МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Виды формы и функции контроля в обучении

    случаях небходимо проделать подготовительные упражнения , которые

    помогли бы ликвидировать пробелы в языковых навыках своего класса .

    Совсем нецелесообразным кажется заставлять учащихся следить во

    время выступления за ошибками товарищей . Такой приём , во – первых

    , заранее нацеливает учащихся на то , чтобы они сосредоточили

    внимание на языке , а не на содержании , прислушивались лишь к

    неправильному , запоминали или записывали ошибки , а потом ещё их

    повторяли в тот момент , когда они сообщают о том , какие

    неправильности они заметили у отвечающего . Учащиеся часто не

    замечают ошибок или им кажется , что отвечающий сделал ошибку , и

    они начинают исправлять то , что не нуждается ни в каком

    исправлении . Дело затягивается и вместо того , чтобы правильно

    использовать время на уроке , его попусту тратят на повторение

    языковых ошибок . Содержание речи учащихся при этом отходит на

    задний план .

    А как же всё – таки исправлять ошибки и выставлять оценки?

    При скрытом контроле речевых умений наглядно проявляется

    двуплановость, свойственная деятельности учителя иностранного языка:

    он организатор общения, его участник и одновременно бдительный

    учитель, пристально наблюдающий за речевой деятельностью учеников и

    объективно оценивающий её. В основе оценки – определённые критерии,

    которые должны быть известны учащимся; для них эти критерии – вехи

    на пути прогрессу в развитии речевых умений и ориентир в

    самоконтроле.

    Проанализировав современный подход к критериям оценок, нетрудно

    заметить, что общая установка в оценке речевой деятельности –

    исходить из положительного: оценке подлежит не то, что упущено или

    искажено, а то , что правильно передано. При экспрессивных видах

    речевой деятельности учитывается соответствие высказывания ( или беседы

    ) заданной теме и ситуации ; число фраз , построенных по моделям

    данного языка; разнообразие моделей. При диалогической речи

    принимается во внимание наличие в составе реплик фраз, которые

    стимулируют собеседника к продолжению разговора. При рецептивных

    видах речевой деятельности выделена единица измерения понимания – факт

    , позволяющий судить о полноте и глубине понимания.

    Однако решительный поворот в сторону коммуникативности обучения,

    предполагающий большую опору на данные психологии речи и

    социопсихолингвистики, неизбежно вносит коррективы в принятые способы

    оценки речевых высказываний учащихся.

    На первый план выдвигается коммуникативная задача – основная

    пружина всякого общения, будь то говорение, аудирование или чтение

    . Качество решения коммуникативной задачи становится главным критерием

    в оценке речевых умений. И пусть коммуникативная задача решена

    скупыми средствами, минимальным количеством фраз, но если она решена

    , то этого достаточно для получения положительной оценки.

    В современной методике уточнено понятие «ситуация» . Ситуация,

    моделирующая действительность, динамична, она – активный фон

    общения, накладывающий определённые обязательства на партнёров

    общения. Поэтому недостаточно просто описать ситуацию, важно адекватно

    действовать в соответсвии с новыми, постоянно меняющимися

    ситуативными условиями, решать вновь возникающие коммуникативные

    задачи, что в свою очередь предполагает самостоятельное комбинирование и

    перекомбинирование языкового материала, заложенного в память . Именно

    мера самостоятельности даёт основание для дифференциации положительной

    оценки .Нужно создать такую позицию , отталкиваясь от которой

    учащиеся уже не могут ограничиться , например , описанием книги по

    усвоенному стереотипу , они должны суметь убедить других прочитать

    понравившуюся им книгу. В этом состоит коммуникативная задача.

    Учащиеся сами должны найти необходимые языковые средства ,

    употребить модально – оценочную лексику.

    К этому и следует поощрять учащихся.

    Для неподготовленной речи характерна самостоятельность учащихся ,

    она и является показателем успешного решения коммуникативной задачи.

    Именно в таком направлении разработаны нормы оценок: определяющим в

    оценке аудирования, говорения и чтения является качество решения

    коммуникативной задачи.

    Что касается языковой правильности речи , т. е. ее

    «соответствия нормам изучаемого языка» , то это дополнительный

    критерий , который даёт возможность конкретизировать оценку. Известно,

    что ошибки могут иметь различный вес в процессе общения. Одни

    вовсе не мешают его осуществлению , другие в какой – то мере влияют

    на него , а третьи – препятствуют общению. Кроме того, существенно

    и соотношение количества ошибок с объёмом высказывания , т. е.

    «плотность ошибок». Это положение также нашло отражение в нормах

    оценок.

    Ориентация в первую очередь на решение коммуникативных задач

    при обучении и контроле должна быть известна учащимся. Тогда они

    смогут преодолеть ошибко – боязнь , часто служащую барьером в

    общении .

    Учащихся следует привлекать к оценке ответов своих соучеников

    с точки зрения того , как удалось общение , поставив перед ними

    предварительно задачи смыслового характера.

    Работа же над исправлением ошибок – это прежде всего дело

    учителя. Во время высказывания учеников он должен по возможности

    незаметно фиксировать типичные и грубые ошибки, чтобы после

    высказывания (беседы ,чтения ,аудирования ) побудить всех учеников к

    выполнению тренировочных упражнений , способствующих пониманию

    допущенных ошибок.

    Профилактикой ошибок является систематическое осуществление

    открытого контроля усвоения языковых явлений , который является

    важным союзником скрытого контроля в поступательном развитии

    коммуникативных умений.

    В некоторых случаях открытый контроль поможет сконцентрировать

    внимание учащихся на существенном грамматическом явлении. В

    результате перед учащимися возникает ясная речевая перспектива.

    Этот вид контроля следует осуществлять также при изучении

    языкового материала , когда осуществляется рецептивный вид

    деятельности – чтение и аудирование .

    В учебно- методических комплексах должно быть больше упражнений

    , которые побуждали бы учащихся к наблюдению за языковой стороной

    графических и аудиотекстов. Ориентация обучаемых на их понимание ,

    когда не ясна языковая форма , часто приводит к приблизительному

    пониманию и воспитывает верхоглядство. В то же время известно , что

    формальные

    признаки языковых явлений обладают ясным сигнальным значением.

    Число формальных признаков определённо , их можно без особого труда

    запомнить , и тогда они станут надёжными опорами для понимания.

    Целенаправленный контроль помогает высветить нужную форму. Приведём

    конкретный пример. Учителям и методистам известно , что в старших

    классах при чтении текстов тормозом понимания часто являются формы

    пассива , учащиеся не всегда узнают их и поэтому неправильно

    определяют производителя действия. В таком случае следует

    сформулировать задание иначе , чтобы уточнить и облегчить понимание:

    В трёх из десяти абзацев этого текста содержатся конструкции с

    глаголами в форме Passive. Определите , в каких.

    Таким образом , основным объектом открытого контроля является

    языковой материал. Кроме того , этот вид контроля может быть

    применён при обучении подготовленной форме речи, сущность которой

    заключается в том , что происходит осознание и упорядочение

    учащимися как содержания , так и языковой формы его выражения .

    Уровень осознания в подготовленной форме речи весьма высок.

    Опираясь на разнообразные опоры , учащиеся планируют своё

    высказывание в соответствии с заданным стимулом. Обычно это

    происходит в ходе индивидуальной самостоятельной или парной работы.

    Установка на контроль может способствовать значительной

    интенсификации работы над этой формой учебной речи. Задания при

    этом мыслятся примерно такие: Составьте программу высказывания в

    следующей ситуации ( т. е. план в виде тезисов или вопросов , к

    каждому пункту плана подберите слова и словосочетания , которые

    могут понадобиться в высказывании ). Эта программа проверяется и

    оценивается учителем. Контроль выступает здесь как инструмент

    жёсткого управления деятельностью учащихся на пути « от смысла к

    выражению » ; ученики учатся приводить в единство «мысль , ищущую

    своего выражения» (Л.В. Щерба) с соответствующими языковыми средствами

    , что является важной основой для развития неподготовленной речи ;

    последняя является уже предметом скрытого контроля.

    Наряду с текущим контролем в учебном процессе должен иметь

    место и итоговый контроль , который включает в себя как

    тематический , так и периодический контроль .

    Тематический контроль проводится обычно по завершении изучения

    темы . Сущность контроля в том , что речь здесь идёт не об

    отдельных элементах , а о понимании системы , объединяющей эти

    элементы . Значительную роль при этом играют синтетические ,

    комплексные задания , объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы

    , направленные на выявление информационных связей между ними . Таким

    образом , тематический контроль позволяет контролировать уровень

    развития умений и навыков по теме .

    Предварительный контроль проводится по усвоении большого по

    объёму материала обычно в конце четверти , полугодия .

    Итоговый контроль играет важную роль в процессе обучения .

    Крайне важно , чтобы он проводился лишь тогда , когда учитель уверен

    , что большинство учащихся усвоило соответствующий учебный материал .

    Он должен быть посильным для учащихся , способствующим формированию

    уверенности в их силах , в противном случае интерес к процессу

    обучения снижается .

    Экзамены являются средством государственного контроля за работой

    образовательных учреждений . В нашей отечественной школе экзамены

    были введены в 1932 г. , методика и система их проведения постоянно

    менялась , но всегда неизменными оставались необходимость учёта

    индивидуальных особенностей учащихся и объективность в оценке знаний

    .

    Выводы

    При рассмотрении вопросов организации контроля мы должны

    прежде всего различать контроль , слитый с обучением , и контроль ,

    отделённый от обучения , -контроль как особую задачу урока . Первый

    вид контроля используется как при выполнении подготовительных , так

    и при выполнении речевых упражнений , второй вид – только для

    контроля речевых умений .

    При обучении иностранному языку могут использоваться как устная

    , так и письменная формы контроля , однако предпочтение должно

    отдаваться устным формам .

    В обучении языку и в контроле , слитом с обучением , наиболее

    целесообразны фронтальные формы работы , при проверке же умений в

    устной речи , чтении и письме необходимы индивидуальные формы .

    Индивидуальный контроль в этих случаях должен комбинироваться с

    фронтальным . Устранить недостатки индивидуального контроля при

    проверке устной речи помогает использование технических средств .

    Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том

    случае , если будут выполнены такие требования , как регулярность ,

    всестороннесть , дифференцированность , объективность и , конечно же ,

    соблюдение воспитательного воздействия контроля .

    Методика преподавания иностранных языков располагает

    значительным теоретическим багажом и практическим опытом в

    организации контроля . Современные тенденции учебных программ

    предполагают усиление коммуникативного подхода к обучению иностранным

    языкам . Поэтому теперь контроль чаще рассматривается под углом

    зрения направленности внимания учащихся на чисто контролирующую или

    обучающую его функцию , на смысловую сторону речи или на её

    «строительный материал» . Поэтому содержание и организацию контроля

    речевых умений рассматривают в тесном единстве с контролем их

    материальной основы , т. е. языкового материала .

    Такой ракурс помогает учителю органично включить контроль в

    урок , ориентируясь на новые нормы оценок , а это в свою очередь

    будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному

    языку в целом .

    Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей

    и методистов , так как в нём кроются разнообразные и далеко не

    исчерпанные возможности воспитывающего обучения .

    Приложение .

    1).Примеры устного контроля

    1. For many of us love is the most important thing in our life.

    Do you love smb. people? …Do you know that love has it`s own

    holiday?… Of course it is St. Valentine`s Day.

    Here is the text “St. Valentine`s day”. Please read it to yourself

    & then answer the following questions:

    - When is this holiday celebrated in Britain ?

    - What is the story of St. Valentine?

    - Is it funny to find out who sent you the card?

    2. Read the sets given below & find the unnecessary word in

    every set & explain your choise .

    e. g.- wall , room, ceiling, carpet, sink, wash up, refrigerator, corner.

    3. Correct my statements :

    - Today there are very few people who are proud of being able

    to cook well.

    - The early cave man ate his food roasted.

    - Greek civilization didn`t advance cooking at all.

    4. Make up sentences , using the words on the blackboard

    Models : I find this book particularly interesting.

    He felt particularly well that day.

    Easy, amusing, upset, well, happy, difficult, carefull, fond of, hard

    5.Give English equivalents for the following :

    это гостиница, в которой мы остановимся; я пойду и позабочусь о

    номерах ; мне нужны два одноместных номера ; у нас почти нет

    свободных номеров ; мы пробудем здесь около недели ; вы можете

    получить один двухместный номер ; всё правильно? .

    2). Примеры письменного контроля .

    1. Make the table “Advantantages & disadvantages of different ways

    of travelling”.

    2. Write a short composition “My favourite food ” .

    3. Write a short dictation . Listen to me & write down

    sentences.

    Today cooking is an art . There was a time when man didn`t

    cook his food . Later the man learned to bake in pits with

    heated stones . Primitive people knew almost every form of cooking

    that people are practising now. There are many reasons for cooking

    food . Cooking makes food taste better.

    4. Make up a detailed plan on topic “Places of interest in

    Moscow”.

    5. Write down the rules of etiquette in Britain .

    3) Примеры контроля рабочей пары .

    1 . Make up a short dialogue on topic “Summer holidays”.

    2. Make up a dialogue using the phrases given on the

    blackboard:

    -To find fault with , to be upset , to hesitate, to burst out

    crying , to cheer up , to pull oneself together;

    -To fix the time , to keep someone waiting , to burst into the

    room, to explain , to run into , to be held up , because of ,

    ets.

    3. Ask the passer-by to show you the way to the booking

    office.

    4. Make up a dialogue using the phrases on your cards:

    Я давно тебя не видел ; больше недели ; сильная простуда ; я иду

    в поликлинику ; квалифицированный врач ; быстро поправиться ; пока.

    5. Ask your partner about his plans for the future .

    4) Примеры фронтального контроля .

    1. Say sth. to prove that it is better to go to the seaside

    in summer .

    2. What do you think we should do to keep our figures ?

    3. Imagine that you meet a guest from the British Isles . Ask

    him about his country / geographical position ; customs ;

    traditions ; etiquette ; places of interest/

    4. Why is it important to study nowadays?

    5. What is your hobby ?

    5) Примеры индивидуального контроля .

    1. Make up a situation using the proverb:

    What is worth doing , is worth doing well ./Если делаешь дело ,

    делай его хорошо ./

    When angry , count a hundred ./Когда сердишься , посчитай до ста

    ./

    The poorest truth is better than the richest lie ./Самая

    неприглядная правда лучше самой красивой лжи./

    Politeness oils the wheels of life ./Вежливость облегчает жизнь .

    2. Write your opinion in a short assay about the joke :

    The telephone rings . The teacher takes a receiver .

    - Excuse me , sir . Jim Brown is ill , and he can`t attend

    classes today .

    - All right . Who`s speaking?

    - That`s my father .

    3. Tell the episode from your life to illustrate the topic

    “Animals”.

    4. Write the letter to your friend in the USA about your

    everyday life .

    5. Draw some incident in your life & then tell it to your

    class .

    6) Примеры домашнего задания .

    1. Fill in the gaps where it is nesessary :

    1)The shops close …. 5.30 p.m.

    2)I don`t work …. Sundays .

    3)The garden is lovely …. spring .

    4) Good bye ! See you …. Friday .

    5) I`m going on holiday …. October .

    6) I can`t sleep …. night .

    7) In Britain children get presents …. Christmas .

    8) – Hurry! The train leaves … five minutes .

    9) They`re going on holiday …. next Monday .

    10) …. Last summer we went to Scotland .

    2. Describe your room using “there is/there are”

    3. Find an amusing article in some newspaper & try to translate

    it, then tell it in English to the class .

    4. Write all possible forms of the following verbs :

    To lie , to rise , to know , to break , to do , to choose , to

    fall ,

    to fell .

    5. Describe a famous person and then let your class solve

    who it

    is .

    7) Примеры текущего контроля :

    Скрытый .

    1. Одна из задач урока по английскому языку – учить учащихся

    вести диалог. Они обмениваются мнениями о прочитанной книге. Следует

    создать ситуацию, которая стимулировала бы их к этому и

    одновременно дала бы возможность контролировать степень развития

    умения диалогической речи. Ситуация «Reading conference in the

    school library» вполне отвечает этим задачам. Учитель берёт на себя

    роль председателя конференции. Реквизитом служат книги, названия

    которых взяты из реальных формуляров учеников данного класса ( как

    известно , личностный компонент способствует атмосфере общения ).

    Председатель побуждает учащихся (участников конференции) высказаться о

    прочитанных книгах, ответить на вопросы, касающиеся этих книг.

    2. Учащиеся подведены рядом уроков по теме «At the map of

    the world» к возможности беседовать о путешественниках. На уроке,

    одна из задач которого – контроль неподготовленной монологической

    речи, возможна ситуация «Фантастическая встреча мореплавателей разных

    эпох у контурной карты». Ученики, исполняющие их роли, знакомят

    коллег с биографией своего героя, рассказывают о путешествиях,

    прослеживая их по карте и заполняя «белые пятна» .

    Вывод : Всё внимание учеников сосредоточено на обмене мнениями

    о книгах (первый случай) , на рассказе об открытиях ( второй случай ).

    Это одновременно и форма скрытого контроля, и своего рода смотр

    сил, позволяющий выявить и оценить степень сформированности

    экспрессивных речевых умений учащихся.

    Однако , говоря о языковом материале как об объекте

    произвольного контроля , мы имеем в виду не изолированный материал

    , а элементы речи , части связного целого.

    3 . Если одной из задач урока является беседа о любимом

    авторе и любимой книге , то контрольное задание следует

    сформулировать таким образом , чтобы привлечь активное внимание к

    элементам речи , т. е. к опорам будущего высказывания. В данном

    случае оно может быть таким : Назовите слова и выражения , которые

    помогут вам в беседе о книгах , упорядочите их с помощью следующей

    таблицы :

    |Существительные , |Глаголы , передающие |Прилагательные , |

    |обозначающие названия |отношение к книге, её |служащие для оценки |

    |жанров литературы |автору , герою |автора, произведения, |

    | | |героя |

    Языковой материал следует заносить в колонки в исходной , т. е.

    словарной форме. Иногда учащимся можно предложить представить его

    в форме , готовой к употреблению , в виде «лексико –синтаксической

    позиции» - важной ступени «от смысла к выражению».

    Приведём характерные установки к таким упражнениям:

    а) при аудировании: Прослушайте тексты – загадки. Постарайтесь

    понять их общее содержание и ответить на вопрос: о ком здесь идёт

    речь? Назовите имена этих людей. Правильная /неправильная отгадка

    учеников – неосознаваемый ими отчёт об умении понимать речь на

    слух;

    б) при чтении: Прочитайте текст. Ответьте на проблемный вопрос.

    Характер ответа на этот вопрос – показатель понимания/непонимания

    содержания текста.

    4. Нам предстоит сегодня рассказать о том, чем мы занимаемся

    на уроках немецкого языка. Какие глаголы мы при этом употребим? В

    какой временной форме? Этой форме контроля легко придать игровой

    характер, характер соревнования. Например: Кто больше назовёт…

    5. В ходе беседы о книгах в 5 классе учитель задаёт ситуацию:

    «Если мы пойдём в качестве шефов в детский сад, то какую из

    данных книг лучше прочитать детям: «Чук и Гек», «Сказки братьев

    Гримм» или «Мойдодыр»?» Вопрос обращён ко всему классу, он

    настраивает на ответ каждого ученика. После небольшой паузы

    называется имя ученика, который обосновывает свой выбор книги.

    Использованная литература:

    1. Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный язык

    в школе. М.,1987.№1

    2. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным

    языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6 с.64-67.

    3. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996

    4. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

    5. А Горчев.Ю. Объекты, уровни и приёмы контроля//Иностранный язык в

    школе. М.,1984.№6

    с.68-72.

    6.Клычникова З. И. Психологические основы обучения чтению на

    иностранном языке. М.,1983

    7.Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и

    проблемы школьного учебника. М .,1974

    8. Елухина Н.В. ,Тихомирова Е. В. Контроль устного неофициального

    общения на иностранном языке//Иностранный язык в школе. М.,1998.№2

    9.Теоретические основы методики обучения иностранному языку в

    средней школе / Под редакцией Миролюбова А. А. М.,1981

    10. Настольная книга преподавателя иностранного языка:

    Справ . пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская , А. Ф. Будько и

    др. – Мн.: Выш. шк., 1996.- 522с.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.