Шпоры
Шпоры
1. МПТ входит в состав обширной области педагогических знаний. Место
методики в системе пед. наук отражает схема: Педагогика – Дидактика (теория
обучения). МПТ берет к себе на вооружение все те организационные формы и
методы обучения, кот. выработаны общей теорией обучения. В свою очередь
дидактика развивается, обобщая специфические особенности обучения всем
предметам в т/ч технологии. МПТ – это область пед. науки, определяющая
задачи содержание и методы обучения технологии, разрабатывающие формы и
средства эффективной организации учебного процесса на занятиях в школьных
мастерских. МПТ – это предметная дидактика, раскрывающая закономерности
процесса обучения технологии.
2. Предметом исследования МПТ являются закономерности процесса обучения
технологии. МПТ делится на общую и частичную методику, рассматривает
теоретические основы курса: цели и задачи изучения технологии в школе,
содержание, методы, организационные формы обучения, методические средства и
приемы, межпредметные связи и другие вопросы. Частные методики
рассматривают закономерности обучения учащихся конкретным технологиям. МПТ
привыкло отвечать на следующие вопросы: 1. для чего учить их? Определение
целей и задач обучения технологии. 2. чему учить? Разработка содержания
обучения. 3. как учить? 4. каковы должны быть условия обучения. Детализируя
общие задачи МПТ можно выделить ряд конкретных задач: 1. формирование
образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих
целей и задач обучения и воспитания с учетом специфики изучаемого предмета.
2. к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп,
наиболее целесообразных форм учебной работы, методов и приемов обучения
технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов учебной
программы проведение уроков и т.д. 3. разработка принципов организации
содержания и методов внеклассной и внешкольной работы. 4. разработка
материального оснащения процесса обучения: мастерские, лабораторные и т.д.
Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса. Все
разные задачи МПТ и связанные с ними проблемы решаются на основе
теоретических и экспериментальных исследований и изучению передового
педагогического труда.
3.МПТ связана с социально–гуманитарными дисциплинами (педагогика,
психология), и с техническими и естественнонаучными (ТКМ, Электротехника и
т.д.). Методика расм. проблемы воспитания на примере исследования
воспитательного влияния процесса обучения техн. на развитии личности
учащегося. В этом проявляется связь МПТ с теорией и методикой воспитания,
как части педагогики. МПТ также связана с дидактикой – теорией обучения.
МПТ тесно связана с психологией. Эта связь проявляется в отношении с целой
совокупностью психологических наук. Общая психология выступает
естественнонаучной основой, определяющая влияние процесса обучения
технологии на развитие ученика. Для МПТ важна опора на особенности
психологического развития учащегося разного возраста. Для разработки форм и
методов обучения технологии необходимо учитывать связь МПТ с педагогической
психологией. Разрабатывая содержание обучения МПТ, идет опора на связь с
психологией труда и инженерной психологией. Другая сторона связи – связь с
естественнонаучными и научными дисциплинами. Они позволяют методике решать
проблемы разработки содержания обучения технологии, т.е. определяют
необходимый для обучения материал, который черпается из курса ТКМ,
черчения, электротехники, ТММ, ДМ, ч/з технические науки МПТ связана с
естественнонаучными дисциплинами: физика и математика.
4. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. анкетирование. Представляет собой применение анкетных
вопросов, применение с целью получения информации. В отличие от беседы, с
помощью анкетирования собирается значительно больший материал, кот. можно
подвергнуть тщательной обработке. К вопросам анкеты предъявляются следующие
требования: необходимо спрашивать минимум информации необходимой для
данного случая, вопросы формируются так чтобы отвечающим, можно было дать
конкретный ответ (да, нет), вопросы должны быть однозначными, вопросы
должны быть такими, чтобы ответы на них были искренними и специфическими.
5. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. метод беседы. Беседы как метод исследования МПТ могут,
проводится с учащимися, учителями технологии, родителями учащихся, др.
лицами, имеющими информацию об исследуемых явлениях. Цель бесед – выяснение
отношения собеседника по тому или иному пед. явлению. Беседа готовится
заранее, составляется план, формулируются вопросы, результаты беседы
тщательно фиксируются с помощью протокола, стенограммы, магнитофона;
полученная информация анализируется и служит основой для обобщающих
выводов.
6. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. Метод пед. наблюдения – это систематическое условно
направленное изучение того или иного вопроса МПТ путем непосредственного
восприятия пед. явлений. Объектами пед. наблюдений могут быть: поведение,
поступки и действия учащихся, средства обучения, деятельность учителя,
применяемые им методы приемы, средства обучения, характер отношений м/у
учителем и учащимся в процессе обучения технологии и т.д. цель наблюдения –
установление и накопление пед. фактов. Затем эти факты подвергаются
проверки др. методами. Основные требования к проведению пед. наблюдений:
целенаправленность, четкая постановка задач и определение подлежащих
наблюдению сторон, тщательная подготовка к наблюдению. При подготовке к
наблюдению необходимо разработать план, продумать средства, фиксирования и
оформления результатов.
7. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. Изучение и анализ литературы. Это теоретический метод
исследования. Начало любого пед. исследования связано с изучением
литературного источника, с ознакомлением вопросов. С помощью этого метода
определяется область исследования в науке, формулируется гипотеза:
ориентирование в поисках литературы служит библиография. Изучение учебной
документации и продуктов обучения. К учебной документации относят классные
журналы, учебная программа, календарно-тематические планы, инструкции по
лабораторным и практическим работам. К продуктам обучения относят те
изделия кот. изготавливают учащиеся при изучении обработки материалов, а
также результаты различных контрольно проверочных работ учащихся. Знакомясь
с журналом можно увидеть тематику проводимых уроков и др. просматривая
выставку работ учащихся можно определить как содержание обучения
технологии, так и уровень технологических знаний, умений и навыков
учащихся.
8. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. Педагогический эксперимент. Сущность заключается в том
что, изменяя условия, содержание, метод и формы организации УВП, в
различных направлениях проверяется та или иная гипотеза тот или иной
вариант построения процесса обучения. Эксперимент проводится путем
сравнения результатов по-разному построенных процессов обучения, важно
чтобы результаты были сопоставимы. С этой целю, подбирают 2 или несколько
параллельных классов или групп учащихся имеющих одинаковый уровень
подготовки. В одних классах обучение ведется с применением методов, средств
и т.д., предлагаемых исследователем, такие классы называются
экспериментальными. В других классах обучение ведется без изменений по
традиционной методике, такие классы называются контрольными. Перед началом
эксперимента, на его промежуточных этапах и в конце проводятся проверки
полученных учащимися ЗУН. Сравниваются показатели результатов обучения в
экспериментальном и контрольном классах, устанавливается влияние
предлагаемых условий, методов и средств на процесс обучения, определение их
эффективности, подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза. В пед.
исследованиях эксперимент обычно завершает его, являясь критерием
истинности полученных знаний.
12. Всю деятельность учителя технологии по подготовке учебно-
воспитательного процесса можно разделить на 2 части: подготовка,
планирование. 2. осуществление этого процесса. Готовя учебный процесс,
учитель технологи выполняет следующую работу: 1. отбирает учебный материал,
опираясь на учебные программы, учебники, учебно-методические рекомендации,
и учитывая познавательные возможности учащихся, определяет содержание и
объем материала, распределяет его по урокам и др. учебным занятиям, т.е.
учитель технологии планирует изучение материала по времени и формам
обучения. 2. определяет методы обучения, содержание и характер деятельности
учащихся. 3. определяет и готовит различные средства обучения: плакаты,
таблицы, модели, чертежи, эскизы и др. Подбирает ТСО, средства программного
обучения и контроля. 4. проводит отбор объектов труда учащегося,
разрабатывает технологию изготовления этих объектов, определяет необходимый
конструкционный материал, выполняет заготовки. 5. планирует ход каждого
предстоящего занятия, т.е. разрабатывает сценарий занятий.
13. Осуществляя, спланированный план учебно-воспитательного процесса
учитель выполняет: 1. систематически излагает учебный материал, используя
для этого разнообразные методы обучения. 2. руководит вниманием учащихся,
постоянно акцентирует его, иллюстрирует материал примерами, фактами,
средствами наглядности. 3. руководит познавательной деятельностью учащихся,
работает на закрепление и применение полученных умений и навыков.
4непосредственно организует и руководит практическими навыками учащимися.
5. постоянно контролирует всю учебно-познавательную деятельность учащегося
и оценивает ее результаты.
14.Требования к проф. подготовки учителя. Особенности технологии учебного
предмета и особенности работы учителя по подготовке и осуществлению УВП.
Предполагают высокий уровень проф. подготовки. К проф. подготовке относят:
психолого-педагогическую. Учитель технологии должен не только владеть
знаниями и умениями на уровне высокой квалификации, но и передать их
учащимся. Сформировать в них определенные умения и навыки. Процесс
приобретения знаний и навыков имеет свои закономерности, на которых
строится обучение в школе сложно учителю технологии необходимо знания общей
психологии, возрастной, психологии труда, знания по физиологии труда,
школьной гигиены и производственной санитарии, знания по педагогике.
Специальную. Она является основой для владения содержанием обучения
технологии. Специальную подготовку учителя технологии определяют комплекс
дисциплин кот. можно разделить на 3 группы: общенаучные, общетехнические,
дисциплины связанные с конкретной технологией по кот. он будет вести
обучение в школе. В блок общенаучных дисциплин входит физика, математика и
др. науки, они являются необходимыми для овладения другими блоками
дисциплин. Блок общетехнических дисциплин составляет: черчение,
машиноведение и.д. – они создают основу для изучения спец. технологических
дисциплин. Спец. техн. дисциплины необходимы для изучения технологии
обработки древесины и метолов – это ТКМ, практикум в УМ по обработке
древесины, резание металлов и древесины, станки и инструменты. В процессе
обучения технологии учащиеся 5 – 7 классов знакомят с элементами слесарно-
столярного дела, токарного дела, в связи с этим каждый будущий учитель
технологии должен обладать профессией столяра и слесаря 2 -3 разряда,
основами профессии электромонтера, а в процессе повышать уровень своей
квалификации. Методическая подготовка объединяет, и интегрируют общие
психолого-педагогическую и специальную подготовки. Метод. подготовка
складывается из знаний целей и задач обучения технологии в
общеобразовательных учреждениях, знаний и безукоризненного владения
содержанием обучения технологии, знаний и умений, использовать различные
методы обучения, знаний и умений, организовать учебно-материальную
базу(УМБ) обучения технологии. Другими словами метод. подготовка – это
система знаний умений навыков (ЗУН), кот. обеспечивает возможность
предварительного строительства затем осуществление учебного процесса -
технология. Эта система ЗУН заложена в курсе МПТ, закрепляется и
совершенствовается в ходе педпрактики. В осуществлении проф.
педагогической деятельности учитель технологии немаловажное значение имеют
личные качества учителя, которые в процессе пед. деятельности становятся
профессиональными. Самые важные качества можно представить следующими:
отношение к людям – общительность, отзывчивость, доброжелательность,
тактичность, вежливость., отношение к труду – добросовеность,
ответственность, трудолюбие., отношение к себе – самокритичность, чувсво
собственного достоинства., интеллектуальные – логика мышления,
самостоятельность мышления, техническое и пространственное мышление.,
качества речи – убедительность, культура речи, доступность., морально
волевые качества – гражданский долг, дисциплина.
15.Система повышения квалификации учителя технологии. Учитель технологии
должен постоянно работать над совершенствованием своего педагогического
мастерства и над повышением уровня своей квалификации. Значительную помощь
в этом ему оказывают институты совершенствование учителей, в них
функционируют кабинеты технологии на базе которых ориентируются
Страницы: 1, 2
|