Роль воображения в игровой деятельности дошкольников
пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся
незаторможенными. Характерными для сновидения являются:
- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не
сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись,
«стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся
фантазиям;
- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;
- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна
пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она
постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться
лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые
механизмы сновидений.
Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые
получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги,
может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что
ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.
На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого
подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным
раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение
лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки
молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с
духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг
другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее
дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.
Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день –
сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон
может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго
преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском
обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных
причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из
специальной литературы.[19]
Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования
последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы
для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это
может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой
психики являются галлюцинации.
Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У
людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии
приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что
он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший
родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не
сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются
галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого
мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за
самоубийства дочери. («Русалка»):
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песке Днепра-реки зарыты,
Их рыбка одноглазка стережет.
Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под
влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки.
Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими,
громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные
поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве
алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как
эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой
горячки.
Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга
душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы
прошлых восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же
реакцию, как и реальные раздражители.
Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не
связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то
приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь
фантазии с потребностями и желаниями.[4]
Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от
бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих
образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью.
Результат такого воображения остается на уровне идеального, психического.
Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют
гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек
живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]
Вспомним Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Манилов, пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от
необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался
размышлению. Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о
благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на
берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост,
потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть
даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о
каких-нибудь приятных предметах…»[4]
Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного
построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной
деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее
развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли
(летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. Д.)д.). Необходимость
построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует
активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие
предметы и саму ситуацию игры.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на
воссоздающее, или репродуктивное и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа
предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу,
схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые
образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже
существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении
художественной литературы, при изучении географических, исторических и
других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи
фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или
слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением,
чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик.
Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение
географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось
пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку
часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек,
прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти
места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы
написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».
Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что
сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди
(речью, чертежами, схемами, знаками и пр.)
Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер,
рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины,
которая «зашифрована» условными обозначениями.
Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно
позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе.
Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других
людей. [3]
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов,
которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются
без опоры на готовое описание или условное изображение. [15]
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные
произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников,
скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь
относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского,
Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). [4]
Источник творческой деятельности – общественная необходимость,
потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре
человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для
удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность
возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и
приспособления, которые могли быстрее и лучше выполнять функции рук. Роющая
рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек
сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в
кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое
воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]
Наиболее простым предметом создания творческих образов является
агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в
том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и
соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим
приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище
быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и
голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы,
машины в настоящее время.
Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи
довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную
вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией,
когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность
состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую
вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная
область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет
некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает
их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие
приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей
мыши, электронный глаз – «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной
ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает
парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с
птицей.
Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения
(преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-
либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует
карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека
неповторимые присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает,
заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же
время это сходство относительно. Писатель юморист изображает действующее
лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно
вызвать чувство юмора.
Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от
акцентирования. Если акцентирование – подчеркивание части объекта,
заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется
на весь объект, на всю ситуацию. Например, сказки для детей «Гулливер у
лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием
широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается
мощного сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести
борьбу с целым вражеским войском. [17]
Наиболее сложный прием творческого воображения – типизация.
Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее.
Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже,
ситуации выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много раз
повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс
разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый
образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому
поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся,
конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут
тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и их
них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это –
обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к
мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания
типического образа.
Воображение является существенной составной частью творческого
процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот
или иной прием создания творческих образов используется, в зависимости от
цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от
богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение
приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцептирование,
типизация, в литературном труде – типизация. [16]
Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее,
на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной
личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение
для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет)
человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем
мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в
будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин – образ творческого
воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов» А.
Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но
всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью
человека является мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек
так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не
выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения
равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы,
служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал –
это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного
человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция
развития личности. [4]
Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая
воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в
действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д.И. Писарев писал:
«Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он не
мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и
законченной картине то самое творение, которое только что начинает
складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить,
какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить
до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и
практической жизни…» Но из стимула к действию мечта воображения может
иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую
мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от
реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его
характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты.
Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и
праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела.
Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение
своего воображения в реальной дело творчества. Их творения вводят в
реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством
произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ
мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного
существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально
изменяют действительность. [18]
Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтательность.
Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К
образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические
образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И
сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их
авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. [22]
Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во
всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|