Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования
| | |Январь |Март |Ноябрь |Январь | |
|Бородин Андрей |6 |7 |7 |6 |5 |6 |
|Петрова Анастасия |7 |6 |7 |6 |6 |7 |
|Гончарик Валерия |6 |6 |7 |6 |7 |7 |
|Кучерук Галя |4 |5 |6 |4 |3 |4 |
|Сякина Таня |6 |6 |7 |6 |7 |6 |
Из таблицы 2 видно, что на основе тестов, проведённых психологом не
очень значительно, но повысился уровень познавательной активности детей, их
интеллект. На занятиях дети получают не только необходимые знания, которые
стараются добывать сами, но и внимание, которое так необходимо этим детям.
Хорошо, если их желание творить будет совершенствоваться и дальше. В этом
им может помочь учитель, которому самому это интересно. На занятиях к концу
года дети стали свободно общаться, аргументировать свои ответы, искать
неординарные пути решения.
Важно, что детям нравятся занятия, они с удовольствием читают и
обсуждают художественные произведения, сравнивают, ищут сходства, стараются
понять и прочувствовать мысли и поступки героев.
Атмосфера открытости и диалога помогает им раскрыть свои чувства в
собственных сочинениях. Приложение 3.
На основе проведённых тестов психолог постарался подвести итог структуре
интеллекта тестируемых учащихся, на этой основе предложил свои
рекомендации. Эти рекомендации помогут учителю строить работу в следующем
году.
Анализ психологом репродуктивного интеллекта и творческого потенциала
приведён в таблице 3.
Таблица 3.
СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА
| |Репродуктивный интеллект |Творческий потенциал |
| | | |
|Фамилия, имя. | | |
|Бородин Андрей |6 |6 |5 |6 |7 |6 |7 |5 |
|Петрова Анастасия |5 |6 |6 |5 |6 |7 |7 |6 |
|Гончарик Валера |6 |7 |6 |6 |4 |6 |7 |5 |
Бородин Андрей
Важно, чтобы учитель не сравнивал одного с другим, так как это может ранить
ребёнка. На занятиях ценится непосредственное, живое высказывание ребёнка.
Учитель не приводит в пример сочинение одного, интерес представляет каждый
ребёнок, его переживания, мысли, чувства.
При беседах с детьми мы сделали вывод, что им нравится работать на
занятиях: индивидуально и в группах. Занятия обогащают творческий потенциал
детей, развивают их речь, мышление.
В настоящее время учителя многих школ предлагают различные методики
по работе с детьми неординарными. Учитель постоянно должен узнавать новое,
интересоваться разработками, творчески относиться к работе, выбрать
методику, близкую его взглядам и мировоззрению.
Заключение
Индивидуальная работа по развития речи, при активном включении
одарённых детей в совместную творческую деятельность повышает уровень их
самостоятельности, помогает развивать их мыслительную деятельность и речь,
способствует литературному творчеству.
Эти занятия должны проводиться в системе, которая должна быть
продумана в начале учебного года в зависимости от уровня подготовленности
учащихся.
Работа с одарёнными детьми - это сложная работа, которая должна вестись
родителями, учителями и учёными. Каждый шаг в этом направлении принесёт
пользу в будущем.
Литература
| |Бабаева Ю.Д., |Психология одарённости детей и подростков. М.: |
| |Лейтес Н.С. |Издательский центр «Академия», 1996. |
| | | |
| |Белкин А. |Неожиданная радость. // Народное образование.- |
| | |1990.- №12. |
| | | |
| |Богоявленская |Пути к творчеству.- М.,1981. |
| |Д.Б. | |
| | | |
| |Борзова В.А, |Развитие творческих способностей у детей.-Самара., |
| |Борзов А.А. |1994. |
| | | |
| |Былевская В.Н. |Развитие творческих возможностей младших |
| | |школьников.// Начальная школа.-1990.- №5 |
| | | |
| |Венгер Л.А. |Педагогика способностей.-М., 1983. |
| | | |
| |Венгер Л.А, |Программа одарённый ребёнок. Основные положения – |
| |Дьяченко О.М., |М.: Новая |
| |Агаева Е.Л. |Школа,1995. |
| | | |
| |Волина В. |Весёлая грамматика. Москва.: Знание.-1995. |
| |Голубева Э.А. |Способности и индивидуальность.-М., |
| | |1993. |
| |Занков Л.В |Избранные педагогические труды.М.: |
| | |Педагогика.-1990. |
| |Костюк Т.С. |Способности и их развитие у детей.- Киев.,1989. |
| | | |
| |Лук А.Н |Теоретические основы выявления творческих |
| | |способностей.-М., 1991. |
| | | |
| |Львова Ю.Л |Развивать дар творчества.-Киев., 1987. |
| | | |
| |Меде В. |Детская одарённость.-М.,1995. |
| |Пиорковский Г. | |
| |Матюшкин А.М. |Загадки одарённости.- М., 1993. |
| | | |
| | | |
| |Матюшкин А.М |Концепция творческой одарённости. |
| | |// Вопросы психологии.-1989..-№6. |
| | | |
| |Матюшкин А.М, |Одарённые и талантливые дети. |
| |Сиск Д.А. |// Вопросы психологии.-1988.-№4. |
| | | |
| |/под ред. |Развитие творческой активности школьников.-М.,1991.|
| |Матюшкина А.М/. | |
| | | |
| | | |
| |Рябцева С.Л |Диалог за партой.-М.: Просвещение,1989. |
| |Соловейчик С. |Педагогика для всех.-М.: Детская литература,1989. |
| | | |
| |Стрельцова Л.Е. |Литература и фантазия. М.: Просвещение.-1992. |
| |Устиненко В.И. |Игра как средство выявления творческих сил |
| | |человека.-М., 1989. |
| | | |
| |Штерн В. |Одарённость детей и подростков и методы её |
| | |исследования. М.: Просвещение.-1926. |
| |Юркевич В.С. |Светлая радость познания.-М., 1977. |
| | | |
Приложения к работе
|№ |Дата |Часы |Тема. Содержание работы |Примечание |
|1 | | |Ознакомительное. «Давайте знакомиться» |Праздничное чаепитие.|
| | | | | |
| | | | | |
|2 | | |Знакомство с понятием – речь. Речь – какая она |Чтение В.Драгунский |
| | | |бывает. Для чего человеку речь? |«Денискины расказы». |
| | | | | |
| | | | |чтение |
| | | | |А.Барто |
| | | |Беседа по технике безопасности. Путешествие в страну устной речи. |«Увлекательная речь» |
|3 | | |Репетиция кукольного спектакля.(чтение по ролям). |«Колобок» |
| | | | | |
| | | | |чтение |
| | | |Тон высказывания. «Давайте говорить друг-другу комплименты» |Пантелеев |
| | | |Репетиция кукольного спектакля. |« Две лягушки» |
|4 | | |(картина №1) | |
| | | | |чтение |
| | | |Темп и громкость. Упражнения в развитии речевого аппарата. Репетиция|Паустовский |
| | | |спектакля ( картина №2 ) |«Заячьи лапы» |
|5 | | | |«Золотая роза» |
| | | | |чтение |
| | | |Логические паузы и логические ударения. Спектакль для групп ГПД. |Сладков |
|6 | | | |«Пустыня ночью» |
| | | |В гостях у логического ударения. Главное в тексте. Опорные слова. |чтение |
| | | | |Васильев |
| | | | |«Летом на реке». |
|7 | | |Эксурсия в природу. «Золотая осень». | |
| | | | |Стихи И.Бунина |
| | | | |А.С.Пушкина об |
|8 | | |Литературные зарисовки. Изготовление «Кленового букета». |осени. |
| | | | |чтение своих |
| | | |Поездка в музей им. К.А.Тимирязева «Природа подмосковья». |миниатюр, стихов. |
|9 | | | |Песни, стихи в |
| | | |«Как много в мире удивительного!» Рассказы о впечатлениях от |дороге. |
| | | |поездки. | |
|10 | | | |чтение своих |
| | | |Стили речи. Чем отличается письменная речь от устной? |рассказов. |
| | | | | |
|11 | | | |Басни Крылова, |
| | | | |Михалкова |
| | | |Что такое текст? Тема текста. О чем бы ты хотел рассказать? Тренинг.|(прослушивание |
|12 | | | |пластинок) |
| | | | |рассказы |
| | | | |Л.Н. Толстой |
| | | |Где живет основная мысль. Широкая и узкая тема произведения. |Свои зарисовки |
| | | |Сочиняем «стихи» о снежинках. |по пословицам. |
| | | | |Е.Пермяк |
|13 | | |Литературная игра «Буриме». Рифмование. Что такое рифма. |«Первый снег». |
| | | | | |
| | | |Наблюдение: Пушкинский «язык» сказок. Чтение и распределение ролей |чтение получившихся |
| | | |сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке». |«четверостиший» |
|14 | | |Сказка народная и литературная. Костюм героя. Создание костюма. | |
| | | | | |
| | | |Юмор и сатира. Общее и различное. Смех не всегда бывает веселым. | |
|15 | | | |Тренинг |
| | | |Праздник «Осенние посиделки». |«Оденься героем, а |
| | | | |мы угадаем». |
|16 | | |Прибаутки, загадки. | |
| | | |Сочинение частушек о школьной жизни. |Сочинение |
|17 | | | |юмористических |
| | | |Выпуск газет.Статьи в газету. Составление плана газеты. |рассказов. |
| | | | | |
|18 | | |Отбор собственных рассказов, стихов рисунков в газету. |Подготовка к выпуску |
| | | | |газеты «Зеленый |
| | | | |листок» |
|19 | | |Репетиция «Сказки о золотом петушке» | |
| | | | |Макет газеты. |
|20 | | |Этикет в споре. «Не надо ссориться. Анализ ситуаций в различных | |
| | | |произведениях. |Оформление газеты. |
| | | | | |
|21 | | | | |
| | | |Учимся быть вежливыми в любом споре. Синонимы и антонимы. Репетиция | |
|22 | | |(картина «Шамаханская царица» - пробы). |чтение |
| | | |Сколько людей – столько и мнений. Разучивание песен Окуджавы «Как |Моргунов |
| | | |здорово, что все мы здесь сегодня собрались.» |«Мой друг Вовка» |
|23 | | | |Носов «Телефон» |
| | | |Экскурсия в природу «Здравствуй, зимушка – зима!» | |
|24 | | | | |
| | | |Знакомимся со сказкой поближе. «Что за чудо эти сказки!» Сказки о |Тренинг |
| | | |животных. |«Зеркало» |
| | | | | |
|25 | | |Бытовые сказки. Изготовление новогодних игрушек. «Сочиняем новые |прослушивание кассеты|
| | | |игрушки» |с песнями Окуджавы |
| | | | | |
|26 | | | |Наблюдения, |
| | | |Волшебные сказки. Репетиция «Сказки о золотом петушке» (картина |сравнение. |
| | | |«Возвращение царя») |«Волшебный конь» |
| | | | | |
|27 | | |Фантастические сказки. Сочинение Новогодних поздравлений. | |
| | | |Размышления о Новогодних сувенирах и Новогодней газете. |Прослушивание музыки |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|