Совершенствование математических способностей в коррекционной школе
Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь
в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё
труднее.
Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у
данных детей она развита на самом низком уровне. Им очень трудно
переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых.
Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и
трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее
воспринимать материал.
Проявление математической памяти в её развитых формах не
наблюдается. Дети запоминают цифры, операции с трудом. Математическая
память находится на низком уровне.
Этим детям Аргинская И.И рекомендует использовать геометрические
фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы, выполнять
предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся
достижение успеха. Способность к пространственным представлениям у детей
так же не развита как и перечисленные выше компоненты математических
способностей.
Утомляемость детей к математике повышена. Поэтому уроки математики
должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные
особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.
Глава 2. Методика формирования вычислительных навыков в специальных
коррекционных школах
На изучение математики в учебном плане специальной школы отводится
большая часть всего времени. Но математика является одним из предметов,
который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся.
Одна из главных причин такого положения: подмена основной функции
изучения математики – формирование математических понятий, установление
связей между ними, с которыми встречаются дети как в школе так и вне её –
выработкой вычислительных навыков.
Формирование вычислительных навыков – трудоемкое и порой скучная
для учащихся работа, если не вноситься разнообразие в ее организацию. Один
из приемов детей, следующий: в предлагаемых заданиях даны словесные
формулировки познавательных вопросов, а также возможные варианты ответов,
один из которых правильный. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Для
этого им необходимо выполнить математические задания, например, вычисления.
Разнообразная подача математического материала эмоционально
воздействует на детей. Дополнительные сведения познавательного характера
способствуют активности учащихся, так как в заданиях подобным указанным
выше:
1) Заложена смена деятельности детей (они слушают, думают,
отвечают, составляют выражения, находят их значения и дописывают
результаты);
2) Узнают интересные факты, что не только способствует
взаимосвязи изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор,
способствует общему развитию, но и побуждает к самостоятельному
познанию нового.
Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала
«заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей
уверенности можно сказать, что ребята будут активны. Задания подобранные с
расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей
к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.
При обучении в начальных классах наиболее распространена беседа.
Это объясняется прежде всего психологическими особенностями детей, младшего
школьного возраста. Вопрос стимулирует внимание детей, позволяет включать
их в коллективную работу класса и осуществлять руководство познавательной
деятельностью детей. -
Рассматривая метод как совокупность приемов деятельности учителя и
учащихся, Ю. К. Бабанский пишет, что «метод беседы включает в себя приемы
постановки вопросов в определенной логической последовательности, приемы
постановки наводящих вопросов, приёмы активизации всех учеников в беседе,
приемы коррекции ошибочных ответов, приемы формулирования выводов,
обобщении, оценки деятельности учащихся»'. Такой подход наиболее эффективен
в практике обучения, так как приемы, с одной стороны, конкретизируют
особенности применения каждого метода на различных этапах обучения, с
другой — расширяют возможности его использования.
Рассмотрим использование беседы на этапе устного счета. Прием
постановки вопросов в определенной логической последовательности здесь не
играет особой роли. Цель беседы на данном этапе — закрепить математические
понятия, совершенствовать навыки устных вычислений. Вопросы обычно носят
репродуктивный характер.
Приведем пример беседы, которая наиболее часто встречается в
практике обучения.
Учитель предлагает:
1. Найди сумму чисел 80 и 7.
2. Увеличь 53 на 4.
3. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?
4. Чему равна сумма чисел 25 и 14? Чему равна разность этих
чисел?
Если учитель ограничивается продумыванием только содержания
предлагаемых вопросов, то активность учащихся, как показывает практика,
снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель уделяет особое внимание
приемам, активизирующим деятельность учащихся.
Перечислим эти приемы.
1. Использование демонстрационных карточек,
Учитель показывает две карточки с числами
8 и 7 и спрашивает, какие, действия можно выполнить с данными
числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагает задания:
Найди сумму этих чисел.
Найди разность этих чисел.
Увеличь число 80 на 2, на 20.
Уменьши число 80 на 2, на 20.
После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 20,
9 и 11 и спрашивает:
— Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым?
Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть
слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.
2. Работа с перфокартами.
Каждый ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую
одинаковые примеры с различными заданиями. Учащиеся выполняют задания
самостоятельно.
№1 №2
75+(=79 (+4=79
90-(=81 (-9=81
54+(=62 (+8=82
48+(=39 (-9=39
№3 №4
75 4=79 75+4=(
90 9=81 90-9=(
54 8=62 54+8=(
48 9=39 48-9=(
После выполнения задания учитель проводит беседу.
— Прочитайте примеры, в которых находили разность. Прочитайте
примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9,
чтобы получить 90? К какому результату надо прибавить 8, чтобы получить 70?
В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной
работы учащихся. Такое сочетание в практике необходимо, а использование
перфокарт активизирует учащихся в процессе беседы.
3. Запись выражений на доске.
3*8 4*4
6*5 3*10
8*2 6*4
Учитель предлагает задания.
— Увеличь первое произведение на 7. Уменьши второе произведение
на 4. Найди разность второго и третьего выражений. Найди сумму пятого и
шестого выражений. Прочитай выражения с одинаковыми значениями.
4. Использование индивидуальных карточек с числами.
У каждого ученика на парте лежат карточки с числами:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
.Учитель читает выражение, например три умножить на восемь,
ученики поднимают карточку с соответствующим числом (ответ).
3*8 (24)
6*5 (30)
8*2 (16)
5. Выбор ответов.
На доске выписаны числа:
32 34 53 84 41 78 96
Учитель читает выражения, учащиеся должны выбрать и прочитать
соответствующее этому выражению значение:
4*8 (32)
35 + 6 (41)
80-2 (78)
6. Использование сигнальных карточек.
Учитель предлагает учащимся вопросы, связанные с нахождением
значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел,
записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик
показывает зеленую карточку, если не совпадает — красную.
Например, на доске записаны числа:
23 43 35 48 14 87 69
Учитель предлагает увеличить на 4 число 39 и показывает на число
43. Ученик поднимает зеленую карточку. Далее учитель просит уменьшить на 5
число 29 и показывает на число 23. Ученик поднимает красную карточку.
Учитель спрашивает, что ответ больше или меньше числа 23? На сколько
больше? На сколько нужно уменьшить 29, чтобы получить 23?
7. Обоснование полученных ответов (с использованием
различных записей на доске).
На доске дается запись:
5*3=15
5*3 = 8
5*3 = 2
Учитель спрашивает:
— Какой знак действия нужно поставить в первом случае? (Знак
умножения.) Почему? (Чтобы получить 15, нужно 5 повторить слагаемым 3 раза,
5 умножить на 3 равно 15.) Какой знак действия необходим во втором случае?
(Знак сложения) Почему? (В ответе число 8, значит, 5 нужно увеличить на 3.)
Сравни второе равенство с первым.
На каждом уроке математики я стремлюсь провести игру, игровое
упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Мой девиз — учить
играя. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям
знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный.
Приведу некоторые игры и игровые моменты, которые я часто провожу,
обучая детей математике.
«Цветик-семицветик»
На магнитной доске или на фланелеграфе выставлен рисунок «цветика-
семицветика».
Учитель читает:
Лети, лети, лепесток,
через запад, на восток,
через север, через юг...
возвращайся, сделав круг.
Дети хором:
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и
выполняют задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил,
класс хлопает в ладоши, ученик берет лепесток на парту. У кого в конце
недели окажется 7 лепестков — 7 правильных ответов, может нарисовать
«цветик-семицветик» и вместе с учителем написать на его лепестках новое
задание.
«Почтальон»
Учитель читает:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Дети хором отвечают: Это он, это он Ленинградский почтальон.
Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма,
открытки. На корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату,
задание — вычислить выражение, решить задачу. На партах — номера домов.
Почтальон берет любое письмо (любую открытку), выполняет записанное на нем
задание и доставляет его в соответствующий дом (ответ решенного примера
(задачи) указывает номер дома, в который следует доставить письмо).
Получивший письмо быстро проверяет правильность ответа. Если ответ
неверный, ученики меняются ролями.
«Помоги птичке спрятаться от орла»
Стихотворение читает учитель, а ученики хором произносят последнее
слово. Пой-ка, подпевай-ка! 10 птичек — стайка.
На уроке игре детям гораздо интереснее. Но все-таки игра не должна
подменять учебу, а игровой интерес – познавательный. Безусловно, в
начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться
с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет
игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке
цели с максимальной эффективностью. (см. приложение)
На уроках часто использую стихи или просто рифмованные тексты.
Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, и дети,
слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые
знания. (см. приложение)
2. Методика обучения математике в специальной школе, направленных на
развитие математических способностей
учащихся
Обучение – это прежде всего дифференцированный процесс. Обучение в
каждом конкретном классе индивидуально и зависит от состава класса. Поэтому
учителя, работающие в этих классах, творчески подходят к методике обучения
и зачастую некоторые особенности методики носят индивидуальный характер.
Рассмотрим некоторые фрагменты уроков
А) с геометрическим материалом;
Б) с арифметическим материалом;
Ребят знакомят с геометрическими понятиями: прямая, луч, отрезок.
Вот как возможно это сделать, используя сказку «Путешествие точки по стране
геометрии» .
Фрагменты урока-знакомства с геометрическими понятиями: прямая,
луч, отрезок.
- Жила-была точка. Вот она (на магнитную доску вывешивается модель
точки).
- Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию
и непременно спросит: «Как эта линия называется?»
- А какие вы, ребята, знаете линии? (Кривые, прямые, ломаные).
- Подумала однажды точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду
жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!». Сказано-
сделано (на доске прямая). Вышла точка на прямую и пошла по этой
прямой (учитель передвигает по этой прямой точку). Шла-шла по прямой
линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду
идти? Скоро ли конец прямой?» Засмеялась прямая: «Эх ты, точка! Ведь
ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?»
- «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла не в ту
сторону».
- «И в другую не будет конца. У прямой линии совсем нет концов».
- А вы, ребята, где в жизни могли видеть прямую без конца и без края?
(Рельсы, провода). Посмотрите, и наша прямая не имеет конца. Я могу её
продолжить (учитель показывает). Давайте начертим прямую у себя в
тетради, только вся она у нас не поместится, начертим её часть. А что
же наша точка?
- «Как же быть?»,- спрашивает она. «Что же мне так и придётся идти,
идти и идти без конца?».
- «Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай позовём на помощь
ножницы»,- сказала прямая.
- «Давай позовём. А зачем нам ножницы?».
- «Сейчас увидишь». Тут, откуда ни возьмись, появились ножницы ,
щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую (учитель
имитирует разрезание прямой).
__________________| |________|_____________
- «Ура!»,- закричала точка. «Вот и конец получился! Ай, да ножницы!
А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
- «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.
______________| |_________|__________| |__________________
- «Как интересно!»,- воскликнула точка.
- «Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой
стороны – конец. Как это называется?»
- «Это отрезок»,- сказали ножницы. «Теперь ты, точка, на отрезке
прямой».
- «Отрезок прямой, отрезок прямой»,- с удовольствием повторила точка,
прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
- Давайте и мы начертим в тетради две точки. Приложите к ним линейку и
соедините точки прямой линией. Получился отрезок. Начертите ещё
отрезки. (ученики чертят разные отрезки: по длине, расположению на
листе). К доске вызываются ученики начертить свой отрезок.
Хором повторяют название – «отрезок».
- Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на отрезке! Но
прямая мне тоже нравится. Жаль, что её не стало. Ведь теперь вместо
прямой есть мой отрезок и ещё два этих…. - не знаю как их назвать.
Тоже отрезки? (Как вы, ребята, думаете?- Нет. У отрезка 2 конца).
- Нет,- ответили ножницы. Ведь у них конец только с одной стороны, а в
другую сторону нет конца. И называется это по-другому.
- А как они называются?
- Лучами.
Это луч. И это луч.
____________________| |______________________
- А! – радостно сказала точка. – Я знаю почему они так называются. Они
похожи на… (А кто скажет на что похожи эти лучи?) – солнечные лучи.
- Да, - подтвердили ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут
от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути.
Например, Землю, Луну или спутник.
- Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча.
Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.
- Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и
лучом? (общее – все прямые). Отрезок и луч имеют конец, только отрезок
– два конца, а луч – один. У прямой конца совсем нет.
Далее следуют задания на закрепление.
Теперь рассмотрим фрагмент урока на арифметический материал.
Тема: «Сложение и вычитание круглых десятков».
(40+20);(50-30)
На доске десятки (полоски, содержащие 10 квадратов)
40+20
Учитель на доску выкладывает 4 полоски.
Учитель: сколько десятков на доске?
Ученик: четыре.
Учитель: какое это число?
Ученик: 40.
Учитель добавляет ещё 2 полоски в другую сторону доски.
Учитель: Добавлю ещё десятки. Сколько на доске?
Ученик: 2.
Учитель: какое число?
Ученик: 20.
Учитель: а теперь нам нужно узнать сколько десятков и тут
(показывает на 4 десятка) и тут (на 2 десятка) вместе. Как это сделать?
Ученик: сложить 4 десятка и 2 десятка.
Учитель: записывает 4 десятка+2 десятка=6 десятков
40+20=60. Что общего в числах 40,20,60?
Ученик: 0 – единиц.
Учитель: Я могу ещё по-другому записать этот пример - в столбик.
Посмотрите, как я это делаю. Пишу десятки под десятками, единицы под
единицами. Складываю. Начинаю с единиц. Складываю единицы: 0 единиц+0
единиц=0 единиц. Складываю десятки: 4 десятка+ 2 десятка= 6 десятков. Читаю
ответ: шестьдесят.
Аналогичный приём используется при сложении двузначных чисел, из
которых одно оканчивается 0, 34+20 и сложение двузначного и однозначного
числа 34+2. А также при сложении и вычитании двузначных чисел без перехода
через десяток (например, 42+53, 28-12).
Иная запись в столбик используется при сложении двузначного числа с
однозначным и двузначного с двузначным с переходом через десяток. Например,
26+4. Пишу десяток под десятком, единицу под единицей.
Пишу 4 под 6. Складываю единицы, 6+4=10. Записываю 10. Под десятком
переписываю 2. Складываю. Получаем 30. Такая запись в столбик оформляется
для того, чтобы избежать ошибок при получении двузначного числа в
результате сложения единиц и перехода десятка в свой разряд. (Этот десяток
забывается детьми).
Приведём ещё пример:
Пишу десяток под десятком, единицу под единицей. Складываю единицы.
9+3=12. Записываю 12. Складываю десятки 4+2=6. Записываю под десятками 6.
Складываю. Ответ: 72.
Заметим, что письменно выполнение действий быстро и хорошо
усваивается детьми и , вскоре, многие из них переходят у устным
вычислениям.
Для того, чтобы у детей закрепились правила в памяти нужно чаще
повторять уже ранее изученный материал. Это правило поможет и в дальнейшей
работе учителя.
Заключение
1. Возникла необходимость обучать детей в структуре школ - интернатов,
используя специальную методику проведения уроков математики.
2. Психолого-педагогические особенности детей олигофренов, отличающие их
от сверстников, требуют пересмотра подхода к обучению в этих классах,
используя специфические методики обучения.
3. Учебная деятельность организуется в форме дифференцированного подхода
к учащимся, направленная на коррекцию познавательных процессов.
4. В обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно
ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений,
навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об
окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости
от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного
уровня успешности в том или ином виде деятельности. Так, условием
будет индивидуализация процесса обучения и воспитания.
Литература
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Москва,
1973.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией
В.В. Воронковой. Москва, 1994.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 1994.
5. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и
диагностики. Москва-Нальчик, 1996
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва,
1986.
7. Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной
школе. Москва, «Просвещение». 1978.
8. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. Москва,
«Просвещение», 1996.
9. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных
детей. Москва, «Просвещение», 1969.
10. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во
вспомогательных школах. Москва, «Просвещение», 1981.
11. Соловьев И.М. Особенности познавательной
деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 1953.
12. Скаткин Л.Н. Обучение решению простых и составных арифметических задач.
Москва, 1963.
13.Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников.
Ленинград, 1964
14. Граборов А.П. Игра и ее значение в развитии ребенка. Москва, 1916.
15. Царева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся.
Начальная школа. 11.2002.
16. Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной
школе. Москва, 1983.
17. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.
Страницы: 1, 2
|