МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие чувств младших школьников средствами фольклора

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Семь бед – один ответ.

    Семеро с ложкой, один с сошкой.

    Работу с пословицами провожу и на уроках русского языка, например, при

    закреплении глаголов 2-го лица единственного числа (один и камень не

    поднимешь, а миром и город передвинешь); при написании безударных гласных,

    проверяемых ударением (март с водой, апрель с водой); при написании парных

    звонких и глухих согласных, безударных гласных (и у берёзки слёзки текут,

    когда с неё кору дерут).

    Практически работу с пословицами провожу по всем предметам. Дети

    собирают пословицы, отыскивая в книгах ,записывают со слов взрослых, затем

    оформляют книжки – малышки». (4;22)

    Поколение сменяет поколение. Постепенно и песня забудется, а удачное

    выражение живет в языке как безымянное.

    В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над

    человеком, мудрость народа.

    Затаив дыхание, слушают дети сказки. Первых слов сказка вводит их в свой

    неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди

    понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их

    подстерегают опаснейшие испытания- борьба с чудовищами. Переходы через

    огненные реки и другое.

    «Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё

    более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна

    ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность,

    развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с

    русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель рассказывает эту сказку,

    потом задаёт вопросы:

    -Понравилась ли вам сказка? Что запомнилось? В чём основной смысл

    сказки? (Ответы детей).

    Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу:

    -Какой в сказке изображена лиса? А какими они показаны в других сказках?

    (Дети отвечают, что лиса хитрая, умная, а волк злой и глупый).

    Важный этап при работе со сказками – это подготовка к пересказу, близкому

    к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Поэтому

    ученикам учитель начальных классов предлагает задания, которые раскрывают

    особенности языка сказки, например:

    1. Как начинается сказка?

    2. Найдите выражения, которые вы встречали в других сказках. Объясните,

    что означают выражения; ни в сказке сказать, ни пером описать (очень

    красиво); долго ли, коротко ли (неизвестно когда); пир на весь мир

    (обильное, весёлое угощение).

    3. Найдите повторы близких по смыслу слов (жили – были, в путь – дорогу,

    крепко – накрепко).

    4. Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок: трава…(шёлковая),

    лес…(дремучий), ведьма…(злая).

    5. Замените выражения оборотами из сказок; быстро-(во

    весь дух), никуда не отходит-(ни на шаг).

    При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное

    чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже

    осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его

    неповторимость». (8;47)

    «Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко

    восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир

    повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во

    дворе, на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по

    дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных

    определяющих чертах:

    Ай, качи – качи – качи,

    Пекла баба калачи…

    * * *

    Ножки, ножки,

    Куда вы бежите?

    -В лесок по мошок:

    Избушку лишить,

    Чтоб не холодно жить.

    Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот,

    собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид

    – всё является предметом внимания. Ко всему живому – уважительное

    отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко – мурлышко, курочка –

    рябушка, гуля – голубок, паучок – тоненькие ножки.

    Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук,

    движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия

    как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть – чуть

    нелепы:

    -Куда, заинька, бежишь?

    Куда, серенький, спешишь?

    -К медведю на свадьбу.

    Медведь-то мне дядя.

    А медведица-тетка». (1;94)

    «Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное

    передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, стишков и песенок.

    При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность

    слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Ненила хвалит

    сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо так

    «ловко», что оно тут же и рассыпалось. Вот Фома выбрал курицу в качестве

    средства передвижения, а Тимочка решил прокатиться на кошке. Ученик может

    посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие».

    (9;95)

    Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках,

    посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать

    друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков

    учитель может разучить с ними русские народные игры «Горелки», «Каравай»,

    «Лапта», «Садовник»,и другие. А как же здесь обойтись без считалки?

    Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру.

    «Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и

    сама она становится игрой, соревнованием.

    На золотом крыльце сидели

    Царь, царевич,

    Король, королевич,

    Сапожник, портной,

    Скажите, пожалуйста:

    Кто вы такой?

    Говори поскорей,

    Не задерживай добрых

    И частных людей!

    Последний, на кого пришёлся счёт, должен ответить, например: «портной!»

    или «царь!» – и считалка снова произносится, но не до конца, а только до

    этого слова. Ответить нужно сразу («Говори поскорей!»). Каждый, конечно,

    старается сообразить, сосчитать, какое слово надо сказать, чтобы самому

    выйти». (1;103)

    Ребята всё время сочиняли и сочиняют новые считалки, иногда даже из книг

    их бегут, из каких-то стихотворений.

    Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком

    случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек,

    родителей и детей, внуков и правнуков.

    Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети

    параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые

    слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок,

    составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру

    устного - народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество

    русского народа» можно провести обобщающие уроки уроки-праздники, чтобы

    дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи,

    верования.

    «В 1классе предлагается провести праздник встречи весны. День сорока

    мучеников 9 марта носит название сорок на языке народа. Сороки с полным

    основанием можно назвать детским праздником. Накануне женщины месят из

    ржаной муки тесто и пекут «жаворонки» с хохолком и крылышками. Утром в день

    праздника раздают их детям. К этому празднику дети собирают сказки,

    загадки, пословицы, поговорки о весне, оформляют книжки-малышки о весне,

    разучивают песни, учат заклички и считалки, разучивают игры. На уроках

    труда делают фигурки птиц из картона, фанеры, прибивают их к шестам.

    Оформляют комнату: украшают рисунками о весне, рисунками дымковских игрушек-

    птиц, вышитыми рушниками, пословицами о весне, птицах». (7;109)

    Из опыта В.А.Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната

    №10,ст.Унеча,Брянской области.

    «Праздник начинался с заклички о весне. Пели песни о весне. Девочки

    исполняли русскую народную песню «Посев льна». Затем на празднике звучала

    хороводная песня «Приглашение на улицу». Дети слушали в грамзаписи русскую

    народную песню «Галочка-ключница»,записанную в Севском районе Брянской

    области. Первый раз звучал музыкально-шумовой оркестр мальчиков. И в

    заключение праздника пили чай с печеньем и различного вида кондитерских

    изделий с изображением птиц. Их пекли родители детей.

    Во 2классе подготовили и провели праздник урожая-осенины. Праздник

    начался с заклички. Ребята звали осень с «обильными хлебами», «листопадами

    и дождём». Затем они чествовали молодых жней «с золотыми серпами»,пели

    хороводные песни о «земелюшке», «ржице зернистой», «пшеничке колосистой».

    Инсценировали сказку «Мужик и медведь». Задорно звучали частушки. Девочки

    исполнили русские народные песни «Я на горку шла», «На лугу». Не обошлось

    на празднике без танцев, русской кадрили.

    В 3классе мы подготовили праздник «На широкой русской масленице». Дети

    были уже повзрослее. При проведении праздника выделили три основных

    момента: встречу, разгул и проводы масленицы. Принимая участие в празднике,

    дети с удовольствием работали, проявляли полнейшую активность, их

    переполняло радостное чувство.

    Ни одного ученика не было в стороне от подготовки к празднику.

    Праздник получился весёлым - с песнями, прибаутками, играми, частушками,

    инсценированием сказок, выступлением музыкального ансамбля мальчиков.

    Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни ребят. На

    лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость от встречи с

    прекрасным. Состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа.

    Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному

    краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры». (4;23)

    «В эстетическом воспитании младших школьников исключительно важная роль

    принадлежит курсу природоведения. К.Д.Ушинский писал: «Природа – ничем не

    заменимый источник прекрасного». В.А.Сухомлинский считал, что открытия

    детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными

    жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей

    иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки.

    Обзор научно-методической литературы и периодических изданий по методике

    природоведения показал, что загадки широко используются на уроках.

    Для установления влияния различных загадок на развитие эстетических

    чувств у младших школьников на уроках природоведения был проведен

    педагогический опыт на базе двух третьих классов и одного четвёртого школ

    Калининграда. В основу исследования положен метод опроса. Загадки

    подбирались парами на каждое животное или растение. Ученики первого

    варианта составили загадки, которые были записаны на уроках; второго

    варианта – специально подобранные, более образные и увлекательные.

    Пример. 1вариант.

    Лез Мартын через тын.

    Сам пролез, а голову на тыну оставил.

    (Тыква).

    2вариант.

    Жёлтая, а не репа,

    Круглая, но не солнце,

    С семечками, но не подсолнух.

    (Тыква).

    Детям нужно было ответить на следующие вопросы:

    1. Какая из загадок точнее передает признаки или свойства отгадки?

    2. Какая из двух загадок нравится и почему?

    3. Какое чувство ты испытал, когда услышал загадку?

    91% детей отметили загадки второго варианта, как более точно передающие

    признаки отгадки. Большинству школьникам (89%) понравились загадки второго

    варианта, 9%-первого варианта и 2%-не смогли определиться. Дети, которым

    понравились загадки второго варианта испытали «хорошее настроение»(94%),

    «радость»(73%), «веселье»(71%). Ребята, которым больше по душе были загадки

    первого варианта чувствовали «хорошее настроение»(12%), «ничего

    особенного»(88%).

    Единодушное признание того, что загадки второго варианта нравятся прежде

    всего потому, что в них понятные слова подчёркивают лексическую значимость

    слова, его важность в чувственных и логических познаниях окружающей

    действительности. Отсюда вытекает, что загадки , хорошо отражающие свойства

    отгадываемого предмета, несут колоссальную познавательную функцию, ибо

    осмысленный материал легче закрепляется.

    Высокий процент учащихся, отметивших, что загадки второго варианта ещё

    нравится и потому, что в них красивые слова, они лиричные и сказочные,

    указывает на эстетическую функцию загадок, где воспитание входит в область

    духовных ресурсов природы». (11;39)

    «Как не вспомнить великого педагога К.Д.Ушинского, который смотрел на

    загадку как на «картинное описание предмета», веря, что живая и интересная

    она прочно заляжет в памяти ребёнка, увлекая за собой все привязанные к ней

    объяснения». (10;22)

    «Результаты эмоциональных реакций учащихся на загадки обоих вариантов

    показывают, насколько сильное воздействие на психику основной массы детей

    оказывает слово и эмоциональный фон произведения. Память об этой психо –

    физиологической особенности детского организма, учитель должен вводить в

    учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорной системы,

    способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности. Итак,

    результаты опыта позволяют заключить:

    1. К подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка, в которой

    отгадываемый образ представлен чётко, ярко, образно, даёт большие

    возможности для развития воссоздающего воображения, и наоборот

    -загадки, отражающие объекты природы невыразительно, неточно, на

    способствуют таковому, так как опыт ребят мал и превалирует в нём

    чувственное восприятие мира.

    2. Живописные и ритмические загадки духовно ближе детям. Они вводят

    школьника в эстетическую сферу природы, учат мыслить художественными

    образами, обогащают словарный запас ребёнка чудесным языком.

    Спектр чувств, возникших у ребят на услышанные загадки, говорит о том, что

    эмоционально окрашенные загадки могут превратить природоведение в уроки

    эмоциональной культуры и воспитания чувств». (11;40)

    Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить. Таким образом,

    использование элементов народного творчества помогает открыть учащимся

    «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их

    души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению,

    саморазвитию.

    Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки

    – воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание

    труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных

    отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

    Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко

    используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение,

    но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

    Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не

    только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы

    творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не

    дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний.

    Пережитые знания становятся убеждениями.

    Заключение.

    Итак, в нашей работе мы пришли к следующим выводам:

    1. Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение

    человека. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств,

    свойств и оттенков. Выделяют три вида высших чувств человека: нравственные,

    интеллектуальные и эстетические.

    Среди нравственных чувств, активно формирующихся в младшем школьном

    возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным,

    чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма,

    трудолюбия.

    Интенсивно развиваются в школьном возрасте интеллектуальные чувства,

    что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью.

    Развитию эстетического чувства у младших школьников помогает познание

    качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей – их

    красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.

    Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается

    воспитывать у них любовь к Родине – России, к её бессмертному поэту –

    русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащать словарный

    запас учащихся.

    Пословица -прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у

    детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения; век живи, век

    учись; жить- Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.

    Сказка очень нужна ребёнку, потому что она укрепляет моральные чувства,

    будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические

    чувств.

    При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное

    чтение, словесное рисование, инсценирование сказки.

    Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему

    почувствовать его неповторимость. Фольклорная прибаутка предлагает учащимся

    увидеть смешное в жизни и научиться это смешанное передавать в слове. Юмор

    нелепых положений вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет

    серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться,

    смешно ему или нет.

    3. Фольклорные праздники являются большими и радостными событиями в жизни

    ребят. На лицах детей можно увидеть удовлетворение и радость от

    встречи с прекрасным. Состоится подлинное общение детей с искусством

    своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма,

    привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и

    этической культуры.

    Спектр чувств, возникающих у младших школьников на эмоционально –

    окрашенные загадки могут превратить природоведение и другие уроки в уроки

    эмоциональной культуры и воспитания чувств.

    4. Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни,

    сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле,

    понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях,

    о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

    5. Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не

    только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках

    атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не

    самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения

    знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.