Трудовое воспитание младших школьников
полезным членом общества.
Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой
личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит
мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и
взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.
Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать
у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит,
что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения,
мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над
эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в
мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом
человеке.
Формирование такой гуманистической направленности личности проходит
несколько этапов.
Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и
идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их
число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает
идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными
носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно
система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.
Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития
детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему
взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих
деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из
них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-
потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-
потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых
образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших
мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-
потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью
мотивов.
Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование
их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание
предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая
направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю
окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте
убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать
законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять,
произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось
бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного
творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность,
присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом
конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области
действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному
предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.).
Психолог А.Ф.Лазурецкий первым разработал и применил для изучения
личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка,
отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать
исключительно в естественных условиях в процессе труда.
Педагогика Я.А.Каменского природно-своеобразный характер: "В обучении
необходимо исходить из законов природы, взрослых особенностей развития
человека ".
Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении
обучения с трудом.
Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и
прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и
активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за
полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
К.Д.Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его
восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то
крайне трудно разрушить.
Такого же мнения придерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский
педагог А.С.Макаренко.
Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться
личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат .
2.В.А.Сухомлинский о воспитании
В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В
Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим
принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в
отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов,
- отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и
наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в
педагогическом труде - это оценка».
Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым
инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель
должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера
школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта -
вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем
наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой
сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский
считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в
начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно
ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы
ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего
двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные
и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы,
неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения
приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое
человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни
детей.
Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за
труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода,
год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».
Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою
скорость.
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей
обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя
счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство
неполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по
поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он
совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд,
но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и
непременно написать в дневнике.
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных
результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению
«трудных» подростков.
Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой
морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок
«ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее
страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании
было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал
воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой
лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной
творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем
духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». И при этом
надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть
опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности
у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя
похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не
уронить в их глазах своего достоинства.
«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил
В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства
общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания,
поведения, взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить,
рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не
было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого
человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне
коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без
личностей.
Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на
наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной
работы...
Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать
только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе,
во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без
наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без
наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... -
воспитывайте детей без наказаний».
2.1.Воспитание человеческих потребностей
Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой
личности. О первичных, материальных потребностях Василий Александрович
помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая о годах своей юности, вспоминая
тяжелые 30-е года, Сухомлинский замечал: «Трудно, очень трудно ...
овладевать знаниями, когда в желудке пусто».
Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных
потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может
потерять для них значения, и поэтому строить расчет только на моральных
стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно
встретить негативное отношение к той роли и значению материальных
потребностей, которую они играют в жизни людей. Стремление человека к
материальному благополучию, улучшению жилищных условий и т. д. Иногда
считается чем-то недостойным, постыдным, тем более если речь идет о
работнике науки, искусства или педагогики.
Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным. Воспитание
культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего развития
личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать
разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее
добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и
особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на
становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей
духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит
В.А.Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы
далеко не всегда ставятся молодежью на первый план.
Таким образом, В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных
потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка,
понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей -
потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если
бы у него не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше,
чем знал вчера. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая
потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого
себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. В.А.Сухомлинский
видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать,
усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это
природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы
должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать
внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень
сильный стимул интереса к знанию. «Еще Аристотель, - писал Сухомлинский, -
отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к
познанию может быть само познание как открытие неизвестного, результат -
«естественным продуктом жизнедеятельности».
Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от
окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и
средств воспитания и образования. В.А.Сухомлинский хорошо это понимал. И он
не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей
познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в
человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой
потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию
духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению
Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого
воспитанника была его потребность в другом человеке.
Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец,
потребность в другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия
потребностей. Которая хорошо прослеживается в работах В.А.Сухомлинского по
мере развития его философско-педагогических взглядов. Главный смысл
воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и
духовное обогащение были источниками полноты и многогранности.
В возвышении потребностей видел Сухомлинский путь к решению многих
проблем, в том числе и тех, что так остры сегодня. Культурный человек
терпим к людям других национальностей, к инакомыслию, не агрессивен. И
потому чем богаче и полнее удовлетворяются материальные потребности, тем
тоньше должна быть человеческая натура, тем острее она должна воспринимать
мир, душевное состояние других людей. Без такого утонченного восприятия
вряд ли достижима главная цель воспитания и развития - человеческое
счастье.
2.2 Трудовое воспитание
Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние
физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек
любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным
условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и
самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для
всех.
Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского
является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко
раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность
ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать
для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют
задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь,
необходима искра.
Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в
неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания -
нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому
выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.
3.Психология и трудовое воспитание
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще
неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические
коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит
психологической науке.
В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные
психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности
ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов
деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере
педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила
немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и
организацию трудового и производственного труда школьника, более полно
использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему
и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии
в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень
изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них.
Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического
“ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, как показали
исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других психологов,
составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера,
умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях
совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их
творческих способностей и других качеств личности, важных для
профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является
наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути
и способы приобщения школьников к творческому труду.
Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы,
побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование
отношения к труду, как главной ценности.
Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания
трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе
профессиограмм.
Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими
Страницы: 1, 2, 3
|