МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций

    королевстве и его новом представителе.

    2. Выявление, где встречается число в предметном мире; в природе.

    Важно, чтобы в приводимых примерах это число было не случайным, а

    существенным признаком явления. Так, яблок может быть сколько угодно, но

    каждый цветочек соцветия сирени имеет 4 лепестка, хотя их огромное

    количество. На руке человека 5 пальцев, у всех собак 4 ноги и т.п.

    3. Рисование на тему числа.

    4. Лепка соответствующей цифры.

    5. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур,

    рисование, лепка их; конструирование объёмных тел.

    6. Ритмические двигательные упражнения.

    7. Преподнесение детям символических подарков сделанных воспитателем.

    При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребёнка как

    бы своё собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо

    действует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной

    реальности. Ведь когда количественные изменения рассматривались

    традиционной методике в отрыве от изменений качественных, - сам материал

    становился не интересен для детей.

    Важно понимать, что речь идёт не о произвольном сочинительстве истории,

    а о рассказывании культурного мифа о числе. Миф не менее объективная

    реальность, чем стол или стул. Никто не может выдумать миф. Он не является

    плодом индивидуального воображения. И именно этим ценен. Несмотря на

    торжество научного знания, мифы дожили до нашего времени и продолжают

    существовать.

    Упор в методике работы с детьми данного возраста делается на образном

    начале, а также сделан шаг в направлении" реабилитации" в глазах педагогов

    ассоциативного мышления, которое, как известно, является одним из

    механизмов творческого процесса. Однако, увлеченные идеалами научности,

    строгости, логичности, мы нередко забываем, что мышлению для того, чтобы

    быть по-настоящему продуктивным, необходимы такие качества, как подвижность

    и гибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить

    неожиданные аналогии и таким путём двигаться по пути познания нового.

    Говоря о развитии творческого мышления, мы часто забываем о таком важном

    его факторе, как умение образовывать ассоциации. Эта способность (в

    разумных пределах) развивается у детей данного возраста в процессе занятий

    по программе "Радуга".

    Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко (7) предлагают осуществлять математическое

    развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в

    том числе, в игре.

    В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало,

    больше, столько же), умение различать геометрические фигуры,

    ориентироваться в пространстве и времени.

    Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по

    признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).

    Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно

    на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования

    фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на

    нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Должное внимание уделено развитию речи. В ходе игры воспитатель не

    только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо

    разговаривает с детьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребёнка

    в игровую ситуацию. Педагог использует потешки, загадки, считалки,

    фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаются с помощью

    наглядных пособий.

    Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое

    отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий

    и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же

    виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана

    высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в

    детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

    Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение

    детьми определённых знаний, формирование у них количественных

    пространственных и временных представлений. Наиболее важным является

    развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные

    задачи.

    Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то,

    чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность

    тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование

    специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников

    интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной

    деятельности, общего умственного развития.

    Методика формирования элементарных математических представлений в

    системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике- одного из

    важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне

    развитой личности.

    Выделившись из дошкольной педагогики методика формирования элементарных

    математических представлений стала самостоятельной научной и учебной

    областью. Предметом её исследования является изучение основных

    закономерностей процесса формирования элементарных математических

    представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг

    задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

    - научное обоснование программных требований к уровню развития

    количественных, пространственных, временных и других математических

    представлений детей в каждой возрастной группе;

    - определение содержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к

    усвоению математики в школе;

    - совершенствование материала по формированию математических представлений

    в программе детского сада;

    - разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств,

    методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных

    математических представлений ;

    - реализация преемственности в формировании основных математических

    представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе:

    - разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров,

    способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию

    и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы

    дошкольного воспитания;

    - разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по

    развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

    Теоретическую базу методики формирования элементарных математических

    представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные,

    исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других

    наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную

    теорию, и свои источники. К последним относятся:

    - научные исследования и публикации в которых отражены основные результаты

    научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);

    - программно-инструктивные документы ("Программа воспитания и обучения в

    детском саду", методические указания и т.д.);

    - методическая литература (статьи в специализированных журналах, например,

    в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и

    родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);

    - передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по

    формированию элементарных математических представлений у детей в детском

    саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов.

    Методика формирования элементарных математических представлений у детей

    постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных

    исследований и передового педагогического опыта.

    В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно

    функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система

    по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы -

    цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим

    образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

    Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к

    выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к

    изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

    Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного

    обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать

    у них полноценные представления об отдельных математических понятиях.

    Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое

    в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным

    формированием математических представлений и логических операций. При таком

    подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка,

    но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.

    Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в

    познавательной деятельности личности, которые происходят в результате

    формирования математических представлений и связанных с ними логических

    операций. Формирование математических представлений- это целенаправленный и

    организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов

    умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

    Основная его цель- не только подготовка к успешному овладению математикой в

    школе, но и всестороннее развитие детей.

    1.2. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного

    возраста.

    Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют

    элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие

    временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм

    и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую

    математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и

    зависимости на предметах и числовом уровне.

    Объём представлений следует рассматривать в качестве основы

    познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы

    технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых

    дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно.

    Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной

    самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых

    воспитателем познавательных развивающих играх.

    Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения

    ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки,

    перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия

    принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию,

    направляет процесс её развития, способствует получению результата.

    Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к

    умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики" , "Уголки",

    "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-

    хамелеон" и другие.

    Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку

    вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств,

    установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства

    и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции,

    относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки

    Кюизенера), модели и другие.

    Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них

    умений и способностей:

    - оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять

    простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

    - сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять

    закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений,

    стремиться к творчеству;

    - проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или

    выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

    - рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со

    взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического )

    действия.

    Основные представления, познавательные и речевые умения, которые

    осваиваются детьми 4-5 лет в процессе овладения математическими

    представлениями:

    СВОЙСТВА.

    Представления.

    Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий,

    низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий) ; по

    массе (тяжёлый, лёгкий); по глубине(глубокий, мелкий); по объёму (большой,

    маленький).

    Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал,

    прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

    Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.

    Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный. Логические связи между

    группами величин, форм: низкие, но толстые; найти общее и различное в

    группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм.

    Связи между изменениями(сменой) основания классификации (группировки) и

    количеством полученных групп, объектов в них.

    Познавательные и речевые умения. Целенаправленно зрительно и осязательно

    двигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы с целью

    определения формы. Попарно сравнивать геометрические фигуры с целью

    выделения структурных элементов: углов, сторон, их количества.

    Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера

    предметов, геометрических фигур. Самостоятельно называть свойства

    предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких

    свойств, как форма, размер; группировать их по признакам.

    ОТНОШЕНИЯ.

    Представления.

    Отношения групп предметов: по количеству, по размеру и т.д.

    Последовательное увеличение(уменьшение) 3-5 предметов.

    Пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других

    объектов, в движении в указанном направлении; временные- в

    последовательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени:

    сегодня, вчера и завтра.

    Обобщение 3-5 предметов, звуков, движение по свойствам - размеру,

    количеству, форме и др.

    Познавательные и речевые умения. Сравнивать предметы на глаз, путём

    наложения, приложения. Выражать в речи количественные, пространственные,

    временные отношения между предметами, пояснить последовательное увеличение

    и уменьшение их по количеству, размеру.

    ЧИСЛА И ЦИФРЫ.

    Представления.

    Обозначение количества числом и цифрой в пределах 5-10. Количественное и

    порядковое назначение числа. Обобщение групп предметов, звуков и движений

    по числу. Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов,

    тем большим числом они обозначаются; сосчитывание как однородных, так и

    разнородных предметов, в разном расположении и т.д.

    Познавательные и речевые умения.

    Сосчитывать, сравнивать по признакам, количеству и числу; воспроизводить

    количество по образцу и числу; отсчитывать.

    Называть числа, согласовывать слова-числительные с существительными в

    роде, числе, падеже.

    Отражать в речи способ практического действия. Отвечать на вопросы: "Как ты

    узнал, сколько всего?"; "Что ты узнаешь, если сосчитаешь?"

    СОХРАНЕНИЕ (НЕИЗМЕННОСТЬ) КОЛИЧЕСТВА И ВЕЛИЧИН.

    Представления.

    Независимость количества числа предметов от их расположения в пространстве,

    сгруппированности.

    Неизменность размеров, объёма жидких и сыпучих тел, отсутствие или

    наличие зависимости от формы и размера сосуда.

    Обобщение по размеру, числу, по уровню наполненности одинаковых по форме

    сосудов и т.д.

    Познавательные и речевые умения зрительно воспринимать величины,

    количества, свойства предметов, сосчитывать, сравнивать с целью

    доказательства равенства или неравенства.

    Выражать в речи расположение предметов в пространстве. Пользоваться

    предлогами и наречиями: справа, сверху, от..., рядом с..., около, в, на, за

    и др.; пояснить способ сопоставления, обнаружения соответствия.

    АЛГОРИТМЫ.

    Представления.

    Обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия,

    зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой). Использование

    простейших алгоритмов разных типов (линейных и разветвленных).

    Познавательные и речевые умения. Зрительно воспринимать и понимать

    последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на

    направление, указанное стрелкой.

    Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала; потом; раньше; позже;

    если..., то.

    Пятилетки проявляют высокую познавательную активность, они буквально

    забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя

    предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными

    обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме,

    величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей;

    осваивают счёт.

    Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на

    творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим.

    Индивидуальный подход воспитателя поможет каждому ребёнку проявить свои

    умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

    1.3. Психолого-педагогические основы развития математических представлений

    у детей 4-5 лет.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.