Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда
различных трудовых процессов.
Хозяйственно бытовой труд.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате
и на участке детского сада: убирать на место строительный материал,
игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогать воспитателю подклеивать
книги, коробки. Протирать пыль со стульев, столов; в весенний и осенний
период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчищать
снег.
Виды работ в старшем дошкольном возрасте
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды
работ, объединяемых понятием >:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для
занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки,
носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки
и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой
дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный
картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи,
делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах:
повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье,
помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести,
отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова,
переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре ( помогать одеваться,
гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть
стихотворение.
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе,
пожилым людям.
Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном
возрасте
Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по
содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.
В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание
дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время
обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со стола
посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами
домашнего обихода, оборудованием труда.
Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста
значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире
использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование
целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности
бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности,
организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей,
уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе
коллективной деятельности.
В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение
детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает
ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение,
чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.
В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания:
показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному
обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто
пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне
организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и
более младшем детям.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду
важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким
детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у
детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними
выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего
понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на
сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто
какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы,
воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или
не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с
друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть
достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно
приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца.
Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей старшей
группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного
значимого содержания.
В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд
осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание
объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются
такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда.
Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят
порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно – бытовом труде
осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную
трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения
поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели
деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у
малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь
взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со
шкафов.
Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают
его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят
большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля.
Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую
эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей
по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки;
стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и
дети убеждаются в необходимости этого труда.
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно –
эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда
надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение
к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей
обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно
– бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в
выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд
полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в
школе.
Организуя выполнение детьми, какого – либо дело хозяйственно –
бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель
стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно
действие детей. Например, педагог говорит: >
В работе с детьми подготовительной группы следует практиковать
включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада.
Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в
заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости
оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о
содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной значимости труда
взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через
специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной
жизни. С этой же целью используются произведения художественной
литературы:>. Е. Благинина, >. Л.Н.
Толстой, >. И >. Н. Носова, а также
картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в подготовительной группе дети
овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти
обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением
навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он
ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел.
При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно
предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также
создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью
трудиться повседневно и самостоятельно.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения
хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые
задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить,
стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие
задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом
ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но
учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как
нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,
внимательность.
Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей
интереса к хозяйственно – бытового труда является общение ребят с
воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или
участка детского сада.
Руководство хозяйственно - бытовым трудом детей 6-7 лет не должно
быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень
чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя не
принужденно свободно.
Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому
хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его
организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере
обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому
серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в
труде, игре как исполнители или заказчики.
Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на
то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее
исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах педагогического
руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу
удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную
основу личности ребенка, его трудовой деятельности.
Работа с семьей
Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет
труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,
трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей
способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,
доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в
семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.
Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка
помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него
закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в
обществе.
Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают
квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти
повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и
отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна
готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить
что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример
членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут
соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание
детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно
ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их
трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят
людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит
детей.
В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду
всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие
возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в
урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу
будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица
результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в
школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб
завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб
грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.
Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут
произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом
труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы
заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить
значимость предстоящей работы, ее результата. >. Интерес детей к труду значительно
повышается, если полезность его для окружающих очевидна:>.
Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок
или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание
сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и
привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на
распоряжениях: >, >, >, то это
отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая,
не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им
пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его
возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с
интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем
труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и
т.д. ) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного
времени и без напоминаний.
Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения
того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь
дома соответствующий инвентарь.
Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка,
способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно
ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у
детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для
младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.
Вывод
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом
меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом
меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к
самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение
и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.
Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,
сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является
равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в
большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей
социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи
с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен
воспитания. взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее
трудового
Практическая часть
Констатирующий эксперимент
Провожу с подгруппой детей в составе 5 человек.
Наумова Лера
Ерохин Владик
Ротозей Даша
Климов Саша
Якимова Настя
Ставлю цель научить детей, аккуратности, сформулировать у детей
привычку поддерживать чистоту и порядок в уголке природы.
Также научить детей замечать беспорядок, и без напоминаний исправлять
его. Чтобы этого добиться я взяла и провела с детьми формирующий
эксперимент.
Для проведения этого эксперимента с детьми я заранее подготовила
пособия ( 2 тазика, тряпочки для протирания листьев и для протерарание пыли
на столиках и горшочках.
Начала я с заинтересовывающего момента.
" Вбегает зайчик и говорит:
- Ой, еле к вам добрался.
- А знаете, ребята кто меня послала?
- Фея чистоты растений; проверить содержите ли вы в своем уголке
природы чистоту. Сколько садиков обошел, везде было чисто.
И сейчас у вас проверю.
Обнаруживаем в месте с детьми пыль на листиках и грязные горшочки из
под цветов. И решили мы с детьми помыть, чтобы нам не было стыдно перед
феей. Дети все дружно принялись за работу. Я каждому дала задание. Мне
представилась увидеть такую картину, дети были не организованные,
расплескивали воду и не все были заинтересованы предстоящей работой.
Наумова Лера, и Ротозей Даша старались все делали хорошо, старались, а
вот Климов, Ерохин и Якимова, баловались.
В итоге у нас получилось, вода расплескана на столах и на полу,
горшочки не все вымыли, листочки тоже не все протерли. Мне очень не
понравилась, что дети в подготовительной группе не могут трудиться.
И я решила этот же труд провести на следующей недели. На этот раз мне
представилась совсем другая картина. Дети на много лучше выполняли задания.
Старались все, организованны.
Потом через некоторое время мы провели итоговый эксперимент.
Для этого мы использовали горшочки от цветов, обнаружили пыль на
листиках, и я Леры, Даши и Насти предложила протереть листики, а Владику и
Саши, помыть горшочки, и мы увидели, что с заданием они справляются просто
замечательно, старательно, осторожно обращаются с листочками.
В итоге я добилась необходимого результата. Детей, которые бы не
справились бы с заданием, не оказалось.
Вывод: Я считаю, что хозяйственно-бытовой труд необходим в жизни
каждого человека. Даже сами подумайте, что бы стало, если бы мы перестали с
малых лет детей трудиться. Мне кажется, что в данное время нужно больше
уделять внимания хозяйственно-бытовому труду.
Литература
1. Буре Р.С "Учите детей трудиться"
2. Крупская Н.К. "Дошкольное воспитание детей"
3. Маркова Т. А. "Воспитание трудолюбия у дошкольников"
4. Макаренко А.С. "Воспитание в труде"
5. Нечаевой В.Г. "Трудовое воспитание в детском саду"
Приложение
Я проводила с подгруппой детей в составе 5 человек эксперименты,
и составила по этому поводу таблицу.
|Фамилии |Поливка цветов |Протирание листьев|Взрыхление земли |
|Наумова Лера |+ |- |+/- |
|Климов Саша |- |+/- |+ |
|Ротозей Даша |- |+ |- |
|Ерохин Владик |+ |+ |+ |
|Якимова Настя |- |+/- |- |
Вы видите на этой таблице результаты работы детей.
Я каждому ребенку дала по 3 задания. И если ребенок справлялся с
заданием, то этому ребенку я ставила плюс ( + ) , если нет то он получал у
меня минус (-), но встречались дети, которые наполовину справлялись с
заданием, тогда они получали ( +/- ).
Наумова Лера с первым заданием справилась хорошо. Со вторым не
получилось, но в следующий раз она обязательно постарается. С третьим она
справилась на половину, у нее земля высыпалась прямо на столик.
Климов Саша с первым заданием обсалютно не справился, он не умеет
поливать цветы, с лишком много льет воды. Со вторым заданием справился на
половину, не очень аккуратно пользуется тряпочкой. И с третьим заданием
справился великолепно, с взрыхлением земли у него проблем не оказалось.
Ротозей Даша также как и Саша не смогла справиться с первым заданием,
но зато со вторым она справилась без малейшей подсказке, и с третьим у нее
были не большие затруднения, нужно аккуратней взрыхлять землю.
Ерохин Владик всех удивил, со всеми заданиями справился замечательно
без замечаний и без напоминаний
Якимова Настя не с каким заданием не справилась, это говорит о том что
ребенок с детства не приучен труду.
Пословицы о труде
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Скучен день до вечера, коли делать не чего.
Пролениться - и хлеба лишиться.
Терпенье и труд все перетрут.
Умелые руки не знают скуки.
Работе время,а потехе час.
Судят не, по словам, а по делам.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Что сделано наспех, то и сделано на смех.
Дело мастера боится.
Было бы терпенье будет и уменье.
Страницы: 1, 2
|