МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Система образования в Японии

    Дети широко вовлекаются в управление классом. Первые классы выбирают из

    числа учащихся наставников (тобан), которые меняются каждый день и, таким

    образом, каждый ребёнок бывает им.

    Развитию творческих способностей у детей способствует соробан - японские

    счёты. И дело не только в приобретении и расширении навыков счёта в уме,

    усиливается концентрация умственной деятельности, Поэтому изучение соробана

    является обязательным для учеников третьего и четвёртого класса начальной

    школы.

    Ещё одним аспектом в стратегии социализации со стороны учителей начальной

    школы является формирование ребёнка как цельной личности. На занятиях,

    посвященных размышлению и самокритике, которые являются обязательной частью

    программы в большинстве классов, дети обсуждают, что им нравится и не

    нравится в школе, отмечают случаи своего плохого поведения, качество

    выполнения индивидуальных и групповых задач.

    Таким образом, мы видим, что учитель выполняет множество ролей и несёт

    ответственность не только за обучение, но и за дисциплину детей, за

    проведение свободного времени учащимися, за множество других задач, которые

    в других культурах никак не связывают с понятием “обучения” и

    рассматривается как обязанность родителей или других структур. Поэтому

    японское государство проводит политику строго отбора выпускников вуза при

    назначении на должность учителя. В отличие от других стран, для того, чтобы

    стать учителем государственной школы, японский гражданин должен получить

    диплом учителя и пройти экзамены назначения учителем. Однако, “Япония -

    единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты

    чиновников местных органов власти. ”9.

    Ещё одной особенностью образовательной системы в среднем звене является то,

    что в учебном плане отсутствуют систематические курсы химии, физики,

    биологии, географии, истории. Вместо них изучаются систематические курсы

    естествознания и обществознания (однако, в новых программах уже

    предусматривается их дифференциация).

    Наиважнейшей особенностью начального и среднего образования в Японии

    является понятие “кокоро”. Для каждого японца “кокоро” означает идею

    образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует

    формированию характера человека. На русский язык “кокоро” можно перевести

    как сердце, душа, разум, менталитет, гуманизм. Всё японцы убеждены, что

    наиважнейшей, объективной основой образования в начальной и средней школах

    является обогащение детей “кокоро” и в меньшей степени знаниями и умениями

    (в отличие от более унифицированной старшей школы, где акцент делается на

    передачу необходимых для поступления в вуз академических знаний). В

    содержании понятия “кокоро” включается следующая проблематика: уважение к

    человеку и животным, симпатия и великодушие к другим людям, поиск истины,

    способность чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем,

    сохранять природу, вносить вклад в развитие общества. Данный принцип

    пронизывает содержание всех программ, предметов, рутинную ежедневную жизнь.

    2. Особенности системы школьного образования в Японии

    Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится

    на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения

    родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум,

    установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет

    требуется знать гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого

    иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. К тому же

    каждый из иероглифов имеет несколько вариантов чтения и произношения.

    Помимо иероглифов, в японском языке употребляются две буквенные слоговые

    азбуки по 48 знаков каждая, а также латинский алфавит. Немалых усилий

    требует и изучение истории своей страны. Ведь в Японии по сей день

    официальное летосчисление ведется не по европейскому календарю, а по годам

    правления императоров. Эти названия условных исторических эпох обозначаются

    иероглифами, нередко архаичными, которые также надо заучить. За шесть лет

    жизнерадостные крепыши успевают сильно перемениться.

    Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться,

    но теперь уже в другую, необязательную школу, но крайне необходимую для

    перехода на следующую ступень средней школы и в университет.

    Эти школы называются "дзюку", в переводе - "школа мастерства", но

    правильнее было бы сказать - "репетиторская школа". Там специально нанятые

    учителя еще раз обьясняют детям то, что уже было сказано в школе днем,

    добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене.

    Первые "дзюку" появились в Токио в XVII веке. Их открывали мастера

    живописи, традиционной каллиграфии, искусства владения мечом. В каждой из

    них обучалось несколько дворянских юношей, и занятия проходили спокойно, в

    созерцательном восточном духе.

    Нынешние репетиторские школы избавлены от перенаселенности государственных

    школ (где в одном классе занимаются до 40-45 учеников), от казенщины и

    отчужденности в отношениях между школьниками и учителями. И если раньше

    учеба в "дзюку" требовалась для поступления лишь в самые лучшие

    университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.

    В "дзюку" занимаются ученики от трех до восемнадцати лет, их посещает одна

    шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие.

    Даже если бы месячная оплата посещения "дзюку" была выше нынешней - около

    20 тысяч иен при средней зарплате 300 тысяч, - то родители без ропота

    сносили бы и ее: здесь не принято жалеть деньги на учебу детей, и такой

    способ вложения капитала считается самым надежным.

    Годовой доход всех "дзюку" составляет немыслимую сумму в триллион иен,

    сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире

    нет.

    Учебный год в Японии - самый, наверное, длинный: 240 дней. И несмотря на

    это, преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены

    сидеть над учебниками еще по 5-6 часов в день. Увильнуть невозможно.

    Бдительные родительницы, охваченные маниакальным стремлением определить

    своих детей в университеты, непременно престижные, не позволят чадам

    подняться из-за стола, пока вся домашняя работа не будет выполнена.

    Попытаться ввести японских матерей в заблуждение - напрасный труд. Они не

    хуже самих школьников знают, что и сколько задано на дом, и не хуже

    учителей могут определить, полностью и правильно ли решена задача по физике

    или вызубрен параграф из курса географии. Нынешних мам недаром прозвали

    "кеику мама" - "мама, одержимая образованием". Такая мама не остановится

    перед тем, чтобы пойти в школу, когда заболел ребенок, сесть за его парту и

    дословно записать обьяснения учителей по всем предметам. Дома она заставит

    ребенка выучить все "назубок".

    Японские семьи живут тесно. Родители с их разговорами, телевизор, возня

    братьев или сестер мешают заучивать наизусть. Выход из ситуации был найден

    удивительно прагматичный и бесчеловечный. Промышленность выпустила

    разборные деревянные ящики в рост сидящего человека с партой и

    электрической лампой внутри - этакие наглухо изолированные от внешнего мира

    одиночные камеры. Отпирается только снаружи: не вызубрил - не выйдешь.

    В стране помимо государственных школ действует неширокая сеть частных, в

    которых вообще нет переводных экзаменов от первого класса до последнего, и

    родители, желающие уберечь своих детей от стрессов и перегрузок, могут

    отдавать их туда. Однако мало кто пользуется услугами этих школ,

    большинство предпочитает с малых лет бросать детей в пучину конкурентной

    борьбы. Ведь в японском обществе ценят только деловые качества человека,

    воспитанные трудом, и ничто другое - ни заверения в преданности общему

    делу, ни угождение начальству, ни телефонный звонок министра - не в силах

    изменить этот стереотип.

    Японские школьники не учатся, а учат. Именно учат: исторические факты - все

    подряд по хронологической таблице; английские слова - по словарю, страница

    за страницей; названия станций на главных железнодорожных магистралях - по

    расписанию поездов: маршрут за маршрутом. На экзамене по истории Японии

    необходимо знать хронологию событий, имена императоров, предводителей

    восстаний. Но не дай Бог изложить СОБСТВЕННЫЕ предположения о причинах

    этого восстания - экзаменаторы провалят абитуриента, им нужен прилежный,

    покладистый и обязательно дисциплинированный ученик, покорно выполняющий

    задания.

    Другое дело - блеснуть на экзамене по философии, цитируя наизусть труды

    философов, например Канта. И не важно, что вы ничего не понимаете из

    написанного в "Критике чистого разума", главное, что вы без запинки

    декламируете: "В метафизической дедукции априорное происхождение категорий

    вообще было доказано их полным совпадением со всеобщими логическими

    функциями мышления".

    В 1985 году проводился опрос среди школьников. Оказалось, что 60 процентов

    из них никогда не чистили для себя даже яблока, не приготовили ужин и не

    накрыли на стол. Они зубрят по 10 часов в сутки. По самым скромным

    подсчетам, 200 тысяч маленьких японцев ненавидят школу. 30 тысяч из них

    даже отказываются в нее ходить. Cейчас ситуация изменилась ненамного.

    Учеба в японской школе - это неустанный труд. Только он поможет лучше

    конкурентов сдать очередной экзамен, поступить в более престижную школу,

    университет, а оттуда - в процветающую фирму. Но и университет надо

    выбирать уже сейчас, в школе, определив будущую специальность, чтобы за

    десятилетие успеть набрать максимальное количество баллов. Проблема

    главного жизненного выбора ложится на худые мальчишеские плечи непосильным

    грузом.

    Для девочек же, в отличие от мальчиков, двенадцать школьных лет становятся

    годами безоблачного счастья. После уроков, когда мальчишки сидят по домам

    над книжками или занимаются в "дзюку", школьницы выстраиваются у модных

    магазинов, подолгу засиживаются в кафе и чайных. Главное предназначение

    женщины, считают здесь, - это все-таки не служба, а материнство.

    Разумеется, девушка должна поработать несколько лет в коллективе, чтобы

    узнать жизнь, но только до замужества.

    Для школьниц издают специальные книжки, выпускают кинофильмы. Главная тема

    одна - самоотверженная любовь, сбывшиеся мечты.

    В старших классах для девушек отводится гораздо меньше вакансий, и у них

    еще меньше шансов поступить в престижные университеты. Правда, в Японии

    действует инициативная группа "За подлинное женское равноправие в школе",

    но, похоже, она совсем не обречена на успех, поскольку дело здесь в

    национальных традициях, которые в Японии священны. Традиции не подлежат

    изменению, как не подлежит перекрою фасон школьной формы, который

    существенно не изменялся уже более 100 лет. Для мальчиков это черные

    мундиры, в чем-то сходные с прусскими, для девочек - синие матроски.

    3. Система высшего образования

    в Японии

    В Японии высшее образоватие считается обязательным и оно как бы слито с

    системой профисионального образования. Система высшего образования включает

    в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

    . университеты полного цикла (4 года);

    . университеты ускоренного цикла (2 года);

    . профессиональные колледжи;

    . технические институты.

    В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на

    медицинском и ветеринарном факультетах - 6 лет. После окончания основного 4-

    летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в

    магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских

    вузах - 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы

    имеют уникальный в мире институт "студента-исследователя" - кэнкюсэй. Это

    значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной

    степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной

    им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го

    академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:

    . студент, который продолжает обучение в другом университете по

    соглашению с университетом, где он проходил основной курс;

    . студент-иностранец, который может быть принят в университет для

    подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без

    последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае

    студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить

    въездную визу для поступления в университет.

    Университеты ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок

    обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность

    медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов

    университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на

    таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки,

    педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой

    популярностью пользуются общественные науки.

    Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии

    ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок

    обучения в этом случае не более 3-х лет.

    Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и

    они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких

    институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры,

    связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических

    институтах готовят также специалистов торгового флота.

    В последние годы Министерство высшего образования Японии "Момбусё"

    стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального

    образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в

    стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20

    частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности

    для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том

    числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и

    частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на

    условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения.

    Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на

    такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика,

    обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям

    предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется

    на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное

    время. В случае хорошего знания японского языка студенты-“краткосрочники”

    могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза.

    Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий

    соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом

    могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-

    краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего

    обучения в вузах России.

    Для получения звания магистра студент должен закончить 2-летнее

    образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее

    положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок

    пребывания в аспирантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в

    магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он представит

    докторскую диссертацию с положительной оценкой и сдаст экзамен по

    специальности.

    4. Организация педагогического труда в Японских школах

    В японской школе учителю традиционно отводится весьма почетная роль. В

    основе этого лежит конфуцианский культ почитания старейшин. Японское слово

    учитель ("сэнсэй") в дословном переводе означает "ранее рожденный".

    Школьный учитель не только передает знания, он предстает воспитателем,

    наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути.

    Не случайно поэтому в японских школах работают в основном мужчины.

    Эмансипация постепенно захватывает и эту сферу, но до настоящего времени в

    начальной школе Японии (1-6-й годы обучения) работают более 40 процентов

    мужчин, в неполной средней школе (7-9-й годы) - 65 процентов, в полной (10-

    12-й) - 80. А что касается управления работой школы, то положения директора

    не удалось достичь и трем процентам женщин.

    Чтобы поддержать высокую престижность учительской профессии, повысить

    качество преподавания, в Японии используются различные формы материального

    стимулирования труда учителей. Впервые приступая к работе, учитель,

    окончивший учительский колледж (2-3 года обучения), зарабатывает ежемесячно

    165 тысяч иен (10 тысяч иен равняется 75 долларам США), а обладатель

    диплома университета (4 года обучения) в тех же условиях зарабатывает около

    190 тысяч иен в месяц. Но это только начальная сумма, которая увеличивается

    по мере выплаты разнообразных пособий. В течение трудовой жизни учителя

    заработная плата увеличивается примерно в два с половиной раза.

    Регулярные премии учителям выплачиваются несколько раз в год. Общая сумма

    премиальных составляет примерно половину всей зарплаты.

    Помимо того, всем учителям, имеющим семью, выплачивается ежемесячное

    пособие: без детей - 15 тысяч иен, за 1-2 детей - по 4,5 тысячи иен и по 1

    тысяче иен за каждого следующего ребенка. Если же учитель не состоит в

    браке, но содержит ребенка, он получает 10 тысяч иен.

    Учителям, работающим в районах, где стоимость жизни наиболее высока, каждый

    месяц выплачивается компенсация. В малокомплектных школах удаленных районов

    каждый рабочий день оплачивается дополнительно.

    Для тех учителей, которые имеют собственный дом или вынуждены снимать

    дорогую квартиру, выплачивается компенсация до 10 процентов месячной

    зарплаты.

    Несмотря на существующую в японской школе обязательную систему повышения

    квалификации, здесь поощряется самообразование учителей. Тем, кто по

    собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно,

    выплачивается пособие в размере около 1/10 месячного заработка.

    Поистине при таком вознаграждении труд на благо общества приобретает особую

    значимость. Вот только продолжительность рабочего дня японского учителя

    достигает порой 13-14 часов.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.