МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Типичные ошибки в семейном воспитании

    Типичные ошибки в семейном воспитании

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

    ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Академия педагогики

    Реферат по теоретическому курсу

    “Семейная педагогика”

    “Типичные ошибки в семейном воспитании”

    Фамилия, и.о. студента

    Студенческий билет

    Преподаватель ______________________

    Рецензент ______________________

    1999

    1. Нормативная часть

    Основы семейного воспитания.

    Воспитательный потенциал семьи.

    Одарённые дети – какие они?

    Особенности воспитания одарённых детей в семье.

    Дети с нервно-психическими отклонениями.

    Особенности воспитания нервных детей в семье.

    Основы организации сотрудничества школы и семьи.

    Общение учителя с родителями.

    2. Творческая часть

    «Типичные ошибки в семейном воспитании»

    Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей

    Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания

    Родительские директивы как проявление ошибок в семейном воспитании

    Заключение

    3. Список использованной литературы

    Нормативная часть

    Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок

    в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей

    жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней

    ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по

    длительности своего воздействия на личность ни один из институтов

    воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы

    личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину

    сформировался как личность.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного

    фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не

    может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может

    сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании

    основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто

    вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих

    детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности;

    несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того

    не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

    В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как

    сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму

    отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо

    точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие

    воспитательное значение.

    Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые

    наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно,

    чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами,

    чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в

    воспитании маленького человека – достижение душевного единения,

    нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не

    стоит пускать процесс воспитания на самотек.

    Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию

    детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга.

    Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные

    требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно

    должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы

    ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти

    вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм

    взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая

    решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что

    будет более полезным для ребёнка.

    Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная

    любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их

    ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребёнок не

    удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение

    меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не

    уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая

    должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь) . Ребёнок может

    вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже

    отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

    Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются,

    всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей,

    которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при

    столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская

    уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

    Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих

    себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания

    ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь

    этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное

    воспитание.

    Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем

    или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека –

    все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый,

    индивидуальный характер.

    В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В

    родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и

    временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь.

    Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко

    индивидуальны и неповторимы.

    Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на

    любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную

    родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному

    поиску, к познанию нового.

    В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания.

    Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач,

    более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания,

    учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут

    быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных

    взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:

    диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье

    проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства

    инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в

    семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим

    трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-

    либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных

    отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже

    целесообразности независимого существования взрослых от детей, может

    порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип

    взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных

    отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее

    организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации

    преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим

    типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество,

    становится группой высокого уровня развития – коллективом.

    Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей

    играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств,

    возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем,

    что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь

    каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.

    Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную

    жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше

    выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и

    психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия

    благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

    Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у

    ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая

    естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это

    относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И тем не менее

    подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской

    любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией

    подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие

    своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это

    требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и

    возможно правильное формирование психического мира человека, только на

    основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна

    научить любви.

    Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям

    любовь к ним, полагая что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это

    приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот –эти

    неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви,

    когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного

    фундамента неизменной родительской привязанности.

    Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это

    универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может

    быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого

    ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с

    родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую

    любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя

    заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

    Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и

    родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого

    друг с другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении

    диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение

    ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное

    значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем.

    Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в

    общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не

    объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в

    известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует в общей

    жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё

    важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка

    в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект

    самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для

    родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами

    своих детей.

    Помимо диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви

    необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На

    психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями

    называется принятием ребёнка. Под принятием понимается признание права

    ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том

    числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – значит утверждать

    неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными

    ему качествами. Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка

    личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый!

    Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет

    родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым по сути она ни была,

    какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с

    ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать

    для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать

    критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный

    поступок.

    Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в

    семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность

    воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой

    системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит

    осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе

    займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.

    Одарённые дети – какие они?

    Работы известного психолога Н.С. Лейтеса по изучению психики одаренных

    детей занимают видное место в русской педагогике. Многие психоло-

    педагогические принципы развития творчества у детей младшего школьного

    возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец,

    Ю.З. Гильбух.

    Ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть

    предшественником подлинного таланта. Многие выдающиеся люди уже в детстве

    блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся

    умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе

    возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств

    интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и

    утрата некоторых детских возможностей.

    Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период

    усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

    функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

    доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

    впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

    сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

    выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

    неповторимое своеобразие данного возраста.

    Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на

    нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

    разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

    черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

    на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

    развития. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,

    расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая

    умственные достоинства и в будущем.

    Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

    характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

    предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

    упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

    Следует учитывать и такое обстоятельство: могут измениться интересы и

    устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто

    затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в

    чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая

    неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей

    в дальнейшем развитии ребёнка. Таким образом, имеются возможные причины, по

    которым ребёнок с многообещающим умственным стартом может не оправдать

    ожиданий. Но совершенно неверным будет вывод, что ранние проявления

    одаренности вообще не надо принимать всерьез: возрастная одаренность далеко

    не всегда проходит бесследно – она определенным образом сказывается на

    формирующихся способностях.

    У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные

    достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той

    или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются – необычность этих

    детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.

    Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

    Особенности воспитания одарённых детей в семье.

    Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта,

    не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более

    счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным

    расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в

    ходе возрастного развития.

    Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены

    семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и

    гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку

    пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление

    чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило,

    опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

    При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову

    ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими

    способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют

    знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе

    самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.