Тестовые задания
Тестовые задания
План
Введение
1. Виды контроля знаний и умений учащихся.
1. Цели контроля знаний и умений учащихся.
2. Функции контроля знаний и умений учащихся.
3. Формы контроля знаний и умений учащихся.
4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии
5. Отметки и оценки на контрольных этапах.
2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Тип Простейшие».
2.1 Содержание знаний и умений учащихся по теме «Простейшие».
2.2 Цели изучения темы «Простейшие».
2.3 Циклы усвоения знаний. Календарный план.
2.4 Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения
знаний.
2.5 Итоговый контроль по теме «Тип Простейшие».
3. Тестирование
3.1 Тестирование как метод педагогического контроля.
3.2 Формирование оценочной шкалы тестового контроля.
3.3 Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых
заданий.
3.4 Достоинства и недостатки тестирования.
3.5 Нетрадиционные тесты и диктанты, применяемые на уроках биологии.
3.6 Нетрадиционные методы активизации урока.
4. Организация самостоятельной работы учащихся для успешной подготовки к
различным видам контроля.
5. Заключение
6. Литература
Мало знать, надо и
применять.
Мало хотеть, надо и делать.
Гёте.
Проблема активизации урока, форм опроса и контроля заинтересовала меня
ещё во время институтской практики. Работу по данной проблеме я начал,
придя в школу, уже первые годы работы показали, что существующие формы и
методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами
данного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как
проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им
самим. В связи с этим я решил изучить уже существующие формы и методы
контроля, усовершенствовать их.
- Методы обучения в их традиционных вариантах иногда
подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом
процессе:
оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую,
воспитательную и др.
Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных
операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как
для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная
постановка способствует улучшению качества обучения учащихся.
В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов
контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и
выпускной.
Систему контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные
работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по летним заданиям.
Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время
используют большинство учителей. Выбор форм контроля зависит от цели,
содержания, методов, времени и места.
Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеет
определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них.
1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями
преподавательской работы:
- довольно часто проявляются несовпадения требований разных
преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того
же ответа;
- при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда
оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям,
наблюдается загруженность учителя рутиной мало творческой работой,
связанной с большим объёмом информации, которую требуется подготовить,
обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток
времени;
- возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным
причинам) к оценке ответов некоторых учащихся.
- иногда оценки, выставляемые учащимся оказываются недостоверными из-за
опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы
самого учителя.
2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки
знаний. Такие, как отсутствие чётко сформулированных стандартов знаний и
конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной
оценки (часто учитель мучается вопросом: «Какую оценку поставить –
«неуд.» или всё же можно оценить как «удовлетворительно»?»)
3) Трудности связанные с учащимися: использование «шпаргалок,
списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки
знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей
педагогической работы.
4) Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов
сравнения результатов обучения по данной дисциплине в разных школах, что
особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся.
Принятая, преимущественно, методика приёма экзаменов по 3-4 вопросам в
билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует
списывание.
Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я
разработал свою систему контроля, и, таким образом, постарался найти
решения существующих проблем. В данной работе я опирался на труды ученых-
методистов, учителей-новаторов таких как Ю. К. Бабанский, В. Ф. Шаталов,
И. М. Суслов, Е. В. Ильин, Ш. А. Амонашвили, У. Древс. Изучая труды этих
поистине талантливых людей, я понял, что совершенствование
контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне
оптимального психологического контакта в системе «учитель-ученик», в
направлении активизации познавательной деятельности учащихся на данном
этапе обучения.
Решения были найдены разные, а следовательно, результаты и
эффективность контроля также получились различными.
Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются
учителя, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться,
чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?
Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме
«Тип Простейшие» и составляют цель моей работы.
Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:
1) выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;
2) выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей биологии и
какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-
ученые;
3) выяснить, каково место контроля при изучении биологии; в данной теме,
как с наибольшей эффективностью сделать учеников заинтересованными
участниками;
4) выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно
использовать при изучении темы «Тип Простейшие»;
5) подготовить материалы для организации всех контрольных мероприятий по
темам курса биологии;
6) детально изучить такие формы контроля как тест и диктант,
усовершенствовать тестовый контроль по биологии;
7) составить рекомендации для учащихся в форме хронокарт с целью
рационального использования времени для подготовки к контролю дома.
1. Виды контроля умений учащихся.
1. Цели контроля знаний и умений учащихся
o учитель должен знать чему научил,
учащийся чему научился.
Е. Н. Ильин.
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса,
от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В
методической литературе принято считать, что контроль является так
называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного
процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения
предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений
учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений
учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении
контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе
обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это
приобретение знаний и умений учащайся, следовательно, все происходящее на
урокам включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям
самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен
восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на
котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний,
убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться,
что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Эта цель контроля, по-моему является основной.
Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся
- чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не
так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной
для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки
может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок
может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают
значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок
развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы
не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и
умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.
С другой стороны представляется непонятным, как учитель может
корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях
учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь
для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки.
Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит
пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только
после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на
контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она
необходима.
Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать
следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
-подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые
биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся
биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла
знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по
развитию изучения темы (цикла знаний).
При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно,
что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и
выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее
важно, самими учениками.
1.2. Функции контроля знаний и умении учащихся.
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей
затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия,
достигать должного эффекта
Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:
контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
Контролирующая: функция считается одной из основных функций контроля. Ее
сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся,
предусмотренных программой, на данном этапе обучения.
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том,
что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и
систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых
учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют
биологические, физиологические, экологические явления, способствуют
развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя
по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей
обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных
мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на
преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и
исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют
дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка
ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только
проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить
причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства
ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает
организовать наилучшим образом свое время.
Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать
стимулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь
диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение
изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля
должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и
воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным
образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей
организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.
Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же
замечания, что и при рассмотрении корректирования званий как одной из целей
контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и
умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают
свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений
предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на
достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или
систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности этапа
систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также
исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на
других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.
Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую,
ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и
умений учащихся.
- Активизация учебной деятельности
достигается различными формами контроля
и их правильным сочетанием.
Ю. К. Бабанский.
1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся.
Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные
виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм
контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести
собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный
стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к
форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Проверка
соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится
с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта
биологического образования.... Система измерителей должна быть
содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям
стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при
проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности
проверяющего).
Система измерителей может быть представлена в форме традиционных
письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа
или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и
того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной
значимости всех требований стандарта.
К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания,
на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся
требований государственного стандарта… В практике проверки достижений
учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется
следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий
проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно
сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.
Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам
школ, учебным планам, программе и учебникам.
Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям,
ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить
более детальное представление об обязательных требованиях стандарта,
обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|