Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению
Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению
Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н. А.
Добролюбова
КУРСОВАЯ РАБОТА
“Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению”
студентки IV курса
факультета английского языка
Цой Елены Леонтьевны
Нижний Новгород
ПЛАН
План ___________________________________________ 2
I.Введение __________________________________3-5
II. Основная часть
1. Игра и история ее возникновения ________________6-8
2. Периодизация возраста применительно к РИ _______9-11
3. Формы РИ на разных возрастных этапах __________12-15
4. Функции РИ _________________________________16-17
5. Структура РИ ________________________________18-19
6. Обучающие возможности РИ ___________________20-21
7. Требования к РИ ______________________________22
8. Методическая типология РИ в ВУЗе ______________23-26
9. Ситуация как методическая категория ____________27-29
10. Понятие “ситуативной позиции” _________________30-31
11. Ситуативная роль как методическое понятие _______32-34
12. Речевое взаимодействие на уроке иностранного языка.
Групповая форма работы ____________________35-38
III. Заключение ______________________________39-41
Литература ____________________________________42-43
I. Введение.
Критическое положение с обучением иностранным языкам в школе сегодня
очевидно. Проблема эта, конечно, многоаспектна. Она включает и подготовку
учительских кадров, и состояние методической науки, и учебники, которые
создавались в условиях застоя, когда основным критерием была идеологическая
направленность. В рассказах учителей, в их письмах, которые, в частности,
публикуются в журнале “Иностранные языки в школе”, содержится удручающая
информация о низком престиже предмета “иностранный язык” среди школьников,
о неудовлетворительной оснащенности школ учебными пособиями и средствами
обучения, об отсутствии в школах средств наглядности и фономатериалов.
Среди учителей иностранных языков немало людей, преданных своей профессии,
подлинных энтузиастов своего дела. Но их энергия часто непродуктивно
расходуется на кустарное изготовление пособий, подборку и размножение
материалов. Остро стоит проблема повышения квалификации учителей. Столь
естественная, казалось бы, форма, как стажировка в стране изучаемого языка,
для многих остается недостижимой.
Результат такого положения налицо. Выпускники нашей школы, как
средней, так и высшей, часто не могут сказать двух слов на языке, который
они “изучали” годами. (А в этом, по-моему, проблема не столько учеников,
сколько проблема методики преподавания языка и возможность его
использовать.) Наш соотечественник за рубежом - самый безъязыкий человек.
Все это отрицательно сказывается на деловых и культурных контактах, мешает
выйти из той изоляции, в которой общество пребывает десятилетиями.
Однако процессы, происходящие в современном мире, создают мощный
стимул для изменения сложившейся ситуации. Мир развивается по пути
интернационализации. Знание иностранных языков сегодня - не только
культурная, но и экономическая потребность. Это осознается во всех странах.
Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более
широкий выход на внешнеэкономическую арену, создание совместных предприятий
- повлекли за собой беспрецедентных взрыв практического интереса к
иностранным языкам.
Потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением
вызвала к жизни новые формы и методы обучения, дала толчок дальнейшему
развитию интенсивному обучению иностранному языку, основы которого были
разработаны в Болгарии доктором Г.Лозановым и получили свое продолжение в
нашей стране в трудах профессора Г.А.Китайгородской.
В настоящее время знание иностранных языков - это не только атрибут
культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в
самых различных сферах производства. Если раньше учащийся готовился к спору
с идеологическим противником, то сейчас он готовится к общению и
сотрудничеству с ровесником, заинтересованным в установлении дружеских
контактов.
В обучении иностранным языкам сложилась уникальная обстановка, когда
практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания
языков, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в
практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который
настоятельно требует научного обобщения и осмысления.
Наиболее жизнеспособным в настоящий период оказался интенсивный метод.
Отличительной чертой его является преимущественная установка на
непроизвольное запоминание (которое обеспечивается созданием на занятиях
атмосферы эмоционального подъема), сопровождение речевой коммуникации
паралингвистическими средствами, максимальным использованием ритмических и
музыкальных особенностей реплик и высказываний. В применении вышеуказанных
приемов в организации непрерывного неофициального общения на занятиях
реализуется принцип двуплановости: доминантной деятельностью учащихся
является общение, в то время как для учителя каждое занятие направлено на
достижение конкретных учебных целей. Иными словами, учащиеся не осознают,
что они учатся, в силу того, что создается сильная иллюзия реальной
коммуникации. [19,38]
Интенсивный метод, объединяющий, как это ни парадоксально, учебную
ситуацию с реальной коммуникацией, базируется на высокой мотивации общения.
Эта мотивация достигается, в частности, использованием игровых стимулов,
включенных во все виды учебных материалов. Присвоение каждому учащемуся
престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной
значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является
необходимым условием успешного обучения. Роль - маска помогает школьнику
проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в
коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те
стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием
коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение
к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к
учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства
неуверенности при говорении. [17,13]
Итак, потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным
общением, а также вышеназванные причины привели меня к выбору именно этой
темы курсовой работы, а именно: “Ролевая игра как средство интенсификации
обучения групповому общению”.
Ролевая игра - есть одна из форм организации речевой ситуации,
используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное
речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями
и игровым сюжетом. Исследование этой формы общения осуществляется в
нескольких направлениях, включающих изучение игровых форм деятельности в
детском возрасте (Д.Б.Эльконин, Н.Я.Михайленко), методическое обоснование
применения учебно-речевых ситуаций в обучении иностранным языкам
(Е.И.Пассов, В.Л.Скалкин, Г.А.Рубинштейн, Е.И.Матецкая, Г.В.Рогова),
определение ситуативной роли как методического понятия (М.Л.Вайсбурд,
М.А.Ариян), определение ситуаций речевого общения как методической
категории и как формы организации процесса обучения (А.М.Стояновский,
Е.И.Пассов), интенсивные методы обучения иноязычному общению (Л.Г.Денисова,
С.М.Мезенин, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова), обобщения опыта обучения
диалогической речи с использованием ролевой игры (Н.К.Скляренко,
Т.И.Олейник) и так далее. [4,8]
Результаты вышеперечисленных исследований и нашли свое отражение в
настоящей курсовой работе.
II. Основная часть.
1. Игра и история ее возникновения.
По моему мнению, правильным будет начать с того, что же такое игра и
как она появилась.
Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и
смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с
положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является
сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая
ситуация”.
Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций
приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и
стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая
всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. [8,3]
По М.Ф.Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее
напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает
принятие решения - как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы
обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет
говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие
возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде
всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре
все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства,
атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это
дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно
употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на
результатах обучения.
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой
напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и
действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при
этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация
реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность
используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент
неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок немедленно начинает
думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность
речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и
жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный
характер.
Таким образом, М.Ф.Стронин рассматривает игру как ситуативно-
вариативное упражнение, где создается возможность для многократного
повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к
реальному речевому общению с присущими ему признаками -- эмоциональностью,
спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. [11,3]
А всегда ли существовала ролевая игра? На этот вопрос отвечает
академик Д.Б.Эльконин. Невозможно точно определить исторический момент,
когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных
народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более
высокую ступень развития. Для нас важно установить следующее. На ранних
этапах развития человеческого общества, когда производительные силы
находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих
детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной
подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных
упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети
входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями,
принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой
ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой
деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на
уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают
одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования
ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются
некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями
(развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений,
ловкости и т.п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые
предметы. Это не деградировавшиеся упрощенные или потерявшие свои
первоначальные функции уменьшенные орудия труда, служившие для прямой
тренировки, или даже специальные предметы, изготовленные взрослыми для
детей. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При
ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще
не включены, но к которым стремятся.
Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры
положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в
результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она,
следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее
возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных
инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни
ребенка в обществе. [9,167]
2. Периодизация возраста применительно к РИ.
Анализ процесса возникновения ролевой игры привел нас к одному из
центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об
историческом происхождении периодов детства и содержания психического
развития в каждом из этих периодов. Полностью этот вопрос здесь
рассматриваться не может, поэтому представляется возможным только в самой
общей форме высказать предположение, что периоды детского развития, по-
видимому, имеют свою историю; исторически возникали и изменялись процессы
психического развития, происходящие в отдельные временные отрезки детства.
[9,63]
Сейчас же обратимся к схеме периодизации возраста, разработанной
Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу данной
периодизации положено представление о том, что любому возрасту как
своеобразному и специфическому периоду жизни человека соответствует и
определенный тип деятельности. В каждой ведущей деятельности возникают и
формируются соответствующие психологические новообразования, изменения
которых и характеризуют смену возрастных периодов. Согласно данной схеме
выделяется следующая последовательность формирования типов ведущей
деятельности:
непосредственно эмоциональное общение;
предметно-манипуляторная деятельность;
игровая деятельность;
учебная деятельность;
общественно-полезная деятельность;
учебно-профессилнальная деятельность; [8,3]
Психологические исследования показывают, что в период с 4 по 10 класс,
когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников
проходит несколько возрастных стадий. Младшему школьному возрасту, в
котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто
более ранний, дошкольный возрастной период, но также более ранняя форма
ведущей деятельности. Ей является ролевая игра. В этом возрасте, т. е. в 7-
11 лет, ведущей деятельностью становится учение. [4,9] Для этого возраста
характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в
образы. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной
учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально
положительное отношение к ней. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял
это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.
[10,40] У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в
процессе учебно-трудовой деятельности. [4,9] В подростковом периоде у
ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и
активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной
деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот
период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы,
что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. [10,53]
Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в 15-18 лет становится
учебно-профессиональная деятельность, формирование мировоззрения
(Д.Б.Эльконин) [4,9] Для этого возраста характерно устремление в будущее,
поиск смысла жизни. Старшие школьники на пороге выбора: профессии,
жизненного пути, нередко и создаваемой семьи. Поэтому для них характерна
ориентация на общество, на свою будущую роль в обществе. В то же время
усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда - повышенная избирательность
общения, его эмоциональная насыщенность. [10,95]
Все эти возрастные психологические особенности должны учитываться
учителями в процессе обучения. Такая возрастная периодизация не является
установленной раз и навсегда. Изменение условий обучения и воспитания
(обучение детей с более раннего возраста) вносит изменение в содержание
ведущей деятельности, сдвигает границы периодов развития учащихся.
Переход от одной ведущей деятельности к другой происходит в форме
взаимодействия старых и новых способов в поведении. Ранее сформированные
особенности личности сохраняются в тот период, когда появляются и активно
формируются новые личностные свойства, а в период наиболее полного развития
Страницы: 1, 2, 3, 4
|