определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой
стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью
реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально
использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы
и участии во внеклассной работе, минимально загружать их заучиванием нового
материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы
и грамматические явления.
Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что внеклассные
мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного
материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с
использованием доступных и интересных методов.
В работе рассмотрены основные цели и задачи, внеклассных мероприятий,
методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и
средства в проведении факультативных занятий.
1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по
иностранному языку
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-
воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть
единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно
определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой
проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за
пределы обязательных учебных программ.
Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:
усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках
ИЯ;
расширение мировоззрения учеников;
развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных
вкусов;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны,
язык которой изучается.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-
педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств
личности того или другого возраста дает возможность правильно определить
содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную
активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и
ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память
развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает
целенаправленный характер, речь становится более управляемым и развитой.
Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не
любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.
На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему
развитию своей личности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте
формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность,
увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения
становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается.
Большое значение для юношей приобретает общение со своими сверстниками.
Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид
деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального
стиля поведения старшеклассников.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной
работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности,
так и психологические особенности коллектива: уровень его развития,
степень организационного, психологического, интеллектуального и
эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на
отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время
выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка
успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение
содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в
содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются
существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в
отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя
вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в
соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться
языком дополнительно с какими-то определенными целями.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя
своевременно обнаружить заинтересованность .учеников внеклассной работой и
языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем
самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и
форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и
развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в
отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы
их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея,
школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков
и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы
осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска
стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении
внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя
играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше
самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в
организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих
интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
Принципы внеклассной работы по ИЯ - исходные положения, которые
определяют требования к ее содержанию, методов и организационных форм. Они
отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по ИЯ в школе и
иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора
внеклассной работы.
Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются
принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития
индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной
работы с уроками (В.И.Шепелева).[2]
Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в
внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою
особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом
виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство
продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий.
Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных
мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения
иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и
интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников
их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения,
эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип
связи внеклассной работы с уроками прежде всего состоит в том, чтобы
обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей
внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных
материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом
действующих учебно-методических комплексов по ИЯ.
Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и
умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы
ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время
внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может
положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку.
Г.И.Мокроусова и Н.Ю.Кузовлева дополняют вышеупомянутые принципы принципами
комплексности, увлеченности и развития инициативы и самодеятельности.
Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь морального,
эстетичного, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по ИЯ
должна воспитывать искреннего гражданина, который с уважением относится к
своей стране и стране, язык которой он изучает. Этот гражданин должен быть
честным, порядочным, понимать людей, с которыми общается, уважать и
понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимо прививать ученикам
любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и понимать музыку,
хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разный реквизит
к спектаклям.
Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов,
которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а
также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым,
необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.
Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает
стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в
работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам
возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить
делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия,
умело и незаметно руководя этим процессом. Самодеятельность - это основа
творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает
содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее.
Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю
необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику
и формы внеклассного общения.
Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе
обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с
тем разностороннее влияние на развитие личности.
3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три
формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу
такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И.Шепелева предлагает
различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным
признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-
структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками,
которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о
значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни,
отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют
наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.
Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную
структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими
интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные,
вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и
т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех
классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов -
литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали
себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности,
например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и
просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в
кружках, как правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной
структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной
самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и
т.п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
1) соревновательные,
2) средства массовой информации,
3) культурно-массовые,
4) политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада,
викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление,
бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия
культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным
традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет,
посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов,
актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи
со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера:
форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и
прочие.
В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы
внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим формам
относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки,
киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются
эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют
учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство
для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами
внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения
и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и
находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов,
исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со
зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда,
которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму.
Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений
известных зарубежных писателей и драматургов.
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя
иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является
массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента
учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает
комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в
определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного
подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна
оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей
внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых
Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих
отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют
в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка
проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной
программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его
компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной,
познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать
возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.
I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На
Страницы: 1, 2, 3
|