Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже
созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития
воображения в трех стадиях:
детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого
рассудка»;
зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем
у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических
процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит
становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится
самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план
предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы
выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и
специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие
определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-
манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого
воображения детей дошкольного возраста.
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных
исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского
рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки
творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в
своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути
обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими
словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных
средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает
их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в
рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-
осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется
своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше
узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий
особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря
уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и
внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать,
соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает
манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок
уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию
карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это
период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок
связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает
воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом
изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с
воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это
кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.
Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать
новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в
развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном
возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев,
цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему
интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей
фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к
фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п.
Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как
и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором
он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность,
устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при
условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно
обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире,
а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать
знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность
оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать
у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то
и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу
школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного
материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К
этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как
произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим
новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения –
произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость
замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.
Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем
познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность
ребенка.
Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение
влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В
эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15
человек, в возрасте от 6 до 7 лет.
Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения
испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные
фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих)
способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта»
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого
воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика
активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств
– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест -
фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает,
реконструирует их.
2.1. Констатирующий Эксперимент.
Тест креативности.
1. Экспериментальный материал.
[pic]
2. Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены
геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы
получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем
дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее
пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении
фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения
пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас
интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций,
принципы воплощения идей.
3. Анализ результатов.
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа – оригинальные изображения в одном случае.
4 группа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей
группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не
только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения
изображения разными детьми.
Таблица № 1 (приложение № 1).
|Ф. И. ребенка |Круг |Квадрат |Треугольник |Группа |
| 1. Кирпос Ю. |– |– |– |4 |
| 2. Ложков И. |– |– |– |4 |
| 3. Макарова К. |– |+ |– |3 |
| 4. Сережкин Д. |– |– |– |4 |
| 5. Лисичкин С. |– |+ |+ |2 |
| 6. Пастухова И. |– |– |– |4 |
| 7. Гоев В. |– |+ |– |3 |
| 8. Стародубова О. |– |– |– |4 |
| 9. Калинин С. |– |– |– |4 |
|10. Федоров И. |– |– |– |4 |
|11. Монахов Д. |– |– |– |4 |
|12. Селиванова А. |+ |– |– |3 |
|13. Петров Д. |– |– |– |4 |
|14. Коровушкин В. |– |+ |– |3 |
|15. Зима С. |– |– |– |4 |
Общее количество оригинальных изображений: 7
Таблица № 2.
Перечень изображенных детьми предметов.
|Ф. И. ребенка |Круг |Квадрат |Треугольник |
| 1. Кирпос Ю. |колесо |портфель |дом |
| 2. Ложков И. |колобок |телевизор |елка |
| 3. Макарова К. |подсолнух |подъемн. Кран. |Косынка |
| 4. Сережкин Д. |будильник |телевизор |человек |
| 5. Лисичкин С. |Шарик |машина лег. |Колокольчик |
| 6. Пастухова И. |будильник |дом |конверт |
| 7. Гоев В. |Мяч |телевизор |пилотка |
| 8. Стародубова О. |солнце |змей |елка |
| 9. Калинин С. |Шар |дом |пирамидка |
|10. Федеров И.. |гриб |окно |дом |
|11. Монахов Д. |ромашка |часы |человек |
|12. Селиванова А. |человек |дом |елка |
|13. Петров Д. |солнце |телевизор |дом |
|14. Коровушкин В. |Яблоко |телевизор на тумб.|Елка |
|15. Зима С. |Солнце |картофель |дом |
Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4
группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются
в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек.
Констатирующий эксперимент.
[pic]
2.2. Формирующий эксперимент.
Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в
развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень
развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление,
художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие
друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать
название своей картине.
Таблица № 3 (приложение № 2)
|Ф. и. ребенка |Названия картин |Количество |
| | |названий |
| 1. Кирпос Ю. |Лес, жаркий день |2 |
| 2. Ложков И. |Полка, пляж |2 |
| 3. Макарова К. |Бумага цветная |1 |
| 4. Сережкин Д. |Торт, разные конфеты |2 |
| 5. Лисичкин С. |Водопад, летний день |2 |
| 6. Пастухова И. |Разноцветные ленты |1 |
| 7. Гоев В. |Лес, жаркий день, пляж |3 |
| 8. Стародубова О. |Канавы, пасмурный день |2 |
| 9. Калинин С. |Луна, ночь, ракета в небе |3 |
|10. Федоров И. |Самолет в небе |1 |
|11. Монахов Д. |Парк, листопад, осень |3 |
|12. Селиванова А. |Поле цветов |1 |
|13. Петров Д. |Трактор в поле |1 |
|14. Коровушкин В. |Лес, занавес, овраг, закат |4 |
|15. Зима С. |Разноцветные мелки |1 |
|Всего: | |29 |
1 человек – 4 названия 7%
3 человека – по 3 названия 20%
5 человек – по 2 названия 33%
6 человек – по 1 названию 40%
Модифицированный тест Роршаха.
Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство
изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким
либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три
типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с
каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи
могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей
выделять целое, часть из пятна.
Таблица № 4 (приложение 3)
|Ф. и. ребенка | |Количество |
| | |названий |
| 1. Юля К. |Фонтан, башня |2 |
| 2. Илюша Л. |Букет, дерево, мороженное |3 |
| 3. Кристина М. |Цветок, жук |2 |
| 4. Дима С. |Барышня |1 |
| 5. Сережа Л. |Бабочка, салют |2 |
| 6. Ира П. |Птица, рыба |2 |
| 7 Влад Г. |Божья коровка, жук |3 |
| 8. Оля С. |Заяц, медведь |2 |
| 9. Слава К. |Филин, лягушка |2 |
|10. Илюша Ф. |Куст |1 |
|11. Данил М. |Факел |1 |
|12. Алена С. |Ракета, голубь |2 |
|13. Дима П. |Паук |1 |
|14. Вадик К. |Павлин |1 |
|15. Саша З. |Перо, цыпленок, корабль, самолет |4 |
|Всего | |28 |
Саша Зима – 4 названия.
Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.
Уровни развития.
|Высокий |Средний |Низкий |
|20% |47% |33% |
Упражнение «Волшебники» (Приложение № 4)
Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагали детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача
детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого
«волшебника».
Таблица № 5
Уровни развития
|Уровни |Количество детей |% |
|Высокий |4 |27% |
|Средний |9 |60% |
|Низкий |2 |13% |
2.3. Контрольный эксперимент.
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень
развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.
Тест креативности.
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.
Таблица № 6 (приложение № 5).
|Ф. и. ребенка |Круг |Квадрат |треугольник |Группа |
| 1. Кирпос Юля |+ |– |+ |2 |
| 2. Ложков Илюша |– |– |+ |3 |
| 3. Макарова Кристина |+ |– |– |3 |
| 4. Сережкин Дима |– |+ |– |3 |
| 5. Лисичкин Сережа |+ |– |+ |2 |
| 6. Пастухова Ира |– |+ |– |3 |
| 7. Гоев Влад |– |– |+ |3 |
| 8. Стародубова Оля |+ |+ |– |2 |
| 9. Калинин Слава |+ |– |+ |2 |
|10. Федоров Илюша |+ |– |– |3 |
|11. Монахов Данил |+ |+ |+ |1 |
|12. Селиванова Алена |+ |+ |+ |1 |
|13. Петров Дима |+ |– |+ |2 |
|14. Коровушкин Вадик |– |+ |– |3 |
|15. Зима Саша |+ |– |– |3 |
Таблица № 7.
|Ф. и. ребенка |Круг |Квадрат |Треугольник |
| 1. Кирпос Ю. |Утенок |Книга |Ваза с цветами |
| 2. Ложков И. |Новог. игрушка |Портфель |Треугольник |
| 3. Макарова К. |Самовар |Окно |Гиря |
| 4. Сережкин Д. |Бабушка |Скворечник |Гриб |
| 5. Лисичкин С. |Часы |Сумка |Зонт |
| 6. Пастухова И. |Петух |Кастрюля |Колпак |
| 7. Гоев В. |Царевна |Торт |Флажок |
| 8. Стародубова О. |Снеговик |Телевизор |Стрела |
| 9. Калинин С. |Аквариум |Картина |Компас |
|10. Федоров И. |Чайник |Клетка с попуг. |Ракета |
|11. Монахов Д. |Ежик |Робот |Карандаш |
|12. Селиванова А. |Барабан |Машина |Пчела |
|13. Петров Д. |Цветок |Стол с вазой |Конфета |
|14. Коровушкин В. |Телефон |Дом |Дом |
|15. Зима С. |Звезда |Салфетка |Буратино |
Оригинальных изображений 24.
Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ
обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более
высокие показатели, оригинальных изображений 24.
Контрольный эксперимент
[pic]
Заключение.
Необходимым условием развития творческого воображения детей является
включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-
творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в
развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть:
применение художественно-дидактических игр; рисование на темы;
выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение
игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что
наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого
воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них
повысился интерес к рисованию.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично
значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь
обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более
высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы
игры, что способствует развитию творческого воображения.
Литература.
1. Брунер Д. С.
Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.
1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
2. Боровик О. В.
Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ
«Рон»» 2000. – 112с.
3. Веккер Л. М.
Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и
психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278
– 295.
4. Выгодский Л. С.
Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его
развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Выгодский Л. С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы
психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
6. Дьяченко О. М.
Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы
психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.
О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного
возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
8. Игнатьев Е. И.
О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып.
76. М., 1956.
9. Коршунова Л. С.
Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в
определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая
деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31
– 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.
10. Кириллова Г. Д.
Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное
воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
11. Карандашов Ю. Н.
Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987.
/Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.
12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И.
Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа
познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический
подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и
игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и
воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
13. Лейтес Н. С.
Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. №
4. с. 98 – 108.
14. Натадзе Р. Г.
Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. –
Тбилиси, 1972.
15. Немов Р. С.
Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных
заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский
центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение:
260 – 271.
16. Найссер У.
Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
17. Никифорова О. Н.
Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990.
/Представление и воображение: 80 – 100/.
18. Рубинштейн С. А.
Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344
– 360/.
19. Розетт И. М.
Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование
внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977.
/понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25
–78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия
протекания процесса фантазии: 229 – 270/.
20. Субботина Л. Ю.
Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития»,
1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
Страницы: 1, 2
|